Введение
Понятие «стартап-компания», стартап в рамках действующей компании, инвестирование в стартап и другие экономические термины, связанные с определением стартапа не нашли на сегодня среди ученых единого подхода. Проведем краткий обзор этого понятия учеными – экономистами. Так в работах Стива Бланка по стартапам прослеживается мысль, что стартап – это «временная структура, которая занимается поисками масштабируемой, воспроизводимой, рентабельно экономической модели бизнеса» [3, с. 120-122]. В исследованиях Пола Грэм отмечается, что «стартап – это компания, созданная для быстрого роста. Новое образование само по себе не делает компанию стартапом. Стартапу также не обязательно работать над технологиями, иметь венчурное финансирование или какой-то «выход». Единственное, что необходимо – это рост. Все остальное, что мы ассоциируем со стартапами, следует из роста» [5]. Итак, в различных источниках можно встретить большое количество определений стартапа. В одной из своих работ, один из авторов этой статьи, дал определение стартапа, как «……формы реализации проекта, которая представляет временную организационную структуру бизнеса, компании, департамента или подразделения в компании, создаваемую в целях реализации новых идей, продуктов, товаров, а также в направлении освоения новых рынков или сегментов рынка, для повышения конкурентоспособности в условиях быстрых изменений, риска и неопределенности» [1, с. 35-40].
Высокие риски, сопровождающие внедрение стартапа, призваны настроить руководство компании и всю команду на скрупулёзный расчет всех видов рисков, на поиск способов их уменьшения (избегания, нивелирования, хеджирования и др.) в разного рода процессах – поиске и закупке сырья и комплектующих, управлении логистикой доставки и распределения, финансовом менеджменте, маркетинге, бухгалтерии, управлении персоналом и производством и др.
Важной составляющей грамотного определения стоимости стартапа, безусловно, в ближайшем окружении компании является не только поиск выгодных инвесторов и инвестирование, а грамотное выстраивание экономических отношений с ними, в целях не только получения недостающих финансовых средств, но и получения возможности «вписаться» в высоконкурентное экономическое сообщество, в самом начале озаботившись репутацией, «именем», «гудвиллом», т.е. деловой репутацией, которая в дальнейшем поможет привлечь наиболее удачные инвестиционные ресурсы на принципах доверия и уважения. Большое количество стартапов на первых этапах вкладывают очень много средств на разработки, исследований, опытно-конструкторские работы, изготовление пробных партий и промышленных образцов, что, несомненно, сопряжено с большими расходами и зависимостью от огромных инвестиций. Очень часто и длительность внедрения сложных технологий и поиск инвесторов, которые верят в определенную идею, составляет самую важную для предпринимателя, внедряющего стартап, проблему.
Таким образом, внедрение инновационной идеи в форме реализации стартапа в рамках повышения стоимости, уже действующей на рынке компании, как направление диверсификации ее деятельности, либо же только вышедшей на рынок, при последовательном развитии и контроле всех организационных, финансовых, производственных процессов может оказаться весьма прибыльным делом.
Целью исследования является обзор научных трудов для уточнения понятия «стартап» и его особенностей в различных сферах российской экономики. Кроме этого, на наш взгляд, важным является обзор сфер современной российской экономики наиболее привлекательных для предпринимательской среды в рамках внедрения инноваций в форме стартапов. Одной из задач данной работы является обозначение тех характеристик стартапов, которые определяют и выделяют его особенности в среде разно отраслевых компаний в аспекте изменения стоимости компании после внедрения нововведения. Анализируя факторы изменение рыночной стоимости стартапа, необходимо отметить, что оценка стартапа – это важнейший показатель, оказывающий огромное влияние не только на успех и долговечность бизнеса, но и на ближайшее окружение компании, ее перспективы [6, 8].
Таким образом, еще раз отметим, что целью нашего исследования явились не только обзор научных подходов к классификации, уточнению определения и особенностей современного состояния стартапов в разных отраслях российской экономики, но и анализ статистических данных по стартапам в России в динамике 2020-2023 гг. и факторов, влияющих на изменение стоимости действующих компаний, внедряющих стартапы либо вновь создаваемых компаний, реализующих идею стартапа с нуля.
Материалы и методы исследования
Материалами для написания статьи явились, прежде всего, статистические данные, используемые в кабинетных исследованиях, а именно данные официальный сайтов Федеральной службы государственной статистики, сайты компаний, ставящих перед собой цель в краткосрочном периоде по внедрению стартапа, на примере некоторых отраслей и регионов страны, а также научные труды, результаты исследований, сборники научных статей, интернет-источники и периодическая печать по направлению выбранной нами темы для освещения в нашей научной статье.
При написании данной статьи были использованы методы: нормативно целевой при обращении к законам и подзаконным актам по тематике; системно-аналитический-при изложении и структурировании материала; специальные методы – финансового и экономического анализа, при анализе состояния стоимости, приводимых в примерах, компаний; статистический-при исследовании статистических данных и др. Методика репрезентативной выборки позволила нам провести анализ представителей российского рынка по стартапам за 2020-2023 гг.
Результаты исследования и их обсуждение
«Россия в 2023 году сохранила 29-е место (а Москва потеряла одну позицию, заняв 30-е место) в ежегодном рейтинге экосистем для стартапов Global Startup Ecosystem Indeх, который готовит агентство StartupBlink. В 2022 году в рейтинг вошли 6 городов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Калининград и Томске. В отчете сказано, что РФ в течение длительного времени пыталась преодолеть восприятие страны как закрытой стартап-экосистемы и открыться для международных рынков, но в условиях сложной геополитической ситуации экосистемы стали еще более изолированными» [6, 8].
По критерию инновационной активности в РФ, лидирующими, можно назвать на конец 2023 года, следующие регионы: Центральный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ, Приволжский федеральный округ [9].
Определяя предположительную рыночную стоимость при оценке стартапа, действующей компании, субъекты – юридические и физические лица, выступающие инвесторами всегда обращают пристальное внимание на такие важные моменты, как: уникальность предложения, востребованность в обществе (своевременность, полезность и ценность для большинства), конкурентные преимущества, динамика продаж, наличие достаточно масштабного сегмента и представительства на рынке, развитая собственная сеть, грамотная и структурированная логистика, достаточно весомая клиентская база, добротная производственная инфраструктура, команда профессионалов, умное руководство, наличие в подразделениях актуального программного обеспечения, и конечно, постоянный поступательный рост выручки, прибыли и снижение себестоимости, даже на первом этапе реализации, соблюдение нормативов финансовых и экономических показателей при анализе отчетности, выверенная организационная структура и др.
Согласно рейтингу The Untitled Ventures и «Русский венчур» [8], составленному в рамках одноименного исследования, важнейшими сегментами на российском рынке по вливанию инвестиционных средств, стали (таблица 1).
Таблица 1
Рейтинг агентства «Русский венчур» за 2021 год
Отраслевой сегмент российской экономики |
Сумма инвестиций, млрд руб. |
FinTech |
22,5 |
Транспорт |
13,2 |
E-commerce |
12,5 |
Образование |
9,2 |
Решения для бизнеса |
7,3 |
А вот согласно списку «100 самых успешных стартапов 2021 года в России» [9]), по количеству крупных успешных проектов (внедренных и развивающихся) и воспользовавшихся инвестиционными средствами, рыночные сегменты были распределены так (таблица 2).
На рисунке 1 представим пример основных источников средств для запуска ИТ-стартапа в предпринимательской среде РФ за 2022 г. [12].
Источники запуска IT-стартапа, участвующие в создании его рыночной стоимости в 2022 г. в Российской Федерации
Таблица 2
Распределение крупных состоявшихся стартапов в 2021 году по отраслям и сферам экономики России [8]
Отрасль или сфера экономики России |
Количество успешных проектов, ед. |
Услуги |
15 |
Образование |
11 |
Инжиниринг |
9 |
IT |
9 |
FinTech |
9 |
AI |
9 |
Компьютерные игры |
7 |
Медицина |
7 |
Еда и продукты |
4 |
HR |
3 |
Медиа |
3 |
Современная российская классификация стартапов – это процесс распределения стартапов по категориям на основе таких факторов, как [2, с. 154-157]:
1) размер компании;
2) отраслевая направленность;
3) бизнес-модель;
4) стадии развития.
В краткосрочной перспективе реализация стартапа направлена, прежде всего, на то, чтобы показать, что продукт, услуга, товар, работа – как объект стартапа, имеют несомненные основания считаться действительно реальной и измеримой качественно и количественно ценностью, инвестиции в которую были не только необходимы, но воспроизведены, если не на порядок, на первом этапе имели бы сущность несомнительного приращения. Чтобы инвестору было сразу понятно, что ему стоило инвестировать в этот проект.
Как мы уже писали выше, доказательством ценности стартапа являются растущие финансовые показатели, в первую очередь прибыль, увеличение потребителей и клиентов, рост продаж и др. Растущий показатель коэффициента удержания может быть свидетельством ценности товаров и услуг для их потребителей и покупателей. Все это способствует увеличению и наращиванию также текущей рыночной стоимости компании и внедряемого в ней стартапа, а также указывает на факторы его потенциал роста.
Так в 2022-2023 годах в России наиболее востребованными отраслями внедрения стартапов, в которых стремительно росла клиентская база, а отсюда и рыночная стоимость, были «технологии в HR-сфере и IT-инструменты для разработки приложений без знания языков программирования; сферы NFT, криптовалюта, Метавселенная и блокчейн» [13]. «Судя по объему инвестиций, в топ-5 наиболее востребованных индустрий входят FinTech, транспорт, E-commerce, образование и B2B-софт» [13], и соответственно, они же и являются более привлекательными для клиентов, постоянно обновляя свои продукты, и «считывая» настроения клиентов, внедрением все новых и новых стартапов.
Итак, структура стоимости стартапа включает такие составляющие, как:
1) размер/скорость роста клиентской базы;
2) возможности технологической инфраструктуры;
3) динамика команды;
4) возможности финансовой поддержки;
5) стратегические партнерства;
6) статус интеллектуальной собственности (патенты/торговые марки);
7) юридический статус (регистрация/ответственность);
8) внешние обзоры/одобрения и так далее [11, с. 158-161].
В совокупности эти факторы составляют оценку стоимости стартапа для первоначального выхода на рынок и влияния его на изменение стоимости уже действующей компании при внедрении стартапа. Более того, профессиональное мнение об организации, отрасли, технологии, продукте, сегменте клиентов и др., позволяет принимать более обоснованные решения при оценке перспективных стартапов. В целом, оценивая успешные стартапы, нужно сосредоточиться на вышеперечисленных характеристиках при принятии решения.
Заключение
В связи с резким ростом числа стартап-компаний, выходящих на рынок, инвесторам бывает трудно понять, является ли рыночная стоимость такой компании недооцененной или переоцененной. Однако, как для начинающих, так и для опытных инвесторов существуют инструменты, которые помогают им определиться с этим [4, с. 158-167].
Реализация стартапа и определение его стоимости, может быть использована, как эффективный инструмент не только совершенствования системы управления, но и ее существенной реорганизации конкретных бизнес-единиц, что, безусловно, так же положительно скажется на повышении рыночной стоимости компании, так как успешная компания всегда может быть при необходимости продана или совершить сделку слияния и поглощения с другой компанией для расширения и укрупнения бизнеса. Также компания, в которой постоянно генерируются и воплощаются идеи, очень интересна для инвесторов при более крупных проектах.
Неформальность и творчество в процессе внедрения стартапа, передовые лидерские позиции руководства компании, нацеленные на оптимизацию и поддержание конкурентных преимуществ компании в любой сфере экономики, вовлеченность сотрудников во внедрение инноваций, привлечение грамотных специалистов высокой квалификации в проекты стартапов, помогут компаниям максимально полно использовать свои возможности и реализовывать их, расширяя присутствие на рынке и наращивая конкурентный потенциал в своей отрасли. А это в свою очередь положительно скажется на рыночной стоимости компании.