Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

RATIO OF THE PRINCIPLES OF PROTECTIONISM AND FREE TRADE IN THE ECONOMIC POLICY OF DEVELOPING COUNTRIES

Sharkova A.V. 1 Lemm E.A. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The article is devoted to the study of trade policy regulation through the prism of mechanisms that restrict and stimulate external competition. The authors considered the principles of protectionism and free trade in the economic policy of developing countries, conducted a retrospective analysis of the application of measures to support free trade and measures to protect the national producer. It is noted that the global financial crisis has pushed the economic policy of developed and developing countries towards the establishment of indirect protective measures, including administrative barriers, complicated customs clearance procedures, sanitary and hygienic rules. The authors make the conclusion about the transformation of trade policy in modern conditions, the liberalization of international trade among individual clusters of countries with increasing restrictive measures not only to protect domestic competition, but also to restrict individual participants in trade relations in order to influence the behavior of the subject, which necessitates the adaptation of trade regulation mechanisms to effectively achieve national tactical short-term and strategic long-term national goals, this will require the intensification of interaction between subjects of both the state and business sectors, research, continuous monitoring, and forecasting of global trade trends, as well as flexible adaptation of economic strategies.
protectionism
free trade
competition
trade policy

Введение

Двумя антагонистическими подходами к торговой политике выступают защита национального производителя (протекционизм) и политика свободной торговли (фритредерство). Абсолютизация любого из этих подходов в свете их прямой противоположности и равноценности теоретического обоснования не имеет реальных перспектив для развития экономики на любом уровне. На протяжении истории развития экономики государство выступает институтом, призванным обеспечивать гармоничное сочетание между интересами производителей внутри страны и стремлениями мирового рынка к торговой экспансии, принимая различные методы регулирования торговой политики, что дает возможность максимально эффективного использования фактора глобализации для достижения целей развития внутреннего рынка на краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном горизонте планирования.

Цель исследования состоит в оценке соотношения принципов протекционизма и свободной торговли среди развивающихся стран при решении хозяйственных задач страны на данном этапе развития с учетом мировой ситуации и положения национального хозяйства.

Материал и методы исследования

В работе использованы теоретические методы исследования – анализ, синтез, обобщение, дедукция. Проведение данного исследования базируется на использовании экономико-статистических и информационно-аналитических материалов независимой исследовательской организации по мониторингу мировой политики в области международной торговли Global Trade Alert, результатов исследований отечественных и зарубежных экспертов.

Результаты исследования и их обсуждение

Характер взаимодействия стран внутри мирового рынка стран и их компаний во многом формирует их конкурентные позиции, однако для принятия решений, касающихся вопросов торговой политики, на государственном уровне также учитываются деятельность и интересы предпринимательского сектора, которые способны оказывать значительное влияние на состояние и развитие экономики страны.

Ретроспективный взгляд на применяемые в торговой политике принципы демонстрирует заметный тренд перехода от жестких принципов протекционизма к признанию ценностей свободной торговли и повышению готовности экономических систем к либерализации. Однако стоит отметить, что строгое внедрение развивающимися странами принципов фритредерства угрожало бы развитию технического прогресса.

Сформировавшись в 16 веке, протекционизм исторически предшествовал либерализму и являлся наследником меркантилизма. Взгляд меркантилистов на торговый оборот состоял в том, что необходимо создать благоприятные условия для входящего потока натуральных денег в страну и снизить исходящий за её пределы поток. Директор Ост-Индской компании англичанин Томас Ман (1571–1641) отмечал: «Обыкновенное средство к увеличению нашего богатства и наших сокровищ есть иностранная торговля, в которой всегда мы должны держаться того правила, чтобы ежегодно продавать иностранцам своих товаров на большую сумму, чем мы потребляем их товаров» [1]. Подобный взгляд является весьма рациональным, поскольку не исключает торговлю с другими государствами, соответственно, количество производимого товара может увеличиваться до предела потребительского спроса как внутри страны, так и зарубежом, создавая рабочие места, стимулы для формирования добавленной стоимости и технического прогресса. Однако стоит отметить, что значительный приток средств от торговли с иными государствами угрожает экономической безопасности, поскольку может поставить целые отрасли в зависимость от внешнего спроса, как это случилось с Индией XIX века: на протяжении долгого времени страна экспортировала в Англию хлопковые ткани и готовую хлопковую одежду, однако ради поддержки британских ткачей был введен запрет на импорт конечных продуктов из Индии, разрешено было ввозить исключительно хлопок-сырец. То есть, Англия наладила выпуск конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, а колониальная Индия осталась сырьевым придатком, что привело к социальной катастрофе и гибели целой отрасли [2].

Необходимо ли государству прямо регулировать чувствительные к изменению экономической конъюнктуры рынки непосредственно мерами торговой политики для их защиты? Рассуждая по данному вопросу, норвежский экономист Э. Райнерт отмечает, что «…выбирать, какую деятельность защищать, а какую нет, все же необходимо» [3]. На историческом примере Индии отчетливо видно, что в современных условиях, когда колониальное устройство мира значительно ослабело, суверенным государствам необходимо заботиться о своей экономической безопасности. Так, например, Индонезия является обладателем крупнейших в мире месторождений никелевой руды, на протяжении десятилетий экспортировалась не переработанная руда, в сыром виде. В 2014 году в Индонезии начал действовать частичный запрет на экспорт никелевой руды, чтобы дать толчок строительству собственных металлургических заводов, на которых извлекают никель из этой руды. В конце 2019 года Индонезия ввела полный запрет на экспорт руды, оставив доступной только продажу никеля как товара с добавленной стоимостью.

Последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. и вновь наблюдаемые вследствие кризиса, вызванного пандемией, отрицательные тренды экономического развития как развитых, так и развивающихся стран продемонстрировали, что мероприятия по регулированию торговой политики особенно актуальны для минимизации кризисных событий среди прочих антикризисных инструментов управления. Вследствие замедления темпов экономического роста, проявляющегося особенно остро в период подобных кризисов, растёт конкуренция производителей за рынки, что ведёт к усилению защитных мер в торговой политике страны и росту протекционистских настроений, исходящих из необходимости «государственной защиты национального производства от иностранной конкуренции с помощью высоких таможенных пошлин и административных ограничений импорта, а также путём финансового поощрения создания и развития отечественного производства» [4].

Другим важным фактором, порождающим стимулирование протекционисткого подхода, является снижение цен на нефть – снижение транспортных издержек уменьшает себестоимость продукции для иностранных производителей, пробивая «щит» отечественных компаний, заставляя государства искусственно затруднять доступ на внутренние рынки зарубежным товарам и услугам.

Стоит отметить, что в целом по выходу из финансового кризиса 2008-2009 гг. органы государственной власти различных стран предпочитают избегать традиционные проявления протекционизма как таможенные пошлины и ограничение импорта, больше обращая внимание на косвенные методы наподобие усложненных процедур таможенного оформления, санитарно-гигиенических правил, ориентации государства на межбюджетные трансферты для развития региональных экономических систем. Также востребованным стало введение требований локализации производства, что было обусловлено важностью создания дополнительных рабочих мест на внутреннем и глобальном рынках [5].

Насколько свободна современная торговля? Текущая система регулирования мировой торговли базируется на Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), а также деятельности Всемирной торговой организации (ВТО). Поскольку растёт степень значимости развивающихся стран в мировой экономике, растут противоречия между ними и развитыми странами. В подобных условиях либерализация торговли проявилась в снижении тарифов только с одной стороны и торговых соглашениях, дающих определенные привилегии участникам соглашения и защищающих их торговлю от третьих странах. Необходимо отметить, что тарифная составляющая в развивающихся странах значительно выше относительно развитых стран.

По данным независимой исследовательской организации по мониторингу мировой политики в области международной торговли Global Trade Alert с ноября 2008 года введено 6 017 ограничительные меры торговли, затрагивающих интересы зарубежных производителей. Значительный рост защитных мер отмечается с начала 2020 года – за этот период введено 62% ограничений, вызванных спадом экономической активности во время пандемии коронавируса, напряженной политической обстановкой в мире.

Россия занимает 4-е место по применению мер защиты торговли после Индии, США и Италии, но число тарифных ограничений и компаний-партнёров, на которых распространяются данные меры, относительно прочих стран невелико, что свидетельствует об узком действии подобных мер.

Таблица 1

Вклад стран в введение протекционистских мер и мер стимулирования свободной торговли, 2009-2023 гг., мер, шт.

Страна

Введенные страной меры защиты национальных производителей, шт.

Место в рейтинге по количеству введеных мер защиты производителей

Введенные страной меры для развития свободной торговли, шт.

Место в рейтинге по количеству мер развития свободной торговли

Индия

587

1

187

2

США

587

2

133

4

Россия

400

4

165

3

Бразилия

316

8

242

1

Китай

192

35

97

7

Источник: составлено авторами по данным Global Trade Alert.

Таблица 2

Подверженность стран протекционистским мерам и мерам стимулирования свободной торговли со стороны других государств, 2009-2023, мер, шт.

Страна

Влияющие на страну меры защиты

национальных производителей , шт.

Место в рейтинге по количеству мер защиты производителей

Влияющие на страну меры для развития свободной торговли, шт.

Место в рейтинге по количеству мер развития свободной торговли

Китай

2418

1

975

1

Германия

1751

2

819

3

США

1669

3

845

2

Индия

1270

13

669

8

Россия

1192

16

355

36

Бразилия

1079

23

490

22

Источник: составлено авторами по данным Global Trade Alert.

Россия акцентирует внимание на защите отдельных секторов без закрытия рынков, что также указывает на приверженность принципам свободной торговли с другими странами, с 2014 г. доля политических интересов России и развитых стран перенеслась в регулирование экономических взаимосвязей, что качественно изменило показатели протекционистского профиля страны [7].

Наиболее распространненным инструментом проведения политики протекционизма остаются субсидии для внутренних производителей (более 55% принятых мер) и экспортные ограничения (около 18%).

Динамика стимулирующих мер для интенсификации торговли с иностранными производителями значительно скромнее – 1909 мер по либерализации торговли введены с 2008 года.

Наибольшее число ограничивающих мер направлено на Китай, в адрес этой страны было направлено 2418 дискриминационных мер, хотя стоит отметить, что уровень протекционизма в Китае тоже высок сам по себе. Также в числе лидеров по ограничениям торговли, введенным против данных государств, состоят страны Европейского Союза: в особенности Германия, Франция, Италия; США, а также Южная Корея и Великобритания. Так, например, за 2020 год введено 631 ограничительных мер и 297, способствующих либерализации торговли. Наиболее подверженными дискриминационным мерам секторами являются производство железа и стали и других металлов, машиностроение, химическая промышленность [6].

Трудные условия мировой конкуренции порождают существенные отличия современного протекционизма от протекционизма предшествующих лет, потому что значительно ориентирован не только на типичные защитные меры с мерами нетарифного регулирования и соблюдением интересов национальных производителей [8].

Заключение

Для формирования рационального соотношения между открытым для иностранных производителей рынком и защитой национальных производителей, эффективного участия в торговых взаимодействиях подобных преференциальным торговым соглашениям или членства во Всемирной организации торговли требуется согласованная и сложная деятельность субъектов как государственного, так и предпринимательского сектора, непрерывный мониторинг, исследование и прогнозирование трендов мировой торговли и гибкая адаптация экономических стратегий развивающихся стран к вызовам глобализации.

Важным для любой страны представляется соблюдать равновесие, найти баланс между наивной свободой торговли и слепым протекционизмом в целях эффективного достижения национальных тактических краткосрочных и стратегических долгосрочных национальных целей. На долгосрочном горизонте планирования соотношение принципов протекционизма и фритредерства рассматривается как «тенденция либерализации международной торговли» среди отдельных кластеров стран при растущих ограничительных мерах, связанных не только с экономическиими, но и политическими мотивами, достижение компромиссов при развитии внутреннего рынка, закладывающее базу дальнейшего развития процессов сопоставления и соблюдения взаимных национальных интересов.

Протяженные цепочки создания добавленной стоимости в современных условиях значительная трансформируют понимание соотношения протекционизма и принципов свободной торговли. Создание и функционирование транснациональных производств, в которых участвуют компании стран различной степени экономического развития, не отвечает исторически привычным методам защиты внутренних рынков, а требует повышения гибкости в подходах регулирования торговой политики, так же как для разработки стратегической торговой политики любой страны необходима качественно проработанная макроэкономическая и промышленная политика.