Введение
Конкурентоспособность организации в современных условиях развития рыночной конъюнктуры в рамках финансово-хозяйственной деятельности компании подвергается необратимым изменениям бизнес-среды и необходимости внедрения дистанционного контроля производственной деятельности.
Оптовой организацией по продаже запасных частей для европейского грузового транспорта сталкивается с прямыми конкурентами, что отражается на получении большей чистой прибыли организации. Являясь дистрибьютором большинства автозапчастей в стране и в ближнем зарубежье, компания сталкивается с проблематикой осуществления эффективного маркетингового позиционирования и развития клиентского сервиса [1].
Практическими задачами данной работы выступают плановая реализация и фактическое применение предложенных мероприятий анализируемой организации.
Подспорьем представленного исследования служат работы незаменимых отцов экономической теории, монографии ученых, зарекомендовавших себя в этой сфере, и работы молодых специалистов.
Опираясь на труды Белоусова Д.С., согласно которым современные условия диктуют менеджерам открывать новые рычаги развития конкурентоспособной среды, проведена оценка методологической основы организации оптовой торговли, подкрепленными нормативно-правовыми актами Российской Федерации [4, c. 73].
Материалы и методы исследования
Цель исследования – рассмотреть предложенный комплекс мер по совершенствованию конкурентоспособности организации оптовой торговли и оценить экономических эффект, предложенных рекомендаций.
Основными инструментами в процессе исследования выступили: системный и сравнительный анализ экономической деятельности организации.
Использованы материалы научных работ, представленных в электронном формате и опубликованные в общедоступной сети «Интернет».
Результаты исследования и их обсуждение
Конкуренция является определяющей основой работы любой организации, так как она стимулирует компании развиваться и уходить от стагнации. Помимо улучшения качества товаров и проработки клиентуры, повышение конкурентоспособности позволяет снизить расходы предприятия [2, c. 81].
В целях определения оптимальных путей развития хозяйствующего субъекта проведена оценка элементов реализуемой внешней политики компании. Экстраполируя предложенные данные бухгалтерской отчетности, прибегая к использованию динамического метода аналитического разложения показателя, определены аналитические единицы показателей модернизации компании.
Ссылаясь на общероссийский классификатор видов экономической деятельности организаций и предприятий, необходимо сказать, что юридическое лицо специализируется на оптовой торговле автомобильными деталями, узлами и принадлежностями для европейских грузовых автомобилей и прицепов в России. Также по заверениям самой организации, их торговые пути распространяются не только на Российскую Федерацию, но также и на страны ближнего зарубежья [8].
Опираясь на полученные данные в ходе анализа финансовой и хозяйственной деятельности компании за исследуемые года 2021-2023, можно сделать следующие выводы:
- наибольшую часть активов составляют оборотные средства организации, их доля 99,6%, доля внеоборотных средств организации 0,4%. Относительно малая доля внеоборотных средств объясняется тем, что компания полностью владеет только головным офисом, грузовые машины для перевозки товара покупает в лизинг, а склады арендует;
- оборотные средства предприятия возросли на 38,4%, что связано с увеличением запасов. Организация выявила для себя выгодное решение: производить закупку автозапчастей за границей крупными партиями по сниженной стоимости. Таким образом, остатки на балансе только увеличиваются;
- при большой доле кредиторской задолженности перед поставщиками продукции, большую часть в пассивах занимают краткосрочные обязательства, их 92,7%;
- организации оптовой торговли заключила договора на поставку большого объема товаров таким предприятиям как «Регион-авто» и «Регион-логистика», что привело к увеличению нераспределённой прибыли. Так, собственный капитал рассматриваемого предприятия вырос на 61,7% [1].
Анализ, проведенный в данной работе ранее показал, что в период с 2020 года наблюдается снижение конкурентоспособности исследуемой организации оптовой торговли.
В ходе ранее проведенного анализа, в периоде с 2020 года наблюдается снижение конкурентоспособности исследуемой организации оптовой торговли. При оценке организации выявлены следующие проблемы: во-первых, низкое качество обслуживания контрагентов, во-вторых, отсутствие анализа потребительского спроса при формировании ассортимента товаров, в третьих, малоэффективная стратегия и тактика продаж. При этом нельзя отрицать, что падение уровня конкурентоспособности является положительным фактором, показывающим улучшение позиций конкурентов, в связи с их грамотной политикой ведения бизнеса.
В ходе разработки путей повышения конкурентоспособности для решения проблемы высоких транспортных затрат было предложено два мероприятия: внедрение спутниковой системы мониторинга эксплуатации транспорта и расходования топлива, а также внедрены модели предварительного контроллинга эффективности эксплуатации транспортных средств [3, c. 204].
Согласно результатам проведенного анализа о прогнозной бухгалтерской отчётности по двум представленным ранее мероприятиям, выделены следующие особенности:
- установка спутниковой системы для мониторинга транспортной деятельности увеличит доходы на 15%, при росте себестоимости на 4,5%, увеличение объема продаж компании способствует возрастанию запасов на 17,3%, что в конечном итоге приведёт к увеличению оборачиваемости активов;
- использование модели предварительного контроля поставок позволит увеличить выручку на 10% при незначительном росте себестоимости на 1%. При этом запасы организации увеличатся на 16,8% в связи с ростом товарооборота, что приведет к повышению платежеспособности компании [1].
Прогнозные показатели конкурентоспособности организации оптовой торговли по первому и второму мероприятию [1, 6]
Год |
Коэффициент операционной эффективности |
Коэффициент стратегического позиционирования |
Коэффициент конкурентоспособности |
1 |
2 |
3 |
4 |
2023 |
0,826 |
0,669 |
0,553 |
20241 |
0,882 |
0,730 |
0,644 |
20242 |
0,874 |
0,698 |
0,610 |
Сравнительный анализ текущих и прогнозных показателей показал, что после внедрения первого и второго мероприятий конкурентоспособность организации оптовой торговли повысится на 14,1% и 9,3% соответственно. Использование спутниковой системы мониторинга эксплуатации транспорта позволит уменьшить транспортные расходы на 6244,9 тыс. руб. и перерасход топлива на 11438 л, сократить количество несанкционированных рейсов и надо заправок за счет контроля процесса перевозок. Использование модели предварительного контроля поставок позволит снизить транспортные издержки на 27285,3 тыс. руб., оптимизировать маршруты, сокращая количество рейсов и увеличивая загруженность автотранспорта.
Анализ таблицы показывает, что мероприятия, связанное с внедрением спутниковой системы мониторинга эксплуатации транспорта, окажется наиболее результативным.
Внедрение организацией в свою операционную деятельность системы спутникового мониторинга повлечет за собой дополнительные расходы в размере 2721 тыс. руб., выручка, полученная в процессе использования спутникового мониторирования возрастет на 81186,5 руб., что позволит выделить дополнительные финансы на реализацию иных проектов организации таких как модели предварительного контроля поставок [7].
Одним из путей повышения конкурентоспособности исследуемой организации оптовой торговли является использование спутниковой системы мониторинга, эксплуатации транспорта и расходования топлива.
Выводы
Конкуренция на рынке способствует максимально качественному удовлетворения потребностей потенциальных покупателей, оптимальному расходованию ресурсов организации, распределению прибыли между производителями пропорционально достигнутым финансово-экономическим результатам. Конкурентные преимущества являются ключевым аспектом в деятельности любой торговой организации [5, c. 786].
Анализ конкурентоспособности организации оптовой торговли показал снижение конкурентоспособности организации. Данная оценка обуславливает острую необходимость разработки и внедрение мероприятий по повышению конкурентоспособности организации.
В ходе разработки путей повышения конкурентоспособности для решения проблемы высоких транспортных затрат было предложено два мероприятия: внедрение спутниковой системы мониторинга эксплуатации транспорта и расходования топлива и использование модели предварительного контроля эффективности транспортных средств организации [3, c. 421].
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.
Ключевым итогом данной работы являются приведенные мероприятия по повышению конкурентоспособности организации. Данное направление необходимо рассматривать в последующих исследованиях для поиска новых методов повышения конкурентоспособности предприятий.
Исследование выполнено при поддержке научного фонда Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Уральского филиала.