Введение
Организации сталкиваются с проблемами в менеджменте, потому что они представляют собой сложные системы. И в более крупных организациях проблемы при управлении негативно влияют на множество субъектов. Одной из подобных систем в отечественном спорте является Континентальная хоккейная лига, в которой есть команды из России, Казахстана («Барыс»), Беларуси («Динамо» Минск), Китая («Куньлунь Ред Стар», хотя с 2020 года команда ввиду логистических трудностей базируется в Мытищах). Команды разделены на 2 конференции: «Запад» (11 команд) и «Восток» (12 команд) [9].
Команды занимают разное положение в иерархии КХЛ: часть команд стабильно борется за Кубок Гагарина, для другой части команд прохождение одной или двух стадий в плей-офф считается хорошим результатом, остальные команды ставят целью выход в плей-офф. Разумеется, и эффективность деятельности клубов отличается, однако у команд КХЛ существуют некоторые общие проблемы.
Цель исследования – определить на основании показателей эффективности деятельности клубов КХЛ главные проблемы, некоторые из которых свойственны лишь для части клубов, а другие – для всей лиги в целом.
Материал и методы исследования
Для оценки клубов КХЛ с мая 2017 года ежегодно выпускается рейтинг, который позволяет оценить эффективность деятельности клубов по различным критериям и сравнить показатели. Рейтинг позволяет определить проблемы в менеджменте как отдельных клубов КХЛ, так и всей лиги в целом [7].
В качестве материала для данной работы также выступают статьи о хоккейном менеджменте в КХЛ, важности выстраивания клубной стратегии, информация о зарплатах хоккеистов в КХЛ (по данным портала Спорт-экспресс).
Методы исследования, использованные при написании статьи: анализ, классификация, сравнение, обобщение, индукция.
Результаты исследования и их обсуждение
Один из важнейших показателей для оценки эффективности команды – стоимость спортивного результата, которая показывает отношение расходов на оплату труда игроков к спортивному результату команды в сезоне. Представим результаты на рисунке 1.
Рис. 1. Стоимость спортивного результата клубов КХЛ в сезоне 2022-2023 [7]
Оценка стоимости спортивного результата отражает важнейшую проблему в КХЛ – большая разница в эффективности клубов «Востока» и «Запада». К примеру, первые 6 команд на рисунке 1 представляют западную конференцию, а в конце списка «Сочи» и «Куньлунь» (20 и 21 места соответственно), которые провели неудачный сезон, а «Спартак» занял 16 место из-за невыхода в плей-офф. Невысокое место «СКА» и «Локомотива» объясняется тем, что бюджет на зарплату хоккеистов у этих команд высокий (942 и 815 миллионов рублей), но Кубок Гагарина этим командам выиграть не удалось [6].
Большинство команд «Востока» вынуждены ввиду географического расположения переплачивать игрокам, поэтому показатель стоимости спортивного результата уменьшается. Неудивительно, что в данном списке на последнем месте находится «Адмирал» из Владивостока, а хабаровский «Амур» – на восемнадцатом: эти команды располагаются на Дальнем Востоке и совершают длительные перелеты, поэтому привлечь игроков в эти клубы сложнее.
Изучим источники финансирования клубов КХЛ. В рейтинге по данному показателю выше позиции у тех, кто меньше использует финансирование из государственного бюджета и государственных компаний. Отразим результаты на рисунке 2.
Максимальный балл по данному критерию у трех команд, которые не привлекают средства госкомпаний и госбюджета: «Куньлунь», «Северсталь», «Спартак». Таким образом, частные клубы составляют лишь 13,6% от всех клубов лиги, что является негативным моментом.
Зависимость от бюджетного финансирования проявляется в том, что при наличии серьезных макроэкономических проблем, спаде в экономике финансирование спортивных команд может уменьшиться, поскольку спорт все же не является приоритетным направлением расходов бюджетов различных уровней. Кроме того, объем финансирования может зависеть от губернаторов и мэров в регионах: если в их приоритетах хоккей будет на невысоких местах, то финансирование профессиональных клубов может сокращаться. Это вносит неопределенность в клубные стратегии, комплектование команды и выбор тренеров. Аналогичная ситуация и с госкомпаниями – приоритеты их деятельности могут меняться, поэтому спорт как неосновной вид деятельности несет риски.
Рис. 2. Рейтинг клубов КХЛ по источникам финансирования [7]
Важность выстраивания клубной стратегии отмечает И. В. Колесов. Он говорит, что «развитие любого профессионального спортивного клуба – это глобальный долгосрочный проект, в основе которого должна лежать история клуба и его победы, а также звезды, которые эти победы одерживали» [3, с. 166]. Но по описанным выше причинам создание такого проекта может быть затруднительным.
Но сейчас совсем отказаться от финансирования из госбюджета или госкомпаний не представляется возможным, по мнению Л. В. Савинова, из-за следующих причин:
1. Невысокий уровень жизни россиян.
2. Привычка клубов к наличию господдержки.
3. Отсутствие интереса бизнеса к финансированию профессиональных клубов [4, с. 119].
Изучим показатель посещаемости стадионов клубов КХЛ в сезоне 2022-23. Важно, что прошедший сезон прошел без ограничений по COVID-19, в отличие от двух сезонов до этого. Статистика показывает, что средняя посещаемость матчей КХЛ составила 5438, средняя заполняемость арен – 63,5%. Процент заполняемости арен превышает 90% лишь у двух команд – «Авангард» (96,1% при вместимости арены в 12000 мест) и «Торпедо» (99,3% при вместимости в 5500 человек) [8].
Подобные показатели объясняются тем, что «Авангард» в 2022 году вернулся в Омск на новую «G-Drive Арену», а в «Торпедо» приход главного тренера Игоря Ларионова и высокие результаты команды привлекли болельщиков на трибуны. «Авангард» даже стал третьим в Европе по средней посещаемости матчей, что является важным достижением для клуба и лиги в целом.
С другой стороны, есть 6 команд, которые и на половину не заполняли стадионы. Среди них выделяется «Куньлунь», который заполнял «Арену Мытищи» лишь на 11,4% из 7114 человек – низкая посещаемость вызвана тем, что команда базируется не в Китае, где есть интерес к клубу, а в Подмосковье. Зачастую гостевые болельщики соперников «Куньлуня» заполняли арену больше, чем фанаты китайского клуба. Есть проблемы с посещаемостью и у «Сочи» (32,6% от 12035 мест), которые вызваны невысоким уровнем интереса к команде из-за рекордной серии в 21 проигранный матч подряд и невыхода в плей-офф. Аналогичная ситуация и у «Спартака», который заполнял арену на 30,7% из 8500 мест – команда неудачно провела сезон, при этом в Москве есть еще «Динамо» и «ЦСКА», а также подмосковные «Витязь», «Куньлунь», которые создают конкуренцию «Спартаку» в борьбе за зрителей.
Проблема, с которой сталкиваются клубы в КХЛ – снижение интереса к командам из-за неудачных спортивных результатов, что отличает наш чемпионат от НХЛ, где зрители посещают матчи даже при не самых удачных сезонах команды. Для обеспечения стабильной посещаемости нужно, помимо спортивных аспектов, привлекать и медийных личностей на матчи, организовывать различные активности на стадионе, активнее продвигать клуб в социальных сетях. Это позволит привлечь и рядового зрителя, который, возможно, еще не так сильно интересуется хоккеем, но в будущем станет регулярно посещать матчи.
Что касается работы клубов КХЛ со СМИ и активности в соцсетях, то данный параметр также рассчитан в рейтинге клубов. Представим результаты на рисунке 3.
Рисунок показывает, что лишь у четырех клубов в лиге работа по продвижению находится выше трех – это «Авангард», «Ак Барс», «СКА», «ЦСКА». Это можно объяснить тем, что данные клубы являются статусными, а также они участвовали в полуфиналах и финале Кубка Гагарина. При этом продвижение победителя Кубка Гагарина «ЦСКА» оценено на 3,07, а клубы «Востока» находятся значительно выше: «Авангард» получил оценку в 4,43, «Ак Барс» – в 4,15.
Как показывает рисунок 3, у большинства клубов продвижение находится на низком уровне, что является серьезной проблемой. Оценка продвижения у 14 клубов КХЛ ниже 2, а у пяти из них – ниже 1. Как уже было отмечено, продвижение клуба с точки зрения привлечения зрителя на трибуны является важным, однако, к сожалению, у многих команд КХЛ есть проблемы в данной сфере.
При этом, как мне кажется, потенциал у клубов для продвижения огромен. В частности, это касается тех команд, которые единственными представляют свою страну в КХЛ – это «Барыс», «Динамо» Минск, «Куньлунь»; и из них минское «Динамо» вышло в плей-офф. Данные клубы (кроме «Куньлуня» в последние три года) базируются в столицах своих государств, которые являются крупнейшими городами на карте мира, поэтому и потенциал для привлечения зрителей у таких команд большой.
Рис. 3. Работа со СМИ и активность в социальных сетях клубов КХЛ в сезоне 2022-2023 [7]
Рисунок показывает, что улучшилось продвижение у «Адмирала» и «Торпедо» в сезоне 2022-2023 на 49,46% и 29,13%. В первом случае повлиял высокий для клуба спортивный результат («Адмирал» впервые прошел первый раунд плей-офф), участие в акциях во Владивостоке, а после окончания сезона команда посетила различные города Дальнего Востока. Причина роста популярности «Торпедо» – высокие результаты и яркая игра команды Игоря Ларионова.
Спортивные организации с большими базами поддержки способны обеспечить значительные спонсорские сделки, так как спонсору выгодно вкладывать средства в рекламу своей продукции на рынке. Поэтому спонсоры хотят работать с клубами, которые имеют очень хорошую сеть телевизионного освещения событий, достигающего широкую аудиторию [5].
Спонсоры изучают работу клубов КХЛ в медиапространстве, показатели ТВ-индекса клубов, который также предоставляется ежегодно по итогам сезона. Соответственно, при отсутствии интереса болельщиков и ТВ-аудитории к клубу спонсоры вряд ли станут инвестировать в подобные команды.
Как отмечает В. А. Гореликов, среди основных спонсоров у КХЛ нет ни одного банка, бренда спортивной экипировки и часов, авиакомпании, хотя данные отрасли потенциально могут стать важными спонсорами лиги, которые будут приносить дополнительные деньги [2].
Рассмотрим еще одну важнейшую проблему, которая не позволяет клубам КХЛ быть более эффективными. Ее подробно описал Родион Власов в статье про хоккейный менеджмент в КХЛ. Она состоит в том, что переход игроков из ВХЛ (Всероссийской хоккейной лиги), которая является второй по силе в России, в КХЛ является затруднительным. В ВХЛ есть игроки, способные заиграть и в КХЛ, но им зачастую подобного шанса не предоставляется. Клубы КХЛ скорее предпочитают взять игрока из другой команды в лиге даже для формирования 3-4 звена, нежели найти игрока из ВХЛ дешевле, который не хуже справится с задачами на поле [1].
Игроки из ВХЛ зачастую переходят в те клубы КХЛ, у которых невысокий бюджет. И примеры таких команд, как «Торпедо», «Северсталь» и «Адмирал», показывают, что и в ВХЛ реально найти игроков, способных приносить пользу команде, а также можно продать их в будущем дороже цены покупки. Похожая история и с назначениями тренеров, где есть те, кто смог из ВХЛ перейти в КХЛ, но таких примеров немного. Есть успешные примеры – Леонид Тамбиев вывел «Адмирал» во второй раунд плей-офф; Андрей Разин при скромных ресурсах выводил дважды «Северсталь» в плей-офф и достойно бился с топ-клубами КХЛ, а сейчас пошел на повышение в «Металлург».
С учетом ужесточения лимита на легионеров (с сезона 2023-24 в заявке на сезон у российских команд КХЛ может быть не более трех иностранцев, при этом игроки из Казахстана и Беларуси легионерами не считаются) величина спроса на качественных российских игроков увеличилась, как и их требования по зарплате. Получилось так, что в целом классных игроков стало меньше, а суммарный фонд оплаты труда вырос – возникает инфляция спроса.
В таком случае для увеличения конкуренции среди российских хоккеистов клубам чаще стоит приобретать игроков из ВХЛ. К примеру, в сезоне 2022-23 после перехода из ВХЛ заиграли Владислав Кара («Витязь», зарплата – 3 млн. рублей), Михаил Назаров («Нефтехимик», 3 млн. рублей), Антон Сизов и Богдан Конюшков («Торпедо», 4 и 3 млн. рублей соответственно), Никита Михайлов («Авангард», 7 млн. рублей), а Конюшков даже был выбран на драфте НХЛ «Монреалем» под 110 номером, то есть у игрока есть перспектива переезда в наиболее конкурентную хоккейную лигу в мире на данный момент [6].
Примеры показывают, что найти качественных игроков и в лиге рангом ниже – выполнимая задача даже при лимите на легионеров. Но, разумеется, для наиболее успешного выбора игроков из ВХЛ необходимо анализировать их игру и статистику, обсуждать с тренерами потенциальных новичков. Нередко игроков из ВХЛ берут сначала на пробный контракт, а уже затем заключают полноценный, если игрок хорошо проявил себя в команде и имеет перспективы для профессионального роста.
Выводы
Таким образом, на основании данного исследования можно определить следующие проблемы, которые характерны для менеджмента в клубах КХЛ:
1. Высокая зависимость от финансирования со стороны государственного бюджета и компаний с государственным участием.
2. Различия в условиях, которые могут предоставить команды в конференции «Запад» и «Восток», в результате чего «восточные» клубы вынуждены переплачивать зарплату хоккеистам.
3. Невысокий уровень посещаемости матчей клубов КХЛ, в том числе значительное падение у тех команд, которые проводят неудачный сезон и не пробиваются в плей-офф.
4. Недостаточный уровень продвижения клубов КХЛ в СМИ и социальных сетях.
5. Наличие незакрытых категорий среди спонсоров КХЛ: отсутствие банков, авиакомпаний, брендов спортивной экипировки.
6. Недостаточно эффективное использование клубами КХЛ обширного рынка российских хоккеистов, в том числе из ВХЛ, и переплата за хоккеистов, которые только из-за наличия опыта выступлений в КХЛ получают высокую зарплату.
Как кажется, при решении данных проблем как в масштабах лиги, так и на уровне клубов КХЛ станет больше возможностей для улучшения спортивных результатов, освещения в медиа, привлечения новой аудитории на стадионы, увеличения инвестиций со стороны спонсоров, то есть всестороннего развития КХЛ и хоккея в России в целом.