Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

1 2
1
2
-

Введение

Процесс планирования и прогнозирования в текущих экономических условиях хозяйствования организаций является неотъемлемой частью формирования стратегии и тактики в целом. Ввиду постоянного изменения внутренних и внешних факторов деятельности хозяйствующих субъектов, необходимо планирование как рисков, так и возможное высвобождение ресурсов. Процесс прогнозирования является отражением итогов поэтапного планирования при условии сохранения условий хозяйствования. На сегодняшний день существует множество методов и методик планирования и прогнозирования, грамотное, своевременное и целесообразное использование которых может сформировать целостное представление о цели и задачах деятельности организации на необходимом этапе хозяйствования.

Цель исследования заключается в выявлении сущности теоретических аспектов планирования и прогнозирования, а также, представление видов и классификации этих понятий с набором соответствующих показателей внутренней и внешней хозяйственной жизни организации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

– отразить теоретические аспекты понятий планирования и прогнозирования.

– представить систему классификации методов планирования и прогнозирования используемых наиболее часто на сегодняшний день.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленных задач рассмотрим теоретические аспекты формирования понятий планирования и прогнозирования, которые предполагают формирование таких систем управленческой стратегии и тактики, которые основаны на обработке реальных фактов хозяйственной жизни в динамике и сориентированы на конечный результат.

Так, для формирования конечного результата планирования и прогнозирования, экономисты используют различные системы, модели и методы, приемлемые в текущих экономических условиях хозяйствования субъекта.

На практике планирование реализуется путем разработки планов, как обособленного документа, в котором содержится целостная система различных показателей деятельности организации, а также, представлен комплекс мероприятий по решению социально-экономических задач. В плане следует отразить совокупность мер, применяемых для достижения поставленной цели организации, приоритеты реализации некоторых задач, с акцентированием на имеющиеся ресурсы и источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

На сегодняшний день процесс планирования достаточно трудоемкий. Он затрагивает как внешние, так и внутренние факторы взаимодействия хозяйствующего субъекта, поэтому, целесообразно, в зависимости от цели планирования выбрать вид планирования, который предопределит приоритет решения соответствующих задач. Так, различают стратегическое планирование и индикативное.

Стратегическое планирование – процесс установления таких целей, которые характеризуют как наиболее важные направления социально-экономического развития страны (отрасли, объединения, организации и так далее). Такое планирование возможно на среднесрочную и долгосрочную перспективы, поскольку обладает необходимым и соответствующим набором экономических методов и инструментариев для формирования механизма реализации.

При стратегическом планировании приоритетной задачей итогов деятельности организации или страны в целом является повышение устойчивости экономики, уровня жизни населения и обороноспособности странны. Решение стратегических задач, предполагающее первостепенное планирование и прогнозирование стратегической стратегии и тактики закрепляет целостность государства и независимость ее экономико-социальных и политических курсов от внешних факторов и, следовательно, способствует построению модели будущего развития государства или другого объекта, применительно к которому осуществляется планирование.

Стратегическое планирование предполагает длительный процесс с возможным внесением дополнений, поправок и корректировок, а также дополнений и пояснений с возможными новыми приложениями в виде схем и графиков, в том числе, используя в совокупности методы планирования и прогнозирования как на долгосрочную перспективу, так и средне срочную, и краткосрочную. Основной целью такого планирования является формирование такого управленческого решения, реализация которого была бы возможна в полном объёме с учетом имеющихся ресурсов, возможным изменением или стабильным состоянием конъюнктуры рынка и целесообразности затрат.

Чем длиннее период планирования и прогнозирования, тем более трудоемким считается процесс, предполагающий всестороннее рассмотрение основ деятельности организации, внешних и внутренних рисков, способных оказать влияние на оценочные показатели. По итогам учета наибольшего количества влияния различных факторов составляются сценарии вероятных управленческих решений. При этом, использование в совокупности методов прогнозирования можно предопределить возможный исход фактов хозяйственной жизни при сохранении условий хозяйствования или их изменений. На практике считается, что период долгосрочного прогноза стратегического планирования составляет 20–25 лет.

В рамках стратегического планирования разрабатываются и уточняются направления развития общественной, социально-культурной, военной, экономической и внутренне-, внешне – политической жизни.

Индикативное планирование тесно связано с понятием стратегического планирования и основывается на реализации поставленных целей в зависимости от сложившихся экономических условий хозяйствования. В отличие от стратегического планирования, индикативный план составляется на кратко- и среднесрочную перспективу, затрагивая также, как факторы влияния на желаемый результат внешние и внутренние факторы современной жизни и деятельности общества и организаций, и отраслей экономики в целом.

Индикативный план включает в себя следующие разделы:

– концептуальный – описывает концепцию социально-экономического развития как страны в целом, так и организации, и ее влияния на общество;

– прогнозный – прогноз социально-экономического развития;

– планово-регулирующий – представляет собой описание и разработку системы экономических инструментариев, в том числе и государственные целевые комплексные программы.

В настоящее время индикативный подход является наиболее приемлемой формой планирования, поскольку рассчитан изначально на возможные изменения условий хозяйствования, а также, имеет рекомендательный характер, предполагающий учет множества возможных сценариев задач для достижения цели. В практике государственного управления принято такую форму планирования считать системой разработки прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, бюджетных субсидий, дотаций для достижения поставленных целей.

Несмотря на выбранный способ планирования, необходимо учитывать ряд факторов, которые характеризуются как предсказуемые или непредсказуемые. Так, выделяют следующие факторы, влияющие прями или косвенно на задачи и инструментарии планирования:

– законодательное обеспечение экономического развития;

– условия экономической политики страны и, в частности, отношению к отрасли деятельности хозяйствующего субъекта;

– мотивация субъектов хозяйствования на достижение поставленных целей;

– соблюдение законности в области хозяйственною права как органами власти, так и хозяйствующими субъектами.

Обоснование всех плановых показателей опирается на рассмотрении данных, представленных путем прогнозирования.

Процесс прогнозирования предшествует процессу планирования, поскольку, первостепенным является разработка возможных результатов деятельности, целесообразность и важность их, а затем рассматривается комплекс мер и учитываются имеющиеся ресурсы для осуществления поставленных целей. В свою очередь, целью прогнозирования является формирование научных предпосылок и ученого – экспертного мнения о принятии управленческого решения, отвечающего всем принципам важности, значимости и своевременности.

Прогнозирование, как экономический метод формирования управленческого решения, базируется на следующих понятиях:

– альтернативное предвидение будущего развития деятельности хозяйствующего субъекта;

– анализ тенденций и закономерностей изменения объекта управления;

– оценку последствий активного воздействия на предвидимые процессы в объекте управления.

Прогноз представляет собой систему научно обоснованных и качественно аргументированных научных представлений о вероятном состоянии объекта управления. При этом, разрабатывается множество сценариев как итогов деятельности при сохранении текущих условий хозяйствования, так и вероятностные перспективные результатах при изменении стратегии, тактики и управленческих решений.

Прогнозирование, как метод, классифицируется как описание тенденций изменения объекта, процесса и как формирование параметров, характеризующих объект или процесс.

В рамках первой классификации принято выделять трендовый и факторный подходы.

Трендовый подход, как экономическом методе прогнозирования, основан на экстраполяции выровненных значений текущего динамического временного ряда прогнозируемого показателя. Построение линий тренда использование линейной экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций. Этот метод предполагает поиск достоверной информации о необходимом факторе прогнозирования в течении как можно долгого периода времени. Как правило, достаточно наблюдение за изменениями показателя в течении пяти лет.

Финальной стадией построения линии тренда является нахождение последующего (прогнозного) значения исследуемого показателя. Прогноз считается достоверным при соблюдении и сохранении текущих экономических и политических условий деятельности хозяйствующего субъекта.

Факторный подход предполагает выявление таких факторов, которые влияют прямо или косвенно на изменение прогнозируемого объекта. Таким образом, комплексная оценка влияния различных факторов финансово-экономической деятельности организации на изменение потенциального состояния объекта управления.

В рамках второго подхода классификации принято выделять генетический и нормативный подходы.

Генетический подход базируется на использовании устойчивых тенденций изменения ключевых показателей прогнозной составляющей объекта. Такой подход к прогнозу, как методу экономического анализа предопределяет вероятность изменения или сохранения условий действующих тенденций в текущих экономических условиях. Примерами такого прогноза являются прогнозы урожайности сельскохозяйственных культур, числа браков или разводов в обществе. Основным методом прогнозирования является экстраполяция.

Нормативный прогноз осуществляется с целью установления направлений и временных сроков достижения вероятностных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Например, составляется прогноз динамики потребления мясопродуктов населением региона при имеющихся физиологических нормах потребления. Основным методом прогнозирования является интерполяция.

В практике экономиста-аналитика генетический и нормативный подходы в прогнозировании дополняют друг друга, поскольку процессы формируются, с одной стороны, инерцией сложившихся тенденций, а с другой – поставленными целями развития. Главной задачей прогнозирования становится согласование результатов прогнозных расчетов, получаемых на основе генетического и нормативного подходов.

Прогнозы различаются по срокам, на которые они рассчитаны. В настоящее время сложилась практика разработки прогнозов различной продолжительности: краткосрочного (текущего) – как правило, на 1 год, среднесрочного – на 3–5 лет, долгосрочного – на 10–15 (а иногда и более) лет.

Любой прогноз имеет целью учесть перемены в обществе, а они протекают с разной скоростью и имеют различную длительность. Рыночная конъюнктура – цены, курс акций, валютные курсы и может существенно измениться в течение дня, недели или месяца. Предвидеть эти изменения, чтобы быстро реагировать на них, – предмет текущего, краткосрочного прогнозирования как важнейшей составной части оперативного управления. Краткосрочный прогноз – это, прежде всего, прогноз текущих хозяйственных процессов, связанных сдвижением финансовых потоков и цен, изменениями в объеме и структуре спроса населения, колебаниями в сельскохозяйственном производстве, конъюнктурой мирового рынка.

Другие перемены требуют более длительного времени, занимают несколько лет (инвестиции в основной капитал, создание и освоение новых видов продукции, реализация инновационных проектов, динамика и структура денежных доходов и накоплений населения, динамика внешнеэкономических связей). Это объект среднесрочного прогнозирования и основанных на нем среднесрочных (на 3–5 лет, а иногда и более) программ социально-экономического развития.

В долгосрочном прогнозе основное внимание уделяется глубинным изменениям в объекте управления – демографическим процессам, крупным социальным задачам, масштабным научно-техническим проблемам, вопросам экологии и глобализации. Глубинные изменения в структуре экономики и общества, страны и мира складываются и проявляются в течение длительного периода и требуют долгосрочного прогнозирования возможных альтернативных тенденций на протяжении 10–15 лет, а иногда и более, что служит базой для определения перспективной стратегии.

Долгосрочное прогнозирование, в отличие от среднесрочного и особенно краткосрочного, меньше связано с инерцией социально-экономического развития, сложившимися тенденциями, свободнее в выборе вариантов будущей динамики. За 15–20 лет происходит смена двух поколений техники и одного поколения работников. Долгосрочное прогнозирование дает возможность более обоснованно определить альтернативные сценарии структурных сдвигов в экономике и обществе, изменения ряда качественных характеристик. В то же время долгосрочный прогноз менее детализирован, опирается на сравнительно небольшой круг обобщающих показателей. Он служит основой для определения концепции социально-экономического развития на долгосрочный период, выбора долгосрочной стратегии.

Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.

Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, являются сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, обоснование и регулирование темпов роста выпуска продукции, высокой степени ее конкурентоспособности на рынке, обеспечение эффективного использования материальных. энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.

Заключение

Согласно представленному теоретическому выводу, планирование предполагает пошаговую разработку мероприятий по достижению поставленной руководителем организации экономической цели, а прогнозирование – перспективный исход событий с учетом сохранения условий хозяйствования.

Проведенные исследования аспектов планирования и прогнозирования, показали, что из существующего множества методов и методик, необходимо использование наиболее целесообразных в текущий экономических условиях. Процесс прогнозирования, как и процесс планирования являются вероятностными экономическими показателями, определяющими направление деятельности организации в целом и устанавливающие очередность и эффективность принятия тех или иных управленческих решений.