Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FEATURES OF LABOR PRODUCTIVITY MANAGEMENT IN THE TRANSPORT INDUSTRY

Kobzeva I.N. 1
1 Directorate for the organization of project activities in the field of labor productivity of the department for the organization of remuneration and motivation of work of Russian Railways
Trends in the development of the world economy show that the growth of labor productivity acts as the main source of economic growth, the well-being of the population and the development of scientific and technological progress. With an increase in the level of labor productivity at the enterprise, additional value is created, which can later be distributed among consumers. This makes it possible to produce products of better quality or at a lower cost, which also leads to an increase in the wages of employees. As a result, the issues of labor productivity management, methods and features of management at enterprises, in particular railway transport, are of particular importance. The article discusses the features of the labor productivity management system at the enterprises of the transport industry, in particular, in railway transport. The question of the influence of external and internal factors on the activities of the enterprise, namely in the aspect of labor productivity management, is considered. The issues of labor productivity management at transport enterprises are of particular importance, since the role of transport in the economic system of the state is very large, it is a link for the production and non-production sectors of the economy, for various industries and the population itself. Also, Russian Railways takes part in the national project “Improving labor productivity and supporting employment”.
labor productivity
rail transport
labor productivity management
labor results
cargo transportation

Введение

Управление производительностью труда является важной сферой функционирования предприятий, которая направлена на повышение эффективности использование трудовых ресурсов. Для достижения этих целей применяются принципы и подходы к регулированию как результатов, так и затрат труда, а также процессы и методы поиска и устранения факторов, которые тормозят необходимый уровень роста производительности труда. Основная цель управления производительностью труда – создание условий для достижения максимального уровня эффективности и результативности работы предприятия, а также для роста ее конкурентоспособности среди других предприятий.

Цель исследования заключается в необходимости определения и систематизации факторов, формирующих условия и особенности системы управления производительностью труда в современных условиях функционирования бизнес-единиц.

Материалы и методы исследования

В условиях современных изменений, а также в продолжительном процессе реформирования железнодорожного транспорта, особое внимание уделяется вопросам его дальнейшего развития, поэтому, повышение производительности труда выступает индикатором для оценки необходимости и эффективности предлагаемых путей развития. Следует отметить, что развитие отрасли транспорта, а также повышение эффективности ее деятельности, в том числе и железнодорожного транспорта, влияет на экономическую ситуацию и в других отраслях, которые выступают и клиентами железнодорожного транспорта, и поставщиками сырья и материалов, оборудования и техники. Поэтому вопросы повышения производительности труда, а также его управления, важны как для железнодорожного транспорта, так и других отраслей производства [1; 2].

Деятельность транспортной отрасли, а в частности железнодорожного транспорта, предприятий ОАО «РЖД» представляет собой некоторый посредник, связующий компонент между отраслями производства и потребителями товаров и услуг, незаменимый для рынка и рыночных отношений. Взаимосвязь транспорта и других отраслей отражает его роль для государства и общества в социально-экономическом аспекте.

Железнодорожный транспорт в транспортной логистике страны занимает особое место, так как обеспечивает 46,3% (по данным на 2021 год) всего грузооборота России, уступая лишь трубопроводному транспорту (46,5%) и 86,4% без учета трубопроводного транспорта, а также 21,1 % пассажирооборота, уступая воздушному транспорту (49,4%) [6]. В связи с этим следует отметить, что железнодорожный транспорт имеет определяющее значение для инфраструктуры экономики страны, играет особую роль в системе обеспечения хозяйственных связей, социального и культурного ее развития.

Однако, есть ряд вопросов, которые требуют особого внимания в управлении производительностью труда в транспортной отрасли [3; 5]. Условно, система управления производительностью труда направлена на деятельность компании и ее результаты, на что существенное влияние оказывают внешние и внутренние факторы (рисунок).

missing image file

Влияние факторов на систему управления производительностью труда

Существенное влияние на деятельность транспортной организации, на ее объемы работы, оказывают внешние факторы [4], а именно:

1. Макроэкономические факторы – то есть, факторы, оказывающие влияние на государственном, национальном уровне. Для железнодорожного транспорта это, прежде всего, тарифное регулирование, экономические факторы развития добывающих предприятий (которые выступают грузоотправителями), политические, правовые и т.д.

2. Региональные факторы, или отраслевые – те факторы, которые оказывают влияние на уровне территориального расположения предприятия, диктующие логистические условия и т.д. Особую роль играют факторы, связанные с географическим расположением (особенности рельефа, уровень и развитие добывающих отраслей в регионе и т.д.)

Внутренние факторы оказывают влияние на трудовую деятельность компании, на ее производственный потенциал, формирующиеся внутри конкретной организации. При этом, данную группу факторов целесообразно делить на две составляющие, разделяющие влияние на уровень производительности труда как со стороны условий и организации труда – то есть, организационные, так и со стороны самого работника, конкретного рабочего места, квалификации, опыта и т.д. – то есть, индивидуальные.

Результаты исследования и их обсуждение

Управление производительностью труда на предприятиях железнодорожного транспорта, помимо оценки влияния факторов, также должно основываться на следующих принципах:

1) В оценке производительности труда и разработке программ ее увеличения, необходимо основываться на системный подход, который позволяет учесть влияние всех факторов в комплексе на уровень производительности, что повышает эффективность труда на всех уровнях и конкурентоспособность компании.

2) Способность предприятий в быстрые сроки реагировать на динамику внешней и внутренней среды, а также на требования рынка труда, то есть, гибкая политика предприятия в вопросах управления производительности труда, так как на объемы перевозок и на тарифы влияет как конъюнктура рынка, так и государственное регулирование.

3) Своевременный анализ уровня производительности труда, ее измерение и контроль по всем структурным подразделениям, в том числе эффективность использования трудовых ресурсов, анализ трудового потенциала.

4) Оценка результатов труда, т.е. целевых показателей уровня производительности, которые используются для оценки соответствия работы сотрудника тому, что от него ожидает организация и влияния этой работы и ее эффективности на самого сотрудника в разрезе удовлетворенности трудом, возможности повышения уровня его заинтересованности в повышении качества работы как на конкретном рабочем месте, так и предприятия в целом.

5) Наиболее эффективно организованные рабочие места. Специфика железнодорожного транспорта в данном случае также заключается в том, что у некоторых работников рабочее место мобильно или практически отсутствует как таковое. Не смотря на это, вопрос организации рабочих мест является важнейшим элементом в области управления производительностью труда, так как оно является единством рабочего процесса, особенностями работы и условий, в которых происходит трудовой процесс. Грамотно организованное и технически оснащенное рабочее место является предпосылкой к эффективному выполнению своих обязанностей работниками, производительно использовать рабочее время, сокращая лишние потери на «лишние» действия.

6) Оптимизация трудозатрат за счет более эффективного использования рабочего времени. Оптимальное сочетание режимов труда и отдыха, полная загруженность работников в течение рабочей смены и сокращение простоев производства – ключевой фактор роста производительности труда.

7) Ориентация на рыночные отношения во всех слоях транспортных отношений, включая вопрос тарифообразования, управления инвестиционной деятельностью и собственностью, что обеспечит развитие железнодорожного транспорта и нивелирует влияние макроэкономических показателей на уровень производительности труда.

Заключение

Ориентация на перечисленные принципы, оценка и учет влияния факторов на уровень производительности труда является одной из важнейших задач в системе ее управления. Также, следует отметить, что в системе управления производительностью труда на предприятиях транспорта, необходимо дополнительное внимание уделять вопросам отраслевых особенностей их функционирования. Это касается и неоднородного характера производственной деятельности, так как она направлена не только на перевозку грузов, но и пассажиров, погрузочная и разгрузочная деятельность станций, обеспечение необходимой пропускной способности, работы, связанные с обслуживанием инфраструктуры и подвижного состава и т.д. Каждое направление деятельности предприятий имеет свои особенности в части учета выполненных объемов, а соответственно, и свой учет, и метод оценки производительности труда.

Повышение уровня производительности труда, а также важнейшие аспекты в системе ее управления, зависят от ресурсоёмкости выпускаемой продукции и от ее количества. В современных реалиях также необходимо делать акцент на малолюдных технологиях и оборудовании, которое можно отнести к категории малообслуживаемого, для сокращения трудозатрат на выпуск продукции (преимущественно оказание услуг в сфере транспорта).

Управление производительностью труда в сфере транспорта требует комплексного и системного подхода, так как потенциал ее роста возможен лишь при охвате практически всех сфер деятельности. В основе системы управления производительностью должны лежать направления совершенствования организации труда, с учетом особенностей функционирования бизнес-единиц.