Введение
Одной из важных составляющих экономической сферы местного самоуправления является муниципальная собственность, которая, в свою очередь обеспечивает определение и реализацию политики управления. В современных условиях развития российской экономики особое внимание уделяется нормативно-правовому регулированию земельно-имущественного комплекса, поскольку от правильности решений, принимаемых государственными и муниципальными органами власти, зависит развитие как отдельно взятого региона, так и страны в целом.
Цель исследования – на основе анализа опыта управления имущественно-земельным комплексом города определить особенности его эффективного использования.
Материал и методы исследования
Материалами исследования являются законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Правительства Республики Крым и Администрации Муниципального образования городского округа (далее – МОГО) Симферополь, научные исследования российских ученых и практиков в области использования земельных и имущественных ресурсов, а также доклады о социально-экономическом развитии органов местного самоуправления, статистические сборники. Использовались следующие методы исследования: описание, количественный и качественный анализ, с применением методов группировки, выборки, сравнения и обобщения.
Результаты исследования и их обсуждение
На развитие городской среды значительное влияние оказывает развитие системы земельно-имущественных отношений. С целью эффективного управления земельными ресурсами государства в целом, регионов и муниципальных образования необходимо рассматривать территорию не просто как совокупность земельных участков и объектов капительного строительства, а как земельно-имущественный комплекс.
Муниципальная собственность является одной из важнейших составляющих, влияющих на экономические результаты деятельности органов местного самоуправления. Сведения о состоянии имущественного комплекса являются индикатором для разработки направлений государственной и муниципальной политики, а также ее последующей реализации. Благодаря эффективному использованию муниципальной собственности, обеспечиваются интересы населения, проживающего на территории муниципального образования.
Местные органы государственной власти ставят перед собой задачи эффективного распоряжения муниципальной собственностью: имуществом (движимым и недвижимым, в т.ч. зданиями, сооружениями); предприятиями и организациями и их финансовыми ресурсами.
Понятие «имущество» охватывает совокупность активов, дающие субъекту хозяйствования возможность осуществления определенной хозяйственной деятельности [1].
В настоящее время нормы законодательства Российской Федерации не содержат понятие «земельно-имущественный комплекс». Вместе с этим, в Гражданском Кодексе РФ как земельно-имущественный комплекс рассматривается предприятие. Так, предприятие состоит из всех видов имущества, необходимого для его деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция и т.д., что позволяет характеризовать предприятие как имущественный комплекс в целом [4].
Характерной чертой земельно-имущественного комплекса является наличие объектов недвижимости. К объектам недвижимости относятся: здания, сооружения, жилые/нежилые помещения; промышленные, производственные, энергетические здания; инженерные сооружения (линейные, площадные, высотные и т.д.) объекты незавершенного строительства. Каждый объект имеет соответствующее назначение. Например, жилая, нежилая, общественная недвижимость; сельскохозяйственное, производственное помещение.
Таким образом, земельно-имущественный комплекс – интегральное понятие, которое можно представить как совокупность земельных ресурсов и других объектов недвижимости (имущества), находящихся на общей территории, имеющие определенное функциональное назначение и обеспечивающие устойчивое развитие региона.
Составляющие земельно-имущественного комплекса можно объединить в следующие составляющие:
«Земельно-имущественный комплекс = Земля + Объекты недвижимости (здания, сооружения) + Инженерные сооружения + Имущественные права/ограничения + Субъект права + Субъект управления» [5].
Исходя из вышеуказанного, земельно-имущественный комплекс представляет совокупность пространственно-временных условий, характеризующийся социально-экономической и экологической направленностью, основой которого находится земельный участок, а прочими активными элементами являются индивидуумы и социальные группы как субъекты управления и права. Он включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье, продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства и др.
По критерию форм собственности земельно-имущественный комплекс делится на:
− земельно-имущественный комплекс субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: земельные ресурсы, участки, объекты недвижимости, находящиеся в собственности субъектов РФ и муниципальных органов власти;
− земельно-имущественный комплекс локального уровня, включающий имущество (активы): участки, находящиеся в собственности юридических лиц и используемые для ведения предпринимательской деятельности и получения финансовой выгоды [9].
Согласно Гражданскому Кодексу РФ муниципальное имущество включает [4]:
− имущество муниципальных предприятий и учреждений (муниципальные предприятия, работающие на основе самофинансирования и приносящие доход в бюджет; предприятия транспорта, ЖКХ и т.д.; муниципальные учреждения культуры, спорта);
− имущество казны муниципального образования (средства местного бюджета и муниципальные внебюджетные фонды; имущество органов местного самоуправления; прочее движимое и недвижимое имущество).
При изучении сущности категории «имущественно-земельный комплекс» необходимо установить отличия между понятиями «имущественный комплекс» и «имущественно-земельный комплекс» (таблица 1).
Необходимо отметить, что до сих пор не сформировано единого подхода к определению сущности вышеуказанных категорий как в научном сообществе, так и на законодательном уровне. В нормативно-правовых актах Российской Федерации встречается определение понятия «имущественный комплекс», а также дается характеристика его составляющих (в Гражданском, Налоговом кодексах и др.), однако конкретное определение «имущественно-земельного комплекса» в законодательстве отсутствует.
Таблица 1
Отличия категории «имущественный комплекс» и «имущественно-земельный комплекс»
Имущественный комплекс |
Имущественно-земельный комплекс |
Наличие общепринятого законодательно установленного определения |
|
Нет |
Нет |
Упоминание экономической категории в законодательных и нормативно-правовых актах РФ |
|
Да: − П. 2 Ст. 132 ГК РФ. − Ст. 158 НК РФ (часть 2). − Ст. 46 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». − ПБУ № 14/2007 «Учет нематериальных активов» |
Нет |
Земельный участок – обязательный элемент комплекса, связанность комплекса с общей территорией |
|
Нет |
Да |
Функционирование на всех предприятиях и отраслях экономики РФ |
|
Нет |
Нет Имущественно-земельный комплекс функционирует на предприятиях, в составе имущества которых имеется земельный участок, а также в тех отраслях, где земля выступает базовым объектом недвижимости и/или важнейшим фактором производства |
Комплекс – предмет правовых сделок (купли-продажи, залога, лизинга и др.) |
|
Да |
Да |
Подчиненность составных элементов комплекса единому целевому назначению |
|
Да |
Да |
Составлено авторами с использованием [9].
Главными отличительными особенностями имущественно-земельного комплекса является наличие:
− земельных участков;
− разных объектов движимого и недвижимого имущества;
− общей территории;
− одной или нескольких форм собственности (частной, государственной, муниципальной) земельно-имущественного комплекса.
В Республике Крым регулирование земельных и имущественных правоотношений, а также отношений, возникающих в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регулируются Законом Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» [8]. Правовую основу регулирования земельных и имущественных отношений составляют: Конституция Российской Федерации и ФЗ №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также иные федеральные законы и нормативно-правовые акты Республики Крым.
Эффективное управление имущественно-земельным комплексом муниципального образования является одним из факторов социально-экономического развития, поскольку затрагивает взаимоотношения всех субъектов хозяйствования: государственных и муниципальных органов власти, населения, субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому необходимо социально-ориентированное управление имущественно-земельными отношениями, что становится предопределяющим индикатором оценки социально-экономического состояния территории.
К факторам, влияющим на эффективность управления земельно-имущественным комплексом, относятся: административно-правовое регулирование; уровень градостроения; уровень развития инфраструктуры; кадастровая стоимость имущественно-земельного комплекса; уровень организации межведомственного взаимодействия.
В результате анализа данных об объектах недвижимости, находящихся в государственной собственности Республики Крым и муниципальной собственности города Симферополь (таблица 2) установлено, что количество помещений, объектов капитального строительства и земельных участков в Республике Крым в период с 2021 года по 2023 год постоянно растет.
Количество помещений, находящихся в муниципальной собственности МОГО Симферополь к 2023 году увеличилось и составило 2124. Наибольший показатель объектов капитального строительства в МОГО Симферополь – в 2022 году (697 ед.).
С целью эффективного управления собственностью Республики Крым необходимо формирование перечня собственников, ориентированных на долгосрочный результат в интересах социально-экономического развития региона, привлечение инвестиционных ресурсов в объекты, находящиеся в собственности Республики Крым. Это, в свою очередь, позволит: увеличить поступления в муниципальный бюджет, повысить значение основных целевых экономических индикаторов, повысить благосостояние населения Республики Крым.
Таблица 2
Информация об объектах недвижимости, находящихся в государственной собственности Республики Крым и муниципальной собственности г. Симферополь
Объект |
22.12.2023 |
18.12.2022 |
21.12.2021 |
|||
Р Крым |
МОГО Симферополь |
Р Крым |
МОГО Симферополь |
Р Крым |
МОГО Симферополь |
|
Помещения |
14398 |
2124 |
14425 |
2082 |
11632 |
1519 |
Объекты капитального строительства |
52398 |
387 |
57694 |
697 |
41932 |
290 |
Земельные участки |
110283 |
27 |
47227 |
39 |
30565 |
37 |
Составлено авторами на основе [11]
Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 9 января 2017 г. № 352-ЗРК/2017 [7], в рамках раздела «Новая жилая среда» до 2030 года планируется установление на значительной части территории Республики Крым утвержденных правил землепользования и застройки, схем территориального планирования, генеральных планов.
Правительство Республики Крым проводит активную работу по сбору актуальных данных о состоянии муниципального имущества, поставлена цель внесения достоверных сведений в Единый государственный реестр недвижимости, а также проводится анализ доходной части бюджетов муниципальных образований с целью выявления потенциала и перспектив эффективного использования земельно-имущественного комплекса.
Для развития муниципальных образований в оборот активно вовлекаются земельные участки. Так, в 2022 году с целью развития муниципальных образований Республики Крым, для возможности реализации прав граждан в культурной, социальной, экономической и иных сферах в собственность муниципальных образований от Республики Крым было передано более 1800 земельных участков, включая земли сельскохозяйственного назначения [2].
В 2022 году поступление земельного налога составило 70 998 445,37 руб. по сравнению с уточненным планом на год 68 500 000,00 руб. или 103,6%, и на 19,2% (на 16 897 786,06 руб.) меньше поступлений 2021 года. Поступления земельного налога сократились в связи с использованием крупными плательщиками переплат, сложившихся на 01.01.2022, в том числе учитывая пересмотр Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым кадастровой стоимости земель таких субъектов, а также использованием физическими лицами права на льготы по уплате налога. При этом, рост поступлений земельного налога с физических лиц (19 953 929,71руб.) с сравнении с 2021 годом (14 657 524,76 руб.) составил 136,1%.
В 2022 году доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов, составили 771 310 449,63 руб., или 96,4% к плану на год (800 109 572,00 руб.), и на 15,9% (105 836 108,01 руб.) больше поступлений 2021 года.
В 2022 году поступление платы за аренду муниципального имущества (находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов) составило 84 732 711,47 руб., или 91,7% к годовым показателям (92 359 510,00 руб.). В сравнении с фактическим исполнением за 2021 год поступления платы сократились на 14,0% (13 806 459,33 руб.).
По состоянию на 01.01.2023 в муниципальном образовании городской округ Симферополь зарегистрировано 12 муниципальных унитарных предприятий, что на 4 предприятия меньше, чем на 01.01.2022. Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий поступила в 2022 году в сумме 20 612 592,94 руб. (100% к уточненному годовому плану 20 612 530,00 руб.). В сравнении с 2021 годом, поступление увеличилось на 3,8% (762 871,40 руб.), часть прибыли в бюджет муниципального образования в отчетном году перечислили 6 муниципальных унитарных предприятий, в 2021 году перечисление осуществили также 6 МУП.
Доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности, поступили в сумме 73 524 945,54 руб. Годовой показатель 58 031 072,00 руб. выполнен на 126,7%. Учитывая заявительный характер приобретения объектов имущества, сокращение поступлений к 2021 году составило 17,3% или 15 341 980,43 руб. [12].
Таким образом, земельный налог является одним из основных источников дохода в муниципальный бюджет МОГО Симферополь, однако происходит снижение доли данного показателя. Это связано, прежде всего, с тем, что расчет налога производится от кадастровой, а не рыночной стоимости земельного участка. Также для системы муниципального управления одним из самых эффективных способов получения доходов в местный бюджет является сдача в аренду муниципального имущества.
Заключение
В системе управления имущественно-земельным комплексом необходима информационная эффективность, заключающаяся в соотношении цифровизации и доступности информации. Своевременность и точность информации позволит своевременно принимать решения касательно эффективности использования имущественно-земельного комплекса, синхронизация сведений об объектах в едином государственном реестре позволит избежать дублирования в информационных системах. Именно поэтому в «новых» регионах Российской Федерации, в т.ч. и Республике Крым в ближайшей перспективе необходимо проведение активной деятельности по регистрации прав на составляющие имущественно-земельного комплекса.