Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

IMPROVING THE INFORMATION INFRASTRUCTURE OF MANAGEMENT SYSTEMS

Ovchinnikova N.V. 1 Ovchinnikov S.A. 1 Lebedeva O.E. 1, 2
1 Russian State University for the Humanities
2 Financial University under the Government of the Russian Federation
The article discusses approaches to improving the information infrastructure of management systems. It is established that the main goal in the framework of information support is the availability of the necessary quantity and quality of information. It is proved that an information resource at a particular time can be developed or purchased by purposefully selecting a system of indicators on the basis of which the need for production and economic information will be determined, and applying optimization methods to rationalize its structure and flows. At the same time, modern information support covers economic, technical and technological, social and essential fields, each of which is determined by certain factors. Analyzing the scheme of interaction of data and information in the decision-making process, the head, as a person authorized to make managerial decisions, relies on information in his activities and collects managerial information as a result of performing the functions assigned to him. The purpose of using management information is to transfer the managed object to the desired state. The analysis of the company’s activities in the field of informatization has shown that in the conditions of market relations, the constant flow of cash flows, which activates the activities of all subsystems of the enterprise, is an important factor affecting the efficiency of the enterprise, its competitiveness, and image.
information
infrastructure
management
system
enterprise
market
efficiency
activity
optimization
solution

Введение

Развитие рыночных отношений объективно требует оживления деятельности предприятий, формирования эффективных управленческих действий. При этом среди важных факторов развития рыночных отношений существенное место занимает информационное обеспечение управления. Кроме того, рыночные отношения характеризуются многообразием субъектов хозяйствования, составляющих инфраструктуры, продуктов и технологических процессов.

Выявление и использование информации о закономерностях развития рынка, который функционирует на основе действия экономических законов, определяют степень свободы и соответствия им действия всех хозяйственных субъектов, в том числе и государства. Поэтому переход к эффективному рынку возможен при обеспечении всех процессов преобразования необходимой информации. Реализация такого подхода направлена на создание и развитие единого механизма, который содержал бы в себе элементы новых информационных технологий, информационных структур и инфраструктуры, а также условий, которые способствовали бы возникновению, существованию и взаимодействию составных элементов рыночных преобразований как источников и потребителей информации.

Различным проблемам управления посвящены труды Л.Р. Батуковой [1], А.Б. Безбородова [2], Б.Н. Герасимова [3], А.И. Колгушкина [4], М.А. Лашкевич [5], В.И. Маколова [6] и др. В то же время анализ научных трудов позволяет сделать вывод о том, что совершенствованию информационной инфраструктуры управленческих систем уделено недостаточно внимания.

Целью исследования является разработка направлений совершенствования информационной инфраструктуры управленческих систем.

Материалы и методы исследования

Теоретическую основу исследования обеспечивают работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области комплексного информационного обеспечения в рамках принятия соответствующих решений. В статье использованы нормативные акты государственных учреждений, результаты специальных исследований и наблюдений автора. Методологической основой исследований являются принципы познания, диалектический, логический и системный подходы к рассмотрению процессов и явлений в экономике.

В процессе исследования использованы общенаучные методы: наблюдение, сравнение, измерение, обобщение, абстрагирование, формализации. Из числа специальных методов использовались: метод основных компонент для установления связей между показателями хозяйственной деятельности предприятий, а также регрессионный анализ для определения резервов функциональных направлений.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенное исследование дает основание утверждать, что при развитии рыночных отношений возрастает сложность и динамичность трансформационных процессов как в обществе в целом, так и в отдельных его элементах-предприятиях. При этом наличие многоуровневой структуры управления, содержащей разветвленную систему связей и взаимодействий между подразделениями, с одной стороны, и внешней средой, – с другой, основано на необходимости производства, потребления и распространения информации.

Обобщение теоретических и методических аспектов современного этапа системы управления предприятием дали основание для вывода о том, что управление характеризуется следующими определяющими факторами: 1) сокращением промежуточных звеньев в рамках передачи информации; 2) уменьшением времени перед возникновением информации и ее практической реализацией в виде управленческого решения; 3) интенсификацией информатизации общества в целом; 4) существованием глобальных информационных сетей при отсутствии территориальных ограничений; 5) сращиванием и переплетением промышленного, финансового и интеллектуального капиталов; 6) созданием и использованием цифровых систем; 7) всевозрастающей международной интеграцией; 8) наращиванием усложнением выпускаемой продукции и, соответственно, информации, которая ее отражает; 9) качественно новым характером связей между предприятиями и внешней средой [7, 9, 12].

Системная трансформация общества, переход к современным рыночным отношениям требуют обоснования принятия решений в условиях расширения объемов рынка, товаров, услуг, капиталов. При этом процесс принятия соответствующих решений должен опираться на более разветвленную информационную базу, способствуя развитию тенденций не сжатия, а расширения информации. Все это обуславливает реструктуризацию видения всей системы цифрового обеспечения.

Кроме того изучение информационно-технологической составляющей современных тенденций управления свидетельствует, что уже сейчас так называемая новая экономика информации вызывает структурные трансформации целых отраслей производства, вызывает изменение способов конкуренции, что в свою очередь создает предпосылки для пересмотра стратегии бизнеса.

Обобщения показали, что основным ресурсом при управлении предприятием становится информация, которая, превращаясь в информационный ресурс, выполняет интегрирующую функцию. В современных условиях она является определяющей составляющей при использовании всех других ресурсов, является информационной средой предприятия, позволяет через информационных посредников осуществлять обмен и возмещение недостающих элементов информации для принятия решений.

В этом контексте нами выделен ряд специфических свойств информации: возможность многократного потребления; неуничтожимость в процессе потребления; потребление многими пользователями в том же виде. К традиционным характеристикам следует отнести: вероятность, надежность и доступность, субъективность полезности информации; неопределенность спроса на нее. Поэтому отсутствует возможность предварительно четко определить стоимость произведенного объема информации.

Основной целью цифрового обеспечения является наличие необходимого количества и качества информации, то есть недопущение ее дефицита. Для этого возможна как выработка, так и приобретение информационного ресурса в конкретный момент времени. Это достигается целенаправленным подбором системы показателей, обеспечивающих определение потребности в производственной, экономической информации, использовать оптимизационные методы для рационализации ее структуры и потоков.

В целом любой бизнес можно считать информационным. Для построения информационного пространства необходимо изменение видения внутреннего содержания информации, ее потоковой сущности как условия существования. Как непрерывным является процесс материального производства, так непрерывным является и процесс информационного производства, что ему предшествует и является процессом создания информационного продукта.

Кроме того, информационный продукт имеет некоторые особенности: он может быть использован несколькими производственными процессами в разных местах; создание стоимости продукта отражает не только последовательность материальных преобразований, но и включает всю информацию, вращающуюся как в пределах предприятия, так и при взаимоотношениями с контрагентами. Информация, определяющая эти отношения, уже не является только пассивным отражением процессов, она становится активной составляющей, сигнализирующей о возможных разрывах связи и необходимости коррекции сложившейся ситуации.

При этом существующий уровень электронной связи, наличие глобальных информационных сетей привели к разрыву между потоками информации и потоками самих продуктов. Традиционная связь и традиционное рассмотрение только их взаимной обусловленности в определенное время не соответствует действительности, так как разрушается связь между экономикой информации и экономикой материальных факторов. Это требует реструктуризации цифрового обеспечения в рамках управленческих решений на предприятии.

Проявление современного цифрового обеспечения проявляется в рамкам охвата им экономического, технико-технологического, социального, сущностного полей, каждое из которых определяет соответствующие факторы [8, 10, 11]. Анализ системы взаимодействия данных и информации в процессе принятия решений, показал, что руководитель как лицо, уполномоченное принимать управленческие решения, в своей деятельности опирается на информацию об управляемом объекте и создает управленческую информацию как результат выполнения возложенных на него функций.

На данный момент основными инструментами формирования информации являются системы учета хозяйственной деятельности. Однако, данные системы не способны обеспечить достаточный объем информации, необходимый для процесса соотстветвующих управленческих решений, из-за отсутствия в основном внешней составляющей. С целью устранения указанных недостатков нами предлагается для управления информационными потоками систематизировать их по ряду общих критериев, присущих большинству исследуемых предприятий: во-первых, по внутренней и внешней среде, во-вторых, по потребителям, в-третьих, по функциональным направлениям.

Кроме того, оперативный анализ должен охватывать отдельные взаимозависимые показатели деятельности предприятия и его подразделений, выбор которых зависит от целей и задач системы управления, то есть должен обеспечить систему управления объективной информацией о текущих результатах деятельности предприятия и его структурных элементов в процессе принятия необходимых управленческих решений.

Практика показала, что применение компьютеризированной информационной политики является следующим базовым положением в рамках принятия управленческих решений. Этому способствует возможность объединения технологических аспектов использования информации и компьютеризации, которая основывается на внедрении автоматизированных рабочих мест руководителей и специалистов предприятий.

Заключение

Подводя итоги можно отметить, что основной целью в рамках информационного обеспечения является наличие необходимого количества и качества информации. Информационный ресурс в конкретный момент времени можно разработать или купить, целенаправленно подобрав систему показателей, на основе которых будет определена потребность в производственной и экономической информации, и применив оптимизационные методы для рационализации ее структуры и потоков.

В то же время современное информационное обеспечение охватывает экономическое, технико-технологическое, социальное и сущностное поля, каждый из которых определяют те или иные факторы. Анализируя схему взаимодействия данных и информации в процессе принятия решений руководитель, как лицо, уполномоченное принимать управленческие решения, в своей деятельности опирается на информацию и собирает управленческую информацию как результат выполнения возложенных на него функций. Целью использования управленческой информации является перевод управляемого объекта в желаемое состояние.

Кроме того, анализ деятельности предприятия в сфере информатизации показывает, что в условиях рыночных отношений постоянное движение денежных потоков, которое активизирует деятельность всех подсистем предприятия является важным фактором, влияющим на эффективность деятельности предприятия, его конкурентоспособность, имидж. Одновременно анализ информационной деятельности предприятия, ориентированной во внешнюю среду, свидетельствует о том, что организация, информационного обеспечения не достаточно гибкая и не способна вовремя обновлять свои элементы, что в свою очередь препятствует исследованию рынка имеющейся информации, выбору наиболее перспективных контрагентов.