Реформирование, происходящее в Российской Федерации, обуславливает необходимость научного исследования механизмов управления предприятиями, отдельными отраслями. Особую актуальность приобретает в современных условиях исследование туристских предприятий. Практика развитых стран, высокая экономическая эффективность их хозяйствующих систем, социальная направленность экономик подтверждают активное влияние туристской сферы на повышение эффективности общественного производства, уровня жизни населения и непосредственное участие в этом туристских предприятий.
Понятно, что туристскую сферу невозможно рассматривать, опираясь на систему учета административно-плановой экономики. Необходимы новые инструменты и методы обработки информации, анализа и прогнозирования ее развития. Учитывая, что значение туристской сферы для экономики страны растет, что ее развитие способствует развитию малого и среднего предпринимательства, увеличению рабочих мест и снижению безработицы, влияет на повышение уровня жизни населения и эффективности производства, то возникла необходимость разработки системы методов анализа и прогнозирования развития туристских предприятий.
Эффективность управленческих решений по развитию туристских предприятий обеспечивается наличием своевременной и достоверной статистической информации, системы показателей, характеризующих различные аспекты деятельности, адекватными методами анализа и прогнозирования их развития. При этом различным проблемам развития туристских предприятий посвящены труды А.А. Ваничевой [1], В.Ю. Воскресенского [2], З.Ю. Желниной [3], Т.С. Жигуновой [4], Г.А. Карповой [10], Е.А. Колантаевской [11], С.А. Корюковой [12], Н.В. Рубцовой [13] и др. Вместе с тем остается недостаточно разработанной в научной литературе проблема применения количественных методов анализа и прогнозирования развития туристских предприятий.
Это обуславливает необходимость и одновременно высокую актуальность обоснования условий использования методов прогнозирования в механизме управления. Развитие этого направления рассматривается как основа для решения важной практической задачи – улучшение обслуживания населения, повышения уровня и качества жизни в стране.
Современная трактовка экономической деятельности позволяет считать производственной и деятельность по оказанию услуг, а, следовательно, учитывать их в составе ВВП. В то же время в процессе статистической деятельности также формируется особый продукт, который воплощается в конкретных статистических показателях об экономических и социальных явлениях и процессах – статистический продукт.
Статистический продукт принимает форму услуги, которая отличается от других видов услуг и процессом производства, и ее потреблением, потому что цифровые показатели могут храниться, накапливаться, многократно использоваться [5, 7, 16]. При этом можно использовать методический подход, позволяющий оценить статистический продукт в натуральной форме (в измерителях объема информации) и в денежном эквиваленте. Стоимость его может быть оценена суммированием расходов статистику, а также выручкой от их предоставления различным потребителям на платной основе.
Изучение теории и методологии воспроизводства позволило нам обосновать групповые признаки и разработать классификацию туристских услуг на основе различных концептуальных подходов к их сущности. В дореформенный период сфера туристских услуг представлялась как производный комплекс. С учетом современных концепций экономической теории, классификации видов услуг может быть представлена комплексом туристских предприятий, для которых туристские услуги является основным видом деятельности.
Необходимо понимать, что концепция применения методов прогнозирования включает выявление проблем, определение цели, постановку задач, формирование развитой статистической инфраструктуры (классификаций, реестров, группировок), методическое, информационно-технологическое и информационно-вычислительное обеспечение, оценку результата и эффективности функционирования системы.
Кроме того, информация, система показателей, методы анализа и прогнозирования служат обязательными инструментами управления туристской сферой в рамках разных уровней: предприятие, организация, учреждение, сектор экономики, вид деятельности, регион, государство [6, 8, 14]. В то же время применение методов анализа и прогнозирования позволяет обеспечить оптимизацию управленческой деятельности, решение проблем соответствия предоставленной информации существующему спросу, контроль полноты и вероятности информации, а также обосновывать управленческие решения в туристской сфере.
Для комплексной оценки туристских предприятий можно использовать интегральный показатель, расчет которого делается с использованием метода многомерной средней. Базой сравнения являются лучшие показатели по всем видам предоставляемых туристских услуг, которые достигнуты в отдельных регионах. Полученные единичные и интегральные показатели позволяют ранжировать регионы по уровню развития туристских предприятий, выделять отдельные группы регионов с учетом их специфики, разрабатывать стратегию развития и конкретные социальные мероприятия. Данный подход целесообразно применить для рейтинговой оценки туристских предприятий. Использование такого подхода позволяет построить графическую модель сегментирования туристской сферы.
Исследование закономерностей формирования объема платных туристских услуг показало наличие дифференциации развития этой сферы в региональном аспекте, требующем адекватных мер при распределении финансовых ресурсов, создании рабочих мест на действующих и новых туристских предприятиях, решении проблемы занятости населения регионов, формировании программ развития отдельных туристских предприятий, отраслей и регионов страны. Степень удовлетворения потребностей населения в туристских услугах в значительной степени раскрывается показателем платных туристских услуг в расчете на душу населения.
На величину этого показателя влияют структура занятости населения, уровень производительности труда, доля производства туристских услуг в ВВП, а также доля услуг в составе их производства [9, 15]. В то же время положительная динамика туристских услуг связана только с повышением уровня производительности труда. Изменение других включенных в модель факторов способствует снижению среднедушевого уровня потребления услуг.
Таким образом, индексная функциональная модель позволяет исследовать детерминированные связи между социально-экономическими процессами. При этом динамика показателей, отражающих развитие туристской сферы отличается нестационарным характером. Поэтому для их прогнозирования можно использовать различные виды трендовых и авторегрессионных моделей, которые позволяют учесть не только тенденцию процессов развития в сфере услуг, но также случайную и сезонную компоненты.
Кроме того, результаты выполненных прогнозов позволяют сделать вывод о том, что по всем показателям, характеризующим туристскую сферу, ожидается положительная динамика, которая будет способствовать решению проблем социальной политики и экономического роста страны. Следует отметить, что прогнозные показатели развития туристских предприятий могут согласоваться с направлениями концепции современного экономического развития Российской Федерации.
Практика показала, что уровень развития туристских предприятий в Российской Федерации значительно отстает от стабильно развивающихся стран. Практика подтверждает, что экономия на туристских услугах приводит к большим потерям и в материальном производстве, и в социальной сфере. Для формирования развитой сферы туристских услуг нужен комплекс мер социальной политики с необходимым правовым, экономическим и организационным обеспечением. Реализация мероприятий должна осуществляться на основе концепции и модели современного экономического развития страны.
Среди основных задач развития туризма следует выделить: обеспечение более полной и эффективной занятости населения за счет развития действующих и новых предприятий, прежде всего, малого и среднего бизнеса в сфере туристских услуг; формирование оптимальной структуры туристского хозяйства, реструктуризации туристских предприятий; внедрение передовых технологий предоставления туристских услуг, цифрового обслуживания, выход на мировой рынок туристских услуг; ускорение развития предприятий, производящих высококачественные туристские услуги на внутренний и внешний рынок; формирование и совершенствование экономического механизма регулирования сферы туристских услуг, что позволит предприятиям адаптироваться к условиям рыночной экономики; укрепление финансовой базы туристских предприятий, привлечение дополнительных источников финансовых ресурсов, в т. ч. иностранных инвестиций для развития туристской сферы.
Подводя итоги можно отметить, что проблема сводной характеристики деятельности туристских предприятий связана с их разнообразием, спецификой и разноаспектностью. При этом процессы реформирования отражаются структурными изменениями, происходящими в туристской сфере. Эти процессы рассматриваются с помощью показателей институциональных преобразований, развития предпринимательства, распределения туристских предприятий, в том числе малых по формам собственности, видам деятельности и организационно-правовым формам хозяйствования.
При этом в рыночных условиях информация, прежде всего статистическая, становится необходимым условием и фактором производства и управления, если она соответствует определенным требованиям: всесторонность, периодичность, своевременность, доступность, вероятность, надежность, качество. В то же время обоснование управленческих решений требует обобщающих и интегральных методов оценки туристских предприятий.
Кроме того, удовлетворение потребностей в туристских услугах влияет на уровень жизни населения и на экономику страны. Поэтому ранжирование стран по уровню жизни должно осуществляться с помощью индекса развития человеческого потенциала, при исчислении которого практически не учитывается значение сферы туристских услуг. Также для формирования развитой системы туристских предприятий нужен комплекс мероприятий с необходимым экономическим, организационным и кадровым обеспечением.