Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INSTRUMENTS OF STATE SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF COMPREHENSIVE AND DEEP PROCESSING OF WOOD AT TIMBER PROCESSING ENTERPRISES

Revenko E.A. 1 Belyakova G.Ya. 2
1 Center of Siberia LLC
2 Reshetnev Siberian State University of Science and Technology
1393 KB
The development of a support system for timber processing enterprises is one of the strategic objectives of the Government of the Russian Federation. The article discusses government measures to support small and medium-sized businesses for the development of integrated wood processing, in order to achieve significant economic, environmental and social benefits. Electronic platforms through which programs and support projects are implemented have been studied. State support for the development of complex and advanced wood processing is represented not only by the financial component, but also by changes in the regulatory framework with the necessary restrictive or permitting measures. The work analyzes the effectiveness and efficiency of these government support measures and presents problems that arise during the implementation of projects and business support programs. Conclusions are also drawn on current government programs and projects.
priority project
subsidy
support for forestry industry development
forestry industry
wood processing

Введение

Лесоперерабатывающее производство в России в основном представлено деревообрабатывающим и целлюлозно-бумажным производством.

Рынок лесопереработки один из самых динамично развивающихся в России. Наличие богатых природных запасов древесины привлекает инвестиции в отрасль, стимулирует рост производства и развитие экспорта.

Целью данной работы является изучение государственных мер поддержки развития комплексной и глубокой переработки древесины на лесоперерабатывающих предприятиях и анализ их влияния на устойчивое развитие предприятий.

Материалы и методы исследования

В России в 2021 году распоряжением Правительства РФ № 312-р была утверждена Стратегия развития лесного комплекса до 2030 года (далее – Стратегия). Основными направлениями развития сферы лесной промышленности согласно Стратегии являются:

- обеспечение роста лесной промышленности опережающими темпами относительно роста экономики в целом;

- обеспечение комплексного использования лесного сырья, включая низкокачественную древесину, на базе формирования лесопромышленных кластеров вокруг целлюлозно-бумажных комбинатов;

- обеспечение глубокой переработки добываемой древесины на базе строительства новых и расширения существующих предприятий по переработке древесины;

- производство целлюлозы, ориентированное в большей степени на экспорт, производство тарного картона и санитарно-гигиенических изделий для удовлетворения спроса на внутреннем рынке, ориентированное в равной степени на внутренний рынок и экспорт, производство пиломатериалов, фанерно-плитной продукции, а также продукции деревянного домостроения [1].

Для достижения целей по вышеприведенным направлениям развития лесоперерабатывающего комплекса Российской Федерации (далее – ЛПК РФ) организована государственная поддержка малого и среднего бизнеса в виде государственных программ, проектов на федеральном и региональном уровнях, а также введены изменения в законодательство РФ.

С 1 января 2022 года Постановлением Правительства РФ от 27.11.2021 N 2068 (ред. от 30.08.2023) «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза», ставка вывозной таможенной пошлины на пиломатериалы влажностью менее 22% составляет 0%, а на пиломатериал влажностью более 22 % по 31 декабря 2025 г. включительно применяется ставка в размере 10% от таможенной стоимости. Этим же документом значительно повышены ставки вывозной пошлины на круглые лесоматериалы хвойных пород и ценных лиственных пород, количество пунктов пропуска для экспорта сокращено до двух. Вышеуказанная государственная мера была направлена на сокращение экспорта необработанной древесины и увеличение объема экспорта готовой древесной продукции с более высокой добавленной стоимостью.

В 2015 году в России создана корпорация МСП – государственная федеральная структура, которая занимается поддержкой и развитием малого и среднего бизнеса. Она помогает предприятиям ЛПК РФ на каждом этапе развития, сопровождая их от решения начать собственное дело до выхода на зарубежные рынки и биржу. Корпорация работает по следующим направлениям поддержки: кредитно-гарантийная поддержка, поиск рынков сбыта, регуляторика и цифровая платформа МСП.РФ. На цифровой платформе собраны в один блок все федеральные и региональные меры поддержки, размещен график программ обучения, представлен блок статистики для предпринимателей. Также функционирует раздел «Продвижение и сбыт», в котором предприниматели могут найти реальные запросы различной продукции как российских, так и иностранных покупателей, а также разместить свою продукцию во внутренний и международный доступ.

АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) – государственный институт поддержки несырьевого экспорта (входит в Группу ВЭБ.РФ), консолидирующий группу компаний, предоставляющих российским экспортерам широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки. Меры государственной поддержки установлены Постановлением Правительства РФ от 28.03.2019 N 342 (ред. от 25.03.2023) «О государственной поддержке акционерного общества «Российский экспортный центр», г. Москва, в целях развития инфраструктуры повышения международной конкурентоспособности».

Меры финансовой государственной поддержки развития ЛПК РФ представлены в таблице.

Меры государственной финансовой поддержки развития ЛПК РФ

Наименование поддержки и краткое описание

Основание поддержки

Размер поддержки

Условия для получения

Применение понижающего коэффициента к ставкам платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов

Постановление Правительства РФ от 22.05. 2007 N 310 (ред. от 15.06.2023) «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»

Понижающий коэффициент 0,5

Понижающий коэффициент применяется при реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях в течение: 3 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не более 750 млн. рублей; 5 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 750 млн рублей, но не более 5 млрд. рублей; 7 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 5 млрд. рублей, но не более 20 млрд. рублей; 10 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью более 20 млрд. рублей.

Льготные займы Фонда развития промышленности. В соответствии с программой «Проекты лесной промышленности» производится заемное финансирование проектов, реализуемых предприятиями в отраслях лесной промышленности и направленных на модернизацию производства путем приобретения технологического оборудования по обработке древесины.

Подобные программы от ФРП, которые могут применяться для лесоперерабатывающих производств это «Лесопереработка», «Производительность труда» и «Проекты развития».

Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О промышленной политике в Российской Федерации», в рамках реализации

которого на базе Российского фонда технологического развития был создан Фонд развития промышленности (далее – ФРП, Фонд). В каждом регионе есть свои программы местных фондов развития промышленности.

1) займы от 5 до 100 млн рублей на срок до 3 лет со ставкой 1-5%;

2) гранты до 50 млн рублей для возмещения затрат на уплату процентов по кредитам.

Поддержку могут получить юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность в сфере промышленности, относящиеся по виду экономической деятельности к разделу «Обрабатывающие производства» не менее одного года.

Общий бюджет проекта – не менее 25 млн рублей;

Наличие обязательств по софинансированию проекта со стороны Заявителя, частных инвесторов или за счет банковских кредитов в объеме не менее 20 % общего бюджета проекта; Целевой объем продаж продукции проекта – не менее 50% от суммы займа в год, начиная со 2 года промышленной эксплуатации оборудования.

Кроме предоставления займов, фонд субсидирует процентную ставку по банковским кредитам, привлекаемым на пополнение оборотных средств. Бизнесу возмещается ежемесячно до 90% понесенных затрат на уплату процентной ставки. Субсидия предоставляется предприятиям и ИП обрабатывающих отраслей промышленности.

Специальная программа «Субсидия на сертификацию продукции» направлена на поддержку экспортёров при сертификации продукции на внешних рынках.

Постановление Правительства РФ от 30.04. 2021 N 687 (ред. от 18.05.2023) «О государственной поддержке организаций на компенсацию расходов на сертификацию соответствия российской промышленной продукции требованиям внешних рынков»

Сертификация продукции – до 80% затрат, не более 50 млн рублей на проект и 300 млн рублей на одну организацию;

Получить субсидию может юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, либо индивидуальный предприниматель, если затраты на сертификацию были понесены:

при сертификации продукции на внешних рынках – на компенсацию части затрат, фактически понесенных организацией не ранее 12 месяцев, предшествующих дате объявления конкурса, и в течении не более 12 месяцев с даты объявления конкурса.

Субсидия на транспортировку промышленной продукции. Специальная программа направлена на поддержку российских организаций промышленности, а именно на компенсацию до 80% фактически понесенных затрат производителей (а также их аффилированных и уполномоченных лиц) при транспортировке своей продукции.

Поддержка предоставляется организациям в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328 (в ред. от 02.06.2022) на компенсацию затрат на транспортировку промышленной продукции в целях стимулирования производства и поставки конкурентоспособной промышленной продукции покупателям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2022 года № 1347 (ред. от 26.07.2023) «О государственной поддержке российских организаций промышленности в целях компенсации затрат на транспортировку промышленной продукции»

Предельный размер оказываемой поддержки по одной организации не должен превышать 500 млн руб. для организаций всех отраслей промышленности и составлять не более 80 % от суммы затрат на транспортировку по поставкам промышленной продукции, за исключением поставок продукции лесопромышленного комплекса, осуществленных через морские порты Северо-Западного федерального округа и Дальневосточного федерального округа

Претендовать на данную поддержку могут организации, коды ТН ВЭД ЕАЭС продукции которых включены в перечень, утвержденный Приказом Минпромторга России от 15 декабря 2022 г. № 5253 «Об утверждении перечня продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности», а также сборочные комплекты продукции*, за исключением продукции, относящейся к сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации, и продукции, для целей поддержки производства и реализации которой допускается предоставление исключительно инвестиционного финансирования. Предельный размер поддержки не должен превышать 25 % стоимости поставленной продукции.

Кредитные продукты от АО «Рос-эксимбанк», такие как «Деньги на экспорт», «Прямой кредит иностранному покупателю», «Финансирование дебиторской задолженности экспортера» и другие.

Постановление Правительства РФ от 08.06. 2015 N 566 (ред. от 22.08.2023) «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета Государственному специализированному Российскому экспортно-импортному банку (акционерное общество) в целях компенсации недополученных доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции»

Кредит под 1-3% годовых, размер и срок кредита зависит от определенного кредитного продукта

Получить кредитный продукт могут предприятия-экспортеры, производящие высокотехнологичную продукцию

Антикризисные льготные совмещенные федеральные кредитные программы «1764» и «ПСК». Программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» рассчитана до 2024 года. На льготные кредиты по программе могут рассчитывать предприниматели и самозанятые, которые работают в отрасли обрабатывающая промышленность

Постановление Правительства РФ от 30.12. 2018 N 1764 (ред. от 20.07.2023) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 – 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке»

До 9% – для малого и микробизнеса

до 7,5% – для среднего бизнеса от 3 млн рублей Срок до 10 лет, из них льготный период – 5 лет

1) быть в Едином реестре субъектов МСП;

2) задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам не превышает 50 тыс. рублей;

3) компания не имеет долгов по зарплате перед своими работниками;

4) предприятие не проходит процедуру банкротства;

5) получить кредит можно как по основному, так и по дополнительным ОКВЭД.

Для данной программы на Цифровой платформе МСП.РФ запустили специальный информационный сервис, где специалисты консультируют бизнес по вопросам получения кредита и помогают готовить документы для банка

Результаты исследования и их обсуждение

Однако эффективность и результативность вышеуказанных мер поддержки не получила должной оценки. Как показывают результаты проведенного анализа Ткаченко И.Н., Старикова Е.Н., Евсеевой М.В. предлагаемый Фондом развития промышленности (Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ) инструментарий дает положительный эффект системного роста и развития промышленности только до определенного уровня интенсивности своего применения в регионах со средним и низким уровнем промышленного развития [2]. Однако полученные результаты с позиции достижения системных эффектов ускоренного промышленного развития и технологической модернизации промышленного комплекса в индустриально развитых регионах страны, на поддержке реализации инвестиционных проектов в которых были сосредоточены основные усилия ФРП, не дали высокого положительного эффекта. Стоит добавить, что аналогичные результаты, подтверждающие слабое действие мер поддержки ФРП на процессы технологического развития промышленности в промышленно развитых регионах страны, были также ранее зафиксированы в работах авторов [3]. Также на сегодняшний день существует проблема не полного охвата регионов страны мерами поддержки ФРП, 40% регионов либо совсем не получают поддержку ФРП (около 14%), либо получают ее частично (27% регионов).

Согласно результатам работы ФРП за 2015-2022 гг. количество проектов в лесной промышленности, получивших заем ФРП составляет 86 проектов на общую сумму инвестиций 21,2 млрд руб., что составляет 5% от объема всех проектов [4]. Распределение общего бюджета инвестиционных проектов за 2015-2022 гг, участвующих в программах ФРП представлено на рисунке.

До сих пор не разработана «справедливая» система для распределения субсидии на транспортировку древесной продукции между предприятиями ЛПК. На сегодняшний день субсидия распределяется по принципу первоочередности подачи электронной заявки предприятием в рамках объема субсидии на год, не все претендующие предприятия получают данную субсидию, предоставив полный пакет документов.

Также частично в программах и проектах государственной финансовой поддержки отсутствуют критерии оценки достигнутых результатов той или иной программы или проекта [5].

missing image file

Распределение общего бюджета инвестиционных проектов, получивших заем ФРП, за 2015-2022 гг.

Заключение

В сложившихся нестабильных экономических условиях на сегодняшний день, приходим к выводу, что государство в настоящее время не имеет четкой последовательной системы мер поддержки лесоперерабатывающих производств для достижения поставленных целей и задач в Стратегии развития лесного комплекса РФ, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Государственных проектов и программ поддержки организовано достаточно много, но отсутствует оценка результатов данных мер поддержки и степени влияния их на ускоренное промышленное развитие и технологическую модернизацию лесопромышленного комплекса.