Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

MACROECONOMIC PARAMETERS OF THE STRATEGY OF FINANCE FOR SUSTAINABLE QUALITATIVE DEVELOPMENT

Ruban-Lazareva N.V. 1, 2
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
2 Plekhanov Russian University of Economics
The macroeconomic parameters of public finance strategy to ensure sustainable qualitative development are investigated. Their analysis confirms a significant excess of gross savings over savings made in fixed capital and insignificant growth of national wealth. Favorable tax, resource and production, information conditions provide, with investment investments and state support, the projected growth of output. The concept of “public finance strategy of sustainable qualitative development”, through continuous strategic parameter control, is inseparable from the strategic development principles of macroeconomic agents-representatives of real business. The rationale for a reasonable unburdensome tax burden on business for its sustainable development is given. If the minimum volume of output is preserved, goods are in short supply, part of the population is below the national poverty line, the need for expansion of production and demand for investment increases. Hyper-spending of incomes on consumption condemns to a low share of their investment. It is concluded that there is a direct dependence of output, investment in fixed non-current capital on the parameters of sustainable macroeconomic state, despite external threats, sanctions, special operations. The system of criteria for monitoring macroeconomic parameters to achieve compliance with strategic priorities is proposed. The results obtained are distinguished by scientific novelty in solving the problem of establishing the key macroeconomic parameters of sustainable qualitative development of the system of public finance.
macroeconomic parameters
finance
strategies
sustainable quality development
output

Введение

Реальной проблемой современной макроэкономической науки является определение и достижение макроэкономических параметров стратегии государственных финансов устойчивого качественного развития. Их непрерывный стратегический контроль позволит выявлять операционные проблемы реализации стратегии, достичь обеспечения темпов устойчивого макроэкономического роста в условиях вынужденной СВО, длящихся накопительных санкциях, а также осуществлять оперативное регулирование доходов бюджета, при запланированном его дефиците, снизить влияние социальной напряженности, безработицы, свободных цен в реализации цифровой модернизации экономики замкнутого цикла и ее ускоренной деофшоризации.

Цель исследования – определить ключевые макроэкономические параметры стратегии государственных финансов.

Материалы и методы исследования

Автором при написании статьи использовались методы теоретического исследования как анализ данных и обобщение информации. Информационно-эмпирической базой исследования являются фундаментальные труды в вопросах стратегии и государственных финансов ученых, исследователей Аганбегяна А.Г., Варшавского А.Е., Глазьева С.Ю., Кадомцевой С.В., Манаховой И.В., Теньковской Л.И., Квинт В.Л., др. Достижение обозначенной цели осуществлялось с применением общенаучных методов исследования, в процессе сравнительного, статистического анализа параметров показателей, их структуры и динамики, методов аналогии, сравнительного анализа, инструментов отображения, позволившим получить следующие результаты.

Результаты исследования и их обсуждение

Неустойчивость государственных финансов обусловлена влиянием внешних и внутренних факторов, финансирование которых из бюджета, приводит к незапланированному росту расходов при бюджетном дефиците. Повальный коронавирус повлиял на экономические показатели, потребление и доходы населения. Для социально-экономического роста необходимы увеличения доли инвестиций при их налогольготировании, объемов кредитного инвестирования во внеоборотный капитал при ключевой ставке до 3%, беззалогового проектного финансирования, минимальной оплаты за труд для сокращения неравенства и доходов среднего класса. Ускоренный прирост инвестиций неотложен для массового техперевооружения [1]. Обновление капитала требует высокотехнологичного его гиперразвития при существенном сокращении сроков амортизации. Однако, текущее валовое сбережение превышает значительно валовое накопление [2]. Статистический прирост сбережений составил более 4% при неизменной доле валового накопления. Профицит ликвидности прямо зависит от ключевой ставки, так как при ее росте выше средней рентабельности производств ROP, все большее их число медленно развивается, принудительно возвращает кредиты/банкротится [3]. Именно инвестиции в основной капитал, их рост являются параметром перспективного развития производств. Кроме этого, снижение доли налоговых доходов в ВВП не понижает экономическую активность, а формирует источник дополнительных инвестиций. Внутренними налогами покрывается >72% национального бюджета. Целью взимания налогов необходимо обозначить устойчивое обеспечение развития, поскольку налоговые доходы остаются приоритетным для бюджета доходным источником выполнения национальных задач, их доля для Москвы и Санкт-Петербурга более 91%. Непрерывный мониторинг зависимости Налоговых доходов от Налоговой нагрузки актуален и востребован, поскольку только за 2018-2019 годы рост налоговой нагрузки на 2% повлек снижение доли налогов в ВВП почти на 1%. Безосновательный рост нагрузки сопровождается риском некорректного исполнения taxобязательств. Необременительная taxнагрузка обеспечивает развитие, в ее рост влечет риск сдерживания инвестиций. Нельзя ожидать гиперпривлечения инвестиций при накопительных санкциях, длящихся рисках СВО. В опубликованном Счетной палатой заключении [4] среди макроэкономических параметров формирования федерального бюджета на текущий 2023 год и последующие 2 плановых периода, указаны 4 прогнозных процентных изменения (рис. 1).

Как общественно-социальной науке макроэкономике не характерны точные прогнозы, задающимися извне экзогенными переменными и формирующимися внутри эндогенными переменными объемов выпуска и занятости. Произведенный расчет выпуска ВВП, с учетом стадий воспроизводства, методом формирования по источникам доходов показал в 2022 году его рост в 16,2 трлн руб. или 11,9 %, до 151,5 трлн руб. [5] при несущественной доле инвестиций – 18,4% [6] (табл. 1).

missing image file

Рис. 1. Прогнозные изменения макроэкономических параметров на 2023-2025 гг.

Таблица 1

Объемы выпуска и вложений инвестиций

Макроэкономический показатель

2020

2021

2022

трлн руб.

в %

трлн руб.

в %

трлн руб.

в %

Доля вложений инвестиций во внеоборотный капитал в ВВП, в %

20,49

18,9

23,24

17,2

27,87

18,4

Выпуск ВВП по источникам дохода:

107, 66

100,0

135,29

100,0

151,45

100,0

оплата за наемный труд

48,69

45,2

54,21

40,1

59,91

39,6

чистые налоги

10,45

9,7

13,51

10,0

12,44

8,2

прибыли валовые/доходы смешанные

48,52

45,1

67,57

49,9

79,10

52,2

За три года ВВП вырос 43797,4 млрд руб. или 40,7% при меньшем росте инвестиций на 7471,4 млрд руб. или 36,7%. Замедленный рост инвестиций над ростом выпуска влечет рост налоговой нагрузки при неустойчивом росте производств. Совокупная налоговая нагрузка от оборота 10% сопоставима с удельным весом чистых налогов, но весьма изменчива. Длительный дефицит бюджета и снижение темпов роста ВВП порождают рост непрофинансированных потребностей. Росту ВВП и снижению дефицита бюджета во многом может способствовать формирование на добровольной основе Целевого Госфонда ЦГФ за счет части прибыли крупнейших бизнес-макроагентов с получением статуса Субъект устойчивого качественного развития Федерации. Никакого противоречия стабильности не возникает, так как, только после налогообложения, чистая прибыль подлежит распределению или на развитие, или на потребление и дивиденды, но сегодня стране необходима консолидация усилий всех макроагентов-представителей бизнеса для устойчивого динамичного развития выпуска, укрепления статуса страны как мудрого миролюбивого, но и экономически растущего государства. Необходимо использовать макропруденциальные (направленные на поддержание стабильности и снижение потенциальных рисков) инструменты: лимиты на маржу, минимальный дисконт (для участников рынка ценных бумаг); предварительное депонирование (для инфраструктурных институтов); другие.

По теории Маркса, только сократив личное потребление возможно получить ресурсы, вложив которые в приобретение новых средств производства (постоянного капитала) и наём новой рабочей силы (переменного капитала) на следующих этапах производственного цикла принесет приток прибавочной стоимости (расширенное воспроизводство). Доля конечного потребления домашних хозяйств, государственного управления в структуре использования ВВП за 2022 год, при продолжении тенденции ее снижения, составляла 65,4% [7] при приросте среднедушевых доходов на 112,6% до 53,4 тыс. руб. [8] в последнем квартале (рис. 2). В денежных доходах населения доля оплаты труда наемных работников 57,4%, которая, в основном, используется на потребление, обязательные и прочие платежи.

missing image file

Рис. 2. Процентная динамика использования ВВП и прироста среднедушевых доходов

Взаимосвязи на рынках факторов и благ подвижны. Хозяйствующий экономический субъект продает товар, получает выручку, выплачивает заработную плату, покупает сырье, несет издержки, получает и распределяет прибыль, привлекает заемные кредитные средства, уплачивая проценты за кредит, получает целевые субсидии от государства. Домохозяйства, которые предлагают в качестве ресурсов производства труд, землю, капитал, предпринимательские способности для реализации своих потребностей, получают доходы вознаграждение за труд, проценты за капитал, накапливают сбережения и расходуют их, уплачивают налоги. Государство взимает налоги, осуществляет государственное управление, госзакупки, предоставляют общественные блага, субсидии, дотации, кредиты. При этом государство и регионы целевых финансирований от бизнеса на устойчивое развитие отраслей и страны не получают. В регионах возрастает потребность «рационального распределения государственных финансов» [9], управления инфляцией. Влияние умеренной инфляции на экономику как положительно (сокращение безработица из-за жесткости номинальной заработной платы, поощрение кредитов вместо накопления денег), так и негативно (увеличение издержек, препятствия инвестициям). При росте выпуска ВВП с 2012 года на 4883 млрд руб. или 7,2%, по «Правилу 70» Пачоли через 9,7 лет экономика удвоится (70/7,2) и, действительно, ВВП за 2022 год составил удвоенную сумму выпуска 2012 года выше 136206 млрд руб. на 15244 млрд руб. Проведение политики понижения курса национальной валюты уменьшает совокупное предложение, приводя к росту цен, при котором сокращаются реальные запасы средств и богатств.

В текущий период бюджетного дефицита, коэффициент монетизации экономики <0,5<коэффициента 1,29 в неформальной G7 (насыщенности ликвидными активами через отношение агрегата денежной массы М2 к ВВП). ВВП растет медленно, а инфляция увеличивается быстро из-за дисбаланса спроса и предложения, нарушения цепочек поставок. Рост М2 необходим, его продолжение ценно для «платежеспособного спроса, развития бизнеса» [10, с. 57]. При оплате покупок банковскими картами скорость обращения увеличивается. Концентрация богатства постоянно повышается, но стратегический его контроль практически отсутствует. Национальное богатство России (Активы за вычетом Обязательств Баланса) на конец 2020 года исчислялось в 803,8 трлн руб. при динамике годового роста на 377,1 трлн руб. или 88%.

Стратегия государственных финансов определяет вектор устойчивого качественного развития. Она охватывает все сферы деятельности общества и направлена на повышение качества и уровня жизни каждого [11]. Формирование стратегии государственных финансов необходимо, как и определение ее ключевых параметров.

missing image file

Рис. 3. Ключевые составляющие стратегии государственных финансов устойчивого качественного развития

Не имея стратегии государственных финансов устойчивого качественного развития, их формирование и использование может иметь траекторию вращения по кругу с перераспределением потоков на «латание бюджетных дыр». Digital инструментарий является востребованным решением при интеграции, анализе, визуализации больших данных стратегии, обеспечении безопасности их сохранности и открытого использования. Устойчивое стабильное сотрудничество макроэкономических агентов-представителей реального бизнеса стимулирует развитие рыночного пространства, их мотивацию в достижении стратегических приоритетов. На рисунке 3 обозначены ключевые составляющие стратегии государственных финансов устойчивого качественного развития, которую необходимо выстраивать на основе стратегий субъектов реального бизнеса.

Стратегию государственных финансов устойчивого качественного развития, необходимо рассматривать как результат выбора позитивных приоритетов и долгосрочных целей, благодаря системному анализу макроэкономических параметров и прогнозных показателей, эффективной оценки рисков, цифрового инструментария, интуиции, исключительно стратегического перспективного мышления, посредством непрерывного мониторинга выполнения плана и стратегического контроля ключевых параметров. Выстраивание стратегии государственных финансов должно быть неотделимо от открыто заявленных стратегических принципов развития крупнейших макроэкономических агентов-представителей субъектов реального бизнеса – производителей ВВП:

1. развитие электронной коммерции для экономического роста, прозрачность оплат и отчетности, снижение издержек производителя/покупателя (Сбербанк);

2. двухкратный рост денежного потока при достижении чистой углеродной нейтральности с операционным лидерством в добыче углеводородов (Роснефть);

3. диферсификация сбытовых энергетически безопасных рынков роста эффективности (Газпром);

4. промышленное лидерство в доле гражданской продукции выше 50% на традиционных рынках при росте 17% рублевых доходов и маржинальности по EBITA (Ростех);

5. создание городских крупных агломераций, изменение цепочек поставок, роботизация, безопасности и экологичности при снижении выбросов и росте скорости доставки (РЖД);

6. экологическая эффективность при снижении ресурсоемкости циклов производства, защита и соблюдение прав, равных возможностей работников при их участии в реализации операционных и стратегических планов, согласовании корпоративных ценностей при обеспечении справедливого денежного вознаграждения и высокого качества их жизни, системы управления устойчивого развития (ОМК);

7. рост в ВВП доли от конкурентоспособного высоко-локализованного автомобильного внутреннего рынка при технологическом суверенитете, развитии экспорта продаж, сохранении рентабельности и достижении финансовой устойчивости при эффективных государственных и региональных программах поддержки (Автоваз);

missing image file

Рис. 4. Ключевые макроэкономические параметры реализации стратегии государственных финансов устойчивого качественного развития

8. комплексная информационная система при эффективном ИT управлении, в обеспечение снижения потерь, улучшения качества и рацводопользования при совершенствовании системы учета, контроля водопотребления (Мосводоканал);

9. обеспечение эффективности проектного метода управления девелоперскими проектами при контроле издержек стоимостной цепочки, модернизируя мощности, инструменты ИТ планирования-учета-анализа-контроля-управления рисками (ПИК), др. Сочетание приведенных стратегий с целями устойчивого развития обосновывает их востребованность и желание стратегически мыслить, достигать лидерства среди «конкурентной ниши». При этом, стратегический контроль макроэкономических параметров есть инструментарий реализации стратегии. Качественное развитие определяет потенциальную тенденцию роста, востребованную обществом. Некачественный выпуск влечет возвраты, потери, влияющие на окупаемость инвестиций. Для системной реализации, роста и качественного развития, ключевые параметры стратегии необходимо рассматривать в совокупности.

Заключение

Проведенное исследование дало возможность определить следующие ключевые макроэкономические параметры реализации стратегии государственных финансов устойчивого качественного развития к 2027 году (рис. 4). Недостижение их может повлечь неустойчивое развитие.

При проверке проектов бюджетов приоритетно оцениваются темпы роста выпуска, розничного оборота, инвестиций, реальных располагаемых денежных доходов. Однако, растущий уровень занятости, включая сферу предпринимательства, при неявном снижении безработицы также способствуют росту выпуска. Валовое сбережение/накопление, национальное богатство среди макроэкономических условий формирования бюджета вообще не рассматриваются. Существенность доли потребления при росте потребительских расходов создает риск роста по Фелпсу, так как каждому поколению следует сберегать долю доходов предыдущих поколений, а не потреблять больше созданного выпуска. Невзирая на то, что вес инновационных инвестиций в выпуске определяет объем модернизации капитала, только качественный выпуск способствует качественному экономическому росту. Таким образом, определение ключевых макроэкономических параметров достижения стратегических приоритетов позволяет сформировать в дальнейшем обоснованную стратегию государственных финансов для устойчивого качественного ее изменения.