Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FORMATION OF A NEW TYPE OF ECONOMIC SYSTEM UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS PRESSURE: PROBLEMATIC ASPECTS

Feygin G.F. 1, 2 Kuzmenkova V.N. 3
1 St. Petersburg State University of Economics
2 St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions
3 Military Institute of Railway Troops and Military Communications
The article deals with the problems of change in the economy of modern Russia in the context of the doctrine of the typology of economic systems. The position is put forward that in the context of a global conflict between Russia and the collective West, accompanied by unprecedented sanctions pressure, the prerequisites for significant changes in the priorities of economic policy are ripe. Compared to the previous period (1992-2021), the situation is changing so dramatically that the question of a radical change in the type of economic system in modern Russia can be raised. Conceptual approaches are briefly considered, where the types of economic systems are especially clearly distinguished. The article summarizes the measures of state support for certain sectors of the Russian economy, adopted in 2022-2023. Based on the analysis, a conclusion was made about the general nature of the changes taking place in the Russian economy at the present stage. Despite the complexity of modern challenges, the Russian economy remains a market-type economic system, which is natural, given the functional purpose of market mechanisms and the historical logic of previous development.
economic system
type of economic system
economic sanctions
government regulation of the economy.

После начала СВО на Украине условия функционирования и развития российской экономики существенно изменились. Экономика России фактически пережила ситуацию, близкую к внешнему шоку. Речь идет, прежде всего, о беспрецедентном давлении со стороны коллективного Запада. В данном контексте следует отметить 11 пакетов санкций Европейского Союза, которые последовательно принимались в течение 2022-2023 годов. Также санкции ввели США, Япония, Австралия, Канада [13].

О масштабах санкций коллективного Запада в отношении экономики России свидетельствуют, в частности, следующие данные: число фигурантов санкционных списков (физических и юридических лиц) увеличилось с 1126 в феврале 2022 г. до 3590 в конце 2022 г. Целевая направленность санкционной политики в отношении России очевидна. Страны коллективного Запада стремятся нанести российской экономике максимальный ущерб и при этом уменьшить собственную зависимость от российских ресурсов. Тем самым, Россия вынуждена реагировать на эту новую по сравнению с прошлыми периодами ситуацию. Экономическая политика закономерно претерпевает значительные изменения.

Содержание новых приоритетов экономической политики России может быть довольно многообразным. Речь идет о решении как текущих, так и стратегических задач. Представляет интерес анализ преобразований в экономической политике в контексте учения о типологии хозяйственных систем. Термин «тип хозяйственной системы» относится к числу фундаментальных понятий экономической науки [18]. В рамках определенных концептуальных подходов определяется понятие типов хозяйственных систем и обозначаются признаки их отличий друг от друга. Так, в марксистской теории типы хозяйственных систем интерпретируются как общественно-экономические формации. При этом выделяются первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации. Главными критериями их отличия являются доминирующая форма собственности и характер принуждения к труду.

Большую роль в контексте учения в контексте развития учения о типологии хозяйственных систем сыграла история XX века. В 1917 году в России произошла Октябрьская революция, после чего мир раскололся на две противоположные хозяйственные системы. На протяжении длительного времени имело место противостояние двух систем. В марксистской литературе это противостояние трактовалось как «экономическое соревнование» капитализма и социализма [13]. Факт раскола мира на две противоположные хозяйственные системы привлекал внимание и некоторых западных исследователей. Они стремились как выявить исторические основы данного противостояния, так и обозначить их особенности и выявить принципиальные различия. Особо примечательны работы представителей ордолиберализма. Так, В. Ойкен выделял централизованно управляемую (плановую) и рыночную хозяйственные системы [12]. Многие западные исследователи были убеждены в преимуществе экономики рыночного типа и феномен плановой экономики рассматривали как некоторый исторический «зигзаг» в социально-экономическом развитии отдельных стран [16].

Ситуация резко изменилась в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Бывшие социалистические страны (Восточная Европа, постсоветское пространство, некоторые страны Азии) встали на путь рыночных реформ. На протяжении 30-летнего периода промежуточным результатам рыночных реформ давались разные оценки, но правильность и историческая обусловленность выбранной цели (становление и развитие экономики рыночного типа) не подвергалась сомнению.

В современных условиях возникла иная реальность и российская экономика встала перед новыми вызовами. Во-первых, начало СВО обусловило острый конфликт между Россией и странами коллективного Запада. Возникают некоторые основания в целесообразности принимать сложившуюся в странах коллективного Запада экономическую модель как некий эталон. Здесь обращает на себя внимание и тот факт, что наиболее высокие темпы экономического роста в настоящее время характерны не для относящихся к коллективному Западу государств, а для стран Азии (Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам, Бангладеш, Монголия, Камбоджа, Мьянма). Это означает изменение страновой структуры мирового ВВП и появление новых «центров силы» в мировой экономике. Поэтому все большее значение для России приобретает опыт азиатских стран, которые на протяжении последних десятилетий успешно осуществляют экономические реформы. Этот опыт важен и потому, что страны Азии в основном не относятся к недружественным и Россия стремится развивать экономическое сотрудничество с ними. Во-вторых, начиная с 1990-ых годов, экономика России интегрировалась в систему мирохозяйственных связей преимущественно на основе действия рыночных механизмов. В результате сформировалась односторонняя структура российской внешней торговли с доминантой экспорта сырьевых ресурсов и импорта готов продукции обрабатывающей промышленности. В новых условиях на значительную часть торговых операций России со странами Запада распространяются санкции и их объемы (по крайней мере, в натуральном выражении) начали сокращаться. При этом важно учитывать и то обстоятельство, что в характере торговых отношений России и Запада сегодня преобладает «нерыночная» составляющая, основанная на ограничениях и прямых запретах. Тем самым, Россия должна стремиться к изменению характера участия в мировой торговле. Здесь на передний план выходит политика импортозамещения, ориентированная на достижение технологического суверенитета [10].

В силу вышеупомянутых обстоятельств вопрос о переходе к хозяйственной системе нового типа приобретает несомненную актуальность. В частности, ставится вопрос о становлении хозяйственной системы Евразийского типа [18].

В то же время вопрос о том, насколько современная модель российской экономики в ближайшем будущем может измениться в ближайшем будущем, остается открытым. При всей остроте и сложности современных вызовов изменение сущности экономической модели страны на любом историческом этапе является крайне сложным процессом.

В настоящей статье кратко рассматриваются основные изменения в экономической политике России, произошедшие после введения беспрецедентных санкций в 2022 году. Прежде всего, в новых условиях возникла необходимость усиления государственной поддержки ряда отраслей. Предпринятые меры в обобщенном виде представлены в таблице.

Из таблицы отчетливо следует, что в экономике России государство проводит курс на поддержку довольно широкого круга отраслей, что свидетельствует о некотором усилении государственного регулирования экономики на современном этапе. Помимо упомянутых в таблице мер, предусмотрены различные формы государственной поддержки малого бизнеса в различных отраслях. Прежде всего, речь идет о льготном кредитовании. В 2022 году на его финансирование было выделено 6,2 млрд рублей. Для малых и средних предприятий предусмотрены субсидии на возмещение производственных затрат и государственные гарантии по кредитам и облигационным займам. Условия предоставления субсидии и возможности ее продления зависят, в частности, от характера негативного воздействия введенных антироссийских санкций.

Меры государственной поддержки отдельных отраслей экономики России в 2022-2023 гг.

Меры государственной поддержки

Характеристика государственной поддержки

Законодательная база

1

2

1. Лесопромышленная отрасль

В России сосредоточено значительное количество лесных массивов (22% всех лесов мира находятся в России). Российские экспортеры леса сильно пострадали от введенных ограничений со стороны ЕС. В целом потенциал лесного хозяйства используется не в полной мере.

Была введена компенсация до 100% затрат на логистику в случае поставок продукции через северо-западные порты РФ».

Также предусматривается поддержка лесоперерабатывающих производств, стимулирование рационального использование лесных массивов и совершенствование организации подготовки кадров для лесной отрасли. Предполагается поддержка частных предприятий, деятельность которых связана с глубокой переработкой древесины.

Распоряжение Правительства РФ от 11.02.2021 N 312-р «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» [8]

Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года [8]

2. Строительная отрасль

Поддержка строительной отрасли ориентирована на создание условий для преодоления последствий кризисных явлений за счет повышения комфортности и доступности жилья, улучшения качества городской среды, а также повышения конкурентоспособности отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

В конце 2022 года президентом Российской Федерации было принято решение о продлении государственной программы «Льготная ипотека» до 1 июля 2024 года при небольшом увеличив процента по кредиту. С 1 января 2023 года заемщик может получить льготную ипотеку по ставке до 8% годовых на покупку жилья в новостройках, строительство частного дома или приобретение земельного участка для его строительства. Ранее ставка была в районе 7%. Стандартная ставка по ипотеке составляет около 12%.

Также предусматривается вовлечение в хозяйственный оборот ранее не задействованных для строительства земельных участков, повышение эффективности использования земельных участков, предназначенных для строительства.

Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.» [9]

Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года [9]

Постановление Правительства РФ от 28.12.2022 N 2485 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам жилищного (ипотечного) кредитования граждан Российской Федерации» [7]

3. Информационные технологии

На протяжении последних лет информационные технологии относятся к числу стратегически важных отраслей российской экономики. В последнее время эта отрасль получила существенную поддержку. Это продиктовано, прежде всего, объективной «необходимостью культурного и экономического развития» [14].

В соответствии с условиями реализации национального проекта «Цифровая экономика» практически каждая отечественная ИТ-компания может претендовать на гранты и субсидии либо же воспользоваться программой льготного кредитования. Представителям малого и среднего бизнеса доступна скидка на российское ПО, которое они могут интегрировать в свои бизнес-процессы. В зависимости от того, на каком этапе находится проект, можно выбрать ту или иную программу поддержки фонда-оператора. Можно обратиться в Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ), который поддерживает грантополучателя на стадиях разработки и внедрения продукта. В 2023 году был изменен механизм получения поддержки: упрощена процедура конкурсного отбора, грантовое финансирование выросло до 80% от сметы проекта, а максимальный размер гранта увеличен с 300 млн руб. до 500 млн руб. Срок включения разработанного продукта в реестр отечественного ПО также вырос с шести месяцев до одного года. «Высокий уровень развития ИКТ создает условия для распространения знания и проявления предпринимательских и творческих способностей». [15]

Правительство также помогло крупнейшим представителям этого сектора («Яндексу», VK Group, Ozon) реструктурировать свой иностранный долг, они заместили его займами в рублевом эквиваленте.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций разработало меры поддержки российских организаций с помощью льготных кредитов по ставке до 3% для аккредитованных ИТ-компаний. В рамках новой программы государство готово выдать заем до 10 млрд рублей на реализацию проектов цифровой трансформации на основе российских информационных технологий. Кроме того, шесть крупных ИТ-компаний («Яндекс», VK Group, Ozon, HeadHunter, Whoosh и «Циан» тоже могут получить льготный кредит на финансирование собственных ИТ-проектов).

Также Правительством РФ предусмотрены следующие меры: установление для аккредитованных IT-компаний по 31 декабря 2024 г. нулевой ставки по налогу на прибыль; предоставление отдельным IT-компаниям налоговых льгот и преференции; освобождение аккредитованных IT-компаний на срок до трех лет от налогового контроля, валютного контроля, других видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; установление категории граждан РФ, которым на период работы в аккредитованной IT-компании предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, а также порядок предоставления права на такую отсрочку.

Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ [1]

Указ Президента РФ от 02.03.2022 N 83

«О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» [4]

4. Транспорт

В качестве меры поддержки отрасли закон устанавливает возможность многократного использования иностранных контейнеров в пределах срока временного ввоза для внутренних перевозок по территории РФ. Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению особенностей исполнения договоров лизинга морских судов, судов внутреннего водного транспорта или судов смешанного хождения, железнодорожного подвижного состава, контейнеров, особенностей открытия пунктов пропуска через Государственную границу РФ. Морские перевозки грузов дают возможность применения мультимодальных перевозок [11].

Железнодорожный транспорт

Министерство транспорта подготовило распоряжение, в рамках которого правительство намерено компенсировать ущерб железнодорожным операторам, чьи вагоны изъяли за рубежом, в основном в Финляндии и в Германии. Субсидию российские власти планируют выделить почти на 10 тысяч вагонов. Общая сумма господдержки – 22,3 млрд рублей, или 2,23 млн. за вагон.

Авиационная отрасль

Так как отрасль столкнулась с условиями внешних ограничений, то на ближайшую перспективу планируется ускоренный переход на отечественные воздушные суда для сокращения негативных последствий от введенных отдельными недружественными государствами ограничительных мер. В сложившихся условиях структура парка воздушных судов российских эксплуатантов является неоптимальной (из 1287 эксплуатируемых российскими авиационными компаниями воздушных судов только 470 судов произведено в Российской Федерации или в бывшем Союзе Советских Социалистических Республик). С учетом имеющейся избыточности провозных мощностей для закрытия потребности в авиационных перевозках допустима частичная разборка воздушных судов некоторой части парка воздушных судов. В итоге не менее 70 процентов иностранного парка воздушных судов к концу 2025 года останется в эксплуатации, что соответствует прогнозируемым потребностям в мощностях.

Федеральный закон от 15.04.2022 N 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3]

5. Аграрно-промышленный комплекс

Правительство в рамках проекта бюджета 2023 года приняло решение увеличить объем господдержки аграриев с 463 до 475,4 млрд рублей. Дополнительные деньги нашлись благодаря увеличению доходов от экспортных пошлин на зерновые в конце 2022 года. Текущий рост финансирования связан с нынешними проблемами АПК: санкциями, трудностью с импортом сельхозтехники и экспортом своей продукции, а также сложностями с логистикой. В 2023 году планируется выделить 177 млрд рублей на стимулирование инвестиционной деятельности, 81,9 млрд рублей на техническую модернизацию агропромышленного комплекса и 50 млрд рублей на программу развития сельских территорий России.

Также предусматривается введение льготного тарифа на перевозку сельскохозяйственной продукции с помощью железнодорожного транспорта, меры поддержки в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, компенсация части затрат на покупку семян.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О развитии сельского хозяйства» [2]

6. Фармацевтическая отрасль

У Правительства РФ расширятся полномочия для более быстрого принятия решений, касающихся лекарств и медицинских изделий.

Предполагается стимулирование развития производств лекарств и медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов.

Для государственных и муниципальных медицинских организаций предусмотрены послабления в сфере государственных и муниципальных закупок.

Правительство РФ ввело запрет до 31 декабря 2022 г. на вывоз из России отдельных медицинских изделий. Запрет применяется к тем изделиям, которые ранее ввезены из стран, установивших экономические санкции в отношении РФ.

Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ [1]

Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 N 302 [5]

Постановление Правительства от 07.04.2022 года №612 [6]

Примечание: составлено авторами по [1-9,11,14,15,21,22].

Несмотря на значительные меры государственной поддержки предприятий, предпринятые после 24 февраля 2022 года, говорить о кардинальном изменении типа хозяйственной системы еще преждевременно. Очевидно, что российское правительство принимает оперативные решения по текущей ситуации, но какая-либо однозначная стратегическая линия, связанная со сменой типа хозяйственной системы, в настоящее время в действиях правительства РФ не просматривается. При бесспорном значении государственной поддержки некоторое беспокойство вызывает состояние российского государственного бюджета. Дефицит бюджета в 2022 году составил 3,3 триллиона рублей или 2,3% ВВП. Это одно из самых высоких значений в новейшей российской истории (в 2020 году во время пандемии дефицит был еще выше – он достигал 4,1 трлн. рублей). В 2023 году дефицит бюджета сохраняется на уровне, превышающем 3 триллиона рублей. Здесь тревожен тот факт, что сохранение бюджетного дефицита происходит на фоне падения нефтегазовых доходов [20]. Это значит, что сокращаются и расходы. Фактически можно говорить о появлении существенных ограничений в контексте реализации вышеупомянутых мер, направленных на государственную поддержку определенных отраслей.

Значительная часть российских производственных активов остается в частной собственности. Кроме того, предусмотрена дальнейшая приватизация российских производственных активов [10]. Тем самым, в сложившейся ситуации важная роль в процессе решения возникших проблем отводится не только государству, но и частным предпринимательским инициативам. Историческая логика подобного подхода базируется на том, что после практически тридцатилетнего пути в направлении создания рыночной экономики, мгновенный отказ от него нецелесообразен. Также примечателен и другой аспект. Несмотря на жесткость введенных санкций и стремление к технологическому суверенитету для России крайне важным является и сохранение определенных позиций на мировом рынке. В частности, здесь на передний план выходит переориентация приоритетов внешней торговой политики с Запада на Восток. Однако, при этом все равно сохраняется зависимость экономики страны от мировой рыночной конъюнктуры. Поэтому по-прежнему важна способность экономики адаптироваться к глобальным конъюнктурным колебаниям. Для сохранения и развития такой способности необходимы рыночные механизмы.

Таким образом, в условиях беспрецедентных санкций со стороны коллективного Запада и осознанной необходимости стремиться к обретению технологического суверенитета, модель хозяйственной системы современной экономики России должна претерпевать существенные изменения. Многие изменения стали реальностью за последние шестнадцать месяцев, прошедшие с начала СВО. В то же время, российская экономика остается хозяйственной системой рыночного типа и это представляется оправданным, принимая во внимание как историческую логику, так и современные реалии.