Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE ROLE OF CIRCULAR BUSINESS MODELS IN MEETING THE DEMAND OF RUSSIAN CONSUMERS OF LARGE HOUSEHOLD APPLIANCES

Zolotareva V.P. 1 Khlystov M.S. 1
1 Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
The large-scale transformation of the global economic system has an impact on almost all industry markets. The importance of the large household appliances market necessitates an accelerated transition to a circular economy. The purpose of the study is to identify the impact of circular business models on the meeting of consumer demand in the Russian large household appliances market. The analysis is carried out on the example of the most important segment of this market – the household refrigerators market. The authors draw attention to the need to structure it into primary and secondary and to the increasing importance of the latter under the influence of the circular economy. Special attention is paid to such circular business models as «Exchange and sharing platforms», «Product as a service» and «Product lifecycle extension». The analysis suggests that the application of the principles of circular economy will both reduce the need for primary and scarce resources needed for production and solve the problem of meeting the demand of Russian consumers of large household appliances. One of the expected economic effects is an increase in the economic efficiency of the use of consumer goods.
circular business models
consumer
large household appliances market
russia

Введение

В настоящее время циркулярная экономика завоевывает все большее число сторонников как общепризнанная модель увеличения отдачи от используемых ресурсов. Важнейшим ее инструментом являются циркулярные бизнес-модели, которые, преследуя цели экономической эффективности, воздействуют на весь жизненный цикл продукции. В производстве они позволяют снижать ее себестоимость и повышать конкурентоспособность, а в потреблении – повышать эффективность использования. Большие возможности для этого имеются при производстве и использовании (потреблении) крупной бытовой техники и, в частности, холодильников.

Особенностями данного рынка являются: во-первых, применение множества материалов и компонентов, имеющих потенциал для дальнейшей переработки и повторного использования; во-вторых, специфика использования бытовой техники, позволяющая осуществить переход к совместному потреблению продукции; в-третьих, широкие возможности ремонта и восстановления без потери качественных характеристик товара.

Проведенный авторами библиографический обзор отечественной литературы свидетельствует о росте публикаций по различным проблемам циркулярной экономики и, в частности об интересе к циркулярным бизнес-моделям [1-6]. Однако исследователями уделяется еще недостаточно внимания циркулярной модели потребления, хотя имеются отдельные работы [7-9].

Актуальность темы обусловлена необходимостью преодоления негативных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на удовлетворение спроса российских потребителей на рынке крупной бытовой техники, и повышения в этом процессе значения циркулярной экономики.

Цель исследования заключается в попытке выявления воздействия циркулярных бизнес-моделей на насыщение потребительского спроса на российском рынке бытовых холодильников.

Материал и методы исследования

Информационной базой послужили нормативные документы, материалы по теме исследования из открытых источников – данные онлайн-платформ, официальных сайтов предприятий, публикации в СМИ. Для решения поставленных задач были использованы методы эмпирического исследования, общелогические методы и приемы качественно-количественного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Циркулярная экономика, как и любая область экономических исследований, имеет свой особый категориальный аппарат, отражающий ее специфику. В ракурсе данного исследования необходимо выделить такую категорию как «устойчивый продукт», т.е. восстановленный продукт или продукт, бывший в употреблении. Это обосновывает необходимость структурирования рынка крупной бытовой техники на первичный и вторичный.

Проведенный анализ ситуации на первичном рынке холодильников показал, что в 2022 году объем рынка составил 120 млрд руб., а количество реализованных бытовых холодильников превысило три миллиона [10]. Наиболее популярными брендами на рынке стали китайский «Haier», южнокорейский «LG», белорусский «Atlant» и турецкий «Beko» (рисунок). Рынок претерпел значительные изменения, вызванные уходом зарубежных компаний, что привело к повышенному спросу на российские и белорусские марки.

В число производителей бытовых холодильников в России сегодня входят Саратовское электроагрегатное производственное объединение – Завод электроагрегатного машиностроения (СЭПО-ЗЭМ), липецкий завод «Стинол» и Красноярский завод холодильников «Бирюса».

В условиях приостановления деятельности ряда иностранных компаний у российских производителей появляется возможность увеличить свою долю рынка, нарастив собственное производство. Однако ситуация с производством бытовых холодильников в России весьма сложная. Так, в феврале 2020 года СЭПО-ЗЭМ объявила о прекращении производства холодильников «Саратов», так как не смогла выдержать конкуренцию с китайскими аналогами в бюджетном сегменте [12]. Только принятие правительством мер для сохранения производства позволило в июле 2020 года возобновить производство бытовых холодильников под маркой «Саратов» [13]. Тем не менее, проблемы СЭПО-ЗЭМ в создании конкурентоспособной линейки бытовых холодильников свидетельствует о проблемах в построении эффективной бизнес-модели предприятия.

missing image file

Рис. 1. Рыночные доли лидеров российского рынка бытовых холодильников, % [11]

Липецкий завод «Стинол» полностью российским назвать нельзя, так как в 2014 году контроль над предприятием получила американская компания «Whirlpool», выкупившая контрольный пакет акций итальянской «Indesit», которой принадлежал «Стинол» [14]. В 2022 году «Whirlpool» полностью приостановила производство на своих заводах в Липецке, и российские активы компании планирует выкупить турецкая фирма «Arcelik» [15]. Таким образом положение завода «Стинол» сегодня является неопределенным.

ОАО Красноярский завод холодильников «Бирюса» принадлежит российским акционерам. Предприятие является рентабельным, прибыль за 2021 год составила около 236 млн руб. [16]. Проблема компании заключается в отсутствии с 2008 года производства полного цикла. Так, основной агрегат бытовых холодильников, компрессор, приобретается за рубежом.

Исследование показало, что в России отсутствует производство холодильной техники полного цикла. При этом зависимость от импорта наблюдается не только на рынке готовой продукции, но и на рынке комплектующих для холодильников, а также фреоновых хладагентов.

Наиболее острая проблема, с которой столкнулась холодильная промышленность России – это зависимость от импорта фреоновых хладагентов. Положение усугубляется тем, что Россией были подписаны поправки к Монреальскому протоколу, в соответствии с которым подразумевается резкое сокращение и запрет использования единственного производимого в РФ в промышленных масштабах хладагента R 22 [17]. Именно поэтому сегодня Россия вынуждена импортировать хладагенты из других стран, что в условиях санкционного давления повышает риски производителей.

Проблемы в насыщении потребительского спроса на рынке бытовых холодильников в России привели к усилению нового тренда – повышенного спроса на холодильники, представленные на вторичном рынке, а также на ремонт уже используемой техники.

Отметим, что спрос на б/у технику (устойчивый продукт) в России в 2022 году демонстрировал стабильный рост. Так, во втором квартале 2022 спрос вырос на 23% по сравнению с началом года [18]. Наиболее активно приобретались модели марок «Бирюса» и «Атлант» в ценовом диапазоне до 25 тыс. руб. При этом происходило заметное снижение спроса на иностранные марки холодильников.

С целью анализа текущего состояния рынка б/у холодильников авторы обратились к онлайн-платформе Avito. По состоянию на 2023 год порядка 78% объявлений приходилось на физические лица, в то время как 12% объявлений было создано юридическими лицами. Примечательно, что порядка 80% частных объявлений пришлось на холодильники ценой до 10 тыс. руб. Из них 75% продавцов обладали рейтингом «4 звезды и выше», что указывает на весьма частое использование данными лицами онлайн-платформ для продажи б/у техники. Среди объявлений юридических лиц порядка 75% б/у холодильников продавалось в диапазоне до 10 тыс. руб. При чем 80% из них обладали рейтингом «4 звезды и выше». Структура предложения на рынке б/у холодильников указывает на то, что в настоящее время ценовой сегмент до 10 тыс. руб. является наиболее популярным [19].

Примечательно, что наряду с ростом спроса на б/у холодильники в России наблюдалась тенденция повышения спроса на ремонт и восстановление холодильников. Так, в 2022 году спрос на ремонт б/у техники вырос на 43% по сравнению с 2021 годом [20]. При этом наблюдается тенденция того, что потребители все чаще предпочитают ремонтировать бытовую технику вместо приобретения новой. Анализ предложений на сайте Profi.ru показал, что средняя цена ремонта холодильников в г. Москва составила 1000 руб. и на сервисе представлено порядка 1000 специалистов по их ремонту [21].

В то же время в России растет спрос на аренду и шеринг бытовой техники. Набирают популярность так называемые мультишеринговые платформы, где потребители могут взять в аренду бытовую технику различного назначения. Примечательно, что рост спроса на шеринговые сервисы в России наметился еще в период пандемии, когда объем рынка впервые превысил 1 трлн руб. Сегмент «из рук в руки» в настоящее время остается главным драйвером шерингового рынка [22].

Понимая сложности насыщения рынка бытовых холодильников, следует обратить внимание на такие эффективные циркулярные бизнес-модели как «Платформы для обмена и совместного использования», «Продукт как услуга» и «Продление жизненного цикла продукции».

Бизнес-модель «Платформы для обмена и совместного использования» подразумевает создание специализированных платформ, где пользователи могут предоставлять друг другу холодильную технику в аренду. Данная бизнес-модель является выгодной для потребителей, которые временно находятся в другом городе или стране и нуждаются в холодильнике на непродолжительное время. Совместное потребление техники значительно сократит стоимость холодильников для пользователей. В целом, бизнес-модель «Платформы для обмена и совместного использования» способствует снижению расходов потребителей на аренду холодильников и получению ими доступа к использованию холодильников на короткий период времени. Примером указанной бизнес-модели является интернет-сервис «Pauri», который представляет возможность аренды бытовой техники на непродолжительное время [23]. При этом цена аренды составляет лишь небольшую долю от стоимости товара.

Бизнес-модель «Продукт как услуга» предполагает предоставление техники в аренду на более длительный срок не физическими, а юридическими лицами, которыми могут выступать как производители, так и лизинговые компании. Учитывая, что в связи со сравнительно высокой стоимостью продукции часть потребителей не решаются на покупку холодильников, при осуществлении аренды указанным способом для потребителей открываются дополнительные возможности. Данная бизнес-модель является подходящей и для потребителей, желающих взять бытовую технику в аренду для выезда на дачи, летние базы отдыха на длительный срок. Некоторые потребители не нуждаются в холодильниках на даче в зимнее время, так как находятся там только в летний период. В этой связи возможность взять в аренду холодильник или другую технику на срок их пребывания на отдыхе может быть для них привлекательной.

Бизнес-модель «Продление жизненного цикла продукции» заключается в постоянном мониторинге технического состояния холодильников и осуществления послепродажного и гарантийного обслуживания. В то же время данная бизнес-модель предполагает, что производители будут заниматься переработкой старых холодильников и использовать их компоненты для производства новых продуктов, что позволит снизить себестоимость продукции. Более того, в число возможных применений бизнес-модели «Продление жизненного цикла продукции» также входит ремонт и дальнейшая продажа холодильников с целью продления их жизненного цикла.

Таким образом, расширение использования указанных циркулярных бизнес-моделей позволит лучшему удовлетворению потребительского спроса на рынке бытовых холодильников. Кроме того, к ожидаемым эффектам следует отнести:

- снижение объема производства, а значит снижения потребления ресурсов;

- уменьшение затрат на производство при использовании вторичных ресурсов;

- повышение конкурентоспособности продукции за счет возможного снижения цены;

- увеличения устойчивости рынка к конъюнктурным изменениям.

Заключение

Циркулярные бизнес-модели являются одними из наиболее перспективных направлений удовлетворения потребительского спроса на рынке крупной бытовой техники. Благодаря внедрению принципов циркулярной экономики на рынке бытовых холодильников может быть достигнуто повышение конкурентоспособности российской продукции таких марок как «Бирюса» и «Саратов». Это связано с возможностью изменения бизнес-стратегией данных компаний за счет снижения издержек на производство и включения целого спектра привлекательных для потребителей услуг. Так, бизнес-модель «Продление жизненного цикла продукции» ориентируясь, в первую очередь, на экономическую эффективность и достижение ценовой привлекательности продукции для потребителя, позволит создать уникальные торговые предложения российскими производителями бытовой техники. А такие бизнес-модели как «Платформы для обмена и совместного использования», «Продукт как услуга» позволят насытить потребительский спрос без увеличения объема производства новой техники, а значит без дополнительной нагрузки на экосистему.