Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

MYANMAR IN THE GLOBAL AND REGIONAL ECONOMY AND COOPERATION WITH RUSSIA UNDER SANCTIONS

Shkevarya L.V. 1 Frolova E.D. 2
1 Plekhanov Russian University of Economics
2 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin
The article presents an analysis of the economy of Myanmar as a subject of the world and regional economy, and at the same time as a foreign economic partner of the Russian Federation under sanctions. The relevance of the article is connected with the growing importance of cooperation with Myanmar and the leading Asian countries – China and India, with the strengthening of its position in ASEAN and the possibilities of strengthening bilateral cooperation with the Russian Federation. The purpose of the article is to characterize the country’s position in the global economy, in the regional economic system and to show the main directions and prospects for the development of Russian–Myanmar cooperation today and in the future – based on the national interests of the two countries whose economies are under pressure from Western sanctions. The article uses traditional methods of economic research – analysis and synthesis, unity of historical and logical, comparative and institutional approach. The author comes to the conclusion that due to the intensification of the process of deglobalization, the gradual but steady decline in the share and role of developed countries in the world economy, as well as global trends such as digitalization, Myanmar has the opportunity to activate and stabilize socio-economic development in the medium term. An important factor in this process may be the development of trade and economic cooperation between Myanmar and the Russian Federation and the EAEU in general in a number of areas, among which energy occupies an important place.
republic of the union of myanmar (rum)
world economy
southeast asia
sanctions
economic development
russian federation

Введение

Республика Союз Мьянма вызывает научный интерес с точки зрения новых возможностей развития внешней торговли и в целом торгово-экономических связей Российской Федерации и ЕАЭС в условиях «поворота на Восток» России, а это обстоятельство сказывается не только на внешней торговле самой РФ, но и партнеров по интеграционному объединению. Однако особенностям социально-экономического и развития Мьянмы, как и ее сотрудничеству с зарубежными странами, включая АСЕАН, в настоящее время, на наш взгляд, уделяется достаточно мало внимания в отечественной научной литературе. Гораздо более широко представлены исследования российско-асеановского торгово-экономического сотрудничества. В то же время Мьянма и СССР/Россия прошли длительный путь развития совместного сотрудничества и накопили определенный опыт [3] который можно, по нашему мнению, использовать в настоящее время для активизации экономического развития.

Еще один аспект, который вызывает научный интерес в отношении социально-экономического развития Мьянмы – это влияние западных санкций, сохраняющихся более 30 лет, на ее национальную экономику и внешнюю торговую политику и практику. Стоит отметить, что западные страны и структуры осуществляют исследование двусторонних отношений России и Мьянмы в условиях санкций и даже считают нашу страну ключевым внерегиональным партнером Мьянмы [10].

Также стоит отметить, что исследование санкционных проблем в мировой и национальной экономике и их влияние на страны и мир в целом актуализировалось [7]. На наш взгляд, это связано с их ростом в мире, и в этих условиях важно понимать не только их природу, задачи и цели, а также влияние на национальные экономики подсанкционных стран, но и возможности обхода санкций, «замещения рынков», развитие альтернативных возможностей для снижения санкционного давления на национальную экономику и социальную сферу. В этом смысле Мьянма, которая находится под западными санкциями с 1990 г., и их давление лишь увеличивается, представляет значительный научный интерес. Но влияние санкций на Мьянму пока оставалось вне поля зрения отечественных исследователей-экономистов.

В любом случае современные глобальные тенденции развития оказывают влияние на экономику Мьянмы и ее внешнеэкономическую сферу, воздействуя на процессы их реформирования и во многом определяя вектор этого реформирования. Но исследование проходящих в настоящее время процессов очень важно с точки зрения их конкретной направленности и перспектив (с учетом небольшого количества исследований экономики этой страны в отечественной научной литературе) и, в свою очередь, того воздействия, которое окажет это реформирование на ход региональных и страновых тенденций.

В первой части статьи анализируется социально-экономическое положение Мьянмы в последнее десятилетие, оказывающие влияние на роль и место сраны в мире и регионе, а также основные факторы, поддерживающие или тормозящие ее развитие и внешнеэкономическую деятельность. Во второй части статьи представлена информация о санкционном давлении на экономику Мьянмы со стороны «глобального Запада». Третья часть посвящена исследованию состояния и перспектив российско-мьянманского торгово-экономического сотрудничества и его основным перспективным направлениям.

Результаты исследования и их обсуждение

Мьянма – относительно небольшое (но имеющее древнюю культуру и историю) государство в Юго-Восточной Азии, занимает стратегическое положение в регионе (««перекресток» между тремя регионами Азии – Восточным, Юго-Восточным и Южным» [2] и является страной, имеющей выход к морю, что традиционно рассматривается в экономической теории и практике как фактор, обеспечивающий дополнительные возможности развития международных отношений. Экономика Мьянмы остается не слишком устойчивой и быстрорастущей (рис. 1), и столкнулась в 2021-2022 гг. с очередным комплексным кризисом, экономическим и политическим, в результате которого объем производства ВВП упал ниже, чем в 2017 г. – во время предыдущего кризиса.

В то же время страна богата различными видами природных ресурсов, среди которых «почетное место» занимают углеводороды (нефть и природный газ), наряду с драгоценными, черными и цветными металлами и другими природными ископаемыми.

missing image file

Рис. 1. Динамика ВВП Мьянмы в 2012-2023 гг. и прогноз до 2028 г., млрд долл. в текущих ценах и % Источник: составлено по [4]

missing image file

Рис. 2. Динамика ВВП, экспорта и импорта Мьянмы в 1970-2022 гг., млрд. долл. в текущих ценах по текущему курсу Источник: составлено авторами по данным [11]

Энергетический сектор имеет потенциал для развития и инвестиций, но недра страны нуждаются в дальнейшем геологическом исследовании и разработке. В Мьянме природные факторы позволяют осуществлять сельскохозяйственную деятельность, которая остается важным сегментом национальной экономики и ключевой сферой занятости населения, превышающего 50 млн человек. Однако, несмотря на это, стране до сих пор не удается обеспечить национальную продовольственную безопасность. Мьянма обладает богатым культурным наследием и природными красотами. Туризм является важной отраслью экономики страны.

ВВП Мьянмы увеличился за 1970- 2022 гг. в 21 раз – с 2,7 млрд долларов в 19970 г. до 56,4 млрд, однако его доля достигла в совокупном показателе ЮВА в 2022 г. лишь 1,57%, и этот показатель, конечно, очень низкий. Волатильность ВВП страны резко увеличилась с 2014 г. (рис. 2).

Если говорить о внешнеторговых процессах, то в новом тысячелетии внешнеторговая квота остается у страны очень низкой из-за невысоких объемов экспорта и импорта, несмотря на то, что двумя крупнейшими партнерами Мьянмы остаются Китай и Индия, и обе страны заинтересованы в сотрудничестве с Мьянмой. Но низкий уровень внешнеторговой квоты, в свою очередь, не позволяет эффективно обеспечивать национальное хозяйство необходимыми ему ресурсами, товарами, а также наращивать валютную выручку. Объем экспорта в стоимостном выражении за исследуемый период вырос в 158 раз, импорта – в 112 раз, однако доля экспорта и импорта в совокупных показателях ЮВА составила в 2022 г. лишь 0,87% и 0,93% соответственно.

Низкий уровень экономического развития, недостаточный для преодоления уровня бедности темп производства ВВП, и особенно – внешнеторговые показатели (рис. 2), на наш взгляд, во многом связаны с многолетними санкциями, которые ввели против этого государства, ее компаний, а также отдельных физических лиц, западные страны – США, Канада, государства ЕС, ООН и др. – т.е. «международная изоляция», и причиной которых декларируется традиционная формулировка относительно «нарушения прав человека» и «угроз миру и стабильности» [9]. При этом интересно отметить, что с 2007 г. Мьянма выражает желание создать атомную энергетику.

Так, США ввели санкции в 1990 г., а ЕС – в 1996 г. из-за «крушения демократических выборов» в 1990 г. ООН впервые ввела санкции против Мьянмы в 1997 г. На рис. 3 представлены страны, которые оказались под санкциями ЕС (на 2023 г.). Эти страны расположены на разных континентах, в том числе и Мьянма в Азии. С тех пор ни разу не произошло снятие санкций, но зато имело место их усиление. Эти санкции представляют собой запреты на торговлю, особенно товарами двойного назначения, ограничения на поставки оружия, запреты на инвестиции, а также финансовые ограничения (табл. 1).

В частности, ЕС как международный субъект хозяйствования, в 2023 г. ввел уже 7-й пакет санкций в отношении Мьянмы (6-й также был введен в 2023 г.) [1], из чего можно сделать вывод о том, что эти санкции до сих пор не позволяют «райскому саду» добиться своих целей в отношении политики (внутренней и/или внешней) Мьянмы, хотя и сдерживают ее развитие, в результате чего Мьянма остается страной с низким уровнем дохода, по классификации Всемирного банка, входит в группу наименее развитых стран, по классификации ЮНКТАД, и нуждается в проведении серьезного реформирования и диверсификации национальной экономики и внешнеэкономических партнеров. Для этого, в свою очередь, страна нуждается в поддержке внешнеэкономических партнеров.

Дипломатические отношения Мьянмы с нашей страной были установлены в 1948 г., и в 2023 г. исполнилось 75 лет с этого момента. Поэтому между двумя сторонами исторически сформировалось хозяйственное взаимодействие, сохранившееся и после развала СССР; хотя и сократившееся в 1990-е гг., но постепенно наращивающееся в новом веке и обретающее новые возможности для обеих стран (табл. 2).

missing image file

Рис. 3. Санкционная карта ЕС, 2023 г. Источник: составлено по [8]

Таблица 1

Основные направления санкционного давления ЕС на экономику Мьянмы

Направления

Запрещены / ограничены / заморожены:

Экспорт оружия.

Экспорт оружия и связанных с ним материалов в Мьянму (Бирму) запрещен. Соответствующая техническая или финансовая помощь и услуги также запрещены.

Замораживание активов и запрет на предоставление средств

Все активы физических и юридических лиц, перечисленных в приложениях IV к Постановлению Совета (ЕС) 401/2013, должны быть заморожены. Также запрещено предоставлять им прямой или косвенный доступ к каким-либо средствам или активам. Список соответствующих физических и юридических лиц включен в базу данных о финансовых санкциях

Экспорт товаров двойного назначения

Экспорт товаров и технологий двойного назначения в Мьянму (Бирму) запрещен, если эти товары предназначены или могут быть предназначены для военного использования, конечного военного пользователя или пограничной полиции. Любое предоставление соответствующей технической помощи, финансирования или фискальной помощи, брокерских услуг или других услуг также запрещено.

Ограничения на въезд

Государства-члены ЕС должны ввести ограничения на поездки лиц, перечисленных в приложении к решению Совета 2013/184/CFSP

Ограничения на оборудование, используемое для внутренних репрессий

Запрещено экспортировать в Мьянму оборудование, которое может быть использовано для внутренних репрессий. Соответствующая техническая или финансовая помощь и услуги также запрещены.

Телекоммуникационное оборудование

Запрещается экспортировать в Мьянму (Бирму) оборудование, технологию или программное обеспечение в сфере телекоммуникаций для мониторинга и перехвата, перечисленные в приложении III к Постановлению Совета (ЕС) № 401/2013. Соответствующая техническая помощь или брокерские услуги также запрещены, за исключением случаев, когда компетентный орган соответствующего государства-члена ЕС дал предварительное разрешение.

Ограничения на военную подготовку и военное сотрудничество

Запрещается проведение военной подготовки или военное сотрудничество с Вооруженными силами Мьянмы (Татмадау) и пограничной полицией. Запрет не распространяется на обучение или сотрудничество, направленные на укрепление демократических принципов, верховенства закона или уважения международного права.

Источник: составлено авторами по [8].

Таблица 2

Товарооборот России и Мьянмы в 1995-2022 гг., тыс. долларов

 

1995

2000

2005

2010

2011

2012

2013

2014

Экспорт РФ

11794

3709

692

62662

270196

131089

78692

39027

Импорт РФ

4

1041

2759

9679

15240

27619

20884

23770

 

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Экспорт РФ

98150

287343

179640

272368

266101

225148

284333

1551372

Импорт РФ

9723

12605

35594

38957

69111

76276

73308

50686

Источник: составлено авторами по данным [11].

Как видно из анализа представленных данных, сальдо двустороннего торгового баланса складывается в пользу России на протяжении всего периода. Высокая волатильность показателей, особенно экспорта, говорит о том, что в различные годы реализуются отдельные контракты, скорее всего правительственные. Однако в последние 10 лет российский экспорт в Мьянму вырос более чем в 10 раз, особенно в 2022 г., после введения новых санкций западными странами.

В результате за 2022 г. стоимостной объем российского экспорта в Мьянму достиг своего исторического максимума (рис. 4).

Если говорить о структуре российского экспорта в Мьянму, то основными позициями российского экспорта в 2022 г. стало топливо (на это повлияло установление западными странами «потолка цен» на российскую нефть), несмотря на то, что Мьянма и сама является нефтедобывающей страной) и продукция машиностроения (табл. 3).

missing image file

Рис. 4. Динамика российского экспорта в Мьянму в 1995-2022 гг. Источник: составлено авторами по данным [11]

Таблица 3

Основные позиции российского экспорта в Мьянму, 2022 г., тыс. долларов

 

2022

Всего экспорт России в Мьянму

1551372

Основные сырьевые товары

802334

Топливо

724402

Промышленные товары

749037

Машины и транспортное оборудование

437246

Прочие машины и оборудование

249215

Источник: составлено авторами по данным [11].

Причем, согласно данным ЮНКТАД, рост экспорта топлива из России в Мьянму начался с 2014 г., а машины и транспортное оборудование – традиционная товарная позиция российского экспорта, на которую всегда приходилось львиная доля в совокупном объеме ввезенных в эту страну российских товаров.

Основными позициями российского импорта из Мьянмы также являются товары из группы готовой промышленной продукции, в основном «прочие машины и оборудование», а также текстиль, текстильная продукция.

Среди направлений современного двустороннего российско-мьянманского сотрудничества важная роль отводится энергетике – как «традиционной», так и «зеленой». Также у России есть интерес к сотрудничеству с Мьянмой в сфере транспорта, производства удобрений, «в целлюлозно-бумажной промышленности и геологоразведочной сфере – по разработке месторождений золота, олова и лития» [6; 5]. Перспективы этого сотрудничества оцениваются сторонами как благоприятные, в том числе и в плане взаимной поддержки в санкционных условиях.

Заключение

Таким образом, социально-экономическое развитие Союза Республики Мьянма имеет свою специфику, которая связана с историческими, политическими, экономическими и географическими факторами во внутристрановом и внешнем (региональном и глобальном) аспектах, среди которых важное место занимает, во-первых, санкционное давление западных стран на ее экономику, а с другой стороны – важная роль внешнеэкономических связей для обеспечения экономической безопасности.

Западные экономические санкции, введенные против Мьянмы еще в начале 1990-х гг., оказывают заметное негативное влияние на экономику этой страны и ее социальную сферу. А поскольку, несмотря на продолжающиеся санкции, Мьянма сохраняет принятый курс в экономике и политике, можно ожидать и сохранения этого давления. Следовательно, государству объективно необходима активизация других внешнеэкономических, в том числе внерегиональных, возможностей, таких как партнерство с Российской Федерацией и другими странами ЕАЭС.

Российско-мьянманское сотрудничество активизировалось в последнее десятилетие, и западные санкции, как показывает исследование, послужили откровенным катализатором для этой активизации. Россия и Мьянма в рамках этого сотрудничества могут найти отдельные и эффективные решения стоящих перед ними из-за санкций экономических проблем. А поскольку, на наш взгляд, санкции сохранятся в достаточно длительной перспективе, то можно ожидать и дальнейшего роста российско-мьянманской торговли и экономического взаимодействия в энергетической, транспортной, инфраструктурной и других сферах.