Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

MODERN TOOLS TO SUPPORT YOUTH EMPLOYMENT

Zemlyak S.V. 1 Khromenkova G.A. 1 Lapshova O.A. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The actual socio-economic problem of almost every state is unemployment, in the presence of hidden unemployment, it is difficult to obtain reliable results of the actual state of the economy and society, therefore, this reduces the effectiveness of implemented state support programs and projects. The complexity and versatility of this phenomenon requires a systematic understanding and modernization of the existing system of support for unemployed citizens. One of the most vulnerable categories in this matter is young people, primarily due to lack of professional experience. The purpose of the study: to determine the role of the state and its impact on the promotion of youth employment. Youth as a special socio-demographic group is distinguished on the basis of age characteristics and is characterized by specific values and interests. The article discusses the current segments of the youth labor market, priority areas of youth employment support. Measures to promote youth employment and modern tools initiated by the state in this direction, such as a social contract, youth startups, youth forums and support for youth initiatives, have also been identified. From the perspective of promoting employment, investments in young people should be considered as a contribution to the future of the country’s economy. The results of this study can be used in the development of long-term and operational directions for promoting youth employment.
youth
unemployment
government programs
support measures
employment promotion

Введение

Важность исследования проблемы молодежной безработицы определяется многофакторностью этого явления. Экономический кризис, вызванный коронавирусом и обострившийся после введения санкций недружественных стран, приобрел широкие масштабы и спровоцировал резкое обострение проблем безработицы, выявил снижение эффективности уже устоявшихся форм поддержки безработных и необходимость использования новых инструментов. Меры поддержки граждан, оставшихся без работы, показали различную степень эффективности, что также потребовало дополнительного анализа ситуации. Сегодня безработица среди молодежи – это важнейший вопрос, который современное общество держит на постоянном контроле, так как безработица приводит к серьезным социальным, экономическим, психологическим и политическим последствиям как на индивидуальном, так и на государственном уровне.

Молодежная безработица рассматривается как социально-экономическое явление, когда лица в возрасте до 35 лет предпринимают попытки найти себе работу и готовы приступить к ней, но по некоторым причинам сделать этого не могут. Такая безработица является показателем социального положения молодого населения, и она определяет конкурентоспособность молодежи и степень адаптации ее на рынке труда.

Цель исследования – определение роли государства и его влияние на содействие занятости молодежи.

Материалы и методы исследования

В рамках проведенного исследования были использованы как общенаучные методы познания, так и специфические методы, такие как логический метод, метод сравнительного анализа, статистического анализа, экспертных оценок и другие. В качестве информационной базы исследования рассматриваются нормативно-законодательные акты Российской Федерации по различным аспектам исследуемого явления; информационно-аналитические, статистические и социологические материалы; результаты специализированных отчётов о показателях занятости и безработицы населения Российской Федерации, а также данные авторской обработки результатов и графической визуализации данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Безработица различается в зависимости от сложившихся условий в экономике, обществе и ряда факторов, которые требуют системного исследования для определения наиболее эффективных способов решения проблемы. Увеличение уровня безработицы говорит о том, что страна не использует объем трудовых ресурсов в полной мере, при этом происходит рост социальных расходов в бюджете на социальную поддержку безработных.

Одной из наиболее чувствительных групп населения к безработице является молодежь. Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года определяет молодежь как «социально-демографическую группу от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями» [1].

Следует отметить, что среди молодежи уровень безработицы выше, чем среди граждан других возрастных категорий. Так, на сентябрь 2022 года она составила 31,6 % среди молодых людей в возрасте от 16 до 19 лет, 14,4 % – среди граждан в возрасте от 20 до 24 лет (рисунок 1).

На рисунке 2 представлена доля вакансий для молодежи от общего числа размещенных вакансий, а также доля размещенных резюме.

В настоящее время на рынке труда увеличивается количество вакансий для кандидатов без опыта работы, что свидетельствует о том, что к молодым специалистам работодатели становятся лояльнее. Так, в 2022 году каждая пятая вакансия подходила соискателям без опыта, а каждое четвертое резюме было размещено молодыми специалистами.

missing image file

Рис. 1. Динамика изменения уровня безработицы среди молодежи, %

missing image file

Рис. 2. Доля вакансий и резюме для молодых специалистов в РФ, %

При анализе и разработке направлений содействия занятости молодежи следует учитывать особенности, присущие молодежному сегменту рынка труда:

1. Спонтанно изменяющиеся приоритеты развития на фоне политических и социальных потрясений оказывают существенное влияние на соотношение спроса и предложения на рынке труда.

2. Более высокий уровень риска потерять работу для молодых людей, сложный процесс поиска первого места постоянного трудоустройства.

3. Сложность проведения анализа молодежного рынка труда, связанная с несоответствием структуры спроса и предложения труда, а также наличия скрытой занятости и безработицы.

С целью более активного содействия обеспечению занятости граждан, государство разрабатывает различные нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу правоотношений. Правовое регулирование труда и занятости в России осуществляется следующими основными актами: Конституция Российской Федерации, Трудовой Кодекс РФ, Закон РФ «О занятости населения Российской Федерации» [2, 3]. Конституция РФ закрепляет право на труд, выделяет основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Трудовой кодекс РФ закрепляет право на равные возможности в реализации трудовых прав, запрет на дискриминацию в трудоустройстве. Закон «О занятости населения в РФ» закрепляет право на оказание безвозмездной помощи со стороны государства в подборе подходящей работы и последующем трудоустройстве посредством деятельности органов службы занятости, устанавливает направления государственной политики в этой сфере.

Помимо указанных источников законодатель использует различные постановления и указы, определяя актуальные способы регуляции безработицы, рынка труда, внедряя новые способы поддержки безработных, реформируя существующую систему соцзащиты.

Так, в 2020 г. был принят закон о молодежной политике, который обеспечивает гарантии молодым гражданам в сфере занятости и содействует трудоустройству молодёжи и профессиональному развитию молодых специалистов [4]. Постановлением Правительства от 02.11.2021 № 1909 был утвержден новый порядок регистрации безработных. Данный документ ввел в действие онлайн-порядок данного процесса и уменьшил количество требуемых документов для подобной регистрации. Также с целью создания условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодых соотечественников в 2021 г. Правительством Российской Федерации была утверждена долгосрочная программа содействия занятости молодежи до 2030 года [1]. Основными задачами программы являются:

− формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными способностями и потребностью рынка труда;

− обеспечение соответствия получаемого образования молодыми людьми профессионально-квалификационным требованиям работодателей;

− создание условий для профессионального развития молодых людей через совмещение получения образования и трудовой деятельности;

− создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи;

− обеспечение адресного сопровождения отдельных категорий молодежи в целях трудоустройства (занятости) органами службы занятости;

− содействие занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) будут находиться в зоне рисков, связанных с незанятостью;

− пилотная апробация комплексного подхода по карьерному сопровождению молодежи [1].

Для формирования системы социальной защиты безработных граждан и обеспечения занятости, законодатель осуществляет работу в различных направлениях, используя разнообразные механизмы и инструменты (рисунок 3).

Методы, которые государственные учреждения используют для воздействия на рынок труда и существующий уровень безработицы, условно можно разделить на активные и пассивные.

В качестве активных мер применяют создание дополнительных рабочих мест, а пассивных – создание системы социального страхования и материальной помощи.

С 2023 г. в России безработные имеют право получать пособия, минимальный размер которого составляет 1500 руб., а максимальный – 12792 руб.

В целях обеспечения социальной защиты безработных сегодня созданы специальные органы занятости, которые реализуют действия, разрабатываемые государством для снижения уровня безработицы, реализуют политику социального страхования на случай безработицы, создают систему социального партнерства, систему подготовки и переподготовки незанятого населения и т.д. Главенствующим органом в данной области выступает Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Это федеральный орган исполнительной власти, который контролирует реализацию разрабатываемой государством политики, направленной на защиту населения от безработицы, реализацию мер социальной поддержки и прочее. В каждом регионе создается Служба занятости населения. Ее задача – работа с населением, координация граждан на рынке труда, предоставление возможностей переобучения или обучения в соответствии с потребностями рынка труда.

missing image file

Рис. 3. Направления работы государства в области защиты безработных

Работа центров занятости постепенно меняется с учетом требований общества. Так, с 2021 года у безработных граждан появилась возможность воспользоваться новой формой поддержки – оформить социальный контракт, который постепенно получил распространение на всей территории страны. Молодые люди используют эту возможность для создания своего дела. Суть данной поддержки определяется Постановлением Правительства от 31.12.2020 РФ № 2394 и подразумевает помощь государства в виде денежных средств, услуг, оборудования, товаров взамен на обязательство создать новый бизнес, получить дополнительное образование, развить подсобное хозяйство или устроиться на определенную работу.

В Российской Федерации действует автоматизированная информационная система «Молодежь России», которая позволяет молодому человеку зарегистрироваться для участия в муниципальных, региональных, окружных и федеральных мероприятиях, грантовых конкурсах. На веб-сайте АИС есть раздел «Вакансии», в котором представлены предложения о работе и требования, предъявляемые к соискателям.

Также в качестве положительного опыта следует отметить молодежные форумы, по итогам которых молодые люди получают контракты на поддержку производства, а также возможность стажировки и интеграции в крупнейшие российские и международные арт-проекты. Данные мероприятия способствуют созданию социальных лифтов для молодежи и созданию условий для реализации потенциала в социально-экономической сфере [5, 6].

Анализ опыта зарубежных стран, где, в частности, законодательно закреплены обязательства региональных властей поддерживать трудоустройство подростков, получивших базовое образование, а также обеспечивать условия для компаний по созданию специальных ученических рабочих мест, говорит о возможности его адаптации и использования в российских условиях. Важно также, что компаниям выгодно привлекать молодежь к работе: за счет налоговых льгот «экономия» на трудоустройстве несовершеннолетнего составляет существенную сумму. Около 65% учащихся в возрасте 14-15 лет работают, а к концу обучения становятся подготовленными специалистами. Это значительно снижает показатели безработицы в молодежной среде. Аналогичные проекты реализуются и в России, однако, они носят единичный характер [7].

Таким образом, можно говорить о том, что предоставление субсидий или налоговых льгот компаниям, нанимающим и обучающим молодежь при условии продолжения их работы или участия в социально значимом проекте, может стать значительным шагом на пути к трансформации рынка труда молодых специалистов.

Существенный уровень молодежной безработицы в России обуславливает необходимость разработки и реализации специальных мероприятий. Основными задачами содействия занятости молодежи в современных условиях являются:

− формирование единой региональной концепции устойчивого развития кадрового потенциала муниципалитетов для предотвращения безработицы среди молодежи;

− совершенствование нормативно-правового регулирования кадровой политики в молодежной сфере;

− выработка научно обоснованных и практически применимых рекомендаций по подбору персонала;

− выявление и устранение причин, снижающих доверие молодых людей к высшему образованию.

В целях формирования стабильной системы кадровой политики для решения проблемы молодежной безработицы важно реализовать ряд мер:

1. Актуализировать нормативно-правовую базу и создать централизованную систему трудоустройства молодежи.

2. Принять Закон о модели "дуального образования" (Закон о профессиональном образовании). Этот закон должен обязать региональные власти оказывать содействие в трудоустройстве молодежи.

3. Поддерживать тенденцию к занятости молодежи и стимулировать с помощью налоговых льгот бизнес к трудоустройству данных категорий граждан (при подаче заявок на новые рабочие места для молодежи и студентов предоставлять компаниям гранты на 6-12 месяцев при условии, что они продолжат сотрудничество с ними или возьмут на себя обязательства по найму) [8, 9].

4. Разработать каталог наиболее востребованных профессий, что даст возможность молодежи на этапе самоопределения принимать решения, какие профессии наиболее востребованы в настоящее время.

5. Внедрять инновационные формы консультирования молодежи по вопросам карьеры, использовать тренинги, кейсы, задачи при проведении профессиональных консультаций.

6. При осуществлении психолого-педагогической поддержки молодежи использовать дифференцированный подход, учитывающий индивидуально-психологические особенности характера, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности.

Таким образом, последствия безработицы несут серьезные угрозы национальной безопасности государства, однако продуманное и эффективное государственное экономическое регулирование, совершенствование рыночной инфраструктуры, создание и развитие системы содействия занятости молодежи будут способствовать решению проблем безработицы.