Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE RUSSIAN HOTEL BUSINESS – THE STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT IN THE MODERN PERIOD OF THE ECONOMY

Platonova T.E. 1
1 Odintsovo branch of the Moscow State Institute of International Relations (University)
The article analyzes the state and dynamics of the hotel sector since 2010 in the whole of the Russian Federation and in the regional context. The main problems that have arisen in the development of this business during the pandemic and sanctions restrictions are considered. The purpose of the study is to identify trends in the development of the hotel industry and domestic tourism and ways to solve modern problems of this business, both in Russia and abroad. The author has carried out a fairly detailed analysis of statistical data on the dynamics of the number of hotels, the number of places, the number of people accommodated from 2020 to 2022 in Russia as a whole. The reasons for the decline in these indicators and the growth trends of the hotel business in 2022-2023 are noted. The indicators of the growth of the volume of hotel services in the context of federal districts and individual regions are studied in more detail, conclusions are drawn about the most dynamically developing tourist clusters, such as Baikal, Kamchatka, the Republic of Tatarstan, the Kaliningrad region, etc. The latest results of the work of hotels in the cities of Moscow and St. Petersburg are also considered in more detail. Promising directions of hotel business development both in Russia and abroad are given: “green” marketing, creation of a common information and communication space, personalization of services, introduction of advanced technologies, etc.
hotel business
assessment of the dynamics of quantitative and qualitative indicators of hotel activity
regional features of tourism development in the russian federation
promising areas for improving the quality of hotel services

Введение

Сфера туризма одна из важнейших составляющих «экономики впечатлений», которая должна предоставлять потребителям сильные эмоциональные переживания [5]. При этом туристическая услуга должна обеспечить по возможности комфортные современные условия проживания, питания, обслуживания и организации знакомства с достопримечательностями места пребывания.

Гостиничный бизнес России в этих условиях развивается достаточно быстрыми темпами, несмотря на достаточно сильное влияние последствий пандемийных ограничений, сложную политическую обстановку и кризисные явления в экономике. Государство оказывает постоянную поддержку и стимулирование спроса на туристические услуги. Программой «Туристический кэшбек» в 2022 году было охвачено 2,4 млн туристов с общим объемом продажи услуг на 44 млрд рублей. [1].

Туристический бизнес имеет большое значение и для всего мирового хозяйства. По данным Всемирного совета по путешествиям и туризму (World Travel & Tourism Council) в 2018 г. на сектор туристических услуг приходилось 10,4% мирового ВВП [6].

В начале 00-х годов в Россию пришли известные гостиничные сети. В 2020 году в России были представлены 20 международных гостиничных операторов, которые управляли 210 гостиницами (43 845 номеров) в 41 городе. Самая большая доля рынка (82%) была распределены между пятью компаниями: Accor Hotels, Hilton Worldwide, Marriott International, Radisson Hotel Group, InterContinental Hotels Group. В связи с политической обстановкой некоторые международные сети заявил о своем уходе с российского рынка отелей в 2022 году. Президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Алексей Волков не считает уход брендов из России катастрофой: «Уходят только бренды. Как правило, 99% объектов гостиничной сферы находятся в собственности российских компаний или бенефициаров. Все команды, которые работают на действующих объектах, продолжат это делать»[10].

Целью исследования является выделение тенденций развития гостиничной отрасли и внутреннего туризма и путей решения современных проблем этого бизнеса, как в России, так и зарубежных странах.

Материалы и методы исследования

Исследование базируется на статистических материалах Федеральной службы государственной статистики, Управления Федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управления Федеральной службы государственной статистики по г.Москве и Московской области, эмпирических и статистических методах

Результаты исследования и их обсуждение

На основании этих данных проанализируем основные показатели деятельности коллективных средств размещения, такие как число номеров, число мест число ночевок и расчетные показатели: коэффициент использования номерного фонда и средне число мест на одну гостиницу.

По результата анализа показателей таблицы 1 можно сделать вывод, что общее число гостиниц выросла с 2010 по 2022 год в 2, 8 раза, число мест увеличилось практически в 3 раза, численность размещенных лиц в 2,4 раза, а число ночевок в этих средствах размещения в 3,25 раза.

Таблица 1

Основные показатели деятельности коллективных средств размещения (по полном кругу хозяйствующих субъектов)

Показатели

2010

2020

2022

2022 г в % к 2010 г

Число гостиниц и аналогичных средств размещения

7866

20410

21981

279,4

Число номеров, тыс.

260

583

650

250,0

Число мест, тыс.

530

1362

1593

300,5

Численность размещенных лиц, тыс. чел.

24026

38310

57467

239,8

Число ночевок, тыс.

60425

121971

196855

325,8

Коэффициент использования номерного фонда, %

33,8

24,5

31,2

0,92

Среднее число мест на одну гостиницу

67

67

72

107,6

Источник: составлено автором по данным Росстата [2].

Таблица 2

Данные о динамике объема услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению жилья за декабрь 2022 и март 2023 гг. по регионам России

Регионы России

Фактически, млн руб. за декабрь 2022 г.

Индекс физического объема в % к соответствующему месяцу прошлого года

Фактически, млн руб. за март 2023 г.

Индекс физического объема в % к соответствующему месяцу прошлого года

В целом по России

24 887,5

102,1

24 948,0

102,5

Центральный ФО

7 827,7

96,7

7 726,8

126,2

В т.ч. Москва

5 020,9

101,1

4 951,3

148,4

Северо-Западный ФО

2 741,9

113,1

2 453,1

104,3

В т.ч. Санкт-Петербург

1 0493

121,1

1 166,9

99,1

Южный ФО

7 187,1

100,5

7 262,0

115,9

Северо-Кавказский ФО

713,1

108,0

571,2

112,2

Приволжский ФО

2 187,3

102,2

2 551,1

115,8

В т.ч. Республика Татарстан

716,6

113,5

953,0

134,3

Уральский ФО

1 083,1

101,0

1 085,2

110,5

Сибирский ФО

1740,5

109,5

1906,4

124,7

В т.ч Иркутская область

248,7

120,1

348,0

111,9

Дальневосточный ФО

1351,7

103,9

1392,2

109,8

В т.ч. Камчатский край

79,2

140,7

71,7

107,9

Источник: составлено автором по данным Росстата [2].

Улучшились и качественные показатели деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения: коэффициент использования номерного фонда вырос с 31,2 % до 33,9 %, а среднее число мест в одной гостинице увеличилось с 67 до 72.

Проблемы с заграничными поездками, возникшие в период действия ограничений COVID-19 вызвали переориентацию туристической отрасли и гостиничной индустрии на внутренний туризм, открывая новые возможности для различных регионов, кластеров и создавая новые точки роста для бизнеса.

В целях ускорения развития этого вида отдыха на территории нашей страны в 2021 году была принята Государственная программа «Туризм и индустрия гостеприимства». В рамках реализации этого Нацпроекта запланированы инвестиции суммарно 1,009 трлн рублей, в т.ч.: • из федерального бюджета – 222,2 млрд руб.; • из региональных бюджетов – 90 млрд руб.; • внебюджетные инвестиции – 698 млрд рублей[1].

Для проведения исследования территориального развития гостиничного бизнеса по федеральным округам РФ после принятия этой программы была составлена таблица 2.

Данные таблицы 2 свидетельствуют об общем росте объема услуг гостиниц, в целом, по России в декабре 2022 года на 2,1 %, а в марте 2023 года на 2,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Следует отметить, что в декабре 2022 года прирост индекса физического объема к соответствующему периоду прошлого года имел наибольшее значение по Северо-Западному федеральному округу (113,1%); Северо-Кавказскому федеральному округу (108,0%); Сибирскому федеральному округу (109,5%). Центральный федеральный округ имел отрицательный прирост (96,7%).

Результаты марта 2023 года показали сохранение общей тенденции роста объема гостиничных услуг по России (102,5%). Однако лидеры частично поменялись. На первом месте по индексу прироста физического объема к соответствующим месяцу прошлого года вышел Центральный ФО (126,2%); Приволжский федеральный округ (115,8%). Сибирский федеральный округ остался в лидерах (124,7%).

Расширение географии путешествий по России и реализация положений Государственной программы «Развитие туризма» вызвало создание дополнительных точек роста для появления новых гостиничных и туристических проектов.

Таблица 3

Основные показатели развития гостиничного хозяйства в г. Москве и г. Санкт-Петербурге за 2019-2021 гг.

Показатели

2019

2020

2021

2021 в % к 2020

Москва

       

Число гостиниц и аналогичных средств размещения

1427

1142

1216

106,5

Число мест, тыс.

226

237

275

116,0

Численность размещенных лиц, тыс.чел.

14820

7252

9163

126,4

Средне число мест на одну гостиницу

158,4

207,5

226,2

109,0

Санкт-Петербург

       

Число гостиниц и аналогичных средств размещения

1002

823

833

102,2

Число мест, тыс.

94

87

95

109,5

Численность размещенных лиц, тыс. чел.

5887

2908

4336

149,1

Среднее число мест на одну гостиницу

93,7

105,6

114,3

108,2

Источники: составлено автором по данным сборников «Санкт-Петербург в 2021 году». URL: https://78.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/11000122_122021.pdf и «Московский статистический ежегодник 2022»/ URL: https://77.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/2022%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf

Исходя из данных таблицы 2, в Приволжском федеральном округе опережающими темпами развивался гостиничный бизнес в Республике Татарстан (134,3 % – в марте 2023 года); в Сибирском федеральном округе – в Иркутской области (111,9 % – в марте 2023 года); в Дальневосточном федеральном округе – в Камчатском крае ( 107,9 % – в марте 2023 года).

Москва и Санкт-Петербург, по прежнему, являются наиболее посещаемыми городами. Рассмотрим показатели гостиничного бизнеса за последние годы [3,4].

Результаты деятельности гостиниц в 2021 году показали значительный рост: количество гостиниц выросло в Москве на 6,5 %, число мест в них – на 16%, численность размещенных лиц – на 26,4%. В Санкт-Петербурге эти показатели составили соответственно – 1,2%, 9,5% и 49,1%. Таким образом по показателю загрузки преобладали гостиницы г. Санкт-Петербурга.

В 1 половине 2022 года Москва стала одним из главных направлений для отдыха у россиян, хотя прежде столицу посещали, в основном, с деловыми целями. В первом полугодии 2022 года столицу посетили 9 миллионов человек , что на 7% выше результата первой половины 2021 года. Возросла загрузка в гостиницах более бюджетных сегментов, что сдержало восстановление средней цены до уровня 2019 года ввиду меньшей платежеспособности [3].

В Санкт-Петербурге также успешно развивался туристический бизнес. В первой половине 2022 года город посетили около 3,8 млн путешественников. Количество иностранных туристов составило порядка 130 тыс. человек, что на 62% выше по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. По данным комитета по туризму наибольшее число путешественников приезжали в Санкт-Петербург из Москвы и Московской области, а также Северо-Западного, Приволжского, Центрального и Южного федеральных округов [4].

Заключение

Рассмотрев и сравнив показатели динамики гостиничного бизнеса России на основании данных статистических органов, можно отметить основные тенденции его развития. За период с 2010 до 2022 года, достигнуты значительные успехи в развитии гостиничного бизнеса: число гостиниц выросло в 2,8 раза, число мест в них увеличилось в 3 раза, число ночевок – в 3,2 раза, Серьезно изменилось в лучшую сторону качество предоставляемого гостиничного сервиса. В то же время произошли и негативные события, мировой и российский рынок туризма и гостиничных услуг оказался в значительной степени подвержен негативным последствиям от COVID-19, санкционные ограничения усложнили ведение гостиничного бизнеса в большинстве российских регионов, особенно, центральных. Произошел отток иностранных туристов, особенно в люксовом сегменте, ушли с рынка гостиничных услуг РФ ряд зарубежных гостиничных брендов.

В этих условиях возникли новые тенденции на рынке туризма РФ: многие граждане, предпочитающие отдых преимущественно за рубежом, стали проводить его в России. В целях ускорения развития этого вида отдыха в 2021 году была принята Государственная программа «Развитие туризма» [6]. В данной программе были выделены территории, которые получили условия для опережающего развития рынка туристических услуг: Большое Золотое кольцо, Байкал, Камчатка, Алтай, Карелия, Республика Татарстан, Калининградская и Курганская область и др.

На сегодняшний день сложности с заграничными поездками также сохраняются, в связи с чем для туристической отрасли и индустрии гостеприимства России сохраняется потенциал дальнейшего развития.

Следует отметить следующие новые тенденции в сфере гостиничного бизнеса, которые будут способствовать повышению качества обслуживания клиентов и росту объемов гостиничных услуг.

Одной из передовых технологий работы зарубежных гостиниц является «зеленый» или экологический маркетинг, который предусматривает инновационные технологии, позволяющие экономить электроэнергию, тепло, воду и другие ресурсы, избегать загрязнения окружающей среды, использовать природные источники (солнце, свет, ветер и т.п.) [7].

Большое значение приобретают и такие направления развития гостиничного и туристического бизнеса, как: открытие малых отелей, бутик-отелей и модернизированных отелей – санаториев; улучшенная персонализация гостей в соответствии с их личными запросами; увеличение оздоровительных, паломнических поездок и поездок по экологическим направлениям туризма; создание чат-ботов отелей и «умных» номеров; укрепление кибер-безлпасности и сохранности данных гостей и др. [9].

Гостиничный бизнес, как вся туристическая сфера услуг, имеет большой экономический потенциал и является одним из важнейших драйверов роста экономики, повышения благосостояния и качества отдыха российских граждан, формирования благоприятной среды жизни и международного имиджа нашей страны.