Введение
Для России вопрос сокращения зависимости от импортных товаров и услуг, поиска новых путей развития экономики актуален как никогда. Из-за западных санкций для российской торговли был закрыт ряд стран, что значительно повлияло на экономическую стабильность Российской Федерации. В данном вопросе малый и средний бизнес имеет возможность сыграть значительную роль. После введения санкций Запада под угрозой оказались крупные сельскохозяйственные и промышленные производства, финансовая система. Помимо этого, санкции, также затронули самую большую часть бизнеса – малые и средние компании, являющиеся также наиболее мобильной структурой в экономике.
Ведение хозяйства является основной функцией малого и среднего бизнеса, не смотря на остальные многочисленные выполняемые им задачи. В рамках экономики страны предприятия вносят свой вклад, при этом в региональной экономике они могут обладать индивидуальными особенностями.
Цель данного исследования, выявить направления для перспективного развития экспортного потенциала и импортозамещения малого и среднего бизнеса.
Материалы и методы исследования
В статье используются логические, системно-правовые и сравнительно-правовые методы. Использование этих методов направлено на наиболее объективное и всестороннее изучение проблемы.
Результаты исследования и их обсуждение
Наиболее эффективным методом поддержки бизнеса являются инновационные технологии и продукты, целью которых послужит увеличение эффективности национальной промышленности. Уровень развития бизнеса напрямую влияет на вероятность успеха усилий по применению политики импортозамещения в национальной экономике [1].
В развитии экономики России малый и средний бизнес играет значимую роль, а именно:
- для экономики, малое предпринимательство – это весомая часть экономики;
- в налоговых поступлениях, малое предпринимательство занимает ключевую роль;
- малое предпринимательство имеет социально-экономическую значимость в экономике.
Гибкость и мобильность являются главными преимуществами малого бизнеса. Благодаря этому они играют значимую роль в усилении национальной экономики. У малого бизнеса в национальной экономике есть несколько основных ролей. Наиболее явная из них – это создание рабочих мест для граждан, что способствует росту дохода населения. Также малые предприятия пополняют национальный бюджет, благодаря прибыли, поступающей из различных компаний [2]. И ключевая роль для государства – это способствование сбора с отдельно взятых физических лиц налогов. Суммируя все выполняемые малым бизнесом задачи, можно с уверенностью сказать, что он принимает участие в составлении бюджета всех уровней экономики.
Снижение уровня безработицы обеспечивается благодаря необходимостям малого и среднего бизнеса в рабочих местах, из чего следует вывод, что благодаря малому бизнесу уровень безработицы уменьшается, а занятость населения наоборот повышается. Можно также отметить повышенную эффективность малых и средний предприятий. Она обеспечивается за счет более тесных отношений между работниками малых предприятий. Благодаря этому фактору, рабочие малых предприятий имеют повышенную мотивацию в работоспособности. Также зачастую именно малый бизнес является компанией, которая может трудоустроить социально нестабильное население.
С целью помощи в развитие малых и средних предприятий, инициативы политики импортозамещения нашли свое отражение в следующих направлениях государственного регулирования:
- выделена сфера высоких технологий, для развития малых предприятий, в этом направлении была организована поддержка индустриальных парков;
- для малых предприятий, работающих в направлении экспортной продукции была выделена помощь в продвижении экспортных товаров;
- для поддержания общей эффективности инициативы, была организована интеграция малых и крупных предприятий, целью которой является помощь их взаимодействия [3].
Реализация представленных региональных и федеральных программ на местах действий потребует различные виды поддержки единым органом. Первоочередной, можно считать финансовую поддержку малого бизнеса, но не менее важной будет консультационная и методологическая поддержка.
Экономический рост является основополагающей чертой в вопросе импортозамещения. Импортозамещение можно рассматривать как стимул для развития национального производства, это объясняется тем, что происходит выбор наиболее актуальных и перспективных вариантов роста экономики страны, согласно плана национальной экономической стратегии [4].
Следующие варианты поддержки политики импортозамещения можно отнести к основным.
Тарифные барьеры. Их цель – создать благоприятную среду для национальной промышленности, чтобы дать предприятиям возможность конкурировать с импортными товарами на внутреннем рынке страны. Подобные меры зачастую выражаются в виде квот на поставку продукции или же импортных пошлин.
Преимущества, выраженные при помощи налоговых и таможенных сборов. Они поддерживают отечественное производство при помощи освобождения его от прямых платежей, что повышает его конкурентоспособность.
Финансовая поддержка. Выражается в обеспечении определенных секторов экономики льготными кредитами.
Государственный контроль. Государство прослеживает, как используется большая часть материалов, которые производятся предприятиями различных секторов национальной экономики.
Увеличение технологичности предприятий. Этот метод поддержки отечественного производства выражается в импорте и передаче различных технологий. Благодаря ему национальное производство может быть обеспечено долгосрочной поддержкой для повышения своей конкурентоспособности.
Политика импортозамещения, также может иметь негативные последствия при своем некорректном применении. Противореча принципу свободной торговли, злоупотребление импортозамещающей стратегией может привести к малой эффективности национальных предприятий. Благодаря монопольному положению на внутреннем рынке страны, такие организации будут получать выгоду из-за искусственно заниженной конкурентоспособности импортных компаний, что приведет к непропорциональному повышению цен на товары и услуги. Для избежания возникновения подобных случаев, за импортозамещающей политикой обязателен тщательный контроль и анализ таможенных механизмов.
В свое время, реализовать замещение импорта в национальной экономике, в значительной степени помогает малый и средний бизнес. Для стимулирования процессов импортозамещения, а также внедрения и разработки новых товаров, технологий и услуг, существуют меры государственной помощи для малых и средних предприятий.
Существуют множество разнообразных инструментов, стратегий и механизмов, по решению проблемы замещения ввозимых товаров. Подход к анализу проблемы импортозамещения связан с возникающими проблемами на пути реализации данной политики. Отечественные исследователи имеют разный подход к решению задачи, выделяя разные задачи и цели политики импортозамещения [5]. Это в свою очередь определяет различные проблемы изменения подхода к промышленному развитию государства. Обеспечение состоятельности национальной экономики является важной составляющей безопасности страны. Помимо этого, политика импортозамещения может быть использована как стратегический инструмент, что даст предприятиям возможность провести модернизацию своих производств [6]. Рассматривая текущую политическую ситуацию, для России нет смысла сохранять зависимость своей экономики.
Экономика Российской Федерации на данный момент зависит от нефтяных доходов. Данный факт подтверждается на рисунке 1, где мы видим, что большую часть экспорта составляет сырье и на рисунке 2, где отображен импорт, в основном состоящий из высокотехнологичных товаров.
Машины и оборудование составляют наибольшую долю в товарной структуре импорта в страны за пределами СНГ.
На основе рисунка 2 можно сделать вывод о том, что акцент экономики на экспорте природных ресурсов является не лучшим выбором и необходим ряд экономических реформ, способствующих развитию отечественного производства, повышения его конкурентоспособности для экономики. Помимо этого, замена ввозимых товаров должна быть осуществлена созданием конкурентоспособных отечественных производителей, а не введением ограничений на импорт различных категорий товаров из иностранных государств [9].
Рис. 1. Товарная структура импорта в России в 2021 году, млн долл. Источник: составлено авторами по [7]
Рис. 2. Товарная структура экспорта России в 2021 году, млн долл. Источник: составлено авторами по [7]
При следовании по пути конкурентного импортозамещения, промышленность страны должна улучшить свои показатели, путем модернизации производства, с целью дальнейшей эффективной конкуренции с иностранными компаниями импортерами.
Для должной реализации политики, необходимо определить цели и приоритеты краткосрочных, среднесрочных и долгосрочный показателей, которых отечественные производители должны придерживаться [10]. Также важным фактором будет выбор сферы и сектора деятельности. Необходимо выбрать максимально эффективный способ экономического и инновационного потенциала страны. На сегодняшний день остаётся проблема пропорционального импортозамещения. Если полностью отказаться от импортных товаров и услуг, это приведет к политики наверстывания. Отечественная промышленность начнет сохранять и производить устаревшие, неконкурентоспособные технологии [11].
Сейчас идет рост востребованности отечественных продуктов и услуг. Причем этот рост распространен не только среди покупателей, но и у различных среди малых и средних предприятий. Этот рост связан с последствиями внешней политики, результатами которой стали международные санкции и ограничения ввоза части импортных товаров. Однако отечественным предприятиям не хватает собственного финансирования для расширения производства, с целью удовлетворения возросшего спроса.
В Российской Федерации сейчас находится до 6,1 млн. предприятий малого и среднего бизнеса. Западные санкции и введенная вследствие политика импортозамещения способствовали открытию значительного числа новых предприятий. Среди них можно выделить типы предприятий, для которых политика замены ввозимых товаров оказалась наиболее выгодной. Это легкая промышленность, сельское хозяйство и различные отрасли производства. Около трети продуктов розничной торговли все еще остаются импортными, но этот показатель продолжает уменьшаться. Из данных Росстата можно увидеть, что ввоз в страну потребительских товаров уменьшился. Значительная часть малых и средних предприятий стали поставлять свои услуги на восточный рынок. Возрос экспорт в Китай и страны Ближнего Востока. Чтобы увеличить вклад малого и среднего бизнеса в национальную экономику, необходимо стимулировать развитие потенциала отечественных предприятий. Этого можно добиться если расширить государственную поддержку малых и средних предприятий и сделать ее специализированной. В российской экономике присутствует множество способов по поддержке предприятий. Основные из них это фонды содействия кредитования малых и средний предприятий, а также кредиты, обеспеченные господдержкой, что делает их доступнее. Еще один актуальный способ поддержки малых предприятий – это субсидирование банков, выдающих кредиты малым и средним предприятиям, деятельность которых происходит в приоритетных для государства отрасслях. Такие субсидии компенсируют банку потерю их дохода. Для правительства Российской Федерации аграрная, импортозамещающая и развивающая несырьевой экспорт сферы национальной экономики являются наиболее приоритетными [11].
Сейчас возможности малых и средних предприятий значительно возросли. Это связано с политикой замещения импортных товаров, в контексте которой отечественное производство играет особую роль. Перспективныи видами деятельности предприятий для импортозамещения являются станкостроение (импорт более 90%), тяжелое машиностроение (относится к крупным предприятиям), легкая промышленность, сфера ИТ, электроника, медицина и фармацевтика. Для большинства перечисленных отраслей небольшие компании будут актуальны.
Высокая конкуренция по качеству, ценообразованию и технологичности продукции, в перечисленных областях, вынудит предприятия инвестировать в увеличение и расширение собственных производственных мощностей. Подобный гибкий и технологичный малый и средний бизнес будет осуществлять активный рост и развитие, а также осваивать новые отрасли производства, увеличивая свое присутствие в экономике.
Можно сделать вывод, что у малого предпринимательства есть возможность осуществить замену импортных товаров в будущем. Для помощи в осуществлении данной политики, малому бизнесу предоставляется государственная поддержка в виде государственных программ и национальных проектов.
Заключение
Стоящие перед национальной экономикой Российской Федерации препятствия в настоящее время существенно возросли. Причиной этому можно назвать ряд новоприобретённых макроэкономических задач, для решения которых возникает надобность в создании новых системных приоритетов. Возникновение данных препятствий можно напрямую связать с результатом экономических санкций. В связи с вышеперечисленными фактами, акцент в работах научных исследователей изменился. Если ранее были актуальны меры для поддержания национального производства при помощи протекционистских мер, выражающихся в прямой поддержке предприятий. То теперь необходимы меры по стимулированию модернизационных преобразований. Это решение поможет отечественной промышленности повысить свою конкурентоспособность относительно импортных производителей. Предприятия, осуществляющие помощь в координации взаимодействия, для достижения общих целей отечественной промышленности, станут играть все большую значимость. Для их внедрения в текущую систему, необходимы длительные процессы значимых изменений в национальной экономике. Преобразований, прежде всего требует реальный сектор экономики. Также важным аспектом политики импортозамещения является определение стимулов и экономических ценностей. Создание институциональной базы станет важнейшим условием, чтобы реализовать политику конкурентного импортозамещения.
Экономика играет ключевую роль в защите государства. Именно поэтому для увеличения экономической безопасности необходима стабильная и сильная экономика. Данный национальный интерес должен являться приоритетным, поскольку если экономика страны будет неэффективной, то в таком государстве будет проблема в обеспечении должного уровня социальной, военной и информационной безопасности.
Политика импортозамещения в значительной мере проявляет свою актуальность в настоящее время. Условия, которые создают «недружественные страны» для национальной экономики Российской Федерации, делают политику замены ввозимых товаров наиболее перспективной и приоритетной задачей, цель которой – развитие экономики страны. Но вопреки принятым государством мерам и первым результатам подобной политики, остается еще множество проблем, которые служат помехой для реализации импортозамещения в России.
Рассматривая текущее положение дел, сейчас присутствует множество государственных программ, концепций, постановлений и распоряжений, направленных на замену ввозимых из-за границы товаров и пользующихся термином «импортозамещение».
Политика конкурентного импортозамещения (ПКИ) в Российской Федерации в основном направлена на снижение зависимости от импорта и стимулирование развития отечественного производства. Однако следует отметить, что замена импортных товаров – процесс, который требует времени и усилий. Важно создать условия для развития конкурентоспособных отечественных производителей, обеспечить доступ к инновациям и технологиям, а также поддержку экспорта отечественной продукции.