Введение
В настоящее время главная задача, стоящая перед любым государством, – обеспечение его безопасности. Если ранее к традиционным вопросам национальной безопасности относились исключительно военные аспекты, то на рубеже XX-XXI веков в число таких вопросов были включены экономическая, продовольственная, информационная, экологическая и другие сферы. Такое значительное расширение существующих видов безопасности связано с появлением и усилением новых рисков и угроз.
Однако в современном мире, где каждая страна стремится достичь максимально возможного экономического роста и развития, наращивая производство, увеличивая ВВП и используя при этом огромный объём природных ресурсов, куда более значительным и масштабным оказывается влияние хозяйственной деятельности общества на окружающую природную среду, нежели наоборот. Использование земельных ресурсов опосредует значительное количество видов такой деятельности, при осуществлении которой ухудшение качества земель является объективным и закономерным последствием. Стоит отметить, что при добыче 1 млн т угля нарушается от 22 до 97 га, добыче 1 млн т железной руды – от 14 до 640 га земель, к тому же строительство 100 км дорог нарушает около 200 га земель, трубопроводов – до 450 га, усложнение освоения месторождений ведет к еще большему увеличению землеемкости. Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года [1], утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N2914-р, предусмотрено увеличение добычи железных руд с 357,6 млн тонн в 2021 г. до 378,8 млн тонн в 2024 г., угля с 484,2 млн тонн в 2021 г. до 512,8 млн тонн в 2024 г.
Цель исследования состоит в мониторинге текущего состояния земельных ресурсов с точки зрения их восстановления и обосновании прогноза текущих данных. С 2016 г. вступил в силу программный документ «Цели устойчивого развития» (ЦУР), принятый на Саммите ООН в сентябре 2015 г. в Нью-Йорке, в котором отмечается усиление экологической компоненты. Одна из целей устойчивого развития ООН предполагает решение задачи, связанной с восстановлением экосистем суши, и выделено в качестве «обращения вспять процесса деградации земель» [5]. С рекультивацией земель связаны лесовосстановление и лесоразведение, оказывающие сдерживающее воздействие на температуру планеты, имеющее важность при борьбе с изменением климата [9]. В целом рекультивация направлена на восстановление земель, качество которых в результате человеческой деятельности снизилось. Общая цель рекультивации – приведение природных объектов в первоначальное состояние и восстановление их продуктивности.
В рамках другой цели устойчивого развития обозначено требование прекращения процесса деградации земель, вызывающего ухудшение свойств почв, а также изменение их функций вследствие утраты ими своей природно-хозяйственной значимости [2].
Материалы и методы исследования
Основными материалами, используемыми в исследовании, явились нормативно-правовые документы, данные Федеральной службы государственной статистики, экспертные обзоры проблем использования земельных ресурсов, составленные отечественными учеными. К числу методов исследования относятся аналитический, статистический, индикативный и методы прогнозирования MAPE, показывающий отклонение средних значений ряда к средним значениям модели прогноза и WAPE, раскрывающий точность прогнозирования посредством расчета ошибки.
Результаты исследования и их обсуждение
Одним из основных типов деградации земель является их эксплуатационная деградация вследствие проведения геологоразведочных, изыскательных, строительных и реконструктивных работ, добычи полезных ископаемых и т.д. [7]. Последствия от увеличения массивов нарушенных земель представляются не только в виде снижения плодородия почв нарушенных участков и их соответствующей непригодности для дальнейшего хозяйственного применения, но и в виде распространения ими загрязнения в атмосферный воздух, а также на прилегающие территории земельных и водных объектов, вызывающего нарушение гидрологического режима, формирование техногенного рельефа и, как следствие, ухудшение гигиенических условий жизни населения [12]. Нередко причиной нарушения земель является складирование отходов производства и потребления путём образования свалок, приводящее к проникновению в почву химических соединений и болезнетворных бактерий, вызывающих вследствие своего накопления ухудшение химического состава почв.
Рекультивация земель находится в фокусе научно-исследовательского внимания российских ученых, работающих в разных отраслях знаний. Большие усилия специалистов направлены на поиск новых методов, способов, механизмов рекультивации земли в зависимости от вида и природы загрязнений. К примеру, ученые ФГБНУ «ВНИИ агрохимии» предлагают способ рекультивации земель, который заключается в применении на лесных участках осадков сточных вод, отвечающих требованиям экологической безопасности [6]. Исследователи из ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ провели исследования о воздействии на земельные ресурсы в процессе отработки Тырандинского золоторудного месторождения и пришли к выводам, что рациональные проектные решения: оптимальное по площади расположение объектов карьера, уменьшение объема снятого плодородного слоя, размещение отвалов в водоохранной зоне реки Тырада и корректировка их конфигурации не приведут к ухудшению экологической ситуации в Красноярском крае [10].
Для оценки уровня защищённости национальных интересов в экологической сфере эффективным является использование комбинированного индикативного метода, предполагающего формирование коридоров безопасности, представляющего собой диапазоны допустимых значений показателей.
С целью определения тенденций в развитии выявленных угроз и оценки на основе этого эффективности принимаемых природоохранных мер, а также необходимости активизации природоохранной деятельности разработан среднесрочный прогноз показателей воздействия на окружающую природную среду и деятельности, направленной на её сохранение. Прогноз по показателям «Площадь нарушенных за год земель» и «Уровень рекультивации» осуществлён с помощью метода экспоненциального сглаживания на 2022-2024 гг.
Анализируя динамику годового нарушения земель за период с 2013-2021 гг. (рис. 1), можно отметить, что показатель находится в зонах умеренного и значительного риска, за исключением 2016 г., когда в результате начала разработки месторождений полезных ископаемых, открытых ещё в советское время на территории Камчатского края, Еврейской автономной области и Курганской области, обеспечивших рост объёма добытых полезных ископаемых на треть [13], происходит увеличение годового нарушения земель в 3,26 раза по сравнению с 2015 г. и выход показателя в зону катастрофического риска [15]. Увеличение площади нарушенных за год земель могло также являться следствием проведения в 2016 г. масштабных работ компанией «Газпром» по строительству участка газопровода «Сила Сибири», протяжённостью 400 км. Рост показателя в отдельные годы связан с более обширными лесозаготовительными и строительными работами, увеличением площадей свалок бытовых и производственных отходов, строительством автомобильных дорог, разливами нефтепродуктов и т.д. Так, например, в 2019 г., когда показатель вырос на 62,5%, было зафиксировано 819 случаев разлива нефти [16], в частности, крупнейший разлив нефти в июне 2019 г. из подземного нефтепровода компании «Восточная Сибирь». Снижение показателя так же связано с изменениями масштаба перечисленных видов экономической деятельности. Например, в 2020 г. из-за пандемии COVID-19 со стороны Российской Федерации были перекрыты сухопутные пропуски в Китай, которые, в свою очередь, усилили фитосанитарные требования к импортируемой продукции, в результате чего существенно снизился ввоз в Китай древесины из России, а сокращение объёма лесозаготовительных работ положительно сказалось на динамике показателя.
В целом, динамика показателя скорее негативная, так как происходит увеличение его значений, сопровождающееся их перемещением из зоны умеренного риска в зону значительного риска к концу временного ряда.
Исходя из данных рис. 1, можно составить вывод о том, что тендеция к росту годового нарушения земель будет сохраняться в течение прогнозируемого периода, в результате чего за 2022-2024 гг. показатель увеличится на 46,98% и выйдет в зону критического риска.
Рис. 1. Динамика и прогноз площади нарушенных за год земель в России, тыс. га [4]
Рис. 2. Динамика и прогноз уровня рекультивации в России на период, % [4]
Как видно из рис. 2, минимальный уровень рекультивации (рассчитан как отношение площади рекультивированных земель к площади нарушенных) зафиксирован в 2016 г., что связано не с сокращением площади рекультивированных земель, а с отмеченным ранее ростом годового нарушения земель в этом году. Работы по рекультивации, начиная с 2016 г., имеют тенденцию к увеличению, однако, всё еще остаются достаточно низкими и не перекрывают годового нарушения земель. Низкие темпы рекультивации могут быть связаны с проблемами в законодательстве, позволяющими осуществлять рекультивационные работы в меньшем объёме, либо не осуществлять их вовсе; проведением работ, сопровождающихся нарушением земель, предприятиями, образованными недавно и не имеющими отработанных земель для рекультивации; передачей региональными органами полномочий по контролю за деятельностью добывающих предприятий в части проведения рекультивации нарушенных земель муниципалитетам, у которых часто присутствует нехватка квалифицированных кадров для осуществления соответствующей деятельности [8].
Оценивая прогнозные значения уровня рекультивации (рис. 2), рассчитанные с точностью 90,08% по MAPE и 94,42% по WAPE, можно отметить рост показателя на 24,86% к 2024 г. по сравнению с 2021 г., что создаёт условия для его выхода в зону стабильности. Исходя из этого, значительная часть нарушенных земель (89,4% в 2024 г.) будет восстановлена.
В целях снижения угрозы деградации земель, выступающей в качестве одной из наиболее существенных, необходимо обеспечение целенаправленности и определённости государственной политики в сфере использования и охраны земель посредством подготовки Проекта Доктрины земельной политики Российской Федерации министерствами и ведомствами, реализующими функции в данной сфере общественных отношений (Минприроды России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России и др.) [14]. Обязательной частью содержания Доктрины должны стать цели и задачи земельной политики в долгосрочной перспективе, показатели эффективности использования и охраны земельных ресурсов, перспективные направления развития системы управления земельными ресурсами. Для объединения нормативных требований к мероприятиям, направленным на охрану земельных ресурсов, возможна также разработка и принятие Федерального закона «Об охране почв».
Помимо разработки новых нормативно-правовых актов, важно закрепить направление по рекультивации нарушенных земель в действующих стратегических документах: Плане действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды», Государственной программе Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов».
Для совершенствования института рекультивации земель необходимо внести изменения в «Правила проведения рекультивации и консервации земель» в части закрепления за хозяйствующим субъектом, планирующим экономическую деятельность, предполагающую нарушение земель, обязанности согласования проекта рекультивации земель с органами государственной власти и органами местного самоуправления, устраняющей противоречия между ГОСТом Р 57446-2017 и «Правилами проведения рекультивации и консервации земель». Еще одним из требований к разработке требований к технологиям рекультивационных работ и методикам оценки эффективности осуществлённой рекультивации, учитывающим природные особенности регионов, должно быть закрепление за органами государственной власти и органами местного самоуправления. Нормативы допустимого остаточного нарушения и загрязнения земель после проведения рекультивации должны соблюдаться с учётом региональных экологических особенностей и др.
Принципиально важным для повышения качества проводимых рекультивационных работ является разработка и утверждение Минприроды России обновлённых требований к качеству рекультивированных земель на основе применения экосистемного подхода, предполагающего восстановление природных функций земель, а не их структурных характеристик. Таким образом, для оценки степени восстановления должно быть проведено нормирование таких ведущих элементов, как состояние биогеоценозов (биологической активности почв, токсичности почв), энергетического баланса, гидрологических характеристик, поддержания местообитаний биологических видов и др.
Минприроды России также может быть разработана система показателей, оцениваемая при принятии решения о необходимости проведения рекультивационных работ, включающая показатели, характеризующие текущее состояние почв, а также показатели, указывающие на возможность и вероятность эффективного самовосстановления почв [11].
В качестве мер негативного стимулирования к выполнению предприятиями восстановительных работ можно применить корректировку нормативно-правовых актов, регламентирующих ответственность хозяйствующих субъектов за неисполнение обязательств по проведению рекультивационных работ, связанную с повышением мер ответственности в данной сфере вплоть до отзыва лицензий на осуществление деятельности. Применяющаяся в настоящее время система штрафов не несёт в себе должной стимулирующей функции, поскольку размеры штрафов часто оказываются гораздо ниже стоимости проведения работ по рекультивации и являются предпочтительным исходом для предприятий (штраф для юридических лиц составляет 400-700 тыс. руб.).
Наряду с этим важно, чтобы у предприятий, своевременно и в полных объёмах осуществляющих работы по рекультивации и введению восстановленных земель в хозяйственный оборот, обеспечить наличие преимуществ. Среди возможных преференций можно отметить предоставление налоговых льгот на НДС, на налог на прибыль и др., возможности осуществления ускоренной амортизации оборудования; налогового кредита; преимущественного права на приобретение и заключение договора аренды земельного участка из государственной или муниципальной собственности юридическими лицами, в отношении которых имеются достоверные данные и стабильном полном и своевременном проведении восстановительных работ и др.
Для усовершенствования экологической экспертизы проектов рекультивации необходимо внесение изменений в Федеральный закон от 23.11.1999 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в части дополнения перечня объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе «проектами рекультивации земель» в целом, вместо закрепления необходимости проведения экологической экспертизы только в отношении проектов рекультивации земель, использовавшихся для размещения отходов [3].
Заключение
Анализ динамики годового нарушения земель за десять лет свидетельствует о нахождении её в зонах умеренного и значительного риска, за исключением 2016 г., когда в результате начала разработки месторождений полезных ископаемых, открытых в ХХ веке на Дальнем Востоке, произошло увеличение годового нарушения земель в 3,3 раза по сравнению с 2015 г. и выход показателя в зону катастрофического риска.
Прогнозирование данных о степени годового нарушения земель показывает тенденцию к росту, которая будет сохраняться в течение среднесрочного периода и выйдет в зону критического риска.
Оценка прогнозных значений уровня рекультивации, рассчитанных с точностью 90,08% по MAPE и 94,42% по WAPE, показывает рост показателя на 24,86% к 2024 г. по сравнению с 2021 г., что создаёт условия для его выхода в зону стабильности. Исходя из этого, можно утверждать, что значительная часть нарушенных земель (89,4%) будет восстановлена.
С целью снижения угрозы деградации земель, как фактора экономической безопасности, необходимо обеспечение целенаправленности и определённости государственной политики в сфере использования и охраны земельных ресурсов. Нормативно-правовая деятельность является важнейшей задачей органов государственной власти.
Для мониторинга восстановления нарушенных земель важным видом деятельности является формирование системы показателей, которая необходима в ходе оценивания ситуации при принятии решения о необходимости проведения рекультивационных работ, включающая показатели о текущем состояние почв, а также возможности и вероятности эффективного самовосстановления почв.