Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY AS A FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF THE SOUTH OF RUSSIA

Yanchenko E.A. 1 Yanchenko D.D. 1
1 Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute – branch of the Don State Agrarian University
The article interprets the indicators of foreign economic activity of the regions of the Southern Federal District of the Russian Federation (SFD RF) for the period 2019-2021, and clarifies the indicators of foreign trade with member states of the Eurasian Economic Union (EAEU). It has been established that the economy of the regions of the Southern Federal District of the Russian Federation as a whole has overcome the negative consequences of the coronavirus pandemic. A slight decline in indicators reflecting the scale of foreign economic activity that took place in the period 2020-2021 was replaced by a growing trend, which ensured not only the restoration of business activity in the field of exports and imports, but also a significant increase in the scale of foreign trade. Factors have been identified that contribute to the diversification of foreign economic activity of the Southern Federal District of the Russian Federation and the intensification of trade turnover with the countries of the EAEU, limiters of these processes, as well as trends indicating the diversification of trade and economic flows through the development of interaction with neutral and friendly states, the entry of economic entities of the Southern Federal District of the Russian Federation into new markets marketing of its products and purchasing goods (services) from foreign contractors. The results of the study can be used by government bodies of the Russian Federation and constituent entities of the Russian Federation in the formation of state foreign economic policy, preparation and implementation of state export promotion programs.
economy
region
macroregion
foreign economic activity
southern federal district
development
dynamics

Введение

Беспрецедентное санкционное давление, оказываемое недружественными государствами в отношении РФ, закономерно актуализирует научный поиск инструментов, механизмов диверсификации внешнеторговой деятельности РФ, позволяющей расширить географию присутствия российских хозяйствующих субъектов на мировом рынке. В данном контексте особую научно-практическую значимость приобретают исследования, направленные на выявление основных тенденций и показателей внешнеэкономической деятельности макрорегионов РФ, а также возможностей, предоставляемых российским хозяйствующим субъектам – участникам внешнеэкономической деятельности международными организациями с участием РФ.

Материалы и методы исследования

Исследование массивов данных таможенных органов РФ, отражающих показатели внешнеэкономической деятельности Южного макрорегиона, с применением методов научного познания (синтез, анализ), позволило обеспечить высокий уровень достоверности полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Российская Федерация осуществляет активную деятельность на мировой арене и является участником различных международных организаций, в том числе Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В настоящее время ЕАЭС объединяет следующие государства: Российскую Федерацию, Беларусь, Армению, Казахстан, Киргизию. Статус государств-наблюдателей имеют Куба, Молдавия, Узбекистан. ЕАЭС является преемником функционировавшего ранее Таможенного союза. Согласно межгосударственного Договора о Евразийском экономическом союзе [3], государства-участники не применяют в отношении друг друга такие протекционистские меры, как ввозные и вывозные пошлины, нетарифное регулирование и т. п. Подобная практика способствует свободному движению товаров и капиталов, а также формированию единого рынка товаров и услуг, в котором хозяйствующие субъекты стран-участниц ЕАЭС могут в полной мере реализовать свои конкурентные преимущества (у РФ следующие: выгодное экономико-географическое положение, наличие выходов к морям, развитая транспортно-логистическая инфраструктура, научно-технологический потенциал).

Участие РФ в международных интеграционных объединениях открывает возможности для хозяйствующих субъектов, регионов, макрорегионов активизировать социально-экономическое развитие за счёт повышения эффективности внешнеэкономической деятельности. Южный федеральный округ РФ (ЮФО РФ) представляет собой макрорегион, располагающий значительным экономическим потенциалом. В субъектах РФ, входящих в состав ЮФО, развиты такие отрасли, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, химия, нефтепереработка, машиностроение различных видов (авиационное, железнодорожное и др.), цветная и чёрная металлургия и т. п. В крупнейших агломерациях Юга России, а именно Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи, Ставрополь динамично развиваются финансовый и IT-сектора, образование, наука, строительство [2, 4, 9, 10]. Южный макрорегион располагает значительными туристско-рекреационными ресурсами [1], позволяющими развивать такие направления туризма, как пляжный, экологический, оздоровительный, гастрономический, этнокультурный. Электростанции тепловой и атомной генерации обеспечивают потребности макрорегиона в электроэнергии. Вышеперечисленные факторы формируют значительный экспортный потенциал регионов ЮФО РФ. С учётом тематики статьи, рассмотрим динамику общего внешнеторгового оборота Южного федерального округа РФ за период 2019-2021 гг. (рисунок 1) [5, 6].

Информация рисунка 1 отражает тенденцию увеличения общего внешнеторгового оборота ЮФО РФ с 26,05 млрд долл. в 2019 г. до 33,12 млрд долл. в 2021 г. (+7,07 млрд долл. США, +27,16 %). Показатели внешнеторгового оборота ЮФО РФ со странами ЕАЭС за аналогичный период представлены на рисунке 2 [5, 6].

Анализ информации рисунка 2 свидетельствует об увеличении внешнеторгового оборота ЮФО РФ с государствами-членами ЕАЭС на 0,36 млрд долл. США (+20,63 %). Сравнительный анализ динамики темпов роста внешнеторговых оборотов показывает незначительное опережение темпа роста общего оборота по сравнению с оборотом со странами ЕАЭС.

missing image file

Рис. 1. Динамика общего внешнеторгового оборота Южного федерального округа РФ за период 2019-2021 гг., млрд долл. США

missing image file

Рис. 2. Динамика внешнеторгового оборота ЮФО РФ со странами ЕАЭС за период 2019-2021 гг. млрд долл. США

missing image file

Рис. 3. Доля государств-членов ЕАЭС во внешнеторговом обороте ЮФО РФ за период 2019-2021 гг., %

Указанные показатели составляют, соответственно, 27,16 % и 20,63 %. Выявленные нами тенденции развития внешнеторговых процессов ЮФО РФ влияют на показатель удельного веса государств-членов ЕАЭС во внешнеторговом обороте ЮФО РФ (рисунок 3) [5, 6].

Согласно сведений, представленных на рисунке 3, удельный вес стран, членов ЕАЭС во внешнеторговом обороте ЮФО РФ практически не менялся за период наблюдения и, по итогам 2021 г. составляет 6,36%. По мнению авторов, указанная тенденция свидетельствует о недостаточном использовании потенциала межгосударственных экономических взаимосвязей в рамках ЕАЭС. Факторами, способствующими диверсификации внешнеэкономической деятельности ЮФО РФ и активизации торгового оборота со странами ЕАЭС являются: наличие у РФ общей сухопутной границы с такими странами, как Беларусь, Казахстан; наличие единой железнодорожной инфраструктуры, позволяющей обеспечить прямой оборот грузов без перевалки; единые государственные подходы к таможенному регулированию в рамках процессов экономической интеграции.

Вместе с тем, необходимо выделить факторы, ограничивающие развитие внешнеэкономической деятельности ЮФО РФ с государствами-членами ЕАЭС: отсутствие дипломатических и торговых представительств в административном центре Южного федерального округа РФ – городе Ростове-на-Дону, – таких стран-членов ЕАЭС, как Казахстан, Киргизия; неразвитость банковской инфраструктуры в части обеспечения взаимных расчётов с использованием валют государств-членов ЕАЭС; негативное влияние санкций со стороны недружественных РФ государств.

Экономика регионов ЮФО РФ в целом преодолела негативные последствия пандемии коронавирусной инфекции. Имевшее место в период 2020-2021 гг. некоторое снижение показателей, отражающих масштаб внешнеэкономической деятельности, сменилось растущим трендом, обеспечившим не только восстановление деловой активности в сфере экспорта и импорта, но и значительное наращивание масштабов внешней торговли.

Выводы

В завершение сформулируем следующие основные выводы.

1. Осуществлённый нами анализ внешнеэкономической деятельности ЮФО РФ позволил установить тенденцию роста внешнеторгового оборота. В условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны некоторых иностранных государств, подобная тенденция свидетельствует о диверсификации торгово-экономических потоков за счёт развития взаимодействия с нейтральными и дружественными государствами, выхода хозяйствующих субъектов ЮФО РФ на новые рынки сбыта своей продукции и закупки товаров (услуг) иностранных контрагентов. Позитивная тенденция расширения торгового оборота характерна в том числе для ЮФО РФ и государств-членов Евразийского экономического союза.

2. Установленные нами выше позитивные тенденции развития внешнеторговых отношений ЮФО РФ не отменяют действия имеющихся ограничительных факторов. На современном этапе потенциал экономического сотрудничества между регионами ЮФО РФ и странами ЕАЭС не используется в полной мере. В целях развития торговых взаимосвязей между хозяйствующими субъектами ЮФО РФ и государств ЕАЭС необходима активизации работы Министерства иностранных дел РФ по открытию дипломатических и торговых представительств в административном центре ЮФО РФ – городе Ростове-на-Дону, что позволит упростить процедуры взаимного поиска экономических партнёров, содействия заключению и исполнению сделок и т. п.

3. Регионы ЮФО РФ, а также Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) располагают потенциалом, позволяющим предоставлять товары и услуги на рынки нейтральных и дружественных стран по таким направлениям, как: агропромышленное (поставка сельскохозяйственного сырья и продуктов питания), машиностроение (подвижной состав для железных дорог, промышленное оборудование различных видов), авиастроение (гидросамолёты, беспилотные летательные аппараты), туристско-рекреационные, образовательные, научные услуги. Особенности географического положения ЮФО и СКФО позволяют в контексте внешнеэкономической деятельности рассматривать указанные округа как один макрорегион Юг России. Эффективная организация работы по стимулированию внешнеэкономической деятельности Юга России (главным образом, экспорта) подразумевает выявление и учёт факторов, детерминирующих региональную внешнеторговую специализацию. В целях реализации имеющихся конкурентных преимуществ, необходима межрегиональная координация внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Юга России. Подобная координация позволит избежать демпинга и конкуренции между российскими компаниями, а также соответствует целевым установкам, зафиксированным в нормативных документах [7, 8]. Активизация внешнеторговой деятельности также способствует снижению социально-экономической дифференциации между регионами Юга России.