Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Belousova I.V. 1
1 MIREA – Russian Technological University
The article substantiates approaches to the development of small and medium-sized businesses in the conditions of digitalization. It is established that small and medium-sized businesses occupy a significant place in the system of entrepreneurial activity. At the same time, small and medium-sized businesses are directly determined by the possibilities of forming close cooperative ties with large enterprises. Of particular relevance is the creation of an effective organizational structure of small and medium-sized business entities, the provision of state guarantees of property rights of small and medium-sized enterprises, assistance to small and medium-sized enterprises in the preparation of business plans, investment projects. It is proved that the organizational and institutional mechanism for supporting small and medium-sized businesses combines tools of influence through state and non-state bodies and institutions of various levels of management that activate these tools. Based on the functional approach, the organizational and institutional mechanism for the development of small and medium-sized businesses in the context of digitalization can be represented as a system of interrelated functional blocks: political, administrative, service, public and international. It is determined that the introduction of the business risk insurance system will contribute to the exclusion of the amounts of insurance premiums paid from the tax base of policyholders; reducing the amount of insurance premiums for small and medium-sized enterprises in the initial period of activity, which can be compensated at the expense of budgetary funds on credit terms, obtaining tax benefits for companies that insure small and medium-sized businesses.
development
small and medium business
digitalization
enterprise
investment
production
regulation
business plan
capital
structure

Введение

Современная Российская Федерация начала движение к смешанной регулируемой рыночной экономике. Главной движущей силой в этом случае является развитие предпринимательства. Став на путь реформ, необходимо создавать условия для активизации всех видов предпринимательства, в том числе для возрождения малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации.

Различные вопросы предпринимательства рассмотрены в трудах О.И. Антоновой [1], Г.А. Боровковой [3], А.И. Манухина [8], А.И. Мордовец [10], Н.И. Морозко [11], Ю.Н. Николаева [12] и др. Изучение этих трудов показало, что общей проблемой выступает обоснование развития малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации.

Целью статьи является обоснование подходов к развитию малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации.

Материал и методы исследования

Теоретической основой статьи выступают фундаментальные положения экономики, достижения практики функционирования субъектов малого бизнеса; нормативные акты; статистические материалы; данные различных конференций в рамках проблем исследования. Также использован ряд методов: системный подход; сравнительный анализ; анализ, синтез, статистические методы. Использованы методы логического обобщения и прогнозирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Что касается роли малого и среднего бизнеса в экономической системе, то необходимо использовать не только количественные показатели, но и социально-экономические (именно относительный показатель количества этих предприятий на тысячу жителей характеризует в значительной степени позиции малого и среднего бизнеса). Главный недостаток в анализе мелких и средних фирм заключается в их поведении по короткому интервалу.

В территориальном плане наибольшей концентрацией малых предприятий характеризуется столица, региональные центры и крупные города [2, 5, 15]. Недостаточное развитие получил малый и средний бизнес в периферийных районах страны, в малых городах. Доля малых и средних предприятий в рамках общего объема производства продукции по регионам Российской Федерации обратно пропорциональна их количеству.

В то же время недостаточно комплексная и системная разработка вопросов развития малых форм предпринимательства, в частности определение эффективных механизмов поддержки со стороны государства и других участников экономических отношений, обусловили слишком медленные темпы развития данного бизнеса Недооценка роли малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации вызывает необходимость дальнейшего детального теоретического исследования, обобщения практических достижений, разработки современного методологического обеспечения.

Необходимо понимать, что актуальной проблемой является несоответствие национальных количественных критериев определения субъектов малого и среднего бизнеса показателям, применяемым в других странах. Например в ЕС сектор малого бизнеса объединяет самозанятых лиц, а также предприятия с количеством рабочих до 49 человек (включительно) и годовым оборотом до 10 млн. евро. Ликвидация такого диспаритета положительно повлияет на конкурентоспособность отечественного малого и среднего бизнеса на международной арене.

Организационно-институциональный механизм поддержки малого и среднего бизнеса сочетает инструменты влияния через государственные и негосударственные органы и институты различных уровней управления, приводящие в действие эти инструменты. На основании функционального подхода организационно-институциональный механизм развития малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации можно представить в виде системы взаимосвязанных функциональных блоков: политического, административно-распорядительного, обслуживающего, общественного и международного.

При этом можно выделить две группы регионов, где сектор малых и средних предприятий наиболее развит. Первая группа регионов демонстрирует высокий уровень абсолютных показателей развития малых и средних предприятий (общее количество предприятий, объемов изготовленной и реализованной продукции и др.). Ко второй группе отнесены регионы, в которых сектор малых и средних предприятий быстро развивается благодаря активизации приграничного сотрудничества. Данные регионы отличаются относительно однообразной структурой экономики и ограниченным потребительским рынком.

В то же время внедрение системы страхования предпринимательских рисков будет способствовать: а) исключению из налоговой базы страхователей сумм уплаченных страховых взносов; б) снижению для малых и средних предприятий в начальный период деятельности (2-3 года) размера страховых взносов, которые возможно компенсировать за счет бюджетных средств на условиях кредитования; в) получению налоговых льгот для компаний, осуществляющих страхование субъектов малого бизнеса.

Анализ применения в Российской Федерации специальных режимов налогообложения доказывает необходимость разработки единой модели упрощенного налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса, которая обеспечивает соответствие уровня налоговой нагрузки платежеспособности данных субъектов [7, 9, 13, 16]. При этом совершенствование информационно-методической системы поддержки данных форм бизнеса предусматривает улучшение кадрового, научного и информационного обеспечения его субъектов.

Улучшению кадрового обеспечения будет способствовать: целевое конкурсное финансирование учебных и методических разработок по проблемам бизнес-образования; разработка системы профессионально-общественной аккредитации образовательных структур; создание органа, объединяющего представителей органов власти, малого и среднего бизнеса, образовательных и научных учреждений и координирующего вопросы подготовки кадров.

Путями улучшения научного и цифрового обеспечения малого и среднего бизнеса являются: формирование госзаказов на научную продукцию для малого и среднего бизнеса; организация и финансирование выставок и ярмарок научно-технической продукции; создание единой информационной системы обслуживания субъектов малого бизнеса [4, 6, 14]. Эффективной формой реализации ресурсно-сбытового механизма малого и среднего бизнеса может стать прямое и субподрядное привлечение его субъектов к выполнению государственных заказов.

В Российской Федерации начато создание инновационных промышленных кластеров, которые предоставляют возможность повысить эффективность взаимодействия крупного, среднего, малого бизнеса, государства, коммерческих, исследовательских и образовательных организаций. Активизации этого процесса будет способствовать применению целевых льгот для предприятий и организаций, осуществляющих программы интеграционного взаимодействия с субъектами малого и реднего бизнеса в условиях цифровизации.

Практика показала, что ускоренное развитие венчурного финансирования малых и средних форм предпринимательства невозможно без разработки специального законодательства, либерализации налоговой и амортизационной политики, создания инфраструктуры венчурного финансирования. В условиях ускоренного процесса формирования малых и средних форм хозяйстования особенно актуальным является применение лизинга в отношениях между субъектами малого и среднего бизнеса, а также крупными промышленными предприятими.

Важным условием успешного развития лизинга является исключение двойного налогообложения добавленной стоимости у лизингодателя и кредиторов. При этом наращивание уровня капитализации, создание разветвленной сети, разработка региональных мероприятий по оптимальному размещению собственных капиталов и привлечение иностранных инвестиций будут стимулировать дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса.

В то же время повысить профессионализм и авторитет объединений предпринимателей возможно путем создания научно-экспертных советов, что позволит осуществлять профессиональную оценку официальных документов по вопросам малого и среднего бизнеса. Поэтому с целью повышения эффективности поддержки малого и среднего бизнеса нами предлагается совершенствование его структуры путем создания: на государственном уровне – отдельного формирования по вопросам малого и среднего бизнеса в составе законодательных органов; на местном уровне – специальных структур с участием представителей местных органов исполнительной власти, объединений предпринимателей, органов управления развитием предпринимательства.

Особое значение приобретает законодательное урегулирование и регламентирование отдельных аспектов деятельности субъектов малого и среднего бизнеса: дифференциация банковского законодательства с учетом специфики и потребностей малого и среднего бизнеса, создание законодательной базы для внедрения в Российской Федерации бюро кредитных историй, принятие законов о едином социальном взносе, франчайзинге и др. Заслуживает внимание также развитие принципа «единого окна», что требует сокращения процедуры до одного дня. Актуальным также является создание общегосударственного реестра документов разрешительного характера. Все это является эффективным способом систематизации законодательства, поскольку в процессе кодификации наряду с нормами общего характера растет количество норм прямого действия в сфере малого и среднего бизнеса.

Заключение

Подводя итоги можно отметить, что в системе предпринимательской деятельности значительное место занимает малый и средний бизнес. С точки зрения его исторической эволюции, малый и средний бизнес проходят вторую стадию развития (после мелкотоварного хозяйства как такового). Это качественно новая стадия, особенностью которой является то, что современный малый и средний бизнес является производным от крупного производства, можно сказать, порождением крупной фабрики.

В то же время малый и средний бизнес прямо определяются возможностями формирования тесных кооперационных связей с крупными предприятиями. Не менее важным может являться формирование эффективной структуры малых и средних субъектов бизнеса; обеспечение государственной гарантии имущественных прав малых и средних предприятий; оказание помощи малым и средним предприятиям по подготовке бизнес-планов, инвестиционных проектов.