Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE CENTRAL BANK AND THE STATE

Lugovoi O.Yu. 1
1 Orenburg state pedagogical University
The actions of the Central Bank are the object of close attention of theorists and practitioners. However, in scientific and theoretical studies and scientific and journalistic works, special (economic, political, legal, ideological, personal) aspects of the functioning of the Central Bank are often not distinguished (mixed). The consequence of a methodologically incorrect – holistic – attitude is unreasonable representations, estimates, forecasts, decisions regarding the monetary and currency “policy” of the Central Bank, its relations with the state. In the case of the Central Bank of the Russian Federation, they are, as a rule, negative. The peculiarity of this work is that the actions of the Central Bank, of the Russian Federation and its relations with the state are studied in the context of the endogenous (purely economic) theory of the state. The object of the study is the relationship between the Central bank and the state. The subject of the study is the nature of relations between the Central bank and the state. The purpose of the study is to determine whether the actions of the Central Bank of the Russian Federation correspond to the (economic) interest of the Russian state.
state
state budget
budget deficit
central bank
inflation targeting
key interest
structure of the national economy

Одной из идей, культивируемых в российской научной и научно-публицистической литературе, является следующая критическая идея. Центральный банк РФ осуществляет кредитно-денежную и валютную политику, определяемую МВФ и не соответствующую интересам российского государства и национальной экономике [2-4].

Вероятно, одним из оснований этой идеи является несогласие исследователей с целью и действиями Центрального банка, следующее из отождествления этими исследователями интересов государства с собственным (субъективным) представлением о государственных интересах. (Автор этой работы не считает возможным излагать свое оценочное отношение к практике Центрального банка РФ и действиям государства.) Вероятно, другим основанием данной идеи является кейнсианская нормативная концепция государства. Третье, декларируемое основание – тезис о юридической независимости Центрального банка от государства [6]. (Неслучайно критики действий ЦБ РФ указывают на необходимость изменения соответствующего законодательства РФ как юридического условия, определяющего приоритеты и функции Центрального банка России [2].)

Предметом данной работы [1; 7; 10] правовой статус Центрального банка не является. Все внимание будет обращено на экономический аспект его функционирования. Тем не менее, справочно следует отметить некорректность третьего основания и, отчасти, его природу. Поскольку, в предельно упрощенном виде, юридическая концепция, будучи важной основой утверждения о том, что ЦБ РФ мешает правительству (а, значит, государству) осуществлять политику в «интересах» национальной экономики, вуалирует не только экономические действия Центрального банка, но и интересы государства, а так же характер их отношений.

Так, в частности, из Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» следует, что Центральный банк не автономный, а лишь относительно самостоятельный государственный субъект – организация, специально создаваемая государством. Указанием на это является содержание статей 1‒5 [10] об учреждении, уставном капитале и имуществе Центрального банка, его целях, условиях (взаимодействие с Правительством РФ) осуществления кредитно-денежной политики, подотчетности.

Также, справочно, отметим, что и ФРС (Федеральная резервная система США), будучи «независимым правительственным агентом», созданным, управляемым и подотчетным государству [11; 12], не является, как это обычно утверждается, частным банком, существующим независимо от государства. Соответственно нельзя согласиться с идеей, что Центральный банк РФ создан по аналогии с ФРС США и является филиалом этой «частной структуры» [6]. (На основе этого тезиса возникают необоснованные представления, в частности, о том, что доллары США – частные деньги.)

В конечном счете, критикуемая в этой работе интерпретация статуса Центрального банка является некорректной и, соответственно, ведущей к необоснованным выводам относительно приоритетов государства (долгосрочных интересов).

Теоретической основной данной работы является эндогенная концепция государства [8; 9]. Государство возникает в качестве фирмы необходимой для производства денег и предложения кредитно-денежной услуги. (Если, конкретизируя, полагать, что государство есть фирма, имеющая структуру, то соответственно Центральный банк – элемент («подразделение») – государства.) Оно является экономическим субъектом, монопольно осуществляющим денежную эмиссию и налогообложение (продающим долговые обязательства за налоги), конкурирующим с другими экономическими агентами за возможность присвоения дохода, необходимого для его функционирования.

Соответственно: 1) отношение государства к экономическим явлениям определяется в контексте его интереса – возможности присвоения государством дохода (формирования государственного бюджета); 2) действия Центрального банка, в конечном счете, не могут не соответствовать экономическому интересу государства. Таким образом, в дальнейшем будем рассуждать в чисто экономическом ракурсе.

Итак, обратимся к российскому государству. Какова его стратегия? Оно принимает решение об интеграции национальной экономики в мировое хозяйство в качестве сырьевой экономики («энергетической державы»), обеспечивающей другие национальные экономики сырьем, в первую очередь энергоресурсами (углеводородами). Соответственно объемы и структура национального производства и национального потребления, структура и емкость национального рынка оказываются в существенной зависимости от конъюнктуры иностранных рынков. Вполне закономерно формируется не менее существенная зависимость государственного бюджета от инвалютных доходов российских экспортеров и, стало быть, емкости соответствующих – иностранных – рынков. Стабильно положительное сальдо баланса текущих операций (и, в том числе, торгового баланса) сочетается с регулярным оттоком инвалютных сбережений в конкурирующие экономики. Тем не менее государство имеет возможность формировать профицитный бюджет и соответствующие государственные резервы (Стабилизационный фонд; Резервный фонд; Фонд национального благосостояния), снижать уровень государственного долга, а Центральный банк – накапливать значительные золотовалютные резервы.

В условиях указанной зависимости государственного бюджета у государства отсутствует экономическая необходимость в содействии росту емкости национального рынка, объема внутренних инвестиций, структурной (ресурсной, технологической, отраслевой, продуктовой, организационной) реорганизации национальной экономики. В частности, нет необходимости в развитии машиностроения, обрабатывающей и перерабатывающей промышлености; демонополизации экономики. Иными словами, государство объективно не заинтересовано в изменении условий формирования своего бюджета и соответственно условий функционирования экспортно-ориентированных и прочих отраслей национальной экономики, т.е. (если обобщить) заинтересовано в макроэкономической стабильности.

Возникает вопрос. Каким в этих условиях может быть фактический приоритет Центрального банка? Как представляется, таковым может быть только обеспечение данного рода стабильности. Реализации этой цели соответствует таргетирование инфляции (которая в России, на наш взгляд, является не инфляцией спроса, а преимущественно структурной и импортированной). Что, собственно говоря, и осуществляет ЦБ РФ, используя, прежде всего, ключевую ставку и проводя валютную «политику», обеспечивающие девальвацию национальной валюты. (Последняя экономически целесообразна с позиции формирования государственного бюджета.) И, как очевидно, действия центрального банка соответствуют интересу государства.

Напротив, логически единственно возможная альтернативная ориентация Центрального банка – финансирование развития национальной экономики, а по сути, ориентация на дестабилизацию экономической структуры, обеспечивающей государству возможность формирования профицитного бюджета и снижения государственного долга.

В ситуации эмбарго указанная выше зависимость национального производства и потребления, государственного бюджета от инвалютных доходов и соответственно от иностранных рынков становится все менее выгодной. Однако существующая структура национальной экономики и профицитный государственный бюджет не могут воспроизводиться автономно – исключительно благодаря национальному рынку. Структура и потенциал последнего им не соответствуют. Поэтому возникает необходимость изменения структуры и увеличения емкости национального рынка, а также структуры экономики, что, в конечном счете, вынуждает государство увеличивать бюджетные расходы и использовать Фонд национального благосостояния, а Центральный банк – снижать ключевую ставку. Кроме того, возникает необходимость в стабилизации валютного курса рубля (неконвертируемой валюты), как необходимого условия увеличения масштаба его использования для совершения сделок баланса текущих операций.

Однако необходимые структурные изменения – явление долгосрочного периода с неочевидными перспективами. А в краткосрочном периоде, в том числе вследствие действий Центрального банка (ограничения валютных операций, содействующие ревальвации рубля), происходит существенное уменьшение инвалютных доходов, рублевой выручки экспортеров и соответственно доходов государственного бюджета; формируется бюджетный дефицит. Государство, вынужденное увеличивать расходы (в том числе, субсидии), заинтересовано в девальвации рубля, что, в конечном счете, и происходит при активном участии Центрального банка («смягчающего» и отменяющего ранее введенные валютные ограничения, поднимающего ключевую ставку). И в этой ситуации действия Центрального банка РФ соответствует интересу государству.

Таким образом, независимость и несоответствие действий Центрального банка интересу государства являются мнимыми.

Государство оказалось, в конечном счете, в ситуации необходимости решения альтернативных задач: сохранения («синица в руках») и одновременно снижения («журавль в небе») степени зависимости национальной экономики и государственного бюджета от иностранных рынков.

Решая первую задачу, государство ориентируется на замещение одних иностранных рынков и контрагентов другими, допуская возможность существенного (ОПЕК+) влияния на их конъюнктуру. Однако в условиях мировой долларовой экономики, функционирующей в режиме эмбарго, ее следствие – консервация сырьевой экономики с перспективой неблагоприятной долгосрочной экономической конъюнктуры и отрицательными последствиями для государственного бюджета.

Решение второй задачи состоит в трансформации структуры национальной экономики за счет ухудшения текущих кредитных, валютных, ресурсных условий функционирования сырьевого сектора экономика с известными краткосрочными последствиями для государственного бюджета.

В этом контексте отношения Центрального банка и правительства, единственно (и необоснованно) отождествляемого с государством, едва ли могут быть интерпретированы как антагонизм. (Государство не отказывается от участия не только в МВФ, но и в ВТО, обеспечивающих функционирование мировой экономики как долларовой экономики.) Государство (его элементы – правительство и Центральный банк) находится в ситуации дилеммы. Ее можно представить как выбор государства между отрицательными долгосрочными последствиями для госбюджета и отрицательными краткосрочными последствиями для госбюджета при негарантированных долгосрочных перспективах. Соответственно действия Центрального банка – проявление противоречивой реакции государства на последствия интеграции национальной экономики в мировую – долларовую – экономику.