Введение
Развитие сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций в рамках ЕАЭС является в настоящее время одним из приоритетных направлений во взаимодействии государств-членов содружества. Это обусловлено тем, что различные сферы производственно-экономической деятельности стран-участниц союза, такие как промышленность, АПК, транспортный сектор, таможенное взаимодействие, определенные в рамках положений статей 86, 89, 92, 95 Договора о ЕАЭС , требуют перехода к новому качественному уровню экономической интеграции. Новый формат международного экономического сотрудничества в рамках системы научно-технического развития ЕАЭС формируется сегодня не только под влиянием объективных экономических и технологических факторов, усиливающейся конкуренции со стороны мировых транснациональных корпораций, уже владеющих передовыми технологиями и компетенциями в ряде ключевых областей экономики, но и с учетом современных проблем и вызовов для национальных экономик государств, обусловленных последствиями пандемии COVID-19 и введением санкций в отношении России. В этих условия стратегия взаимодействия государств – членов ЕАЭС в области технологического развития должна ориентироваться на мобилизацию собственного научного потенциала в наиболее перспективных областях научно-технической деятельности, разработку собственных инновационных продуктов и технологий и внедрение их в производство.
Цель исследования: выявление основных направлений и перспектив для развития системы научно-технического развития ЕАЭС в современных экономических условиях.
Материалы и методы исследования
Исследование базируется на концептуально-терминологическом аппарате трудов отечественных и зарубежных специалистов в области мировой экономики, макроэкономики, положениях и концепциях, содержащихся в трудах ученых-экспертов в сфере научных представлений о научно-технологическом развитии мирового хозяйства и национальных экономик, а также базовых концепциях государственной политики внутри ЕАЭС в развитии научного потенциала стан-участниц союза.
Состояние системы научно-технологического развития в ЕАЭС исследовано в работах Андроновой И.В., Беловой И.Н., Ганеевой М.В., Мосейкина Ю.Н. [1], Белякова Г.П., Белякова С.А. [2], Белякова Г.П., Кочемаскина А.Н. [3], Гулина К.А., Мазилова Е.А. [4, 5], Мясниковича М.В. [6], Рыжей А.А. [7], Теребова С.В. [8] и в отчетах ЕЭК [9, 10].
Результаты исследования и их обсуждение
Успешное развитие экономики страны связано с наличием у нее научно-технологического, или инвестиционного, потенциала, который характеризуется как совокупность ресурсов и результатов деятельности в сфере науки и технологий [1]. Методология оценки состояния НТР базируется преимущественно на комбинированном подходе, основанном на совокупном анализе как научно-технических ресурсов, так и результатов их практического использования. В этой связи при исследовании современного состояния системы НТР стран, входящих в ЕАЭС, представляется целесообразным учитывать результаты международного рейтинга Global Innovation Index (GII), рассчитываемые Всемирной организацией интеллектуальной собственности. Рейтинг НТР стран определяется с точки зрения их развития, инновационности и технологичности. Глобальный индекс инноваций рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей (из 80 различных переменных, детально характеризующих инновационное развитие):
1. Располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций (Innovation Input), к которым относятся: институты, человеческий капитал и исследования, инфраструктура, развитие внутреннего рынка, развитие бизнеса и другие.
2. Достигнутые практические результаты осуществления инноваций (Innovation Output), которые включают: развитие технологий и экономики знаний, результаты креативной деятельности и другие.
В итоге Индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране.
В рейтинге Global Innovation Index всего представлено 132 страны мира. Страны, входящие в ЕАЭС, занимали в 2021 г. и в 2022 г. следующие позиции, как показано в табл. 1.
Таблица 1
Рейтинг стран ЕАЭС по уровню развития инноваций, 2021–2022 гг.
Страна |
№, 2021 г. |
№, 2022 г. |
Индекс, 2021 г. |
Индекс, 2022 г. |
Россия |
45 |
47 |
36.6 |
34,3 |
Беларусь |
62 |
77 |
32.6 |
27,5 |
Армения |
69 |
80 |
31.4 |
26,6 |
Казахстан |
79 |
83 |
28.6 |
24,7 |
Киргизия |
98 |
94 |
24.5 |
21,1 |
Источник: составлено автором по [11].
Таблица 2
Позиции стран ЕАЭС по показателям индекса инноваций в сравнении со странами-лидерами (Швейцария, США), 2022 г.
Показатели |
Россия |
Беларусь |
Армения |
Казахстан |
Киргизия |
Швейцария |
США |
Институты |
48,7 |
32,2 |
59,7 |
60,5 |
43,2 |
89,2 |
80,9 |
Человеческий капитал и исследования |
47,0 |
42,6 |
22,0 |
32,7 |
31,5 |
62,4 |
59,9 |
Инфраструктура |
44,3 |
43,4 |
39,9 |
46,2 |
37,1 |
65,7 |
58,7 |
Развитие внутреннего рынка |
37,4 |
24,6 |
26,5 |
25,6 |
37,2 |
59,8 |
80,8 |
Развитие бизнеса |
35,4 |
25,8 |
23,5 |
26,9 |
19,7 |
60,7 |
64,5 |
Развитие технологий и экономики знаний |
26,6 |
31,4 |
19,6 |
17,8 |
13,0 |
67,1 |
60,8 |
Результаты креативной деятельности |
25,3 |
11,3 |
18,2 |
4,3 |
3,8 |
56,3 |
48,4 |
Источник составлено автором по [11].
Из представленных результатов видно, что в странах ЕАЭС невысокие индексы инноваций. Наиболее инновационной экономикой в 2021 г. являлась Швейцария с индексом 65.5. За ней следуют Швеция, Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Южная Корея, индексы которых составили от 63.1 до 59.3 соответственно.
В 2022 году индекс инноваций Швейцарии составил 64.6. Таким образом, страны ЕАЭС значительно уступают лидерам рейтинга по общему показателю инновационного развития. Кроме того, на фоне последствий пандемии COVID-19 и геополитических вызовов позиции всех стран ЕАЭС в 2022 году ухудшились по сравнению с 2021 г.
Внутри ЕАЭС страны различаются по уровню инновационности и технологичности. По таблице, составленной на основании оценки показателей по основным блокам индексов GII, можно определить относительно сильные и слабые стороны инновационного потенциала каждой из стран, как показано в таблице 2.
Как видно из сравнительных результатов таблицы, по большинству субкомпонентов самые высокие позиции у России, которая, несмотря на санкции, демонстрирует хорошие результаты в сфере развития человеческого капитала и науки, развития инфраструктуры. По показателю развития институтов в 2022 году среди стран ЕАЭС самые высокие субиндексы демонстрировали Казахстан (60,5) и Армения (59,7). Наиболее низкие показатели по большинству позиций у Киргизии. В целом, оценивая научно-технологический потенциал ЕАЭС, можно отметить существенное отставание от стран-лидеров.
Происходящие в настоящее время в мировой экономике глубокие структурные изменения обусловлены сменой технологических укладов, которые неизбежно влекут за собой увеличение доли затрат на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Доля расходов на исследования и разработки в мировом ВВП устойчиво растет, приближаясь в передовых странах к 4%.
По оценке ЕЭК, государства – члены ЕАЭС существенно уступают мировым лидерам по уровню внутренних затрат на исследования и разработки государства. Затраты на НИОКР среди стран ЕАЭС не превышают 1,2%, что ниже среднемировых значений (2,12%). По ЕАЭС в целом в 2020 году доля затрат в ВВП составила всего 1% [9].
Финансирование НИОКР в государствах – членах ЕАЭС также характеризуется значительным отставанием от большинства развитых и развивающихся стран мира. Так, например, в США в 2020 году на государственное финансирование научных исследований (без учета частного капитала) было выделено 134 млрд дол., а в 2021 – 142 млрд дол. Общий объем инвестиций по ЕАЭС в 2020 году составил 14 379 млн дол. США. Доля инновационно-активных предприятий в передовых странах достигает 70–80%, в государствах – членах ЕАЭС она составляет всего 12–15%.
Внутри ЕАЭС доля инвестиций в НИОКР характеризуется неравномерным распределением по странам. Например, в России средняя доля инвестиций в НИОКР за счет государственных источников финансирования составляет 28%, а в Армении – 92% [9].
Неравномерность распределения в Союзе научного потенциала с высокой его концентрацией в РФ отмечена Коллегией Евразийской Экономической комиссии в опубликованном в июне 2022 г. Докладе «О приоритетах и долгосрочном прогнозе научно-технического развития Евразийского экономического союза». В документе указывается, что ускорение научно-технологического развития государств ЕАЭС во многом будет зависеть от трансфера российских технологий, так как по многим позициям только у России есть технологические наработки [9]. Например, РФ обладает научно-технологическим потенциалом в сфере биомедицинских технологий, ключевых технологиях машиностроения, в области применения цифровых платформенных решений для организации производств [2]. В то же время Белоруссия и Казахстан, по мнению экспертов, могут лишь развивать отдельные частные направления и адаптировать технологии. В целом, как отмечается в Докладе, долгосрочное научно-технологическое развитие стран ЕАЭС должно быть направлено на подъем их экономики в иерархии мирового разделения труда до уровня производителя и экспортера средне- и частично высокотехнологичной продукции.
Научно-техническое сотрудничество в ЕАЭС в условиях новых экономических вызовов становится основой развития как национальных экономик, так и внутрисоюзной кооперации государств-членов Союза. Эксперты ЕЭК в целом положительно оценивают наличие потенциала для наращивания научно-технологического сотрудничества в рамках ЕАЭС, однако, указывают, что значимых эффектов можно ожидать в среднесрочной перспективе от 5 до 10 лет.
Наиболее критичными для решения задач научно-технологического развития в государствах – членах ЕАЭС в настоящее время эксперты считают следующие проблемы: финансовые ограничения, кадровые проблемы, проблемы с инфраструктурой.
Финансовые ограничения, или недостаточное финансирование НИОКР, являются серьезным препятствием для развития научно-технологического потенциала в ЕАЭС. Расходы на НИОКР в мировом ВВП устойчиво растут, приближаясь к 4%. В странах ЕАЭС это порядка 1 %. В этой связи, особенно в условиях санкций, по мнению Председателя Коллегии ЕЭК М. В. Мясниковича, актуальным является вопрос внедрения эффективных механизмов финансирования перспективных научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Наряду с ответственными государственными структурами, также необходимо привлекать частных инвесторов для проведения научных исследований [6].
Соотношение численности научного персонала по странам в 2022 г., % Источник составлено автором по [11]
Наличие и подготовка квалифицированных кадров является сегодня необходимым условием осуществления инновационного пути развития страны [8]. В настоящее время в ЕАЭС численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составляет 736 614 человек. Из них непосредственно исследователи – 388 451 человек (53%). При этом на долю России приходится 92,2% научных кадров и 80,9% организаций, выполняющих исследования и разработки. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, среди остальных государств–членов ЕАЭС распределяется следующим образом: Беларусь – 3,5%, Армения – 0,6%, Казахстан – 3,1%, Киргизия – 0,6% [10].
Соотношение численности научного персонала по странам представлено на рисунке 1.
Таким образом, основная часть стран-членов ЕАЭС обладает сравнительно небольшим (относительно общего числа в ЕАЭС) количеством научных квалифицированных кадров. Кроме этого, в условиях санкционного давления в 2022 году наблюдался отток научных кадров в третьи страны. Для повышения квалификации и переподготовки кадров в странах ЕАЭС используются такие формы образования, как самообразование, участие в семинарах, тренингах по месту основной работы. Повышение квалификации исследователей в ЕАЭС посредством взаимных стажировок в научных организациях и вузах практически не ведется. Для восстановления кадрового потенциала внутри ЕАЭС указывает М. В. Мясникович, следует более активно налаживать контакты на межгосударственном уровне как между учебными заведениями, так и между научно-исследовательскими учреждениями и производственными площадками.
Одним из препятствий для развития НТР в ЕАЭС является отсутствие единой цифровой инфраструктуры, которая обеспечивала бы ученым доступ к новым технологиям, результатам исследований иностранных коллег и базам знаний ведущих профильных организаций [3]. Создание единой научно-образовательной сети для интеграционного проекта стран Европейского экономического союза планируется на базе российской Национальной исследовательской компьютерной сети (НИКС). По сообщениям Министерства науки и высшего образования РФ, работа в данном направлении уже ведется [5].
Кроме перечисленных проблем для развития системы НТР в ЕАЭС в условиях санкций, в настоящее время существует еще ряд общих для государств-членов вызовов, которые определяют основные направления действий и взаимодействий для научных сообществ стран.
К ним относятся:
1. Потеря конкурентных преимуществ и позиций на мировом рынке.
2. Негативные демографические тенденции, обусловленные старением населения, сжатием трудовых ресурсов, увеличением давления на социальную инфраструктуру и медицину. Рост значимости биологической безопасности.
3. Рост антропогенной нагрузки на природную среду, необходимость бороться с вызовами загрязнения среды, потепления и т. д.
4. Обеспечение экономической безопасности (в широком смысле), включая самообеспечение продовольствием, энергетическую независимость.
5. Недостаточное использование территориального потенциала государств-членов [9].
По каждому из данных направлений Евразийской Экономической комиссией в Докладе «О приоритетах и долгосрочном прогнозе научно-технического развития Евразийского экономического союза» от 24.06.2022 г. разработаны технологические ответы, которые аккумулируют эффективные меры для развития технологий по проблемным аспектам.
Таким образом, принятие западными странами антироссийских технологических санкций и ограничений сегодня ставит остро вопрос о достижении технологического суверенитета на только России, но и стран Евразийского Экономического Союза. Проблемы и вызовы, с которыми в этих условиях сталкиваются национальные экономики, требуют решения путем ускоренного развития общей системы НТР, создания собственных конкурентоспособных технологий. Решение стратегических задач в области инновационного развития, обозначенных в документах ЕЭК, требует новых подходов к финансированию научных разработок и инноваций, подготовке квалифицированных научных кадров, созданию общей информационной инфраструктуры.
Выводы
1. Оценка состояния НТР государств-членов ЕАЭС является необходимым условием для определения вектора развития научного, технического и инновационного потенциала в Евразийском экономическом союзе.
2. При исследовании современного состояния системы НТР государств, входящих в ЕАЭС, используются результаты международного рейтинга Global Innovation Index (GII), который оценивает научно- технологический потенциал стран с точки зрения его развития, инновационности и технологичности.
3. Инновационные индексы стран ЕАЭС являются невысокими по сравнению с ведущими развитыми странами, что объясняется наличием таких проблем в ЕАЭС, как недостаточное финансирование НИОКР, недостаточное количество научных квалифицированных кадров, отсутствие развитой информационной структуры для обмена новыми технологиями и результатами исследований [4].
4. Научный потенциал в ЕАЭС распределяется неравномерно. 90 % всего научно-технического потенциала сосредоточено в Российской Федерации, что делает её лидером по формированию основных направлений развития НТР.
5. Стратегической целью долгосрочного научно-технологического развития стран ЕАЭС является подъем их экономик в мировом разделения труда до уровня производителей и экспортеров средне- и частично высокотехнологичной продукции.