Развитие индустрии фитнеса в России началось в 90-ых годах двадцатого века. С каждым годом рынок фитнес-услуг растет и набирает популярность. Фитнес давно является не только способом улучшить здоровье и обрести красивую фигуру, но также влияет и на многие другие сферы жизни человека. Занятия фитнесом улучшают трудовую деятельность, формируют силу воли и являются способом самопознания и самосовершенствования [1].
Мир быстро развивается и растёт, изменяется также и степень потребления различных товаров и услуг. Компании вынуждены конкурировать, находясь в среде постоянных изменений. Рынок фитнес-услуг не стал исключением. Помимо того, что его компании вынуждены удовлетворять предпочтения и запросы своих клиентов, также они перманентно находятся в среде высокой конкуренции. Из года в год предпочтения потребителей становятся все более разнообразными и необычными, что приводит к необходимости исследований и изменений стратегий развития.
Как считал профессор кинезиологии Т.Дж. Гарнер, фитнес-услуга – это специализированная программа физических упражнений и тренировок, призванная улучшить физическую форму и общее здоровье клиента [2].
По мнению доктора медицинских наук М.В. Лебедева, фитнес-услуга – это комплекс мероприятий, построенный на основе научно обоснованных методов повышения физической активности и здоровья, а также на достижении спортивных результатов [2].
С точки зрения маркетинга, фитнес услуга – это продукт маркетинговой деятельности, который включает в себя комплекс мероприятий и программ, направленных на улучшение физической формы и здоровья клиента, а также на создание положительного опыта общения с брендом, предоставляющим такую услугу.
Актальность работы обусловлена тем, что в современном мире люди все чаще пользуются услугами фитнес клубов. Анализ покупательских предпочтений может помочь определить, какие фитнес-услуги наиболее востребованы на рынке, какие дополнительные услуги нужно предоставлять, чтобы привлечь большее число клиентов, и какие маркетинговые стратегии наиболее эффективны для продвижения фитнес услуг на рынке.
Цель исследования – сбор первичных данных и выявление потребительских предпочтений людей в выборе фитнес-клуба города Владивостока
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
− изучить рынок фитнес-услуг России и его особенности;
− провести анкетирование клиентов фитнес-клубов;
− сформировать выводы на основе результатов проведенного исследования.
Российский рынок занимает одну из лидирующих позиций по динамике роста. На сегодняшний день в России открыто около 3 500 спортивных клубов, более 900 из них расположены в Москве [3].
Согласно результатам исследований, в России около 73% из общего числа людей, пользующимися услугами фитнес-клубов, являются женщины и 27% составляет доля мужчин. Наиболее востребованным видом услуг являются персональные тренировки в тренажерном зале, а среди групповых программ лидируют различные кардио направления [4].
Согласно данным компании Моbifitness, большую часть от общего числа клиентов фитнес-клубом составляют люди в возрасте от 25 до 34 лет, следующая по численности группа – от 34 до 44, наименьшую часть составляют клиенты в возрасте от 18 до 24 лет. Самые загруженные часы работы фитнес-клубов – вечернее после рабочее время с 18:00 до 10:00. Также пиковые часы посещений приходятся на с 10:00 до 12:00 часов дня. Около 80% посетителей фитнес-центов предпочитают посещать тренировки 3 раза в неделю. Самыми популярными днями считаются понедельник, среда и пятница [5].
Российский рынок фитнес-услуг демонстрирует постоянный рост, что связано с увеличением интереса населения к здоровому образу жизни и активным видам досуга. Согласно оценкам экспертов, за последние годы объем рынка фитнес-услуг в России увеличился примерно на 10-15% [4].
Среди наиболее популярных направлений фитнес-индустрии выделяются групповые занятия, функциональный тренинг, йога, танцевальные тренировки и фитнес-бокс. Также в последние годы становятся все более востребованными персональные тренировки и услуги онлайн-фитнеса [6].
На рынке фитнес-услуг в России действуют как крупные международные цепочки, так и региональные компании. Среди наиболее известных международных брендов можно назвать World Class, Fitness House, Holmes Place, а также популярные российские компании – Hard Candy, X-Fit, Orange Fitness [3].
Стоит отметить, что в России также активно развиваются онлайн-курсы и приложения для фитнеса, которые позволяют заниматься в любое удобное время и место.
В целом, рынок фитнес-услуг в России продолжает демонстрировать стабильный рост и представляет собой перспективное направление для развития бизнеса.
В России к наиболее востребованным направлениям относят:
- аквааэробику;
- степ-аэробику;
- кроссфит;
- пилатес;
- стретчинг;
- зумбу;
- памп-аэробику:
- танец живота [6].
На сегодняшний день, по мнению экспертов, рынок фитнес-услуг города Владивостока не насыщен. Развитию индустрии в городе мешает нехватка квалифицированных кадров, а отсутствие жесткой конкуренции дает возможность фитнес-клубом вести собственную ценовую политику, не ориентируюсь на цены конкурентов.
Рынок фитнес-услуг города Владивостока насчитывает более 133 организаций, включая тренажерные залы, бассейны, студии танцев и растяжки. Между фитнес-центрами возможная допустимость возникновения новых соперников достаточно высокая, так как барьеры для входа в отрасль невелики. В свою очередь это стимулирует возникновение новых компаний на рынке фитнес-услуг в г. Владивосток. На рисунке 1 представлен рейтинг по пятибалльной оценке ведущих фитнес-клубов города Владивостока [7].
Исследования потребителей делятся на два типа: качественные (интервью, фокус-группы и др.) и количественные (мониторинг, сбор и анализ данных и т.д.).
Для выявления покупательских предпочтений чаще всего используются такие методы как: наблюдение, интервью, фокус-группа и анкетирование. С помощью наблюдения можно определить приблизительную частоту посещений фитнес-клуба, сколько человек находятся в нем на данный момент, приблизительно классифицировать клиентов по полу и возрасту и дать субъективную оценку атмосфере внутри клуба.
Методы интервью, фокус-группа и анкетирование предоставляют более точную информацию, так как основываются на мнениях самих потребителей. Результаты данных методов исследования предоставляют информацию для дальнейшего сегментирования посетителей фитнес-клуба, чтобы компания могла эффективно влиять на каждый сегмент потребителей.
Для достижения поставленной цели было проведено исследование, направленное на выявление факторов, влияющих на выбор клиентов и определение покупательских предпочтений клиентов фитнес-клубов города Владивостока.
Метод сбора информации – количественный, так как в исследовании, информация будет получаться путем опроса, с использованием структурированных вопросов, на которые отвечают респонденты. Инструмент сбора данных – анкета. Выбор именно этого метода исследования основан на том, что анкетирование позволяет получить информацию от большого качества людей за небольшой срок и отсутствие какого-либо влияния исследователя на респондента.
В ходе исследования было выдвинуто следующее предположение: «При выборе услуги, потребители опираются на местоположение предприятия и цену абонемента, а не на рекламу.»
В опросе приняли участие 67 человек, среди них 46 женщин и 21 мужчина. Все опрошеные являлись клиентами различных фитнес-клубов города Владивостока. Как было выяснено из результатов анкетирования, среди респондентов присутствовали люди разных вопросов. Наибольшее количество составили люди в возрасте от 18 до 24 лет – 19 человек, наименьшее – люди старше 46 лет – 9 человек (рис. 2).
48% респондентов посещают тренировки 2-3 раза в неделю, что также подтверждается исследованиями компании Моbifitness, а самыми популярными днями для занятий фитнесом являются понедельник, среда и пятница. Процент респондентов, посещающих клуб 1 раз в неделю и более 4-х раз в неделю приблизительно равен – 24% и 21% соответственно. Частота посещений фитнес-клуба респондентами представлена на рисунке 3.
Рис. 1. Рейтинг фитнес-центров Владивостока
Рис. 2. Структура распределения респондентов по возрасту
Рис. 3. Частота посещений фитнес-клуба респондентами
Рис. 4. Структура распределения ответов о предпочитаемых видах тренировок
Из направлений фитнеса более 40 опрошенных предпочитают тренировки в тренажёрном зале. Второе по полярности направление – групповые тренировки. Всего 25 респондентов выбирают тренировки в бассейне. Распределение ответов о предпочитаемых видах тренировок представлено на рисунке 4.
Основные причины выбора того или иного фитнес-клуба респондентами от сочетания местоположения и услуги, например: местоположение и наличие бассейна, местоположение и тренажёрный зал, местоположение и стоимость услуг. На рисунке 5 представлено распределение ответов респондентов о факторах, влияющих на их выбор при выборе фитнес-клуба.
Рис. 5. Распределение ответов респондентов о факторах, влияющих на выбор
Проанализировав ответы респондентов, можно выделить следующие факторы, влияющие на выбор респондентов: тренажёрный зал, стоимость услуг, тренерский состав, местоположение, сервис, наличие бассейна и парковки. Наименьшее влияние оказывают наличие дополнительных услуг, количество групповых программ, наличие приложения для смартфона, а также скидки и бонусные системы.
Проведя исследование и проанализировав его результаты мы можем сделать вывод, что на выбор клиентом большое влияние оказывает именно местоположение. Чаще всего встречаются следующие причины выбора – сочетание местоположения и услуги, например: местоположение и наличие бассейна, местоположение и тренажёрный зал, местоположение и стоимость услуг.
Основываясь на результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. На выбор клиентом фитнес-клуба большое влияние оказывает местоположение. Чаще всего встречаются следующие причины выбор – сочетание местоположения и услуги, например: местоположение и наличие бассейна, местоположение и тренажёрный зал, местоположение и стоимость услуг.
2. Большая часть потребителей предпочитают тренировки 2-3 раза в неделю, а самыми популярными днями для занятий фитнесом являются понедельник, вторник и среда.
3. Большая часть клиентов предпочитают фитнес-тренировки в тренажерном зале. Второй по популярности вид тренировок – групповые направления.
4. На поведение и выбор потребителей влияют следующие факторы: тренажёрный зал, стоимость услуг, тренерский состав, местоположение, сервис, наличие бассейна и парковки. Наименьшее влияние оказывают наличие дополнительных услуг, количество групповых программ, наличие приложения для смартфона, а также скидки и бонусные системы.
Таким образом, предположение, выдвинутое в ходе исследования, подтвердилось.