Введение
Торговля является одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономики, что связано с ее ролью в обеспечении предприятий и населения необходимыми товарами. В структуре торговли выделяется два важных направления – оптовая и розничная, каждое из которых ориентировано на своего конечного покупателя [1, 2]. В сфере оптовой торговли товары приобретаются для дальнейшей перепродажи, а в сфере розничной торговли – для продажи конечному потребителю. Роль розничной торговли состоит в том, что она затрагивает ключевые бизнес-процессы в экономике, связанные с осуществлением товародвижения [3]. Большой товарооборот в сфере розничной торговли выступает источником поступления денежных средств в бюджет посредством налогов и НДС, способствуя формированию основ стабильности государства [4]. Вместе с тем, результативность сферы розничной торговли во многом зависит от потребительской активности населения и уровня покупательной способности доходов. В условиях усиления кризиса на фоне пандемии и санкций, уровень жизни населения существенно снизился, что привело к спаду розничной торговли и изменению ее структуры в соответствии с наиболее приоритетными товарными направлениями [5, 6].
Цель исследования – провести оценку тенденций развития розничной торговли в Курской области, выявить сложившиеся под влиянием кризиса тенденции и их причины.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования использовались статистические данные об основных показателях розничной торговли в Курской области в 2018-2022 гг. [7]. На первом этапе исследования дается оценка динамики оборота розничной торговли и индекса физического объема оборота розничной торговли всего, в разрезе субъектов торговли и основных товарных направлений. На втором этапе исследования оценивается изменение структуры розничной торговли Курской области в разрезе основных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Выбор 2018 года в качестве базисного периода для исследования обусловлено его предшествующим ухудшению экономической ситуации положением. Сопоставление с данными 2020 и 2022 гг. позволяет оценить прошедшие изменения на фоне начала пандемии и усиления санкционного давления. Исследование проводилось с использованием целого ряда методов и подходов, в том числе: интеллектуальный анализ данных и общенаучные инструменты анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Общая величина оборота розничной торговли в Курской области в период 2018-2022 гг. показывает динамику к росту. В 2018 году оборот розничной торговли в регионе составлял 213,3 млрд руб., а к 2019-2020 гг. вырос до 228-229 млрд руб. В последние 2 года отмечено ускорение динамики к росту оборота розничной торговли до 260,4 и 285,3 млрд руб. соответственно. В результате, общий прирост за 5 лет составил 34%, из которых на 25% – только за последние 2 года.
Несмотря на устойчивый рост оборота розничной торговли в стоимостном выражении в фактически действовавших ценах, оценка динамики индексов физического объема розничной торговли показывает, что рост является неустойчивым. Так, в 2018 году фактический прирост оборота розничной торговли составил 4,3%, а в 2019 году снизился до 1,8%. В 2020 году отмечено снижение оборота розничной торговли региона на 4,4%, а в 2021 году – прирост на уровне 5%. В 2022 году физический объем розничной торговли вновь снизился до 6,2% от уровня предыдущего года (рисунок 1).
В структуре розничной торговли региона основными субъектами являются торгующие организации и индивидуальные предприниматели, на которые приходится более 90% оборота. В 2018 году доля данного направления составляла 91%, а к 2022 году выросла до 94%. Доля продаж товаров на розничных рынках и ярмарках в Курской области не превышает и 10%, сохраняя динамику к снижению за 5 лет с 9,2% до 6% (рисунок 2).
Рис. 1. Динамика оборота и индекса физического объема розничной торговли в Курской области в 2018-2022 гг.
Рис. 2. Изменение структуры оборота розничной торговли в разрезе основных субъектов торговли в Курской области в 2018-2022 гг., %
В 2018 году оборот торгующих организаций и ИП составлял 193,7 млрд руб., а к 2020 году вырос на 8,7% – до 210,6 млрд руб. За последние 3 года динамика к росту оборота розничной торговли усилилась, в результате чего к 2022 году показатель достиг 268,2 млрд руб. Изменение индексов физического объема розничной торговли организаций и ИП в регионе показало, что в действительности в 2020 и 2022 году происходило снижение, а номинальный рост был обусловлен инфляцией. Так, в 2018 году оборот розничной торговли торгующих организаций и ИП вырос фактически на 5,1%, в 2019 году прирост сократился до 2,5%. После спада в 2020 году на 3,5%, в 2021 году оборот вырос на 5,9%, а в 2022 году вновь сократился на 5,5% (рисунок 3),
Оборот розничных ярмарок и рынков в абсолютном выражении составлял 19,5 млрд руб. в 2018 году, а в последние годы не превышает и 18 млрд руб., снизившись за 5 лет более чем на 12,3%. Соответственно со снижением оборота розничной торговли в стоимостном выражении, также отмечается и сокращение физического объема, особенно динамично – в 2020 и 2022 годах (рисунок 4).
Рис. 3. Динамика оборота и индекса физического объема розничной торговли в торгующих организациях и индивидуальных предпринимателей Курской области в 2018-2022 гг.
Рис. 4. Динамика оборота и индекса физического объема розничной торговли при продажах товаров на розничных рынках и ярмарках в Курской области в 2018-2022 гг.
Оборот розничной торговли региона в разрезе основных товарных направлений сохраняет общую динамику к росту, при этом оборот непродовольственных товаров превышает оборот пищевых продуктов. Напрмер, розничный оборот пищевых продуктов в 2018 году составлял 102,3 млрд руб., а к 2020 году вырос на 9% – до 11,7 млрд руб.
В 2021-2022 гг. отмечен инфляционный рост оборота розничной торговли пищевыми продуктами, в результате чего к отчетному периоду показатель превысил 141,1 млрд руб., что выше уровня базисного периода на 38% (рисунок 5).
В непродовольственном сегменте розничной торговли период 2018-2019 гг. характеризовался динамичным ростом оборота до 117,9 млрд руб., а в 2020 году произошёл спад на фоне пандемии до 116,2 млрд руб. В 2021 году оборот розничной торговли непродовольственными товарами в Курской области вырос до 136 млрд руб., а к 2022 г. – до 144,2 млрд руб. Общий прирост оборота розничной торговли за 5 лет составил 30%. В результате, несмотря на преобладающее положение оборота розничной торговли непродовольственными товарами, пищевые продукты в исследуемом периоде показывают более высокие темпы роста.
Рис. 5. Динамика оборота розничной торговли в Курской области в разрезе основных товарных направлений в 2018-2022 гг., млрд руб.
Таблица 1
Динамика удельного веса основных видов пищевых продуктов в общей структуре розничной торговли и изменение индекса физического объема розничной продажи в Курской области в 2018-2022 гг.
Доля в общей структуре розничной торговли, % |
Индекс физического объема розничной продажи, % |
|||||||
Значение |
Изменение, % |
|||||||
2018 |
2020 |
2022 |
В 2020 г. к 2018 г. |
В 2022 г. к 2020 г. |
2018 |
2020 |
2022 |
|
Пищевые продукты всего |
48 |
49 |
49,5 |
1 |
0,5 |
104,5 |
96,8 |
97,8 |
Алкогольные напитки |
7,5 |
7,7 |
7 |
0,2 |
-0,7 |
111 |
98,5 |
99,7 |
Табачные изделия |
4,2 |
4,7 |
4,5 |
0,5 |
-0,2 |
99,7 |
97,4 |
97,1 |
Продукты из мяса и мяса птицы |
4,4 |
4,4 |
4,3 |
- |
-0,1 |
101,2 |
97,8 |
99,2 |
Молочные продукты |
4 |
4,1 |
4,2 |
0,1 |
0,1 |
105,9 |
95,3 |
95,6 |
Кондитерские изделия |
3,8 |
3,9 |
4,1 |
0,1 |
0,2 |
104,2 |
98,2 |
95 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
3,3 |
3,4 |
3,4 |
0,1 |
- |
100,9 |
95,1 |
95,4 |
Мясо животных и домашней птицы |
3,2 |
3,1 |
2,9 |
-0,1 |
-0,2 |
97,8 |
100,5 |
100,3 |
Рыба, ракообразные и моллюски |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
100,6 |
95,2 |
97,9 |
Свежие фрукты |
1,9 |
2,1 |
1,7 |
0,2 |
-0,4 |
91,2 |
92,9 |
95 |
Свежие овощи |
1,2 |
1,5 |
1,6 |
0,3 |
0,1 |
91,7 |
109,9 |
99,4 |
Сахар |
1 |
0,9 |
1,3 |
-0,1 |
0,4 |
105,1 |
96,8 |
95,1 |
Животные масла и жиры |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
100,1 |
92,2 |
95 |
Растительные масла |
0,9 |
0,9 |
1 |
- |
0,1 |
104,4 |
94,5 |
95,2 |
Яйца |
1,1 |
1 |
1 |
-0,1 |
- |
97,3 |
96,8 |
104,7 |
В общей структуре оборота розничной торговли доля пищевых продуктов в 2018 году составляла 48%, а к 2022 году выросла до 49,5%. При этом сравнение индексов физического объема оборота розничной торговли показало, что положительная динамика была только в 2018 году, а 2020 и 2022 годы характеризуются снижением. Среди видов продовольствия наибольшую долю в структуре розничной торговли занимают алкогольные напитки, доля которых за 5 лет снизилась с 7,5% до 7%. Вторую позицию занимают табачные изделия, удельный вес которых в обороте розничной торговли к 2022 году вырос до 4,5%. Также существенными по доле в общей структуре розничной торговли направлениями являются продукты из мяса и мяса птицы, молочные продукты и кондитерские изделия, удельный вес которых превышает 4%. (таблица 1).
Доля оставшихся продовольственных направлений варьирует в пределах 1-3,4%, при этом существенных изменений за исследуемый период не произошло. Оценка изменения индексов физического объема розничной продажи основных видов пищевых продуктов показала, что в 2018 году для большинства направлений сохранялась динамика к росту. В 2020-2022 гг. на фоне усиления кризиса наметилась отрицательная динамика для всех видов пищевых продуктов, кроме мяса животных и домашней птицы, свежих овощей и яиц.
Доля непродовольственных товаров в общей структуре розничной торговли снизилась с 52% до 50,5% к 2022 году, при этом физический объем продаж рос только в 2018 году, а в 2020 и 2022 гг. отмечено снижение. В разрезе основных видов непродовольственных товаров наибольшая доля приходится на одежду, удельный вес которой снизился с 11,3% до 10% к 2022 году. Вторым по величине направлением являются автомобили легковые, доля которых составила 4,7% в сравнении с 5,5% в 2018 году. Также более 3% в общей структуре розничной торговли региона в отчетном периоде приходится на бензины автомобильные, обувь и лекарственные средства. Остальные направления среди рассмотренных занимают 1-3% в общей структуре (таблица 2).
Сравнение индексов физического объема розничной продажи непродовольственных товаров показало, что в 2018 году для всех направлений (кроме легковых автомобилей) сохранялась положительная динамика роста, а наибольший прирост отмечен для строительных материалов – 11,8%. В 2020 году индекс физического объема розничной продажи составил менее 100% для всех направлений, кроме лекарственных средств и косметических и парфюмерных товаров, где сохранилась динамика к росту на уровне 3,1% и 1,7% соответственно. В 2022 году сохранились тенденции 2020 года, связанные со снижением физического объема розничной торговли непродовольственными товарами.
Таблица 2
Динамика удельного веса основных видов непродовольственных товаров в общей структуре розничной торговли и изменение индекса физического объема розничной продажи в Курской области в 2018-2022 гг.
Доля в общей структуре розничной торговли, % |
Индекс физического объема розничной продажи, % |
|||||||
Значение |
Изменение, % |
|||||||
2018 |
2020 |
2022 |
В 2020 г. к 2018 г. |
В 2022 г. к 2020 г. |
2018 |
2020 |
2022 |
|
Непродовольственные товары всего |
52 |
51 |
50,5 |
-1 |
-0,5 |
104 |
94,9 |
90,1 |
Мужская, женская и детская одежда |
11,3 |
10,2 |
10 |
-1,1 |
-0,2 |
100,4 |
91,4 |
97,4 |
Автомобили легковые |
5,5 |
5,4 |
4,7 |
-0,1 |
-0,7 |
98,4 |
93,8 |
83,7 |
Бензины автомобильные |
4,5 |
4 |
3,5 |
-0,5 |
-0,5 |
100,2 |
96,4 |
95,1 |
Обувь |
4,1 |
3,9 |
3,4 |
-0,2 |
-0,5 |
100,4 |
95,4 |
98,3 |
Лекарственные средства |
4 |
4,4 |
3,4 |
0,4 |
-1 |
102,3 |
103,1 |
98,6 |
Строительные материалы |
2 |
2 |
2,2 |
- |
0,2 |
111,9 |
95 |
95,1 |
Косметические и парфюмерные товары, кроме мыла |
1,5 |
1,7 |
1,8 |
0,2 |
0,1 |
106,7 |
101,7 |
99,1 |
Мебель |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
-0,1 |
- |
102,1 |
95,3 |
100,4 |
Ювелирные изделия |
1,1 |
1 |
1,2 |
-0,1 |
0,2 |
109,6 |
82,3 |
95,2 |
Заключение
Ухудшение экономической ситуации в период 2020-2022 гг. способствовало снижению физического объема розничной торговли несмотря на то, что в 2022 году оборот розничной торговли в Курской области достиг 285,3 млрд руб. В результате этого в 2022 году действительный объем розничной торговли сократился на 6,2%, а в 2020 году снижение составило 4,4%. В структуре розничной торговли региона преобладают торговые организации и ИП, доля которых в общем обороте превышает 90%. Среди основных торговых направлений в общей структуре наибольшая доля приходится на непродовольственные товары – 50,5%. В 2020 и 2022 гг. основным товарным направлениям розничной торговли региона не удалось сохранить положительную динамику к росту физического объема, при этом номинальный рост обусловлен инфляционным повышением цен. Это позволяет говорить о том, что на розничном рынке Курской области в 2020 и 2022 гг. сохранялась стагнация, хотя в 2021 году и было небольшое оживление. Сложившаяся ситуация обусловлена негативным вилянием усиления кризиса на социально-экономическое положение населения, что способствовало изменению потребительской активности.