Введение
Программные документы развития РФ в средне- и долгосрочной перспективах [8], обозначают среди приоритетов повышение эффективности человеческого капитала, что, в свою очередь подразумевает интенсификацию таких сфер, как образование, здравоохранение, физическая культура и спорт. Указанные обстоятельства аргументируют актуальность, своевременность и научно-практическую значимость научного исследования показателей бюджетного финансирования государственных (муниципальных) систем образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, так как их вклад в формирование человеческого капитала РФ является максимальным.
Материал и методы исследования
В ходе исследования нами использовались методы статистического анализа массивов данных, отражающих движение денежных средств консолидированного бюджета РФ по направлениям финансирования, касающимся развития человеческого капитала. Использование методов анализа, синтеза позволило обеспечить высокий уровень достоверности результатов исследования.
Результаты и их обсуждения
В сфере внимания российского научного сообщества находится проблематика человеческого капитала. Анопченко Т.Ю., Воронина Н.Ф. [1] в своих трудах анализируют цифровую среду как катализатор формирования и развития человеческого потенциала. Пайтаева К.Т. [2] акцентирует внимание на различных аспектах воспроизводства человеческого капитала в системе высшего образования РФ. В научных трудах Гиматудиновой Р.Ф. [3], Тарановой И.В., Сыроватской В.И., Чернова И.В. [7], Мурзиной С.М. и др. [9] интерпретировано влияние компонентов человеческого капитала на показатели социально-экономического развития территорий. Евхута Н.А., Жарикова О.С., Зильбербранд Н.Ю. [4], Ревунов Р.В., Рогова Т.М., Чернов М.В. [6] исследуют государственную политику в сфере человеческого капитала, в том числе оценивают эффективность расходования денежных средств по таким направлениям, как образование и здравоохранение на микро- и мезоэкономическом уровнях.
Отдавая долг уважения коллегам, необходимо отметить, что социально-экономическая ситуация в РФ за последние годы кардинально изменилась. Пандемия коронавирусной инфекции оказала существенное влияние на социальные и экономические процессы; влияние специальной военной операции, иностранных санкций также является значительным и формирует новые вызовы. В подобной ситуации достижение целевых ориентиров, касающихся развития человеческого капитала, установленных вышеуказанными документами стратегического планирования РФ, предполагает, в том числе, аналитику основных тенденций бюджетных расходов по сферам, являющимися ключевыми для генерации компонентов человеческого капитала и улучшения его характеристик. Подобными сферами в РФ на современном этапе являются образование, здравоохранение, физическая культура и спорт. Рассмотрим основные тенденции расходов консолидированного бюджета РФ по направлениям образование, здравоохранение, физическая культура и спорт (рис. 1 [5]).
Согласно информации, представленной на рис. 1, связанные с развитием человеческого капитала расходы консолидированного бюджета РФ увеличились за период 2017–2021 гг. на 4883,7 млрд руб. (+76,2 %). Наибольший прирост демонстрирует финансирование здравоохранения (+2346,7 млрд руб., +83,2 %), что обусловлено необходимостью преодоления негативных последствий пандемии коронавирусной инфекции. Увеличение расходов на образование составило в абсолютном выражении 2426,5 млрд руб., в относительном 74,3 %, на физическую культуру и спорт 110,5 млрд руб. и 33,8 % соответственно.
В контексте тематики статьи представляет интерес рассмотрение динамики расходов федерального бюджета по направлениям образование, здравоохранение, физическая культура и спорт за период 2017–2021 гг. (рис. 2 [5]).
Согласно данным рис. 2, финансирование образования, здравоохранения, физической культуры и спорта за счёт денежных средств федерального бюджета в анализируемом периоде увеличилось с 1150,9 млрд руб. до 2609,2 млрд руб. (+1458,3 млрд руб., 126,7 %). При этом, наблюдаются разнонаправленные тенденции: финансирование образование возросло на 449,4 млрд руб. (+73,1 %), здравоохранения – на 1034,1 млрд руб. (+235,1 %), физической культуры и спорта – сократилось на 25,2 млрд руб., (–26,2 %).
Рассмотрим показатели расходов бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов по направлениям образование, здравоохранение, физическая культура (рис. 3 [5]).
Рис. 1. Динамика расходов консолидированного бюджета РФ по направлениям образование, здравоохранение, физическая культура и спорт за период 2017–2021 гг., млрд руб.
Рис. 2. Динамика расходов федерального бюджета по направлениям образование, здравоохранение, физическая культура и спорт за период 2017–2021 гг., млрд руб.
Рис. 3. Динамика расходов бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов по направлениям образование, здравоохранение, физическая культура и спорт за период 2017–2021 гг., млрд руб.
Рис. 4. Доля федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета РФ по направлениям образование, здравоохранение, физическая культура и спорт за период 2017–2021 гг., %.
Информация рис. 3 позволяет сказать о росте расходов бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов по направлениям образование, здравоохранение, физическая культура и спорт за период наблюдения с 5261,2 млрд руб. до 8686,6 млрд руб. (+3425,4 млрд руб., +65,1 %).
Удельный вес денежных средств федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета РФ по направлениям образование, здравоохранение, физическая культура и спорт интерпретирован на рис. 4 [5].
Как показывают данные рис. 4, за период 2017–2020 гг. имела место тенденция увеличения удельного веса федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета РФ, связанных с развитием человеческого капитала (с 17,9 % в 2017 г. до 24,5 % в 2020 г.). Однако затем тренд изменился на нисходящий. В 2021 г. удельный вес федерального бюджета сократился до 23,1 % от общей величины расходов, связанных с финансированием развития образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в РФ. Одним из факторов, обусловивших развитие подобной тенденции, является изменение на федеральном уровне трансфертной политики (рис. 5 [5]).
Рис. 5. Динамика межбюджетных трансфертов из федерального бюджета за период 2017–2021 гг., млрд руб.
Данные, представленные на рис. 5, позволяют установить рост финансовой поддержки регионов и муниципалитетов РФ за счёт денежных средств федерального бюджета за период 2017–2020 гг., сменившийся резким снижением масштаба финансовых поступлений в 2020–2021 гг. Подобная тенденция коррелирует с показателями рис. 4.
Выводы
Подводя итог сказанному, сформулируем основные выводы:
1. В Российской Федерации исторически обусловлена ключевая роль расширенного государства (понимается нами как совокупность всех уровней государственной и муниципальной власти) в воспроизводстве человеческого капитала. Основным инструментом указанного воспроизводства является финансирование за счёт денежных средств бюджетной системы таких сфер, как образование, здравоохранение, физическая культура и спорт. В последние годы негосударственные форматы воспроизводства человеческого капитала развиваются в обозначенных сферах, главным образом, в крупнейших городах, за счёт расширения сети частных организаций, предоставляющих образовательные, медицинские, оздоровительные, спортивные услуги. Вместе с тем, именно расширенное государство является основным источником ресурсов, прежде всего, финансовых для развития компонентов человеческого капитала РФ.
2. Как показывают результаты исследования, основное бремя финансового обеспечения развития образования, здравоохранения, физической культуры и спорта несут государственные бюджеты субъектов РФ и муниципальные бюджеты. Тенденция постепенного увеличения участия федерального бюджета в финансировании расходных обязательств по указанным направлениям сменилась сокращением госрасходов РФ как в абсолютном, так и в относительном выражении. Сохранение подобной тенденции в средне- и долгосрочной перспективах способствует возникновению таких негативных социально-экономических тенденций, как: необратимый износ инфраструктуры образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в РФ; усиление региональных и муниципальных диспропорций социально-экономического развития, что провоцирует риск роста социальной напряжённости; ухудшение конкурентоспособности российской экономики вследствие деградации человеческого капитала трудоспособных граждан.
3. Минимизации выявленных нами негативных последствий имеющегося дисбаланса между уровнями бюджетной системы РФ по направлениям финансирования развития человеческого капитала способствуют организационно-экономические мероприятия, связанные с постепенным увеличением участия федерального бюджета в обеспечении расходов по содержанию образования, здравоохранения, физической культуры и спорта. Развитие цифровых технологий позволяет в современных условиях обеспечить прямое перечисление денежных средств и госбюджета РФ в организации (учреждения) указанных сфер деятельности, вне зависимости от их организационно-правового статуса (региональное, муниципальное). Кроме того, необходимо формирование институциональных, административных условий, позволяющих частному бизнесу и общественным организациям активнее участвовать в развитии компонентов человеческого капитала, особенно в небольших регионах и муниципалитетах. Подобные условия могут быть реализованы в виде государственного заказа на социальные услуги в сферах образования, здравоохранения, оздоровления граждан, предоставления налоговых преференций, льготного кредитования.