Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что интерес ученых и к социальной политике и, в частности, к вопросу повышения рождаемости является достаточно высоким. Этой проблеме посвящены работы российских и зарубежных исследователей, среди которых Коулман Дж. [16], Мертон Р. [17], Корнеева И.Л. [3], Донская М.В., Слесарева А.М., Гулабян А.О. [18] и др.
Существуют различные способы государственного воздействия на повышение рождаемости. В числе таких способов можно назвать учреждение в Росийской Федерации материнского капитала в 2007 году. Эта программа представляет собой государственную поддержку родителям за то, что в семье появляются (при рождении или в результате усыновления) двое и более детей.
Вопрос материнского капитала рассмотрен в научных трудах российских авторов: Бороздина Е., Здравомыслова Е., Темкина А. [9], Слонимчик Ф., Юрко А. [10], Хайруллина Ю.Р., Жигитова Т.В., Хайруллин Р.Р. [11], Лескова, Ю.Г. [12], Маслова Т.А. [13], Рудых С.Н. [14], Филиппова И.А. [15] и др.
Мнение авторов о влиянии материнского капитала на рождаемость неоднозначно. Некоторые не видят эффективности данной меры, утверждая, что рост рождаемости от материнского капитала не зависит [19]. Однако большинство исследователей отмечают положительное влияние подобного способа государственного воздействия на рождаемость. В последние годы Российская Федерация имеет положительную динамику рождаемости, обойдя почти все европейские страны, и даже Италию, которая известна своими высокими демографическими показателями.
Целью данной статьи является исследование материнского капитала в России как способа государственного воздействия на повышение рождаемости.
Материал и методы исследования
При написании статьи были использованы методы сравнительного анализа, синтеза, хронологический метод
Результаты исследования и их обсуждение
Российская Федерация – социальное государство, возлагающее на себя задачу создания условий равномерного распределения ресурсов, обеспечивающих достойную жизнь. Семья как социальный институт находится под надзором и контролем государства, которое проявляет свою защиту в различных формах. Одной из них является материнский капитал, направленный на решение такой проблемы как демографический кризис.
Ситуация с кризисом стала накаляться еще в XX веке: социальные потрясения, вследствие которых естественный прирост становился все более отрицательным. Однако в начале XXI века демографическое положение все-таки стало немного улучшаться, но полностью реабилитироваться смогло только в 2009 году. До этого момента существовали определенные препятствия в виде низкого уровня жизни, трудностей в области приобретения недвижимости, трудоустройстве, медицине и многое другое. Люди боялись и не стремились рожать детей в таких условиях [3, с. 361]. Поэтому Федеральное Собрание нашло необходимостью разработку программы материнского (семейного) капитала, который будет стимулировать и способствовать готовности семей обзавестись большим количеством детей. Проблема заключается в определении степени эффективности данной практики: со стороны государства в виде цели выплаты денег поставлено повышение уровня рождаемости, но вопрос в том, видят ли граждане резонность рождения большего количества детей при такой возможности. Так, некоторые люди стремятся иметь несколько детей и получать материнский капитал, поскольку он позволит лучше обеспечить их ребенка, для других же он может не играть абсолютно никакой роли. Кроме того, есть люди, которые пытаются извлечь из материнского капитала сугубо личную выгоду. Гипотеза: в своем большинстве данная мера поддержки выполняет заложенную государством функцию, однако есть семьи, которых эти деньги не смогут побудить к рождению детей.
Идея введения материнского капитала впервые была озвучена в Послании Федеральному Собранию РФ Президентом РФ 10 мая 2006 года с пометкой об актуальности господдержки женщин, которые рожают второго ребенка, так как те на длительное время отходят от трудовой деятельности и теряют в это время квалификацию. Федеральный закон № 256-ФЗ. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» был внедрен в 2007 году. После этого в него вводили различные изменения и совершенствовали его. Так, например, с 2016 года появилась возможность с государственной помощью приобретать товары и услуги для обеспечения нормальной социализации и адаптации детей инвалидов, а с 2018 стали возможными ежемесячные денежные выплаты [5, с. 136-142].
В марте 2015 года приняли Федеральный закон от 08.03.2015 № 54-ФЗ, по которому стало запрещено совершение микрофинансовыми организациями любого рода сделок, так или иначе имеющих связь с материнским капиталом [4]. Причиной этому послужили случаи, когда полученные денежные средства были потрачены не по оглашенным возможным направлениям, а в личных интересах. Данные действия преследуются на законодательном уровне, так как выплаты идут из средств федерального бюджета благодаря Пенсионному фонду России.
Таблица 1
Размер материнского капитала в России за период с 2019 по 2023 гг.
Года |
Сумма всех средств материнского капитала за первого ребёнка, руб. |
Сумма всех средств материнского капитала за второго или последующих детей, руб. |
Общая сумма средств материнского капитала, руб. |
Примечание |
2019 |
0 |
453 026 |
453 026 |
+0 %; инфляция 4,2% В соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от 06.04.2015 N 68-ФЗ в 2016 году размер материнского капитала не индексируется |
2020 |
466 617 |
616 617 (первый ребёнок рождён до 31 декабря 2019 года) / 150 000,00 (первый ребёнок рождён с 1 января 2020 года) |
616 617 |
+ 3,8 %; инфляция 3% |
2021 |
483 882 |
639 432 (первый ребёнок рождён до 31 декабря 2019 года) / 155 550 (первый ребёнок рождён с 1 января 2020 года) |
639 432 |
+3,7 %; инфляция 4,91 % |
2022 |
524 527,9 |
693 144,1 (первый ребёнок рождён до 31 декабря 2019 года) / 168 616,2 (первый ребёнок рождён с 1 января 2020 года) |
693 144,1 |
+8,4%; инфляция 8,39% |
2023 |
586 946,72 |
775 628,25 (первый ребёнок рождён до 31 декабря 2019 года) / 188 681,53 (первый ребёнок рождён с 1 января 2020 года) |
775 628,25 |
+11,9 %; инфляция 11,94% |
Стоит упомянуть, что такая форма поддержки института семьи как материнский капитал является исключительной: ни в одной стране помимо России нет подобного. Кроме того, данную форму деятельности с уверенностью можно нарекать инновационной, она стимулирует рождаемость и влияет на демографию страны.
Данные изменения сумм средств материнского капитала можно наблюдать в таблице 1 [6].
На основе данной таблицы можно сделать вывод, что сумма, на которую повышается материнский капитал, в 2019 и 2021 годах не превышает инфляцию в стране, что несмотря на действенность политики государства, является отрицательным фактором, который можно некоторые исследователи называют «сдерживающим, не позволяющим получить повышенный эффект от реализации подобной политики поддержки семей. Однако, в 2020 году тем роста индексации оказался выше, чем темп роста инфляции, что очевидно можно признать положительным фактором.
В 2022 и 2023 годах наблюдается крайне незначительное отставание темпов индексации материнского капитала от темпов инфляции. В нынешних условиях развития экономики страны это заслуживает положительной оценки с точки зрения характеристики мер поддержки государством главной ячейки общества – семьи.
Динамика рождаемости предоставлена в таблице 2. На основе данных таблицы 2 наиболее высокое значение коэффициента рождаемости наблюдается в период с 2012 г. по 2015 г. Далее видна отрицательная динамика названного коэффициента.
Эксперты отмечают следующие причины:
- доцент института демографии НИУ ВШЭ Владимир Козлов считает, что спад коэффициента рождаемости в 2020 – 2021 гг. во многом зависит от неопределенность ситуации в связи с пандемией COVID-19 [8];
- акушер-гинеколог, главный врач GM clinic Софья Мелкомян отмечает, что COVID-19, как и любое вирусное заболевание, негативно влияет на репродуктивную систему, отмечает. Об этом свидетельствуют и результаты исследований, проведенные как в России, так и за рубежом [8];
- эксперт Института Гайдара Ефремов отмечает, что падение доходности населения и «сжатие занятости» послужили причинами снижения коэффициента рождаемости в России [8].
Таблица 2
Рождаемость по годам в России
Год |
Родившиеся, чел. |
Коэффициент рождаемости |
2000 |
1 266 800 |
8,7 |
2001 |
1 311 604 |
9,0 |
2002 |
1 396 967 |
9,7 |
2003 |
1 477 301 |
10,2 |
2004 |
1 502 477 |
10,4 |
2005 |
1 457 376 |
10,2 |
2006 |
1 479 637 |
10,3 |
2007 |
1 610 122 |
11,3 |
2008 |
1 713 947 |
12,0 |
2009 |
1 761 687 |
12,3 |
2010 |
1 788 948 |
12,5 |
2011 |
1 796 629 |
12,6 |
2012 |
1 902 084 |
13,3 |
2013 |
1 895 822 |
13,2 |
2014 |
1 942 683 |
13,3 |
2015 |
1 940 579 |
13,3 |
2016 |
1 888 729 |
12,9 |
2017 |
1 690 307 |
11,5 |
2018 |
1 604 344 |
10,9 |
2019 |
1 481 074 |
10,1 |
2020 |
1 435 800 |
9,8 |
2021 |
1 402 834 |
9,6 |
2022 |
1 306 162 |
8,8 |
С целью наращивания темпов роста рождаемости В.В. Путин поручил правительству продлить действие Федеральный закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» до 31 декабря 2026 года.
Изучение реализации указанного закона с момента принятия поддержки семей в виде выплат материнского капитала по настоящее время позволяет отметить тот факт, что в данной сфере нередки случаи мошеннических действий в следствие несовершенства законодательства.
Выявляются случаи, когда люди, стремящиеся найти выгоду при помощи вышеуказанных выплат. Однако этому препятствуют правоохранительные органы. Анализ большинства фактов преступлений показывает, что они совершаются именно в сфере улучшения жилищных условий, для этого используются самые различные методы [1, с. 66‒67].
Существуют несколько видов совершения преступления по составу лиц. Первый из них это мошенничество, осуществляемое напрямую человеком, который получил сертификат на материнский капитал: здесь необходимо учитывать подразделение на законное и незаконное его получение. Далее следует мошенничество с участием сотрудников каких-либо коммерческих организаций, например, кредитных. И завершают список действия с причастностью к ним лиц, имеющих отношение к государственным органам, таким как ЗАГС или Пенсионный фонд РФ [2, с. 177-182].
Минтруд России провел опросы, в ходе которых 57% женщин и 55% мужчин утверждали, что на появление у них второго ребенка никак не повлияла возможность получения материнского капитала. В то же время 13% женщин и 18% мужчин говорили о непосредственной роли данной поддержки: без нее они не решились бы на появление у них второго ребенка. Если рассматривать рождение еще одного ребенка в перспективе, то 12% пар не пойдут на этот шаг в случае отмены выплат по материнскому капиталу, а 25% не волнует их наличие. Кроме того, 19% женщин сказали, что будут пытаться родить еще одного ребенка до момента завершения данной программы [7, с. 250-253].
Выводы
Резюмируя вышесказанное стоит отметить значимость материнского капитала в решении демографической проблемы. Нельзя отрицать тот факт, что существуют отрицательные моменты в осуществлении данной меры государственной поддержки, однако опросы и мониторинги демонстрируют нам эффективность, а значит в целом система работает в правильном векторе: люди видят помощь со стороны государства и используют ее по прямому назначению.
Программа материнского капитала оказывает положительное воздействие на рост рождаемости. Особенно она интересна низкодоходным семьям, для которых величина сертификата материнского капитала может оказать существенное подспорье в решении ряда вопросов, в числе которых решение жилищных проблем, оплата обучения детей