Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

RESTRUCTURING OF RUSSIA’S FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY UNDER SANCTIONS: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

Voronova T.А. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics
The article analyzes the current state of Russia’s foreign economic indicators based on the data of the balance of payments of the Bank of Russia for January-October 2023 in comparison with the same period of 2022 under the conditions of increased sanctions pressure. The factors determining the scenarios according to the model of “resistance economy” are singled out and the factors ensuring the stability of the Russian economy in the near future are shown, the discussion on the prospects of its development is assessed. It is concluded that the restructuring of Russia’s foreign economic activity under sanctions presents complex challenges, but also opens new opportunities for the development and diversification of the economy. Russia can use strategies such as export diversification, domestic market development, investment attraction, strengthening of the national currency and development of technological potential to successfully overcome the sanctions and ensure sustainable economic growth in the period from 2024 to 2027. It is important to note that sanctions can stimulate the development of Russia’s domestic market. Strengthening domestic consumption and the development of domestic producers can reduce dependence on imports and strengthen the country’s economy. In this case, an important role is played by strengthening the national currency, based on the development of the financial market and attracting foreign investors.
balance of payments
reverse engineering
economic sanctions
foreign economic activity
parallel imports

Введение

Как известно, санкции – меры, принимаемые одной страной в отношении другой страны в целях ограничения ее экономической активности, а экономические санкции включают торговые и финансовые ограничения. В условиях санкций, наложенных на Россию в последние годы, стране приходится активно перестраивать свою внешнеэкономическую деятельность. Эти санкции создают значительные вызовы, но также открывают новые возможности для развития и диверсификации экономики. В данной статье мы рассмотрим перспективы и стратегии перестройки внешнеэкономической деятельности России в 2023 году, имея в виду, что Федеральная таможенная служба (ФТС) закрыла таможенную статистику с апреля 2022 года, чтобы «избежать некорректных оценок и спекуляций» на фоне санкций.

Целью исследования является анализ состояния внешнеэкономических показателей России и оценка факторов, обеспечивающих устойчивость российской экономики.

Материалы и методы исследования базируются на анализе данных платежного баланса Банка России и статистики ФТС.

Результаты исследования и их обсуждение

В декабре 2023 года ФТС раскрыла объем внешней торговли России в 2023 году [11]: оборот внешней торговли России за январь–сентябрь 2023 года составил $530,2 млрд, что на 16 % меньше, чем за аналогичный период 2022 года ($629,2 млрд). За этот период объем экспорта снизился на 29 %, с $448,9 млрд до $316,9 млрд, а импорт увеличился на 18 % – с $180,3 млрд до $213,3 млрд. Таким образом, профицит торгового баланса по товарам составил $103,6 млрд, что почти в 2,6 раза меньше, чем в январе–сентябре 2022 года ($268,7 млрд).

В разрезе укрупненных товарных групп экспорт из России просел по всем, кроме продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. В частности, объем экспорта минеральных продуктов (это самая большая статья экспортных доходов России, сюда входят энергоресурсы) упал с $300,6 млрд до $191,4 млрд [11].

Для анализа состояния внешнеэкономической деятельности важна динамика показателей. Рассмотрим ее на примере платежного баланса (табл. 1 и табл. 2).

Анализ данных табл. 1 показывает следующие тенденции.

Счет текущих операций, в котором фиксируются экспорт и импорт товаров и услуг, чистый доход от факторов производства и чистый объём трансфертных платежей сократился и составил 25,8 % за период с января по октябрь 2023 года в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. Он показывает существенное снижение уровня экономического взаимодействия России с другими странами за заданный период времени.

Торговый баланс показал положительное значение ($104,0 млрд), что означает превышение совокупного объема экспортированных и импортированных товаров и услуг, однако составил 38,3 % от уровня за январь-октябрь 2023 года.

В относительном выражении произошло значительное снижение баланса услуг – 155,7 %, что означает преобладание импорта услуг над их экспортом. При этом важно, что расходы по статье баланса услуг за период с января по октябрь 2023 года в сравнении с аналогичным периодом 2022 года росли на 23,0 %. Таким образом, расходы на импорт в услугах существенно снизили доходы от экспорта товаров и сырья (доходы от торгового баланса сократились с 271,6 млрд долл. до 104,0 млрд долл.).

Таким образом, можно сказать, что снижение профицита счета текущих операций за период с января по октябрь 2023 года в сравнении с аналогичным периодом 2022 года связан в значительной степени со снижением доходов от товарно-сырьевого экспорта (по торговому балансу) и ростом издержек по импорту (по балансу услуг).

Баланс первичных и вторичных доходов также снизился и составил 50,7 % за период с января по октябрь 2023 года в сравнении с аналогичным периодом 2022 года.

Сравним показатели платежного баланса Российской Федерации за октябрь 2023 года к аналогичному периоду 2022 года. Анализ данных табл. 2 показывает изменение тенденций внешнеэкономической деятельности.

Таблица 1

Показатели платежного баланса Российской Федерации за январь-октябрь 2023 года к аналогичному периоду 2022 года

Показатели

Справочно: январь – октябрь 2022 г., млрд. долл.

январь–октябрь 2023 г. (оценка), млрд. долл.

январь–октябрь 2023 г. к аналогичному периоду 2022 г.

Счет текущих операций

208,8

53,8

25,8 %

Торговый баланс

271,6

104,0

38,3 %

Баланс услуг

–17,4

–27,1

155,7 %

Баланс первичных и вторичных доходов

–45,4

–23,0

50,7 %

Источник: расчеты автора по данным Банка России [8]

Таблица 2

Показатели платежного баланса Российской Федерации за октябрь 2023 года к аналогичному периоду 2022 года

Показатели

Справочно: январь–октябрь 2022 г., млрд долл.

январь–октябрь 2023 г. (оценка), млрд долл.

октябрь 2023 г. к аналогичному периоду 2022 г.

Счет текущих операций

12,9

11,2

86,8 %

Торговый баланс

18,9

14,3

75,7 %

Баланс услуг

–3,3

–2,2

66,7 %

Баланс первичных и вторичных доходов

–2,8

–0,9

32,1 %

Источник: расчеты автора по данным Банка России [8]

Прежде всего счет текущих операций стабилизировался и в октябре 2023 к аналогичному периоду 2022 г. составил 86,8 %. Это является положительной тенденцией, свидетельствующей о том, что уровень экономического взаимодействия России с другими странами за заданный период времени практически восстановлен за счет повышения положительного значения торгового баланса (75,7 %) и баланса услуг (66,7 %).

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что имеет место положительная тенденция внешнеэкономической деятельности, а Российская Федерация, имея ранее взятый курс на импортозамещение до введения санкций 2021–2023 гг., ускорила развитие экономики. Этот аспект подтверждают исследования специалистов [1, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11].

Факторы развития экономики России

Вместе с тем, следует отметить, что восстановление объемов платежного баланса России не оставляет дискуссию о сценариях дальнейшего развития экономики. В этом аспекте представляет интерес подсанкционный опыт Ирана, который развивал концепцию «экономики сопротивления» [2, 7]. В частности, экспертами Института экономики РАН выделены следующие три уязвимости: невозможность уйти от сырьевой специализации, зависимость от альтернативных партнеров, девальвация валюты и инфляция. Рассмотрим данные аспекты более подробно.

1. Эксперты указывают на невозможность изменить сырьевую специализацию. Они отмечают, что из-за ограничений в технологиях процесс импортозамещения становится регрессивным. В большинстве секторов он осуществляется с использованием устаревших технологий, через обратное проектирование и параллельный импорт. Кроме того, ограниченный внешний спрос сочетается с узким внутренним рынком, что делает развитие многих отраслей нерентабельным и не позволяет достичь эффекта масштаба для бизнеса [7].

По мнению автора статьи, данная проблема возникает в том случае, когда российские компании ориентируются на параллельный импорт, а решается широким привлечением инвестиций. Можно согласиться с тем, что санкции создают сложности для привлечения иностранных инвестиций в Россию. Однако, страна может сосредоточиться на привлечении инвестиций из других регионов, таких как Азия и Ближний Восток. Также, развитие внутренних инвестиций и поддержка отечественных предпринимателей могут стать важными факторами развития экономики. Дело в том, что импортозамещение особенно важно в высокотехнологичных отраслях, продукция и услуги которых имеют высокую добавленную стоимость. Одним из важных преимуществ является понимание того, в какие секторы следует направить инвестиции для замены импортируемых товаров с низкой и средней сложностью, таких как продовольствие и одежда. Кроме того, инвестиционное импортозамещение будет упрощено, что тоже будет иметь положительный эффект, или на реверс-инжиниринг, то есть разработку копии зарубежного товара, который обладает рядом преимуществ с параллельным импортом.

Акцент реверс-инжиниринга подчеркивают эксперты РСПП, которые отмечают в этом случае следующие положительные моменты: снижение зависимости от санкций, надежность поставок и большой объема. Например, с помощью реверс-инжиниринга в России разрабатываются рукава для заправки воздушных судов, а также модули масляных фильтров с теплообменником для двигателя, высоковольтные кабели к радиоэлектронному излучению. Такая модель инвестиций в технологическое развитие пользуется наибольшей популярностью в отраслях энергетической и радиоэлектронной промышленности, а также сельскохозяйственном и строительно-дорожном машиностроении при среднем сроке разработки готового решения – 14 месяцев [13].

2. Зависимость от «альтернативных» партнеров. Другим важным фактором замены параллельного импорта становится развитие технологического потенциала экономики. Можно согласиться с мнением экспертов о том, что параллельный импорт без стратегии технологического развития становится способом «перехвата перерабатывающих мощностей». Так, например, в первой половине 2023 года медианный рост экспортных цен Китая для России по выборке промышленных товаров оценен в 78 % по сравнению с первой половиной 2021 года – против 12 % для экспортных цен Китая на те же товары за тот же период для прочих стран. В результате стратегическая ставка на Китай и других сильных игроков неизбежно ведет к снижению экономической устойчивости России и оборачивается попаданием к ним в растущую зависимость [7].

Важно отметить, что затраты на технологические нововведения экономически обоснованы только в случае выпуска большой партии товара при полноценном производстве по всему жизненному циклу (исследования, разработка, создание опытных образцов, серийное производство, эксплуатация и утилизация). При этом санкции способны стимулировать развитие отечественных технологий и инноваций, более того, Россия может инвестировать в научные исследования и развитие высокотехнологичных отраслей, чтобы снизить зависимость от импорта и укрепить свою экономику. Такими сферами перспективными для замены параллельного импорта в России являются автопром, компьютерная техника, оборудование добывающей промышленности.

3. Альтернативными направлениями перестройки внешнеэкономической деятельности России объективно являются диверсификация экспорта и развитие внутреннего рынка. Стратегия диверсификации экспорта включает поиск новых рынков и расширение торговых связей с другими странами. Например, Россия активно развивает экономические отношения с странами Азии и Латинской Америки, где есть потенциал для увеличения экспорта.

Россия заметно нарастила объем торговли с азиатскими и африканскими странами. Так, экспорт в Азию вырос с $205,4 млрд до $226,6 млрд (плюс 10 %), а в Африку – в 1,5 раза, с $10,1 до $15,6 млрд. Вырос и импорт из этих регионов. Так, из азиатских стран импортировано в Россию на 40 % больше (на сумму $139,7 млрд) в стоимостном выражении, чем годом ранее, из африканских стран – на 10 % больше ($2,5 млрд). На торговлю с Азией приходится теперь около 70 % общего товарооборота России. Больше всего по итогам девяти месяцев года сократился экспорт из России в Европу – с $216,7 млрд до $65,3 млрд, то есть на 70 %. Ввоз товаров из Европы упал менее чем на 10 % и составил $59,2 млрд. Таким образом, экспорт в страны Европы почти сравнялся с объемом импорта оттуда в Россию [2, 12].

Важно при этом, отметить тот факт, что санкции способны стимулировать развитие внутреннего рынка России. Усиление внутреннего потребления и развитие отечественных производителей могут снизить зависимость от импорта и укрепить экономику страны. В этом случае важную роль играет укрепление национальной валюты, основанное развитии финансового рынка и привлечении иностранных инвесторов. Однако анализ показывает, что пока наибольший объем импорта из других стран приходится на закупки машин, оборудования и транспортных средств. Россия в январе–сентябре импортировала их на сумму $107,9 млрд, что на треть больше показателя прошлого года ($81,3 млрд) [12].

Заключение

Благодаря опыту предыдущих лет, Россия уже научилась приспосабливаться к санкциям и искать новые рынки и партнеров. По прогнозу Минэкономразвития, в 2024–2026 годах ВВП России будет увеличиваться на 2,5–2,7 % ежегодно. Инфляция в 2024 году после 7,5 % по итогам этого снизится до 4,5 %, а в последующие два года – до 4 %, ожидают в ведомстве. Согласно макроопросу ЦБ, ожидаемые средние темпы роста потенциального ВВП России на горизонте 2027–2031 годов составят 1,5 % [7]. В условиях внешнеэкономических санкций перестройка внешнеэкономической деятельности России в условиях санкций представляет сложные вызовы, но также открывает новые возможности для развития и диверсификации экономики. Россия может использовать стратегии, такие как диверсификация экспорта, развитие внутреннего рынка, привлечение инвестиций, укрепление национальной валюты и развитие технологического потенциала, чтобы успешно преодолеть санкции и обеспечить устойчивый экономический рост в период с 2024 по 2027 годы.