Введение
Сложная ситуация в российской экономике последних лет по-новому высвечивает взаимосвязи денежного и реального ее секторов. Если в допандемийный и досанкционный периоды формировалась нейтральная денежно-кредитная политика, то сейчас становится ясно, что без тесной взаимосвязи всех ее секторов, современная экономика эффективно развиваться не может.
В условиях жестких санкций необходима трансформация российской экономики. В соответствии с этими изменениями должна изменяться и денежно-кредитная политика, использование ее основных инструментов.
Цель исследования – подтвердить сохранение влияния основных инструментов денежно-кредитной политики, в частности ключевой ставки, в процессе достижения устойчивости развития экономики Российской Федерации.
Материалы и методы исследования
В данной работе продолжаются исследования взаимосвязи денежного и реального секторов экономики. В сложных современных условиях эта взаимосвязь становится более тесной, все больше денежно-кредитная политика становится зависимой от структурных изменений в реальном секторе экономики.
Эффективность денежно-кредитной политики все больше зависит от гибкости реагирования Банка России на изменение ситуации. Ключевая ставка Банка России становится таким важнейшим инструментом, в сочетании с определением долгосрочной цели в виде поддержания инфляции на определенном уровне.
Информационной базой исследования являются данные Банка России.
В работе применялись основные методы научного исследования, в том числе табличный метод, метод корреляции.
Рассматривается 16-летний период развития экономики РФ, что дает возможность рассмотреть изменения в денежно-кредитной политике Банка России в целом и в плане использования основных инструментов регулирования денежного рынка. Так, на смену ведущей роли нормы обязательного резервирования [1, 2], приходит ключевая ставка Банка России, которая в сочетании с расширением коммуникативной функции Банка России становится важнейшим инструментом регулирования и влияния на экономику.
Результаты исследования и их обсуждение
Под влиянием изменения ситуации в России: пандемии, введенного огромного количества санкций – меняется экономическая политика государства. Также меняется и денежно-кредитная политика Банка России, приоритеты в использовании основных инструментов. Сопоставим действия Банка России в условиях после кризиса 2008-2009 гг. и дальнейшее постепенное изменение применение инструментов денежно-кредитной политики.
В 2009 г. Банк России широко использует инструмент изменения нормы банковского резервирования, снижая ее для смягчения воздействия денежно-кредитной политики на экономику и создания благоприятных условий для действий хозяйственных субъектов [3].
В 2010 г. продолжается реализация мягкой денежно-кредитной политики. Банк России расширяет возможности использования кредитными учреждениями части обязательных резервов через механизм их усреднения. Это способствует увеличению наличности в системе денежного обращения и повышению уровня экономической активности в российской экономике, что позволяет преодолевать последствия кризиса 2008-2009 гг. Но, под влиянием этих мероприятий, начинает быстро увеличиваться денежная масса. Используя данные таблицы 2,можно рассчитать ее изменение в 2009-2012 гг.: так, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. она увеличилась на 18 %, а в 2011 г. – уже на 50%, 2012 г. – на 80%.
В 2011-2012 гг. денежно-кредитная политика ужесточается, в первую очередь за счет роста нормативов обязательных резервов. Так, на основе данных таблицы 2,можно представить изменение норматива обязательных резервов: с 0,5 в 2009 г. до 2,5 в 2011 и до 4 в 2012г. Целью денежно-кредитной политики становится контроль над денежной массой, что позволяет снизить уровень инфляции [4]. Данные таблицы 2 показывают такое изменение: с 13% в 2008 г. до 6 % в 2011-2012 гг.
В 2013 г. на смену ставке рефинансирования, приходит ключевая ставка Банка России – более динамичная, способная изменяться несколько раз в год. Также изменяется норма банковского резерва. Все это усиливает контроль Банка России над денежной массой и денежной базой, что позволяет через механизм мультипликаторов денежного рынка более сильно влиять на экономику [5].
В 2014-2015 гг. снижается объем денежных средств, предоставляемых Банком России коммерческим банкам, а введенные санкции усиливают необходимость использования Резервного фонда России. Все это усложняет реализацию денежно-кредитной политики [6].
В 2016 г. Банк России продолжает ужесточение денежно-кредитной политики – несколько раз в течение года повышает норму резервирования, также оказывает влияние на привлекательность покупки валюты коммерческими банками [7].
В 2017 г. происходит возвращение к мягкой денежно-кредитной политике. Множество факторов формируют структурный профицит ликвидности. В частности, за счет мероприятий Банка России по оздоровлению банковской системы [8].
В 2018 г. изменяются направления денежно-кредитной политики. Банк России принимает меры по абсорбированию ликвидности, повышается ключевая ставка, приостанавливается покупка валюты на внутреннем рынке, формируется « бюджетное правило» – это защита бюджета от колебаний цен на нефть, через введение так называемой « цены отсечения». Если цены оказываются выше, то не все доходы полностью направляются в бюджет – излишек направляется в Фонд национального благосостояния [9].
В 2019 г. сохраняется профицит ликвидности, поэтому продолжается процесс ее абсорбирования, в частности, через депозитные аукционы. Активно размещаются купонные облигации, где купон привязан к ключевой ставке. Основным направлением денежно-кредитной политики становится поддержка ценовой стабильности. Впервые подчеркивается необходимость координации денежно-кредитной политики с бюджетно-налоговой и структурной политикой государства [10].
В 2020 г. с учетом изменившихся условий, влиянием пандемии, усилением степени неопределенности в экономике, для повышения эффективности денежно – кредитной политики и усиления ее влияния на экономику, большое значение приобретает сохранение степени доверия населения и бизнеса к действиям Банка России. Этому способствует установление публичной цели по инфляции(4%) и сохранение ее как долгосрочной цели. Это позволяет снизить инфляционные ожидания населения и , на основе координации действий Банка России и действий всех органов власти, снизить неопределенность в экономике [11].
В 2021 г. в условиях огромного количества санкций, необходимо поддерживать устойчивое развитие экономики РФ. Для этого необходима тесная связь с бюджетно-налоговой политикой и бюджетным правилом. Банк России может обеспечить эту стабильность за счет поддержания ценовой стабильности. Также, коммуникация (т.е. постоянное информирование населения о предполагаемых действиях Банка России) становится важным элементом реализации денежно-кредитной политики в современных условиях [12].
В 2022 г. основными инструментами денежно-кредитной политики становится ключевая ставка и коммуникации. Денежно-кредитная политика становится гибкой, адаптивной к быстроизменяющимся условиям. Для этого Банк России прорабатывает базовые, альтернативные и прогнозные сценарии.
Значимость ключевой ставки, в соответствии с основными целями современной денежно-кредитной политики Банка России, подчеркивает ее взаимосвязь с уровнем инфляции в РФ, что иллюстрируют данные таблицы 1.
Таблица 1
Взаимосвязь ставки рефинансирования, ключевой ставки Банка России и среднегодовой инфляции в РФ
Год |
Ставка рефинансирования (среднегодовое значение), % |
Ключевая ставка (среднегодовое значение), % |
Среднегодовая инфляция |
2007 |
10 |
- |
11,87 |
2008 |
11,7 |
- |
13,28 |
2009 |
10,6 |
- |
8,80 |
2010 |
8,1 |
- |
8,78 |
2011 |
8 |
- |
6,10 |
2012 |
8,25 |
- |
6,58 |
2013 |
8,25 |
- |
6,45 |
2014 |
9,5 |
12 |
11,36 |
2015 |
- |
13 |
12,90 |
2016 |
- |
10,5 |
5,4 |
2017 |
- |
8,75 |
2,5 |
2018 |
- |
7,6 |
4,3 |
2019 |
- |
6,9 |
4 |
2020 |
- |
5 |
4,91 |
2021 |
- |
6,4 |
8,39 |
2022 |
- |
8,5 |
11,92 |
2023 |
- |
7,5 |
6 |
2024 (прогноз) |
- |
6,5 |
4 |
Источник: рассчитано автором по материалам Банка России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru.
Динамика ставки рефинансирования, ключевой ставки и инфляции в РФ Источник: рассчитано автором по материалам Банка России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru
Таблица 2
Степень корреляции факторов денежного и реального секторов экономики со ставкой рефинансирования и ключевой ставкой Банка России
Период год |
Ставка рефинансироваия и ключевая ставка |
Ден. масса (М2) |
Норма обяз. резерв |
Объем обязательных резервов (млрд руб.) |
Нал. ден. в обращ. (М0) |
Ден. база в млрд руб. |
Год. инф |
Ном. ВВП млрд руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2007 |
10 |
8970 |
3,5 |
293,4 |
2785 |
4650 |
11,87 |
33248 |
2008 |
11,7 |
12869 |
3 |
272 |
3702 |
5202 |
13,28 |
41465 |
2009 |
10,6 |
12975 |
0,5 |
51 |
3794 |
5218 |
8,80 |
38797 |
2010 |
8,1 |
15267 |
2,5 |
341,1 |
4038 |
6945 |
8,78 |
44491 |
2011 |
8 |
20011 |
2,5 |
411 |
5062 |
7465 |
6,10 |
54370 |
2012 |
8,25 |
24543 |
4 |
750 |
5939 |
8257 |
6,58 |
58496 |
2013 |
8,25 |
27405 |
4 |
893 |
6430 |
9138 |
6,45 |
66755 |
2014 |
12 |
31404 |
4,25 |
987 |
6986 |
9951 |
11,36 |
70975 |
2015 |
13 |
32110 |
4,25 |
1104 |
7172 |
9887 |
12,90 |
80804 |
2016 |
10,5 |
35180 |
5 |
1456 |
7317 |
11184 |
5,4 |
86044 |
2017 |
8,75 |
40134 |
5 |
1571 |
8074 |
13070 |
2,5 |
92101 |
2018 |
7,6 |
44892 |
5 |
1796 |
8981 |
15695 |
4,3 |
103876 |
2019 |
6,9 |
48266 |
4,75 |
1846 |
9412 |
16612 |
4 |
105800 |
2020 |
5 |
51680 |
4,5 |
1890 |
9858 |
17940 |
4,91 |
106968 |
2021 |
6,4 |
58651 |
4,5 |
2297 |
12523 |
20339 |
8,39 |
130795 |
2022 |
8,5 |
66252 |
3 |
1765 |
13200 |
24429 |
11,92 |
151456 |
2023 |
7,5 |
- |
4 |
- |
- |
- |
6 |
146306 (прогноз) |
2024 (прогноз) |
6,5 |
- |
4 |
- |
- |
- |
4 |
149671 (прогноз) |
rxy |
(х) |
-0,50432 |
-0,23106 |
-0,51928 |
-0,48472 |
-0,55165 |
+0,68125 |
-0,45909 |
Источник: рассчитано автором по материалам Банка России [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.cbr.ru.
Рисунок демонстрирует выравнивающую роль ключевой ставки в регулировании инфляции.
Рассмотрим степень корреляции ключевой ставки, как основного инструмента денежно-кредитной политики в современных условиях в России, с важнейшими показателями денежного рынка и реального сектора экономики.
Как показывает таблица 2:
1. Наблюдается умеренная отрицательная связь с нормой обязательных резервов (-0,23106), так как в этом случае определяющую роль играют решения правительства и Банка России в свете денежно-кредитной политики.
2. Более сильная отрицательная связь с объемом обязательного резервирования (-0,51928) и другими показателями денежного рынка: агрегатом МО (-48472), денежной массой (-0,50432), денежной базой (-0,55165).Это связано с более сложной трансмиссией влияния ключевой ставки на денежный рынок в современных условиях. Важную роль здесь играет и влияние инфляции.
3. Наблюдается средняя степень отрицательной связи с номинальным ВВП (-0,45909),что отражает воздействие всех мероприятий правительства по поддержанию устойчивости российской экономики.
4. В то же время прослеживается высокая степень положительной связи с годовой инфляцией (+0,68125). Поэтому, наряду с использованием ключевой ставки в качестве основного инструмента денежно-кредитной политики в России в последние годы, в качестве важнейшей долгосрочной цели Банк России выделяет поддержание инфляции на уровне 4 %, что и определит сохранение ценовой стабильности и устойчивости российской экономики.
Заключение
Сильные отрицательные взаимосвязи позволяют рассматривать ключевую ставку в качестве индикатора изменений как в денежном, так и в реальном секторах экономики России. Сильные положительные связи демонстрируют взаимовлияние ключевой ставки и уровня инфляции в российской экономике.
Изменение ситуации в российской и мировой экономике будет определять гибкость и возможности денежно-кредитной политики в РФ на ближайшую перспективу. Важную роль в этих условиях будет играть и гибкость ключевой ставки Банка России.