Введение
Человеческий капитал – это многогранное понятие, которое включает в себя целый набор позиций, который позволяет человеку быть ценным членом общества и приносить ему пользу.
Общеизвестно, что человеческий капитал на сегодняшний день является главным из видов капитала, плотно сливаясь с фактором производства «труд». Более того, в современную эпоху крайне сложно провести границу между факторами производства «капитал» и «труд». Легко идентифицировать капитал в вещественной форме – в виде зданий, станков и сооружений, но носителем капитала в невещественной форме – умений, технологий, знаний и навыков – является человек. А для того, чтобы овладеть этими знаниями и умениями, необходимо образование. Под образованием в разные эпохи понимали разное, на сегодняшний момент образование – это не просто умение читать и писать, это то, что позволяет продуктивно использовать современные технологии и преобразовывать информацию в экономические блага.
Целью исследования является определение доли образования в человеческом капитале в целом, а также роста доли цифровизации в современном обучении.
Материал и методы исследования
Авторами использованы, преимущественно, статистические и аналитические методы исследования, опирающиеся на данные, находящиеся в открытом доступе.
Результаты исследования и их обсуждение
Понятие «человеческий капитал» впервые использовал Нобелевский (впоследствии) лауреат Теодор Шульц, который трактовал его следующим образом: «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом» [1]. Впоследствии в понятие человеческого капитала стали, упрощенно, включать здоровье, образование и среднюю продолжительность жизни. Всемирный банк уже на протяжении многих лет осуществляет «Проект развития человеческого капитала», в рамках которого проходит ежегодный мониторинг так называемого «Индекса человеческого капитала», который отслеживает динамику изменения данного показателя у населения стран-участников проекта [2].
В рамках нашего исследования, нас интересует больше всего показатель «образование». Ему в таблице 1 посвящены столбцы 3-5. В столбце 3 отражается средняя продолжительность пребывания в учебных заведениях среднестатистического человека, в столбце 4 – его набор знаний за этот период, а в столбце 5 – интегральный показатель, рассчитывающий за какой период времени можно получить тот объем знаний, который отражается в столбце 4. Таким образом делается поправка на качество образования, поскольку можно учиться очень долго, но при этом не слишком успешно.
Таблица 1
Индекс Человеческого капитала
Название страны |
Возможность дожить до 5 лет (детская смертность) |
Ожидаемая продолжительность обучения в школе |
Суммарный результат |
Годы обучения с поправкой на обучение |
Доля детей до 5 лет без задержки роста |
Средняя продолжительность жизни |
ИЧК |
Афганистан |
0,93 |
8,6 |
355 |
4,9 |
0,59 |
0,78 |
0,39 |
Австрия |
1,00 |
13,9 |
525 |
11,7 |
.. |
0,94 |
0,79 |
Азербайджан |
0,98 |
11,6 |
472 |
8,7 |
0,82 |
0,87 |
0,60 |
Канада |
0,99 |
13,7 |
537 |
11,7 |
.. |
0,94 |
0,80 |
Дания |
1,00 |
13,4 |
531 |
11,4 |
.. |
0,93 |
0,77 |
Германия |
1,00 |
13,9 |
528 |
11,7 |
.. |
0,93 |
0,79 |
Гогконг, Китай |
0,99 |
13,4 |
562 |
12,1 |
.. |
0,95 |
0,82 |
Венгрия |
1,00 |
13,0 |
516 |
10,7 |
.. |
0,87 |
0,70 |
Казахстан |
0,99 |
13,3 |
537 |
11,5 |
0,92 |
0,80 |
0,75 |
Румыния |
0,99 |
12,2 |
452 |
8,8 |
.. |
0,87 |
0,60 |
Российская Федерация |
0,99 |
13,8 |
538 |
11,9 |
.. |
0,78 |
0,73 |
Швейцария |
1,00 |
13,3 |
524 |
11,1 |
.. |
0,95 |
0,77 |
Украина |
0,99 |
13,0 |
490 |
10,2 |
.. |
0,81 |
0,65 |
ОАЭ |
0,99 |
13,1 |
451 |
9,5 |
.. |
0,93 |
0,66 |
Великобритания |
1,00 |
13,9 |
517 |
11,5 |
.. |
0,94 |
0,78 |
США |
0,99 |
13,3 |
523 |
11,1 |
0,98 |
0,90 |
0,76 |
Примечание: составлено авторами по данным [3].
Таблица 2
Рейтинг эффективности национального образования
№ |
Страна |
Индекс |
Когнитивные навыки |
Образованность |
1 |
Южная Корея |
1.30 |
1.35 |
1.19 |
2 |
Япония |
1.03 |
1.20 |
0.70 |
3 |
Сингапур |
0.99 |
1.65 |
-0.33 |
4 |
Гонконг |
0.96 |
1.34 |
0.20 |
5 |
Финляндия |
0.92 |
0.99 |
0.79 |
6 |
Великобритания |
0.67 |
0.52 |
0.96 |
7 |
Канада |
0.60 |
0.77 |
0.25 |
8 |
Нидерланды |
0.58 |
0.57 |
0.58 |
9 |
Ирландия |
0.51 |
0.49 |
0.55 |
10 |
Польша |
0.50 |
0.33 |
0.85 |
11 |
Дания |
0.46 |
0.32 |
0.75 |
12 |
Германия |
0.41 |
0.48 |
0.28 |
13 |
Россия |
0.40 |
0.50 |
0.19 |
14 |
Соединенные Штаты Америки |
0.39 |
0.49 |
0.19 |
Примечание: составлено авторами по данным [5].
Подборка государств, участвующих в рейтинге, не случайна. На наш взгляд, выборка представляет собой интерес с точки зрения международных сопоставлений, прежде всего, некоего конъюнктурного характера. Политика выходит за рамки данного исследования, но авторы сочли возможным и интересным оставить именно данный набор – участников рейтинга. Самый высокий уровень индекса человеческого капитала в данной подборке у Гонконга – 0,82, а самый низкий – у Афганистана – 0,39. Российская Федерация находится в зоне «крепких середнячков» с индексом 0,73, приблизительно между Венгрией и США. Очень интересны, на наш взгляд, сравнительные показатели отдельных позиций в рейтинге. Если показатели детской смертности практически во всех странах, кроме Афганистана, практически равны и очень высоки, то, начиная с образования, разница становится очень значительна. Наша страна, к сожалению, крайне серьезно отстает от остальных в показателе «средняя продолжительность жизни», находясь на одном уровне с Афганистаном, но при этом по показателю суммарного результата обучения уступает только Гонконгу.
С точки зрения продуктивности обучения, существует рейтинг стран по эффективности систем образования. Он подсчитывается британской компанией Pearson Education, начиная с 2012 года и включает интегральную оценку нескольких составляющих. Во-первых, это когнитивные навыки, которые состоят из рейтинга стран по чтению и пониманию текста, рейтинга по качеству математического и естественнонаучного образования, а также образовательных достижений учащегося. Во-вторых, это уровень образованности населения, который, в свою очередь, также состоит из двух элементов: индекса грамотности населения от ЮНЕСКО и индекса совокупной доли учащихся, получающих среднее и высшее образования, который подсчитывается ОЭСР [4]. К сожалению, последний рейтинг, в котором участвовала наша страна был опубликован в 2016 году, но в этом рейтинге наша страна выглядит не так уж плохо.
Конечно, все эти рейтинги – во многом лукавство, и не передают общей картины, более того, всегда можно среди множества рейтингов найти тот, который подтвердит нужную точку зрения, но тем не менее, интересны аналогии между различными рейтингами.
Интересно, что данные рисунка 1 коррелируют с данными таблицы 2. Получается очень интересная тенденция – зависимость уровня образования в стране и уровня цифровизации экономики. С одной стороны, закономерно, что образованная страна владеет современными технологиями, но, с другой стороны, на наш взгляд, существует обратная связь.
Рис. 1. Место России в международных рейтингах цифрового развития [6]
Рис. 2. Цифровая платформа образования в рамках реализации государственной программы «Цифровая образовательная среда» [8]
Речь идет о том, что современное образование однозначно и неуклонно движется в сторону цифровизации. Доступность онлайн-образования делает его однозначно более конкурентоспособным по сравнению с традиционными формами. Традиционное образование сегодня держится только за счет государственных стандартов и государственной поддержки. Если у тебя нет диплома установленного образца – значит, у тебя нет и образования как такового с точки зрения официальных властей и официальной статистики. Но, в реальной жизни, это далеко не так. Не случайно разнообразные обучающие программы в Интернет пользуются столь большим спросом – зачастую людям важнее знания, нежели официальный диплом.
Более того, наличие ЕГЭ (в нашей стране) или его аналогов, дает возможность продемонстрировать уровень своих знаний каждому желающему, и, если тест пройден – то соискатель получает официальный диплом, и может считаться квалифицированным специалистом, не важно каким путем получившим знания. Это очень удобно в современном мире, когда существуют дистанционные работы и ты можешь жить где угодно, при этом твой ребенок получает полноценное образование не покидая дома. Пандемия усилила эту тенденцию, а нарастание вооружённых конфликтов по всему миру, и соответственно, беженцев, ее поддержало. Дистанционное образование дешево и удобно, поэтому постепенно будет вытеснять традиционное.
В России в рамках национального проекта «Образование» существует национальные проект «Цифровая образовательная среда» [7]. Он существует уже с 2019 года и достаточно успешно реализуется, прекрасно коррелируя с национальным проектом «Цифровизация экономики». Так, например, уже к концу 2023 года все школы нашей страны будут оснащены Wi-Fi, а 20% студентов к концу 2024 года будут осваивать навыки и дисциплины онлайн.
На рисунке 2 представлены составляющие будущей цифровой образовательной платформы. Она многогранна, и само ее существование говорит о том, что государство отдает отчет о важности цифровизации образования. Нет ничего проще, чем загнать образование в традиционные рамки, но при этом мы однозначно будем терять будущее и обречем себя на догоняющий тип развития. В современной геополитической обстановке мы просто не можем позволить себе подобную роскошь.
Заключение
Человеческий капитал, как уже говорилось, – это самый важный вид капитала. По сути, он состоит из образования и здоровья. Тема данного исследования – образование. Образование в современных условиях эволюционирует в сторону его цифровизации, это абсолютно объективный процесс, противиться ему невозможно, как невозможно сопротивляться прогрессу в целом. Естественно, что государства, стремящиеся к росту человеческого капитала, будут всячески поощрять цифровизацию образования и вкладывать туда средства. Российские национальные проекты «Цифровая образовательная среда» и «Цифровая экономика» – прекрасные своевременные проекты, которые позволят нашей стране выйти на качественно новый уровень развития человеческого капитала.