Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE METHODOLOGY OF BUILDING A MECHANISM FOR FINANCIAL SUPPORT OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AT THE REGIONAL LEVEL

Anikiets А.А. 1 Gubernatorov A.M. 1
1 Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs
1041 KB
The presented article is devoted to the directions of improving the implementation of the mechanism of financial support for the activities of professional educational organizations. A methodology for constructing a mechanism for financial support of the system of professional educational organizations at the regional level is proposed, according to which the article understands a set of methods and techniques for forming an algorithm of actions on the part of all authorized parties to finance all areas of activity of professional educational organizations implementing educational programs of vocational education. The described methodological tools make it possible to determine the boundaries of the inclusion of funding sources in the selected models, as well as to develop an algorithm for selecting a specific model taking into account the interests of stakeholders. The algorithm is based on the directions of grant support for educational, industrial and educational clusters of SPO. The form of the financial support plan for the functioning of the VET on the financial.
tools
methodological tools
tools for financing professional educational organizations
financial support system
algorithm for financing professional educational organizations

Введение

Изменения социально-экономического характера, трансформация отношений на рынке труда, внедрение новых технологий практически во все сферы человеческой деятельности актуализируют необходимость качественного развития образовательной системы [1]. Одной из разновидностей выступают профессиональные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения (далее – программы СПО). Система среднего профессионального образования, согласно современным экономическим требованиям, должна готовить высококвалифицированные рабочие кадры, адаптированные к технологическим изменениям в среднесрочной и долгосрочной перспективах [2]. Одним из направления бюджетной реформы стало направление совершенствования финансового механизма функционирования деятельности профессиональных образовательных организаций [3]. В современных условиях основой финансового обеспечения для бюджетных учреждений по-прежнему остаются субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, размер которых напрямую зависит от уровня оказываемых им услуг, выполняемых работ [4]. Необходимо отметить, что ограниченный объем субсидий, а также устоявшийся нормативный подход финансирования деятельности профессиональных образовательных организаций являются несовершенными и требует их оптимизации и выработку новых перспективных инструментов финансирования [5].

Целью исследования является построение механизма финансового обеспечения деятельности профессиональных образовательных организаций. В частности, предложен алгоритм реализации методики построения механизма финансового обеспечения системы ПОО, который построен по принципу «конструктора» с представлением возможных сценариев/вариантов принятия решений и использования доступных механизмов финансирования и доступной для этого нормативной правовой и инфраструктурной среды, приоритетов государственной политики по отношению к СПО и позиции региональных органов исполнительной власти, их административной активности и ответственности, а также с делением этих процессов на внутренние и внешние по отношению к каждой отдельной ПОО и системе ПОО, которые соответствуют введенным терминам образовательно-производственный и образовательный кластер СПО региона.

Материалы и методы исследования

Детализируя поднятый вопрос по отношению к системе профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО), учредителями которых являются федеральные, региональные органы исполнительной власти, представим следующие выводы и предложения по совершенствованию методики построения механизма финансового обеспечения системы ПОО на региональном уровне.

Под методикой построения механизма финансового обеспечения системы ПОО на региональном уровне будем понимать совокупность способов и приемов формирования алгоритма действий со стороны всех уполномоченных сторон по финансированию всех направлений деятельности ПОО, реализующих образовательные программы СПО; на рисунке 1 наглядно обоснованы ключевые направления формирования и реализации механизмов финансирования деятельности ПОО, которые позволяет видеть разнообразие источников средств и ключевые подходы и методы к определению объемов финансирования.

Рассматривая объектом применения методики построения механизма финансового обеспечения системы ПОО на региональном уровне всю совокупность образовательных организаций, реализующих программы СПО на территории субъекта РФ, представим направления ее совершенствования на примере Нижегородской области.

missing image file

Рис. 1. Направления детализации и реализации механизма финансового обеспечения деятельности ПОО

1 шаг – включение региональной системы ПОО в реализацию государственной политики по развитию СПО на примере федерального проекта «Профессионалитет» с целью обеспечения участия в запланированных проектом мероприятиях и финансовом обеспечении запланированных результатов (взаимодействия с координационным советом, участие в одном из кластеров, создаваемых для объединения усилий персонала и МТБ, взаимодействия с работодателем).

2 шаг – корреляция плана финансово-хозяйственной деятельности ПОО с государственной политикой в области СПО и политикой учредителя по обеспечению реализации государственного задания по реализации ОП СПО, включая реализацию ряда государственных услуг и работ на платной основе, утверждения плана набора на платные места по целевым договорам или договорам с физическими лицами (учет всех нормативов по МТО и кадровому обеспечению на основе подушевого подхода).

3 шаг – реализуя проектный подход к планированию источников финансирования и обязательств ПОО по выполнению требования учредителя, клиента по прямому договору, можно представить Форму плана финансового обеспечения функционирования ПОО на соответствующий финансовый год для внутреннего использования и управления финансовым обеспечением ПОО (таблица 1).

Для подобного финансового планирования используются как традиционные программные продукты по проектному управлению, так и разные внутрифирменные программы (Битрикс-24 с функционалом по проектному планированию и составлению бюджета). Возможно применение данной формы для образовательного кластера, если анализируемое ПОО включено в него по итогам реализации федерального проекта «Профессионалитет». Автоматизированное бюджетирование является инструментом эффективного планирования с точки зрения планирования, мониторинга и контроля за движением финансовых потоков в рамках ПОО с учетом требований и установленных сроков получения бюджетных субсидий, плана и факта поступления доходов от платной деятельности, условий конкурсов грантов и других учтенных в бюджете потоков доходов при одновременном сопоставлении с расходами по срокам и направлениям.

Таблица 1

Форма плана финансового обеспечения функционирования ПОО на финансовый год

Доступные источники финансирования деятельности ПОО

План и факт прошлого года

Причины отклонения от плана

План на очередной финансовый год

Состав ответственных за финансирование

Направления расходования

Внутри ПОО

Внешние

 

1. По выполнению государственного задания

           

2. На материально- техническое обеспечение образовательной деятельности

           

3. На капитальный ремонт и другие имущественные вопросы

           

4. На реализацию договоров по платным услугам и работам

           

5. По участию в мероприятиях федерального проекта «Профессионалитет»

           

На примере ГИС «Управление проектами» можно говорить о наличии готовых программных продуктов всероссийского уровня, решающего ряд задач планирования (и в целом управления проектами, их бюджетами) и межведомственного взаимодействия. Наличие подобной единой автоматизированной системы для планирования и исполнения бюджета каждой ПОО в национальной и региональной системах реализации ОП СПО является логичным и эффективным способом обеспечения прозрачности, корректности бюджетного планирования и реализации доступного механизма финансового обеспечения деятельности ПОО по всем ее направлениям – от реализации ОП СПО и до участия в федеральном и региональных проектах.

4 шаг – в соответствии с планом финансового обеспечения реализация необходимых действий по взаимодействию с учредителем, РОИВ, организациями-партнерами для документального сопровождения всех доступных и востребованных механизмов финансирования (Соглашение с организацией-работодателем, Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии по полученному государственному заданию, Договоры с физическими лицами на платные услуги, Заявка на грант Министерства просвещения, документы по участию ПОО в образовательном кластере и т.п.). Эти процедуры являются логичным продолжением предыдущего этапа работ, требующих также грамотного, организованного процесса взаимодействия со всеми «стейкхолдерами» ПОО, обеспечивающими, в том числе, прозрачность и корректность определения нормативов затрат, финансирования по федеральному проекту, юридического и информационного сопровождения администрации ПОО в этих вопросах – не в ручном стиле управления, а в институциональной открытой системе.

5 шаг – мониторинг и внутренний контроль выполнения плана финансового обеспечения, обоснование внесения изменений, анализ причин и последствий. Для этих процедур также важно определить набор актуальных способов и методов управления, вписав их в должностные обязанности соответствующего административного персонала ПОО.

6 шаг – определение способов и путей оптимизации расходов ПОО с целью повышения эффективности расходов и получения возможности перераспределения средств внутри организации, реализации всех возможных механизмов финансового обеспечения деятельности ПОО, максимизации прибыли и оптимизации налогообложения. На примере Федерального проекта «Профессионалитет» можно рассмотреть инвестиционный налоговый вычет, которые определен статьей 286.1 Налогового Кодекса РФ (внесение изменений ФЗ РФ №430 от 04.11.2022 года):

- инвестиционный налоговый вычет – это «сумма, на которую уменьшается налогооблагаемая база и, как следствие, налог, который был удержан с прибыли предприятия, полученной от его деятельности» (НК РФ, ст.286.1);

- инициатива Министерства просвещения РФ состоит в обеспечении закрепления данной нормы в законодательстве субъектов РФ для применения в отношении тех плательщиков налога на прибыль организации, у которых были в отчетном периоде расходы на развитие образовательных организаций субъектов РФ, реализующих программы СПО.

В данном случае возможны 2 направления оптимизации – внутреннее и внешнее:

- внутреннее связано с возможность рассмотреть распределение собственной прибыли ПОО и направить ее на свое развитие (возможно, даже партнеров по образовательному кластеру, если это будет экономически целесообразно);

- внешнее связано с активизацией спонсорской помощи со стороны организаций региона, так как для них это будет принципиально важно с точки зрения оптимизации своего налогового бремени, а также появление дополнительной мотивации с точки зрения их инвестиций в подготовку кадров для их же отрасли.

Отметим, что в Нижегородской области подобный региональный закон уже принят в 2021 году, при том, что по данным мониторинга Минпросвещения в 2023 году 16 субъектов РФ отказались от реализации такого преимущества в развитии региональной системы СПО.

В 4 статье Нижегородского закона О применении на территории Нижегородской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций детализуются категории налогоплательщиков, имеющих право на применение инвестиционного налогового вычета, в 4 п. нас интересует одна из таких категорий – это организации, состоящие на учете в налоговом органе на территории Нижегородской области, которым «компенсируются расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена), имеющим государственную аккредитацию, при условии их нахождения на территории Нижегородской области» (данный пункт введен Законом Нижегородской области от 20.12.2022 №205-З).

Таблица 2

Детализация размера и условий получения инвестиционного налогового вычета для организаций Нижегородской области, связанного с расходами на развитие образовательных организаций региона

Виды расходов организации Нижегородской области, связанные с развитием образовательных организаций региона

Размер инвестиционного налогового вычета в целях компенсации расходов

до 7 млн руб.

От 7 до 15 млн руб.

От 15 до 25 млн руб.

Расходы в виде стоимости имущества

60%

суммы расходов

70%

суммы расходов

80%

суммы расходов

Расходы в виде пожертвований

60%

суммы расходов

70%

суммы расходов

80%

суммы расходов

Условия получения права на имущественный налоговый вычет

Трехстороннее Соглашение об оказании материальной поддержки, заключенное между налогоплательщиком, образовательной организацией и уполномоченным Правительством региона ОИВ Нижегородской области (срочное)

Источник: составлено автором на основе Закона Нижегородской области от 11.08.2021 года №97-З «О применении на территории Нижегородской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций» (с изм. от 20.12.2022 года).

missing image file

Рис. 2. Алгоритм реализации методики построения механизма финансового обеспечения системы ПОО

missing image file

Окончание рис. 2. Алгоритм реализации методики построения механизма финансового обеспечения системы ПОО

Также необходимо прокомментировать порядок определения размера инвестиционного налогового вычета, в статье 3 этого же закона применяется 2 уровня детализации этого порядка:

– в первую очередь, делением компенсируемых расходов на расходы в виде стоимости имущества и в виде пожертвований;

- во вторую очередь – делением каждой из этой группы расходов на три подгруппы в зависимости от суммы расходов (таблица 2).

Еще одно важное уточнение, определяющее предельную величину инвестиционного налогового вычета, связано с тем, что законом ограничен размер налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Нижегородской области, к которому применяется право на получение данного вычета, только 5 процентами.

Главной гарантией в получении таких средств ПОО является наличие трехстороннего Соглашения и детализированного порядка его выполнения по графику движения запланированных средств.

Результаты исследования и их обсуждение

Таким образом, рисунке 2 можно наглядно представить весь алгоритм реализации методики построения механизма финансового обеспечения системы ПОО на региональном уровне. Он построен по принципу «конструктора» с представлением возможных сценариев/вариантов принятия решений и использования доступных механизмов финансирования и доступной для этого нормативной правовой и инфраструктурной среды, приоритетов государственной политики по отношению к СПО и позиции региональных ОИВ, их административной активности и ответственности, а также с делением этих процессов на внутренние и внешние по отношению к каждой отдельной ПОО и системе ПОО, которые соответствуют введенным терминам образовательно-производственный и образовательный кластер СПО региона.

Фактически речь идет о месте системы «внутрифирменного планирования и управления финансами» ПОО в национальной и региональной системе государственного управления финансами ПОО, являющихся бюджетными или автономными организациями.

Наметившиеся тенденции в росте роли государственных проектов в финансовом обеспечении отдельных направлений работы ПОО и роста качества реализуемых программ и подготовки кадров для региональной экономики должны рассматриваться как важное условие планирования и управления в целом финансовыми потоками таких региональных образовательных организаций.

Заключение

Таким образом, была поставлена и решена задача разработать основные направления совершенствования методики построения механизма финансового обеспечения системы ПОО на региональном уровне. В данном случае речь идет обо всей системе финансирования деятельности ПОО, в которой финансовое обеспечение через бюджетные субсидии выполнения государственного задания является одним из направлений и потребовало от авторов рассмотрения всех механизмов финансирования деятельности ПОО (бюджетные и внебюджетные).