Введение
Успешное развитие аграрного сектора РФ является определяющим условием сбалансированного развития всего народнохозяйственного комплекса страны и играет главную индикативную роль для благоприятных социально-экономических условий населения регионов. При этом эффективное развитие АПК невозможно без существенной активизации инновационной деятельности в отраслях комплекса.
Цель исследования – рассмотреть инновационную активность организаций как фактор экономического роста, а также методы ее оценки и улучшения.
Материал и методы исследования
В качестве базы исследования рассмотрены организации АПК Уральского федерального округа (УРФО), официальная статистическая отчетность инновационной деятельности организаций, материалы наблюдения за инновационной деятельностью организаций УрФО, методы сравнительного анализа и авторской методики оценки данной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования указывают на то, что осуществление инновационных инициатив в организациях связано с значительными материальными и интеллектуальными вложениями. Это включает в себя анализ состояния и динамики развития рынка, приобретение нового оборудования и технологий, покупку патентов на инновационные разработки, освоение новых технологий, подготовку специалистов, продажу инновационной продукции и тому подобное.
Однако, особенности сельскохозяйственного сектора создают определенные препятствия для инновационной активности. Данный сектор находится под влиянием как природных, так и экономических условий, включая низкую ценовую эластичность спроса на аграрную продукцию, большую мобильность ресурсов, стабильный ценовой дисбаланс и непостоянство доходов производителей сельскохозяйственной продукции. Кроме того, организации в аграрном секторе имеют низкий уровень управленческого потенциала, особенно у малых и средних предприятий, что затрудняет их способность осуществлять инновационную деятельность [1].
Внешние и внутренние факторы, которые оказывают сдерживающее влияние на инновационное развитие аграрного сектора, включают:
- Разобщенность организаций в аграрном секторе различных ведомств;
- Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
- Отсутствие последовательной государственной инновационной политики;
- Сложность и особенности аграрного производства;
- Отсутствие организационной культуры и инновационного менталитета в организациях аграрного сектора;
- Недостаток финансовых ресурсов и доступных кредитных инструментов для инноваций;
- Недостаток квалифицированных кадров и отсутствие системы их подготовки;
- Ограничения в доступе к новым технологиям и информационным ресурсам.
Для стимулирования инновационного развития в аграрном секторе необходимо принять комплексные меры. Важно разработать и внедрить государственную инновационную политику, которая будет способствовать развитию инноваций в аграрном секторе и их реализации. Также важно создать условия для формирования организационной культуры и инновационного менталитета в организациях аграрного сектора.
Другими важными шагами являются создание доступных и эффективных механизмов финансирования инноваций, развитие системы образования и подготовки кадров, обеспечение доступа к новым технологиям и информационным ресурсам. Реализация этих мер поможет создать благоприятную инновационную среду в аграрном секторе и способствовать развитию и внедрению новых технологий и продуктов, увеличивая эффективность и конкурентоспособность аграрного сектора.
Влияние этих факторов отрицательно отразилось на экономических и части инфраструктурных показателях развития аграрного комплекса. Так, по данным Росстата, прибыль организаций в сфере растениеводства, животноводства и охоты (без малого бизнеса) в действующих ценах в 2022 году снизилась на 5,8%, до 607,4 млрд руб., убытки выросли на 29,3%, до 67,8 млрд руб. Для сравнения: в 2021 году прибыль выросла на 34,1%, а убытки – только на 17,8%. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) снизился в 2022 году на 8,9%, до 539,4 млрд руб. При этом доля прибыльных предприятий в 2022 году увеличилась до 82,9% с 82,3% в 2021 году, а доля убыточных снизилась с 17,7% до 17,1%. Инфраструктурные показатели обеспеченности, на конец 2021 года, УрФО в складских комплексах также находятся в неудовлетворительном состоянии [2].
Помимо общих условий, следует выделить основные негативные факторы, которые непосредственно и повседневно препятствуют инновационной деятельности в организациях.
С целью оценки влияния этих факторов на инновационную активность, в рамках данного исследования, были использованы материалы наблюдения за инновационной деятельностью организаций УрФО, в проведении которого организации-респонденты оценивали степень влияния различных факторов на инновационную деятельность.
Система оценки, обсуждаемая в данном контексте, представляет собой универсальный инструмент для анализа негативных факторов, влияющих на инновационные процессы в организациях. Она демонстрирует гибкость и применимость ко всем организациям, независимо от их юридической формы и масштабов.
Из тринадцати факторов, предложенных для оценки, наибольшую степень влияния отмечено для «Недостаток финансовых средств», следующими по значимости организации определили «Недостаточная финансовая господдержка», «Высокая стоимость инноваций» и «Высокий экономический риск» соответственно [3].
Существенное количество крупных и средних предприятий региона продолжают демонстрировать убытки, а остальные компании отражают низкую рентабельность продаж. В период с 2019 по 2021 год пять организаций были вынуждены прекратить свою работу. Однако стоит отметить, что влияние этого негативного фактора уменьшилось за последние три года, что может свидетельствовать об улучшении экономической ситуации в организациях [3].
Для большинства организаций аграрного сектора текущее экономическое положение является препятствием для самостоятельной реализации программ переоснащения производственных мощностей и замены устаревшего оборудования на современное, что, в свою очередь, снижает инновационную активность. Данный фактор подробно отражен в таблице 1 [4]. При этом удельный вес малых предприятий, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе обследованных малых предприятий, в 2021 г. по Свердловской области, составил лишь 5,1%.
Таблица 1
Уровень инновационной активности организаций УрФО, (процентов)
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
||
3 ред ОСЛО |
4 ред ОСЛО |
||||
Уральский федеральный округ |
8,2 |
15,7 |
14,9 |
9,3 |
10,2 |
Курганская область |
4,6 |
9,2 |
10,7 |
9,8 |
14,1 |
Свердловская область |
9,6 |
19,5 |
16,7 |
11,6 |
11,2 |
Тюменская область |
7,9 |
12,7 |
12,7 |
6,9 |
8,5 |
в том числе: |
|||||
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра |
5,4 |
8,5 |
7,9 |
5,0 |
7,4 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
7,0 |
10,7 |
8,6 |
5,4 |
5,9 |
Тюменская область без АО |
11,3 |
18,5 |
20,5 |
10,7 |
12,2 |
Челябинская область |
8,6 |
17,3 |
16,6 |
10,5 |
11,4 |
Таблица 2
Основные программные документы в сфере агропромышленного комплекса и комплексного развития сельских территорий Свердловской области
Федеральные |
Региональные |
Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года |
Стратегия развития агропромышленного комплекса Свердловской области на период до 2035 года |
Государственная программа Российской Федерации развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
Государственная программа Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в сферах агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2027 года» |
Государственная программа Российский Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» |
Государственная программа Свердловской области «Комплексное развитие сельских территорий Свердловской области до 2027 года» |
Государственная поддержка в сфере агропромышленного комплекса и комплексного развития сельских территорий Свердловской области
Низкий уровень инновационной активности отражается на ряде основных показателей аграрной отрасли, которые показывают снижение объёма производства или незначительный рост. По данным первого полугодия 2022 года в Уральском федеральном округе было зафиксировано снижение производства молока на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Для сравнения, в среднем по Российской Федерации этот показатель вырос всего на 0,8%. В аграрных организациях округа сокращение составило 2,8%. Если сравнивать с предыдущим полугодием, то производство молока в Уральском федеральном округе уменьшилось на 4,5%. В разных областях округа этот показатель колеблется от 0,3% в Свердловской области до 6,5% в Челябинской области [5].
Справедливости ради следует заметить, что федеральные и региональные власти поддерживают аграрный сектор региона в рамках реализации задач, определенных в программных документах федерального и регионального уровней, таблица 2.
Реализация включает в себя поэтапное финансирование по следующим направлениям:
- поддержка отдельным подотраслям растениеводства и животноводства;
- стимулирование развития приоритетных подотраслей и малых форм хозяйствования;
- создание и модернизация объектов в АПК;
- техническая и технологическая модернизация;
- создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;
- компенсация затрат производителям пищевой продукции;
- компенсация затрат на приобретение кормов для молочного КРС.
Размер поддержки за период 2017-2021 годы показан на рисунке [4].
Несмотря на это, организации АПК региона испытывают значительные затруднения, которые сдерживают темпы обновления и внедрения передовых инновационных технологий в своей деятельности и позволяют развиваться опережающими темпами.
Выводы
В связи с эти требуется активизировать государственную поддержку отрасли. Для многих аграрных предприятий государственная поддержка может быть решающим фактором в принятии решений об инновациях. Правительство может предоставлять налоговые льготы, субсидии, стимулы или другие формы поддержки для компаний, которые активно проводят инновационную деятельность.
Все эти меры и стратегии должны быть реализованы с учетом специфики аграрного сектора каждой страны, учитывая национальные особенности, ресурсы и потребности. Широкое сотрудничество между правительством, бизнесом, исследовательскими институтами и другими заинтересованными сторонами также является важным аспектом успешной инновационной деятельности в аграрном секторе.