Введение
Проблема сохранения окружающей среды и бережного использования природных ресурсов появилась не на много позже возникновения человечества. И с течением времени в мировом масштабе она только усугублялась.
Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» были установлены 12 национальных проектов. Одним из них является национальный проект (НП) «Экология». Необходимость возникновения этого проекта обусловлена экологическими угрозами, зафиксированными в Указе Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Несмотря на появление указа постфактум, после нанесения ущерба и возникновения угроз, вселяет оптимизм его реализации в будущем.
Целью работы является обзор реализации НП «Экология», изменений его структуры и финансирования, а также связь национального проекта с другими природоохранными инициативами в России.
Материалы и методы исследования
Теоретической основой явились законодательные и другие нормативные документы по вопросам реализации национального проекта «Экология». В качестве научно-методического аппарата использовались методы общенаучного познания: абстрактно-логический; анализа и синтеза; экономико-статистический; нормативный.
Результаты исследования и их обсуждение
Структура НП «Экология» с течением времени претерпела изменения (табл. 1) [1].
Если по состоянию на февраль 2022 г. в составе НП «Экология» было 11 федеральных проектов (ФП), то в новой версии, по состоянию на 31.10.2023, осталось только 10 федеральных проектов. Были упразднены два ФП «Чистая вода» и «Внедрение наилучших доступных технологий». В свое время максимальная запланированная сумма финансирования была предусмотрена именно на реализацию федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» и составляла 64,5 % от суммы финансирования всего национального проекта. Сумма финансовых вложений была определена самим понятием наилучших доступных технологий. Статья 28.1 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к областям их применения относит хозяйственную деятельность или технологические процессы, способные оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий» таких видов деятельности и технологических процессов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, насчитывается более 30.
Таблица 1
Структура и финансовое обеспечение национального проекта «Экология», млрд рублей
Федеральный проект |
Финансовое обеспечение по годам |
||||||
22.02.2022 |
31.10.2023 |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
Чистая страна |
9,6 |
17,9 |
14,4 |
21,7 |
12,1 |
17,2 |
|
Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами |
27, 5 |
96,5 |
88,9 |
70,6 |
76,9 |
74,31 |
|
Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности |
0,4 |
1,9 |
11,7 |
10,3 |
13,3 |
1,9 |
|
Чистый воздух |
105,5 |
80,3 |
37,1 |
38,9 |
45,2 |
56,7 |
|
Чистая вода |
6,8 |
15,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Оздоровление Волги |
19 |
26,9 |
30,1 |
35,6 |
34,9 |
42,4 |
|
Сохранение озера Байкал |
2,9 |
3,2 |
4,5 |
5,5 |
4,4 |
5,7 |
|
Сохранение уникальных водных объектов |
1,6 |
1,9 |
2,5 |
2,5 |
2,3 |
2,6 |
|
Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма |
0,2 |
1,4 |
1,1 |
1,1 |
1,2 |
1,1 |
|
Сохранение лесов |
26,7 |
25,1 |
27,1 |
23,5 |
22,7 |
24,7 |
|
Внедрение наилучших доступных технологий |
10 |
290 |
300 |
606,5 |
606,5 |
605,9 |
|
Экомониторинг |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Итого по состоянию на февраль 2022 г. |
210, 1 |
560, 4 |
517, 6 |
816, 1 |
819, 4 |
832, 5 |
|
Итого по состоянию на октябрь 2023 г. |
211,1 |
560,6 |
517,4 |
839,8 |
825,7 |
784,9 |
Очевидно, что негативное воздействие на окружающую среду не уменьшилось, поэтому можно обосновать упразднение этого федерального проекта проблемами финансирования. Мероприятия этого федерального проекта были распределены в ФП «Чистый воздух» и ФП «Оздоровление Волги» [2]. Появился совершенно новый ФП «Экомониторинг», направленный на создание в городах России комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды, для обеспечения экономических субъектов достоверной и полной информацией о состоянии окружающей среды и прогнозирование ее изменений. Однако, никакого финансирования нового федерального проекта не предусмотрено. Действие все федеральных проектов, входящих в состав НП «Экология» продлено по 2030 год. Сумма финансирования национального проекта уменьшилась на 16,6 млрд рублей, на 2024 год – на 47,6 млрд рублей. На период 2026-2030 гг. пока никакого финансирования не запланировано.
Основными направлениями НП «Экология» являются вода, воздух, мусор. В состав национального проекта входят федеральные проекты, нацеленные на улучшение состояния природных ресурсов в соответствующей области (табл. 1). Если же рассматривать экологическую безопасность страны в целом, то одной из важнейших компонент являются земельные ресурсы, улучшение состояния которых не предусмотрено.
Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды за 2022 г. [3] характеризует экологическую обстановку в стране, состояние природных ресурсов, включая воздух, климат, леса, водные и земельные ресурсы и др. Аналогичный документ подготавливается и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) [4].
Представляет интерес оценка влияния реализации национального проекта «Экология» на состояние природных ресурсов (табл. 2).
Статистика убедительно показывает снижение концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Особенно радует снижение концентрации бенз(а)пирена, провоцирующего онкологические заболевания. Тем не менее, в некоторых городах страны уровень бенз(а)пирена превышал предельно допустимую концентрацию (ПДК) более, чем в 10 раз: Абакан – 42,1; Вихоревка – 76,3; Новокузнецк – 59,0; Кызыл – 48,6; Чита – 53,8. Тем не менее, можно говорить о положительных результатах реализации федерального проекта «Чистый воздух».
Состояние водных ресурсов страны в каждом из указанных документов оценивается отдельно по каждому водному объекту. А если учесть, что в России более 2,5 млн рек, 2,7 млн озер, есть моря и водохранилища, то масштаб работы по оценке и описанию является огромным. Оценка загрязнения поверхностных вод показала наличие в них ртути, свинца, кадмия, тяжелых металлов. Основными источниками загрязнения являются сточные воды промышленности. В докладе Минприроды отмечается стабилизация содержания тяжелых металлов в водных объектах. Качество поверхностных вод оценивается с использованием комплексных оценок по пяти классам качества воды: 1 класс – «условно чистая»; 2 класс – «слабо загрязненная»; 3 класс – «загрязненная»; 4 класс –«грязная»; 5 класс – «экстремально грязная».
Таблица 2
Тенденция изменений среднегодовых концентраций загрязняющих веществ в городах РФ за период 2018–2022 гг. [4]
Загрязняющее вещество |
Количество городов РФ |
Изменение, % |
Взвешенные вещества |
215 |
-19 |
Диоксид азота |
236 |
-8 |
Оксид азота |
158 |
-9 |
Диоксид серы |
231 |
0 |
Оксид углерода |
220 |
-18 |
Бенз(а)пирен |
167 |
-24 |
Формальдегид |
160 |
4 |
Таблица 3
Причины деградации сельско- хозяйственных земель в разрезе федеральных округов
Вид деградации |
ЦФО |
СЗФО |
ЮФО |
СКФО |
ПФО |
УФО |
СФО |
ДВФО |
Водная эрозия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ветровая эрозия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Переувлажнение и заболачивание |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Засоление |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Опустынивание |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
Подтопление |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
Переуплотнение |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сбитость кормовых угодий/ перевыпас |
+ |
+ |
+ |
+ |
Уровень загрязнения каждого водного объекта напрямую зависит от развития промышленности в регионе. Так, например, поверхностные воды Северо-Запада в районе Калининграда считаются «загрязненными» и «грязными», что обусловлено наличием автомобилестроения, судостроения, пищевой переработки, химической, электронной промышленности, производства мебели, коммунальных и с/х предприятий. А вот в дельте реки Волга в течение реализации федерального проекта «Оздоровление Волги» в 2019-2022 гг. качество воды улучшилось от «грязной» до «загрязненной». Вода в реке Обь в 2022 году в различных ее створах оценивалась от «грязная» до «слабо загрязненная». А в пределах села Фоминское, от «экстремально грязной» до «грязной» – ниже пгт. Октябрьское. В 2022 г. в другой сибирской реке Лена наблюдалась аналогичная ситуация– качество воды оценивалось «грязная», в некоторых створах – «слабо загрязненная». В 2022 г. у крупнейшей реки Енисей на территории Красноярского края вода оценивалась от «слабо загрязненная» до – «грязная». В 2022 г. значительно ухудшилось качество воды Братского и Усть- Илимского водохранилищ, расположенных на реке Ангара, от «условно чистой» до «слабо загрязненной» [3].
Также в Докладе Минприроды за 2022 год дана оценка состояния земельных ресурсов. Доклад констатирует, что деградация земель является «важнейшей социально-экономической проблемой, которая создает угрозу экологической, экономической и в целом национальной безопасности РФ» (табл. 3).
Каждый из видов деградации наносит экологический вред, который в конечном итоге отражается на здоровье нации. Так, например, ветровая эрозия наносит экологический вред, который проявляется в возникновении пылевых бурь; уносе плодородного слоя пылевыми бурями; запыление атмосферы; повседневная ветровая эрозия; заносы дорог; нарушение движения транспорта; повреждение посевов; воздействие на человека. Большая часть видов деградации земель вызвана отрицательным воздействием человека, например, нарушением верхнего слоя почвы, либо его бездействием.
Доклад Миниприроды раскрывает суммы финансирования НП «Экология» в 2022 году (табл. 4).
Несмотря на увеличение расходов федерального бюджета в 2022 г. кассовое исполнение обязательств бюджета по финансированию федеральных проектов было выполнено практически на 100 %. К сожалению, в декабре 2023- январе 2024 г. официальный сайт Счетной Палаты РФ недоступен (проводятся технические работы), поэтому официальная статистика о фактическом финансировании НП «Экология» отсутствует. Есть данные о финансировании национальных проектов в процентном соотношении, но не конкретизируется процент выполнения от суммы, зафиксированной в паспорте национального проекта, или в Законе о федеральном бюджете на соответствующий год. Как показывает практика, эти суммы могут сильно различаться в зависимости от внешних факторов.
Тем не менее, статистика такова. По состоянию на 1 января 2023, начиная с 2019 года, года исполнение расходов по национальному проекту «Экология» составляет 99,7 % [5].
Таблица 4
Плановое и фактическое финансирование НП «Экология» в 2022 году
Федеральный проект |
Бюджетные ассигнования, млн руб. |
Кассовое исполнение, % |
Чистая страна |
44928,6 |
99,6 |
Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами |
24414,0 |
99,8 |
Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности |
10399,8 |
100 |
Чистый воздух |
11558,0 |
100 |
Оздоровление Волги |
26742,2 |
99,9 |
Сохранение озера Байкал |
8570,5 |
99,2 |
Сохранение уникальных водных объектов |
2843,4 |
98,8 |
Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма |
1126,8 |
100 |
Сохранение лесов |
5416,1 |
99,9 |
Итого |
135999,3 |
99,7 |
По состоянию на 1 апреля 2023 года– 23,8% [6]. По предварительным данным Министерства финансов РФ, расходы федерального бюджета на реализацию национальных проектов на 1 сентября 2023 года исполнены на 1,819 триллиона рублей, или на 63,4% от годового плана. Исполнение расходов по нацпроекту «Экология» составило 64,5% [7]. По состоянию 1 октября 2023 г. составило 68,8% от плановых бюджетных назначений [8]. По ранее опубликованным данным Минфина, расходы федерального бюджета на национальные проекты на 1 декабря 2023 года предварительно составили 2,53 трлн рублей или 84,5% от плановых бюджетных назначений [9]. Расходы федерального бюджета на реализацию нацпроектов в 2023 году составили 2,291 трлн рублей, что составляет 78,9% от годового плана. Об этом сообщили в Минфине. По 3 нацпроектам процент исполнения близок к 90%. Исполнение расходов по нацпроекту «Экология» демонстрирует средние показатели [10].
Показатели национального проекта «Экология» сопряжены с показателями Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, установленной Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176. Эти показатели перекликаются с Планом действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 10.0.8.2016 № 1688. Все три программных документа фиксируют угрозу экологической безопасности России, требуют сохранения естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира, восстановления нарушенных экосистем. Документы принимались последовательно: 2016, 2017 и 2018 гг. Тем не менее, по состоянию на сегодняшний день затруднительно констатировать факт их полной реализации.
Заключение
Подписан Указ Президента РФ от 02.11.2023 № 818 «О развитии природоподобных технологий в Российской Федерации». Указ содержит задания по определению основных принципов отнесения технологий к природоподобным, проведению оценки их состояния в стране, разработке и утверждению плана их развития.
И такая работа уже проводится. Так, например, в рамках проекта Института степи УрО РАН «Степи России: ландшафтно-экологические основы устойчивого развития, обоснование природоподобных технологий в условиях природных и антропогенных изменений окружающей среды» (№ ГР АААА-А17-117012610022-5) была проведена комплексная оценка современного состояния степного землепользования регионов страны. По результатам оценки были разработаны предложения и рекомендации, направленные на создание экологически устойчивого пространственного развития степных регионов, исключающего деградацию земель.