Введение
Программы общегосударственного уровня планирования и управления представлены органами исполнительной власти Российской Федерации, а также министерствами и ведомствами. На общегосударственном уровне решаются проблемы единой стратегии и координации государственных, межрегиональных, собственно региональных программ, формируется нормативно-правовая основа в этой области, разрабатывается методология программирования.
Как отмечалось нами в аннотации к данной статье, участие в реализации программ в значительной мере осуществляется за счет распределения финансовых средств, обоснования механизма, способов и методов предоставления их регионам через федеральный бюджет. Непосредственным исполнителем всех координационно-методологических разработок на общегосударственном уровне остается Минэкономики России.
На региональном уровне, управление программами возложено на исполнительные органы власти. Функционально такие органы помимо принятия к реализации новых программ, их координации распределяют бюджетные инвестиций между программами, проектами и не программными расходами бюджета. При этом, все экономические и финансовые отношения при планировании и управлении реализацией региональной программой, имеют вертикальный характер, а органы управления программами кроме прочих полномочий, наделены функцией обоснования финансового обеспечения.
Цель исследования – раскрыть теоретические аспекты инвестиционной деятельности с использованием программно-целевых методов финансирования и обосновать целесообразность их использования при распределении трансфертов на экологические национальные проекты.
Материалы и методы исследования
При подготовке статьи использовались научные методы исследования: абстрактно-логический; монографический метод. Информационной базой исследования послужили статистические базы данных муниципальных образований Рязанской области; региональные и федеральные статистические сборники. Источниками информации стали периодические статистические издания, сайты официальной статистики Российской Федерации и Рязанской области.
Результаты исследования и их обсуждение
Инвестиционные программы в экологию реализуются за счет распределения финансовых средств через федеральный бюджет. В плане реализации экологических программ в Российской Федерации до 2030 года запущен национальный проект «Экология», направленный на решение стратегических целей страны в сфере экологической безопасности населения. Разработанные показатели вышеназванного национального проекта, подлежащие финансированию по годам реализации, в том числе финансовые и организационные условия для модернизации производственных мощностей и процессов на основе наилучших доступных технологий с целью выполнения нормативных требований в сфере экологии представлены следующими данными:
- федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» (сроки 01.10.2018 – 31.12.2024 гг.) – 296 223,8 млн руб.;
- федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности» (сроки 01.10.2018 – 31.12.2024 гг.) – 36353,3 млн руб.;
- федеральный проект «Чистый воздух» (сроки 01.10.2018 – 31.12.2025 гг.) – 500139,8 млн руб.;
- федеральный проект «Оздоровление Волги» (сроки 01.10.2018 – 31.12.2025 гг.) – 205378,9 млн руб.;
- федеральный проект «Сохранение озера Байкал» (сроки 01.10.2018 – 31.12.2025 гг.) – 33944,9 млн руб.;
- федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов» (сроки 01.10.2018 – 31.12.2025 гг.) – 15152,0 млн руб.;
- федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» (сроки 01.10.2018 – 31.12.2024 гг.) – 6282,8 млн руб.;
- федеральный проект «Сохранение лесов» (сроки 01.10.2018 – 31.12.2025 гг.) – 151009,8 млн руб. и так далее.
Финансовое обеспечение национальных проектов предусматривается как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств регионального бюджета. Так, по программе «Чистая страна», в федеральном бюджете предусмотрено 136766,4 млн руб. расходов, а в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации предусмотрено на реализацию этого проекта 128396,4 млн руб., т.е. всего 265162,8 млн руб. Таким образом, до 2030 года будет по национальному проекту «Экология» будет израсходовано бюджетных средств из бюджетов различного уровня на сумму 3762919,7 млн руб.
На наш взгляд, это беспрецедентные инвестиции в экологические проекты в условиях санкционного давления на экономику страны.
Объемы финансирования программы по сохранению и восстановлению водных объектов Рязанской области
Главные распорядители |
Объем финансирования, тыс. руб. |
||||||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||
Министерство природопользования – всего |
239096 |
43465 |
12770 |
11122 |
11873 |
57535 |
79882 |
8940 |
15505 |
В т. ч. федеральный бюджет |
206165 |
25004 |
12406 |
8445 |
8885 |
54196 |
79882 |
8940 |
15405 |
в т. ч. региональный бюджет |
32930 |
18460 |
2364 |
1677 |
1988 |
3339 |
0 |
0 |
5100 |
Для примера представим объемы финансирования программы по восстановлению водных объектов Рязанской области (таблица).
Учитывая затратность природоохранных мероприятий и продолжительные сроки их реализации, необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, определился и переход к решению данных проблем черед программно-целевую методологию.
Рязанская область на своей территории реализует три федеральных инвестиционных экологических проекта. Правительство Рязанской области в 2021 году утвердило специальное постановление, касающееся разработки государственных программ и приложение к нему. Реализация государственных программ, начиная с 2022 года, осуществляется в соответствии с этими документами. При этом, региональная программа остается самостоятельным объектом управления.
Данная проблема уже решалась при реализации мероприятий региональной целевой программы «Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 – 2009 годах» и долгосрочной целевой программы «Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2010 – 2012 годах», «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на 2013 – 2015 годы», в рамках которых разработана проектно-сметная документация на строительство полигонов твердых бытовых отходов. Наличие территориальной схемы обращения с отходами в Рязанской области, в том числе с ТКО, повысит вероятность привлечения инвесторов для реализации мероприятий по строительству полигонов ТКО и мусороперерабатывающих предприятий.
Следует особо отметить государственную программу Рязанской области «Развитие водохозяйственного комплекса, лесного хозяйства и улучшение экологической обстановки» с подпрограммой «Улучшение экологической обстановки». В программном документе представлена характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы. Реализация мероприятий, предусмотренных в данных прогнозных документах, позволила Министерству природопользования Рязанской области освоить исполнение бюджета в размере 546761 тыс. руб. или 92% по всем вышеназванным инвестиционным мероприятиям. В частности, по государственной программе «Развитие водохозяйственного комплекса, лесного хозяйства и улучшение экологической обстановки» бюджетные расходы запланированы на 2021 год в размере 94647 тыс. руб. практически было израсходовано 94405 тыс. руб. или исполнение бюджета составило 99,7%, что является достаточно высоким показателем. Однако по подпрограмме «Сохранение и восстановление водных объектов» из запланированных на 2021 год 55451 тыс. руб. исполнено лишь 9322 тыс. руб. или 16,8 %. Из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, всего потрачено 80530 тыс. руб. По подпрограмме «Охрана и защита лесов» исполнение бюджета составило 99,9%, в бюджете было заложено на 2021 год 126115 тыс. руб. и исполнено 126033 тыс. руб. На 100% исполнена подпрограмма «Воспроизводство лесов».
Порядок освоения федеральных и региональных инвестиционных трансфертов четко регламентирован, должен неукоснительно соблюдаться в порядке и очередности обозначенными в программе. Все остальные игроки финансового рынка (коммерческие банки, финансовые организации, венчурные капиталисты стартапов) оценивают риски, не смотря на престижность экологических инвестиционных проектов. Относительно снижения рисков, следует отметить, что данный вопрос однозначно противоречив. Значительное различие инвестиционных инфраструктурных проектов также проявляется в неодинаковом уровне премии за риск. Высокий уровень премии характерен для проектов в области устойчивой инфраструктуры и инвестиций в природоохранную деятельность. Понижение таких рисков возможно за счет предоставления гарантий, частичного принятия рисков на себя и кредитных гарантий со стороны государства. Данные инструменты создают возможности для привлечения частного финансирования и объединения средств разных инвесторов.
Учитывая затратность природоохранных мероприятий и продолжительные сроки их реализации, необходимость привлечения средств из различных источников, перешли на решение данных проблем программно-целевым методом и определенная группа коммерческих предприятий.
В этой связи, следует отметить положительный опыт Рязанской нефтеперерабатывающей компании по решению отдельных экологических проблем, которая входит в перерабатывающий комплекс НК «Роснефть». Другой пример, в 2017 году, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения леса включен инвестиционный проект ООО «Гранд» «Строительство предприятия по глубокой переработки древесины на базе лесных хозяйств Рязанской области». За 2020 г. в ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Гранд» вложило 323,8 млн руб. инвестиций из них собственных средств 118,7 млн руб. и заемных средств в размере 205,1 млн руб., что позволило создать 153 новых рабочих мест. Образцом положительного влияния на экологию послужила деятельность ООО «Топливные технологии», которая в 2020 году вложила 566 млн руб. инвестиций в развитие освоения лесов из них собственных средств 159 млн руб., заемных 406 млн руб. при этом создано дополнительно 169 новых рабочих мест.
Выводы
В данной статье автор познакомил с основными аспектами инвестиционной деятельности при использовании программно-целевых методов финансирования и обосновал целесообразность их использования, рассмотрел вопрос о значении и характеристике программно-целевого подхода, как инструментария экологического инвестирования. Автором описаны отдельные меры государственной поддержки экологических инвестиций через призму программирования, единой стратегии и координации нормативно-правовой основы в этой области. Представлены цифровые показатели национального проекта «Экология» в разрезе федеральных целевых программ, реализуемых в настоящее время. Проанализированы объемы финансирования региональной программы по сохранению и восстановлению водных объектов Рязанской области, рассчитан процент освоения исполнения бюджета Министерством природопользования Рязанской области. На основании проведенного исследования, положительного опыта группы коммерческих предприятий региона, автором обосновывается вывод о необходимости понижения рисков инвестирования в экологические инфраструктурные проекты за счет предоставления гарантий, частичного принятия рисков на себя и кредитных гарантий со стороны государства. Данные инструменты создают возможности для привлечения частного финансирования и объединения средств разных инвесторов.