Пенсионное и социальное обеспечение в России является одним из ключевых факторов стабильности социальной и экономической сферы, а также устойчивого роста экономики страны в целом. Население, которое является трудоспособным, вправе рассчитывать на поддержку государства в случаях невозможности осуществлять деятельность, позволяющую получат стабильный доход для поддержания необходимого уровня жизни. В каждом государстве система социальной поддержки населения формируется исходя из экономических факторов: демографической ситуации, среднего возраста населения, среднего уровня заработной платы, минимального прожиточного уровня, политической системы и т. д. [1].
В России основы социального страхования граждан имеют корни еще из Советского Союза. Однако с переходом к рыночным отношениям система формирования и распределения пенсионного и социального фондов значительно изменилась. Поиск «справедливого», полного и своевременного формирования фондов страхования гражданами и работодателями, а также последующее распределение накопленных фондов постоянно продолжается. Реформирование систем пенсионного и социального страхования не прекращается с 90-х годов.
Последние реформы связаны в основном с переходом на автоматизированный учет, позволяющий объединить данные граждан в одном информационном ресурсе «Госуслуги».
Анализ исследований и публикаций по теме реформирование системы пенсионного и социального страхования показал следующее.
Достаточно активно исследователи изучают проблемы и перспективы взаимного объединения таких фондов социальной поддержки как пенсионного и социального страхования. Так, например, исследователи О.И. Вислобоков, Н.Г. Шатверян рассматривают реформы как возможность стабильного пенсионного обеспечения граждан, а также получение необходимой социальной поддержки за счет получения социальных пособий [4].
Такие исследователи как С.В. Мегаева, В.В. Браткова, А.С. Лосева рассматривают конкретные изменения, которые являются последствиями объединения двух различных фондов: пенсионного фонда и фонда социального страхования, формируемыми работодателями и гражданами России. По итогам исследования формируют положительные и отрицательные моменты таких реформ [7].
Все исследователи отмечают необходимость продолжения реформ пенсионного и социального страхования граждан.
С 1 января 2023 года в Российской Федерации зарегистрировано новое ведомство, которое призвано осуществить деятельность в сфере социального страхования «Социальный фонд России». Данное ведомство объединило два, основных фонда социальной поддержки граждан: «Пенсионный фонд» и «Фонд социального страхования».
Несмотря на объединение все функции, задачи и обязательства, которые имели каждый фонд в отдельности, сохранились, и были переданы единому, объединенному ведомству. Основными функциями указанных фондов, является своевременная, полная выплата пособий, предусмотренных действующим законодательством, а также иных обязательств, которые предусмотрены в рамках, возложенных на фонды компетенций. Реформы, связанные с объединением, преследовали несколько целей.
Основная цель повысить качество обслуживания граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Повышение качества обслуживания в основном связано с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий и автоматизации учета, как граждан, нуждающихся в социальных выплатах, так и граждан их получивших.
Вторая цель, которая является так же немаловажной это экономия бюджетных средств за счет сокращения расходов на содержание персонала, обслуживающего операции связанные с начислением, сопровождением и выплатами социальных пособий.
Третья цель, которую преследовали законодатели, это снижение налоговой и административной нагрузки на бизнес путем уменьшения отчетности, сопровождающей деятельность работодателя по необходимости формирования и уплаты страховых взносов.
Несмотря на кардинальные меры, предпринятые государством по реформированию системы социального страхования сами меры, мероприятия, которые были предусмотрены и утверждены предшествующими нормами законодательства практически не изменились. Правила формирования страховых взносов, порядок их назначения и выплат практически не изменился. При этом следует отметить, что практически все процедуры, сопровождающие социальное страхование значительно упростились. Упрощение процедур в основном связано с внедрением автоматизированного учета и возможности направления запросов по предоставлению социальной помощи и ответа на такой запрос в дистанционном режиме или режиме «онлайн». Для граждан, пожелавших направить запрос лично и получить ответ на бумажном носителе, такая возможность сохранена. Решение различных социальных вопросов в «едином окне» значительно сокращает время для принятия решения по запросу, а, следовательно, сокращает время для получения социальной помощи. Важным является, что граждане, несмотря на объединение, продолжают получать соответствующие пособия, пенсии и иные выплаты, предусмотренные действующим законодательством непрерывно в полном объеме. Адреса социальных фондов для личного обращения граждан остались прежними, сроки и порядок оформления таких обращений так же не изменился.
Однако, как и любые инновации, объединение двух основных фондов, оказывающих социальную поддержку гражданам, выявили ряд проблем. Отдельные проблемы достаточно негативно отразились на работе, как самого государственного учреждения, так и на других участниках данного процесса. Каждый из фондов до объединения был самостоятельным государственным учреждением со своими функциями и задачами.
Датой создания «Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (далее по тексту ОСФР) считается 1 января 2023 года. Создан федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» путем реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации [2]. Данный фонд является одним из внебюджетных фондов, который создан для осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан.
Органами управления ОСФР являются председатель фонда и правление фонда. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности правления осуществляется центральным аппаратом фонда. В структуру Социального фонда также входят территориальные Отделения СФР в субъектах РФ, а также подведомственные фонду учреждения, включая реабилитационные центры.
Председатель Фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Правление является коллегиальным органом управления Фонда. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Фонда, территориальных органов Фонда, обособленных подразделений Фонда и подведомственных Фонду учреждений создается контрольно-ревизионная комиссия Фонда.
В России достойное, своевременное и полное пенсионное обеспечение граждан всегда было и остается одной из основных задач государства. С переходом на рыночные отношения произошли определенные изменения в структуре пенсионных накоплений и процедуре их формирования. Однако в настоящее время Пенсионный фонд осуществляет деятельность в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года, которым утверждено «Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации» и «Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)» (далее по тексту – ПФР).
Вышеуказанный, нормативный акт предусматривает следующие положения:
1) ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением;
2) ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации;
3) бюджет ПФР формируется за счет страховых взносов работодателей, граждан, осуществляющих любую трудовую деятельность на территории России и их добровольных взносов, а также в виде ассигнований, направленных из республиканских бюджетов;
4) средства ПФР направляются на выплату различных социальных пособий, назначаемых по уходу за малолетним ребенком, пожилыми и нетрудоспособными гражданами, а также на выплату пенсий по достижении пенсионного возраста.
Функции и обязанности Фонда социального страхования (далее по тексту – ФСС) отличаются от функций и обязанностей ПФР и, регулируются Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. и из него следует следующее:
1) ФСС является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации;
2) денежные средства и иное имущество являются федеральной собственностью;
3) ФСС формирует свой бюджет за счет страховых взносов работодателей, граждан, получающих доходы от трудовой и иной деятельности на территории РФ, а также за счет добровольных взносов и иных пожертвований граждан;
4) средства ФСС предназначены для выплаты, прежде всего, пособий по временной нетрудоспособности, а также женщинам, имеющим малолетних детей и беременных. Кроме того, из фонда предусмотрены социальные выплаты на погребение, компенсация ритуальных услуг, на санаторно-курортное лечение.
Если внимательно рассмотреть основные обязанности, задачи и функции этих двух фондов можно увидеть определенные совпадения, которые позволили рассмотреть возможность их объединения.
Кроме того, оба фонда являются государственными учреждениями с одинаковой структурой управления, правовой формой и практически одинаковыми функциями.
Объединение преследовало и цель централизации государственного управления сферы социального обеспечения и упрощения взаимодействия между различными участниками процессов социальной поддержки и обеспечения граждан России [6]. Переход к единой системе управления имеет как положительные, так и негативные моменты.
К положительным моментам однозначно можно отнести сокращение бюджетных расходов, снижению издержек, которые позволят высвободить дополнительные средства бюджета и предоставят возможность дополнительного финансирования иных социальных программ. К отрицательным моментам можно отнести необходимость сокращения высококвалифицированного персонала.
Упрощение налогового учета, в части представления специализированной отчетности и уплата единого платежа страхового взноса так же можно отнести к положительным моментам. В дальнейшем предполагается, что форма отчетности по страховым взносам будет существовать исключительно в электронном виде, в виде единого расчета [3]. Реальная экономия на бланках для предприятий, которые в соответствии с действующими нормами законодательства обязаны представлять такую отчетность с минимизацией ошибок в расчетах, так как формировать данный отчет предлагается бухгалтерской программе.
В настоящее время уже действует единая электронная форма расчета для нового единого пенсионного и социального фонда.
Подводя итоги исследования о проблемах и перспективах реформирования фондов пенсионного и социального страхования можно сделать следующие выводы.
Любые нововведения всегда имеют как положительные, так и отрицательные моменты. Так как положительные моменты не требуют принятия управленческого решения, то рассмотрим негативные аспекты по итогам объединения страховых фондов.
1. В условиях полномасштабной цифровизации, автоматизации всех процессов, связанных с внесением, хранением передачей информации возникают вопросы обеспечения защиты от внешнего воздействия третьих лиц, кибер атак, потери персональных данных граждан. Кроме того, ведение электронного учета и электронного документооборота – это достаточно дорогостоящее действие.
2. Переход на автоматизированный учет предполагает необходимость приобретения специального оборудования и специалистов, способных работать на таком оборудовании. С учетом экономических санкций введенных, в частности, на оборудование способное осуществлять автоматизированный учет на сегодняшний день это является достаточно существенной проблемой. Подготовка специалистов – государственных служащих, одинаково хорошо владеющих знаниями в области социального и пенсионного страхования и имеющих навыки работы с современными техническими средствами, также в настоящее время является проблемой для многих государственных учреждений.
3. Существенным недостатком будут являться ограничения, установленные законодательными нормативными документами, которые не всегда своевременно уточняются, изменяются согласно изменениям экономической или социальной обстановки
Однако в настоящее время все-таки положительные моменты перевешивают негативные.
1. Создание единой учетной базы лиц, нуждающихся в социальной помощи позволит гораздо быстрее, точнее подготовить информацию по всем нуждающимся в получении социальной помощи и получивших ее.
2. Применение единой автоматизированной, цифровой платформы на которой размещается вся необходимая информация, позволяет гражданам своевременно получить полную, достоверную информацию о всех видах социальной помощи и правилах ее получения.
3. Реальное сокращение расходов на персонал, помещения, техническое обслуживание и материальное содержание можно отнести к положительным моментам объединения.
4. Установление правил единого платежа позволяет не только сократить издержки предпринимателя с расчетно-кассовым обслуживанием, но и избежать ошибок в расчетах, платежах.
5. Позволяет гражданам расширить способы получения социальной помощи, возможность получить услугу «онлайн» без фактического посещения организации,
6. За счет сокращения документооборота быстрее и точнее решат поставленные задачи.
7. Статус государственного учреждения сохраняет ответственность государства за действиями, совершаемыми объединенным фондом [5].