Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

IMPACT OF DIGITALIZATION OF TAXATION PROCESSES ON THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN REGIONS

Ruban-Lazareva N.V. 1, 2 Galieva K.T. 1 Kamliya A.G. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
2 Plekhanov Russian University of Economics
The influence of digital technologies in the sphere of taxation on the development of Russian regions is studied. The advantages and disadvantages of digitalization of processes in the field of taxation are described. In a constantly developing world, digitalization of processes is of the greatest value, as it has become much easier to keep records of payment and administration of taxes to the budget of the country. Digitalization of processes in the field of taxation in Russia has not yet been fully developed and applied in practice, but the Federal Tax Service is already using ASC VAT, ASK ZAGS, ASK KKT, IS MPT, AIS TAX. The available advantages of digitalization of taxation processes lay a huge foundation for further development of this area, the transition to electronic document management. Various approaches to minimize the problems of the practice of using digital technologies in the field of taxation are proposed.
digitalization
digital technologies
process
taxation
regions

Введение

В быстро меняющемся мире цифровые технологии имеют все большее стремление произвести революцию во многих аспектах жизни каждого из нас, при этом сфера налогообложения не является исключением из правил, которые диктуют современные реалии. В сфере налогообложения каждый день происходит внедрение различных цифровых решений с целью выявления наиболее оптимального пути для осуществления налоговых операций и процессов. Общепринятые правила налогового администрирования и соблюдения требований с каждым разом имеют все более существенное преобразование после того, как вышестоящие органы принялись активно внедрять цифровые технологии. Все эти процессы, безусловно, положили начало цифровых изменений привычной сферы налогообложения.

Интеграция цифровых технологий в разрезе налогообложения имеет истинную многогранность всех аспектов, включающих как преимущества, так и будущие последствия. Если обратить внимание на скорость развития цифрового пространства, то можно заметить, как сильно поработило его внедрение современных разработок общества. С появлением множества систем, к примеру, электронной подачи документов в соответствующие органы, налоговые процессы стали более эффективными, рациональными и начали экономить большое количество временного ресурса.

Применение цифровых технологий при осуществлении контроля в сфере налогообложения на сегодняшний день происходит достаточно активно. При помощи большого ряда механизмов и способов, которые позволяют улучшить функционирование современных цифровых платформ по сбору и распределению налогов в бюджет страны, Федеральная налоговая служба Российской Федерации использует множество цифровых инструментов. В связи с этим, активное применение цифровых технологий в области налогообложения имеет особое значение как для всей России в целом, так и отдельно для регионов нашей страны. Известный факт, что любой переход на новую систему осуществляется по стране неравномерно. В каких-то регионах цифровые инструменты начинают применять раньше, например, в пилотном режиме, а до каких-то регионов это доходит только после полной проверки и тестирования механизма. Некоторые регионы легко интегрируют нововведения в привычную жизнь, а некоторые долго не могут привыкнуть к новому укладу, что влияет на скорость и уровень развития отдельных субъектов.

Цель исследования заключается в изучении и оценке применения современных технологий при осуществлении контроля в сфере налогообложения и их влияние на развитие регионов страны, а также в определении потенциала и преимуществ цифровизации в сфере налогообложения, наряду с факторами, ограничивающими ее успешную реализацию.

Материалы и методы исследования

Теоретико-методологическая основа данного исследования – комплексный подход. В качестве информационной базы были использованы материалы Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы и другие. В ходе исследования применен метод экспертных оценок, проведен анализ статистических данных и анализ нормативно-правовых документов.

Результаты исследования и их обсуждение

Еще в мае 2018 года была принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Президентом Российской Федерации. Целью программы являлось формирование технологической независимости нашей страны, совершение прорыва в сфере цифровизации для улучшения качества государственного управления, рост благосостояния граждан, а также развитие конкурентоспособности рынка [1].

Россия на данный момент является передовой страной в отношении цифровизации государственных услуг, поэтому история технологического развития ФНС начинается еще с начала 1990-х гг. [2]. Пик развития приходится на сегодняшний момент, когда делается уклон на такие принципы, как экономичность, определенность, справедливость и удобство налогообложения. Существующие электронные ресурсы преобразуются, исходя из требований современности, неэффективные информационные сервисы ликвидируются, а документооборот полностью переносится в цифровой формат на всех уровнях власти [3].

ФНС на данный момент использует в своей деятельности 5 основных электронных систем. Сюда относятся:

1. АСК НДС: система позволяет отслеживать все процедуры, связанные с уплатой НДС и выявляет случаи незаконного возмещения НДС из бюджета.

2. ИС ЗАГС: позволяет ФНС выявлять взаимосвязь между лицами, совершающими те или иные сделки, например, при операциях, связанных с недвижимостью.

3. АСК ККТ: система, которая отслеживает наличие контрольно-кассовой техники в торговой точке, благодаря ему налоговая служба контролирует розничную торговлю и частоту формирования кассовых чеков, что позволяет дистанционно выявлять различные нарушения.

4. ИС МПТ: обеспечивает прозрачность и контроль в сфере оборота товаров, пресечение незаконной торговли и контроль над уплатой налогов.

5. АИС «НАЛОГ»: предоставляет возможность взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами через электронные каналы связи. Он включает в себя различные модули, такие как электронная отчетность, предоставление налоговых деклараций, возможность получения информации по налоговым платежам и пеням, автоматический расчет налоговых обязательств и другие функции, упрощающие процесс налогообложения [4].

Подводя итог вышесказанному, стоит сказать, что внедрение цифровых технологий в дальнейшей перспективе будет способствовать полному переходу на электронный документооборот ФНС, что поможет сократить объемы запрашиваемых бумаг на 15 % с 2023 г., и, в свою очередь, увеличить объемы электронного документооборота на 25 % [5].

Повсеместная цифровизация при осуществлении контроля в области налогообложения имеет особое значение как для всей России в целом, так и отдельно для регионов нашей страны. На примере конкретных регионов рассмотрим результаты внедрения цифровых технологий и то, какое влияние они оказали на развитие определенных сфер в целом.

Так, в Республике Коми можно рассмотреть увеличение числа предпринимателей, которые оформили электронную подпись с начала 2023 года. При помощи нее теперь можно в разы быстрее осуществлять различные процедуры, к примеру, отправка отчетности в налоговую службу. С появлением электронной подписи предприниматели испытали большой ряд изменений в бизнес-среде. Данное нововведение позволило проводить транзакции более эффективно, оперативно и безопасно, при этом давая возможность расширить охват рынка и повысить предпринимательскую активность [6]. Таким образом, данная электронная подпись имеет такую же силу, как и та, которая подписывается вручную.

В Республике Башкортостан, в 2019 г. имущественные налоги, уплаченные в бюджет, составили около 795 млн руб., что превысило показатель предыдущего года на 8%. Поступления увеличились в основном за счет транспортного и земельного налогов. Причиной тому является внесение в Федеральную информационную адресную систему(ФИАС) новых адресов, увеличившие базу данных в 1,6 раза. Обновление данных в ФИАС позволило улучшить точность и актуальность информации об объектах налогообложения и способствовало более эффективной оценке налоговой базы. В результате, увеличение прозрачности и надежности информации о налогоплательщиках повысило собираемость имущественных налогов [7].

Следующим примером является результат внедрения контрольно-кассовой техники (ККТ) в Республике Татарстан. Благодаря ККТ сократилась бумажная волокита по формированию кассовых отчетов, процесс передачи информации в налоговые органы о совершенных расчетах с покупателями стал проще. Деловая активность татарстанских предпринимателей подтверждается увеличением парка ККТ почти в 3 раза после проведения третьего этапа кассовой реформы. Также значительно упростился процесс контроля за исполнением обязанности применять онлайн-кассы [8].

Относительно недавно, благодаря успешным разработкам Федеральной налоговой службы России, появилось приложение «Мой налог», которое обеспечивает удаленное взаимодействие между самозанятыми и налоговым органом. С его помощью можно автоматически вести учет доходов, а также рассчитывать размер налога, что облегчает ведение своей деятельности самозанятым. Стоит упомянуть, что налог на профессиональный доход(НПД) в первый год был введен только в четырех субъектах России: Республике Татарстан, Москве, Московской и Калужской областях. Это было обусловлено их значимостью в экономике и потенциалом для улучшения налоговой системы и бюджетных доходов [9]. Такой выбор является свидетельством неравномерного развития регионов, а соответственно и наличием разницы в развитости инфраструктуры, деловой активности, экономического потенциала и внедрении современных налоговых инструментов.

Применение цифровых технологий при осуществлении контроля процессов в сфере налогообложения, как мы видим, имеет множество преимуществ, которые способны повысить эффективность налогового администрирования, упростить для плательщиков этапы исчисления и уплаты сумм налогов и повысить их собираемость. Основные преимущества:

- экономия временного ресурса и сокращение физических усилий, затрачиваемых на заполнение бумажных документов и обработку информации;

- повышение точности и надежности данных, благодаря автоматической проверке цифровыми системами данных на соответствие требованиям и правилам, что сокращает возможность ошибок;

- автоматическое отслеживание и контролирование движения денежных средств, что упрощает процесс сбора налогов и снижает риски неуплаты или уклонения от уплаты налогов;

- все данные о доходах, расходах и налоговых платежах сохраняются в электронном виде, что повышает прозрачность деятельности налогоплательщиков;

- упрощение анализа больших объемов информации помогает выявить тренды, проблемные области или потенциальные возможности для развития налоговых процессов.

Цифровизация налоговых процессов несомненно имеет множество преимуществ и возможностей для оптимизации работы и улучшения эффективности системы. Однако, как и любая другая технологическая инновация, она также имеет свои недостатки и вытекающие проблемы. К главным недостаткам следует отнести:

- введение новых программных продуктов, оборудования и обучение персонала требует значительных финансовых инвестиций со стороны государства или предприятий;

- отсутствие доступа к высокоскоростному интернету в северных и сибирских регионах и отдаленных районах сельской местности;

- возможность возникновения технических сбоев может привести к потере данных, а недостаточная защита информации повышает риск несанкционированного доступа и хакерской атаки;

- сложность адаптации бизнес-структур к постоянным изменениям и новым требованиям в налоговом законодательстве;

- ограниченность специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками в области информационных технологий, что может замедлить процесс цифровизации.

Наличие вышеперечисленных недостатков препятствует максимизации пользы от использования цифровых технологий в сфере налогообложения. Для минимизации данных проблем необходимо:

1. Создать специализированные подразделения, которые будут оказывать помощь налогоплательщикам в адаптации и обучении новым технологиям, а также консультировать по вопросам налогообложения.

2. Внедрить надежные системы защиты данных, а также строгие правила и меры контроля доступа к этой информации.

3. Разработать специализированные образовательные программы, в которых будут не только фундаментальные знания в области налогообложения и финансов, но и глубокое понимание информационных технологий.

4. Обеспечить широкополосное подключение к интернету в дальних регионах и развить инфраструктуру, путем строительства новых высокоскоростных сетей и развертывания спутниковых систем связи.

При правильном подходе и учете интересов как налогоплательщиков, так и налоговых органов, вышеперечисленные предложения помогут сократить существующие недостатки и решить выявленные проблемы.

Заключение

По истечении времени цифровые технологии будут полностью внедрены в налоговую систему. Благодаря цифровым решениям и автоматизации таких процессов, как подача налоговых деклараций, исчисление сумм налогов, их уплата в бюджет, сдача налоговой отчетности ускоряется. Можно сказать, что цифровизация налогового администрирования стала движущей силой, которая позволяет практически полностью отказаться от механических и традиционных налоговых проверок, что помогает создать все необходимые условия для реализации данных процессов. Однако, несмотря на положительные эффекты, имеются и существенные недостатки, проявляющиеся в сложности адаптации менее развитых регионов к новым цифровым решениям, трудности их внедрения в отдаленных краях, а, следовательно, и усложнения процесса налогового администрирования в этих регионах, а недостаток высококвалифицированных IT-специалистов тормозят процесс автоматизации и совершенствования налоговой системы. Именно поэтому нашему государству следует проводить политику, направленную на обучение и подготовку соответствующего персонала, усиление механизма защиты электронных данных, цифровое развитие дальних регионов России. Таким образом, современные реалии дают возможность цифровой трансформации сферы налогообложения стать системой, активно и эффективно сокращающей налоговые риски.