Введение
Сфера туризма одна из важнейших составляющих «экономики впечатлений», которая должна предоставлять потребителям сильные эмоциональные переживания [5]. При этом туристическая услуга должна обеспечить по возможности комфортные современные условия проживания, питания, обслуживания и организации знакомства с достопримечательностями места пребывания.
Гостиничный бизнес России в этих условиях развивается достаточно быстрыми темпами, несмотря на достаточно сильное влияние последствий пандемийных ограничений, сложную политическую обстановку и кризисные явления в экономике. Государство оказывает постоянную поддержку и стимулирование спроса на туристические услуги. Программой «Туристический кэшбек» в 2022 году было охвачено 2,4 млн туристов с общим объемом продажи услуг на 44 млрд рублей. [1].
Туристический бизнес имеет большое значение и для всего мирового хозяйства. По данным Всемирного совета по путешествиям и туризму (World Travel & Tourism Council) в 2018 г. на сектор туристических услуг приходилось 10,4% мирового ВВП [6].
В начале 00-х годов в Россию пришли известные гостиничные сети. В 2020 году в России были представлены 20 международных гостиничных операторов, которые управляли 210 гостиницами (43 845 номеров) в 41 городе. Самая большая доля рынка (82%) была распределены между пятью компаниями: Accor Hotels, Hilton Worldwide, Marriott International, Radisson Hotel Group, InterContinental Hotels Group. В связи с политической обстановкой некоторые международные сети заявил о своем уходе с российского рынка отелей в 2022 году. Президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Алексей Волков не считает уход брендов из России катастрофой: «Уходят только бренды. Как правило, 99% объектов гостиничной сферы находятся в собственности российских компаний или бенефициаров. Все команды, которые работают на действующих объектах, продолжат это делать»[10].
Целью исследования является выделение тенденций развития гостиничной отрасли и внутреннего туризма и путей решения современных проблем этого бизнеса, как в России, так и зарубежных странах.
Материалы и методы исследования
Исследование базируется на статистических материалах Федеральной службы государственной статистики, Управления Федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управления Федеральной службы государственной статистики по г.Москве и Московской области, эмпирических и статистических методах
Результаты исследования и их обсуждение
На основании этих данных проанализируем основные показатели деятельности коллективных средств размещения, такие как число номеров, число мест число ночевок и расчетные показатели: коэффициент использования номерного фонда и средне число мест на одну гостиницу.
По результата анализа показателей таблицы 1 можно сделать вывод, что общее число гостиниц выросла с 2010 по 2022 год в 2, 8 раза, число мест увеличилось практически в 3 раза, численность размещенных лиц в 2,4 раза, а число ночевок в этих средствах размещения в 3,25 раза.
Таблица 1
Основные показатели деятельности коллективных средств размещения (по полном кругу хозяйствующих субъектов)
Показатели |
2010 |
2020 |
2022 |
2022 г в % к 2010 г |
Число гостиниц и аналогичных средств размещения |
7866 |
20410 |
21981 |
279,4 |
Число номеров, тыс. |
260 |
583 |
650 |
250,0 |
Число мест, тыс. |
530 |
1362 |
1593 |
300,5 |
Численность размещенных лиц, тыс. чел. |
24026 |
38310 |
57467 |
239,8 |
Число ночевок, тыс. |
60425 |
121971 |
196855 |
325,8 |
Коэффициент использования номерного фонда, % |
33,8 |
24,5 |
31,2 |
0,92 |
Среднее число мест на одну гостиницу |
67 |
67 |
72 |
107,6 |
Источник: составлено автором по данным Росстата [2].
Таблица 2
Данные о динамике объема услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению жилья за декабрь 2022 и март 2023 гг. по регионам России
Регионы России |
Фактически, млн руб. за декабрь 2022 г. |
Индекс физического объема в % к соответствующему месяцу прошлого года |
Фактически, млн руб. за март 2023 г. |
Индекс физического объема в % к соответствующему месяцу прошлого года |
В целом по России |
24 887,5 |
102,1 |
24 948,0 |
102,5 |
Центральный ФО |
7 827,7 |
96,7 |
7 726,8 |
126,2 |
В т.ч. Москва |
5 020,9 |
101,1 |
4 951,3 |
148,4 |
Северо-Западный ФО |
2 741,9 |
113,1 |
2 453,1 |
104,3 |
В т.ч. Санкт-Петербург |
1 0493 |
121,1 |
1 166,9 |
99,1 |
Южный ФО |
7 187,1 |
100,5 |
7 262,0 |
115,9 |
Северо-Кавказский ФО |
713,1 |
108,0 |
571,2 |
112,2 |
Приволжский ФО |
2 187,3 |
102,2 |
2 551,1 |
115,8 |
В т.ч. Республика Татарстан |
716,6 |
113,5 |
953,0 |
134,3 |
Уральский ФО |
1 083,1 |
101,0 |
1 085,2 |
110,5 |
Сибирский ФО |
1740,5 |
109,5 |
1906,4 |
124,7 |
В т.ч Иркутская область |
248,7 |
120,1 |
348,0 |
111,9 |
Дальневосточный ФО |
1351,7 |
103,9 |
1392,2 |
109,8 |
В т.ч. Камчатский край |
79,2 |
140,7 |
71,7 |
107,9 |
Источник: составлено автором по данным Росстата [2].
Улучшились и качественные показатели деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения: коэффициент использования номерного фонда вырос с 31,2 % до 33,9 %, а среднее число мест в одной гостинице увеличилось с 67 до 72.
Проблемы с заграничными поездками, возникшие в период действия ограничений COVID-19 вызвали переориентацию туристической отрасли и гостиничной индустрии на внутренний туризм, открывая новые возможности для различных регионов, кластеров и создавая новые точки роста для бизнеса.
В целях ускорения развития этого вида отдыха на территории нашей страны в 2021 году была принята Государственная программа «Туризм и индустрия гостеприимства». В рамках реализации этого Нацпроекта запланированы инвестиции суммарно 1,009 трлн рублей, в т.ч.: • из федерального бюджета – 222,2 млрд руб.; • из региональных бюджетов – 90 млрд руб.; • внебюджетные инвестиции – 698 млрд рублей[1].
Для проведения исследования территориального развития гостиничного бизнеса по федеральным округам РФ после принятия этой программы была составлена таблица 2.
Данные таблицы 2 свидетельствуют об общем росте объема услуг гостиниц, в целом, по России в декабре 2022 года на 2,1 %, а в марте 2023 года на 2,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Следует отметить, что в декабре 2022 года прирост индекса физического объема к соответствующему периоду прошлого года имел наибольшее значение по Северо-Западному федеральному округу (113,1%); Северо-Кавказскому федеральному округу (108,0%); Сибирскому федеральному округу (109,5%). Центральный федеральный округ имел отрицательный прирост (96,7%).
Результаты марта 2023 года показали сохранение общей тенденции роста объема гостиничных услуг по России (102,5%). Однако лидеры частично поменялись. На первом месте по индексу прироста физического объема к соответствующим месяцу прошлого года вышел Центральный ФО (126,2%); Приволжский федеральный округ (115,8%). Сибирский федеральный округ остался в лидерах (124,7%).
Расширение географии путешествий по России и реализация положений Государственной программы «Развитие туризма» вызвало создание дополнительных точек роста для появления новых гостиничных и туристических проектов.
Таблица 3
Основные показатели развития гостиничного хозяйства в г. Москве и г. Санкт-Петербурге за 2019-2021 гг.
Показатели |
2019 |
2020 |
2021 |
2021 в % к 2020 |
Москва |
||||
Число гостиниц и аналогичных средств размещения |
1427 |
1142 |
1216 |
106,5 |
Число мест, тыс. |
226 |
237 |
275 |
116,0 |
Численность размещенных лиц, тыс.чел. |
14820 |
7252 |
9163 |
126,4 |
Средне число мест на одну гостиницу |
158,4 |
207,5 |
226,2 |
109,0 |
Санкт-Петербург |
||||
Число гостиниц и аналогичных средств размещения |
1002 |
823 |
833 |
102,2 |
Число мест, тыс. |
94 |
87 |
95 |
109,5 |
Численность размещенных лиц, тыс. чел. |
5887 |
2908 |
4336 |
149,1 |
Среднее число мест на одну гостиницу |
93,7 |
105,6 |
114,3 |
108,2 |
Источники: составлено автором по данным сборников «Санкт-Петербург в 2021 году». URL: https://78.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/11000122_122021.pdf и «Московский статистический ежегодник 2022»/ URL: https://77.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/2022%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf
Исходя из данных таблицы 2, в Приволжском федеральном округе опережающими темпами развивался гостиничный бизнес в Республике Татарстан (134,3 % – в марте 2023 года); в Сибирском федеральном округе – в Иркутской области (111,9 % – в марте 2023 года); в Дальневосточном федеральном округе – в Камчатском крае ( 107,9 % – в марте 2023 года).
Москва и Санкт-Петербург, по прежнему, являются наиболее посещаемыми городами. Рассмотрим показатели гостиничного бизнеса за последние годы [3,4].
Результаты деятельности гостиниц в 2021 году показали значительный рост: количество гостиниц выросло в Москве на 6,5 %, число мест в них – на 16%, численность размещенных лиц – на 26,4%. В Санкт-Петербурге эти показатели составили соответственно – 1,2%, 9,5% и 49,1%. Таким образом по показателю загрузки преобладали гостиницы г. Санкт-Петербурга.
В 1 половине 2022 года Москва стала одним из главных направлений для отдыха у россиян, хотя прежде столицу посещали, в основном, с деловыми целями. В первом полугодии 2022 года столицу посетили 9 миллионов человек , что на 7% выше результата первой половины 2021 года. Возросла загрузка в гостиницах более бюджетных сегментов, что сдержало восстановление средней цены до уровня 2019 года ввиду меньшей платежеспособности [3].
В Санкт-Петербурге также успешно развивался туристический бизнес. В первой половине 2022 года город посетили около 3,8 млн путешественников. Количество иностранных туристов составило порядка 130 тыс. человек, что на 62% выше по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. По данным комитета по туризму наибольшее число путешественников приезжали в Санкт-Петербург из Москвы и Московской области, а также Северо-Западного, Приволжского, Центрального и Южного федеральных округов [4].
Заключение
Рассмотрев и сравнив показатели динамики гостиничного бизнеса России на основании данных статистических органов, можно отметить основные тенденции его развития. За период с 2010 до 2022 года, достигнуты значительные успехи в развитии гостиничного бизнеса: число гостиниц выросло в 2,8 раза, число мест в них увеличилось в 3 раза, число ночевок – в 3,2 раза, Серьезно изменилось в лучшую сторону качество предоставляемого гостиничного сервиса. В то же время произошли и негативные события, мировой и российский рынок туризма и гостиничных услуг оказался в значительной степени подвержен негативным последствиям от COVID-19, санкционные ограничения усложнили ведение гостиничного бизнеса в большинстве российских регионов, особенно, центральных. Произошел отток иностранных туристов, особенно в люксовом сегменте, ушли с рынка гостиничных услуг РФ ряд зарубежных гостиничных брендов.
В этих условиях возникли новые тенденции на рынке туризма РФ: многие граждане, предпочитающие отдых преимущественно за рубежом, стали проводить его в России. В целях ускорения развития этого вида отдыха в 2021 году была принята Государственная программа «Развитие туризма» [6]. В данной программе были выделены территории, которые получили условия для опережающего развития рынка туристических услуг: Большое Золотое кольцо, Байкал, Камчатка, Алтай, Карелия, Республика Татарстан, Калининградская и Курганская область и др.
На сегодняшний день сложности с заграничными поездками также сохраняются, в связи с чем для туристической отрасли и индустрии гостеприимства России сохраняется потенциал дальнейшего развития.
Следует отметить следующие новые тенденции в сфере гостиничного бизнеса, которые будут способствовать повышению качества обслуживания клиентов и росту объемов гостиничных услуг.
Одной из передовых технологий работы зарубежных гостиниц является «зеленый» или экологический маркетинг, который предусматривает инновационные технологии, позволяющие экономить электроэнергию, тепло, воду и другие ресурсы, избегать загрязнения окружающей среды, использовать природные источники (солнце, свет, ветер и т.п.) [7].
Большое значение приобретают и такие направления развития гостиничного и туристического бизнеса, как: открытие малых отелей, бутик-отелей и модернизированных отелей – санаториев; улучшенная персонализация гостей в соответствии с их личными запросами; увеличение оздоровительных, паломнических поездок и поездок по экологическим направлениям туризма; создание чат-ботов отелей и «умных» номеров; укрепление кибер-безлпасности и сохранности данных гостей и др. [9].
Гостиничный бизнес, как вся туристическая сфера услуг, имеет большой экономический потенциал и является одним из важнейших драйверов роста экономики, повышения благосостояния и качества отдыха российских граждан, формирования благоприятной среды жизни и международного имиджа нашей страны.