Введение
Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства имеет огромное значение для развития экономики и улучшения благосостояния населения. Данная поддержка может проявляться в виде субсидий, льготных кредитов, грантов и других форм помощи. Основная цель такой поддержки заключается в том, чтобы облегчить доступ малым предприятиям к финансовым ресурсам и повысить их конкурентоспособность на рынке, благодаря чему, предприниматели могут расширять свой бизнес, увеличивать производство и создавать новые рабочие места. В современных условиях подавляющая часть субъектов малого и среднего предпринимательства сталкивается с проблемами недофинансирования, когда имеющихся средств оказывается недостаточно для дальнейшего их развития и укрепления финансовой устойчивости. Как следствие, предприятия данного сектора вынуждены прибегать к помощи кредитных организаций и финансовой поддержке со стороны государства.
Целью данной работы является исследование инструментов государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства и обоснование развития теоретических составляющих.
Материалы и методы исследования
Методический аппарат исследования включает в себя методы системно- структурного, функционального, факторного и сравнительного анализа с построением аналитических моделей на основе синтеза современных научных методов познания экономико-социальных явлений. Методологическим инструментарием выступают графический, статистический и экономико-математические методы обработки информации.
Результаты исследования и их обсуждение
Государство, оказывая в растущих объемах финансовую поддержку малому и среднему предпринимательству, решает важнейшую задачу: ускорение социально-экономического развития общества посредством внедрения инноваций, создания новых рабочих мест, снижения уровня безработицы в стране, что, в конечном счете, обеспечивает рост благосостояние населения страны. Эффективность государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства во многом зависит от используемых для этого инструментов, так как они обеспечивают целенаправленное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития производств и услуг в секторе малого и среднего предпринимательства посредством инвестирования государственных финансовых ресурсов.
Стоит отметить, что относительно понятия «государственная финансовая поддержка малого предпринимательства» среди ученых до сих пор существуют споры и разные взгляды. На сегодняшний день данный вопрос освещается рядом отечественных авторов, поэтому уже сложились целостные мнения о представлении государственной финансовой поддержки малого предпринимательства, которые представлены в таблице 1.
Согласно данным, представленным в таблице 1, на данный момент наиболее актуальными концептуальными подходами к определению сущности финансового механизма государственной поддержки малого бизнеса ученые выделяют такие как функциональный и институциональный, которые в свою очередь взаимосвязаны посредством системного подхода.
Поддержка субъектов малого и среднего как деятельность органов государственной власти и местного самоуправления путем развития соответствующей инфраструктуры предусмотрена как федеральными, так и региональными и муниципальными программами в контексте реализации мероприятий, сформулированных в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2].
Опираясь на нормативно-правового акт, представленный выше, мы можем сгруппировать концептуальные подходы к определению сущности государственной финансовой поддержки малого предпринимательства, которые подразделяются на функциональный и институциональный (рисунок 1).
Исходя из данных, представленных на рисунке 1, можно сделать вывод, что приведенный выше закон действует с точки зрения институтов и функций (государство выступает в качестве института, а исполнительные органы, осуществляя ряд соответствующих функций относительно этого института, способствуют развитию малого и среднего предпринимательства).
Рис. 1. Концептуальные подходы к определению сущности государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Источник: составлено автором по материалам [3,5,7,8]
Таблица 1
Авторские мнения о концептуальных подходах к определению необходимости государственной финансовой поддержки малого предпринимательства
Функциональный подход |
|
М.В. Кузнецова |
Государственная финансовая поддержка МСП – анализ государственного координирования, стимулирования и контроля за деятельностью малого бизнеса, осуществляющийся с помощью системы государственных мер, нацеленных на формирование условий функционирования малого предпринимательства |
Институциональный подход |
|
К.Ю. Багратуни |
Государственная поддержка МСП – форма стимулирования саморазвития предпринимательства и устранение (смягчение) существующих для этого препятствий с использованием доступных мер и инструментов в достижении социально-экономических задач общества Государственная поддержка МСП – повышение роли государственных институтов в трансформационных процессах и институциональных реформах. |
К.А. Левченко |
Государственная финансовая поддержка МСП – целенаправленное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития производств, а также инвестирование в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях |
Системный подход |
|
О.И. Дивиченко |
Государственная финансовая поддержка МСП – использование финансовых инструментов поддержки малого бизнеса и обеспечение многоцелевой направленности, которая расширяет спектр предпринимательской деятельности |
Источник: составлено автором по материалам [7,3,8,5].
Также можно заметить, что концептуальные подходы тесно взаимосвязаны посредством использования системного подхода, который базируется на комплексном исследовании любой системы, ее структуры и взаимосвязей между элементами. Системный подход является главным и связующим звеном, поскольку без системной организации поддержки малого предпринимательства со стороны государства, эффективное и динамичное развитие предпринимательской политики в современной России при различных условиях не является возможным. Применяя один инструмент, а не набор инструментов, можно повлиять только на одну составляющую предприятия, именно поэтому системный подход является необходимым элементом.
К мерам поддержки малого предпринимательства при функциональном подходе можно отнести развитие и усовершенствование государственных программ, разработку национальных проектов, выполнение государственных и муниципальных заказов, гранты бизнеса, субсидии фондам поддержки и так далее.
Мерой поддержки малого бизнеса при применении институционального подхода является развитие институтов поддержки предпринимательской деятельности, к которым в свою очередь можно отнести фонды поддержки, бизнес-инкубаторы, технопарки и другие институты поддержки. На сегодняшний день основными институтами развития малого предпринимательства в Российской Федерации являются АО «Корпорация «МСП»», АО Корпорация «МСП Банк», Фонд развития инноваций (ФСИ) и другие.
Приводя примеры инструментов финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства по системному подходу, стоит отметить, что их предоставление зависит от применяемой отрасли, уровня развития малого и среднего предпринимательства, общих характеристик субъекта данного сектора.
Также на основе анализа концептуальных подходов к определению необходимости поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства автором были сгруппированы инструменты государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Данные инструменты были классифицированы по уровню управления, по источникам финансирования и по характеру воздействия (рисунок 2).
Рис. 2. Инструменты государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства Источник: составлено автором по материалам [3,4,11,12]
Особое внимание хотелось бы уделить тому, что, учитывая тот факт, что каждый предоставляемый рубль из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должен обеспечивать максимальный эффект, то в целях обеспечения контроля за использованием бюджетных средств могут быть использованы современные цифровые инструменты (например, запланированный к реализации с 2022 года в пилотном проекте цифровой рубль). Усиление эффекта от его внедрения может быть реализовано посредством использования технологии смарт-контрактов, предложенной Ником Сабо еще в 1996 году [4].
Опираясь на вышесказанное, можно говорить об относительно эффективной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства со стороны государства, однако, на данный момент доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте (далее – ВВП) Российской Федерации составляет примерно 21,9%, что является ниже глобальных показателей варьирующихся от 50% до 70%. За последние годы этот показатель продолжает сокращаться, несмотря на значительное увеличение государственной поддержки. Это в первую очередь связано с сокращением количества субъектов малого предпринимательства, которое происходит посредством возникновения финансовых проблем. Основными проблемами, стоящими на пути развития малого предпринимательства, являются следующие: недостаточное финансирование, ограниченный доступ малых предприятий к негосударственным источникам финансирования, высокие налоговые ставки, а также нехватка кадрового обеспечения высококвалифицированными специалистами, вовлеченными в процесс формирования финансовой поддержки малых предприятий (рисунок 3).
Согласно данным, представленным в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, была построена диаграмма по количеству субъектов малого бизнеса за 2016–2022 гг., которая представлена на рисунке 3. Из анализа можно заметить, что количество субъектом малых предприятий (без учета индивидуальных предприятий и микропредприятий) с каждым годом уменьшается. За анализируемый период было ликвидированы около 55 287 ед. малых предприятий. Данное изменение можно связать с тем, что из-за своих ограниченных размеров, недостатка финансирования и сильной зависимости от внешней среды, малые предприятия подвергаются серьезным рискам. У них часто отсутствуют значительные финансовые, организационные и кадровые ресурсы для развития, что приводит к высокому уровню ликвидаций и банкротств.
Рис. 3. Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства за 2016–2022 гг., ед., Источник: составлено автором по материалам [20]
Согласно исследованиям Всемирного банка, примерно 50% малых предприятий прекращает свою деятельность в течение года после создания, а через три года остается менее 7–8% от изначального числа зарегистрированных предприятий. Более пяти лет успешно работают всего лишь 3% малых предприятий (рисунок 3).
Согласно данным, представленным в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, автором была построена диаграмма по количеству субъектов малого и среднего бизнеса за 2016–2022 гг., которая представлена на рисунке 3. В силу небольших размеров, недостаточности финансирования и высокой зависимости от изменений внешней среды, малые предприятия подвергаются серьезным рискам – не имеют существенных финансовых, организационных и кадровых ресурсов для своего развития, что ведет к высокому уровню ликвидаций и банкротств. Согласно данным Всемирного банка, через 1 год с момента создания уже ликвидируется около 50% малых предприятий, через 3 года остается не более 7–8% от первоначально зарегистрированных, более 5 лет удается проработать только 3% малых предприятий [18].
Следовательно, можно заметить, что на данный момент результативность и эффективность государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства оценивается критически, поскольку, несмотря на значительные затраты бюджетных средств, общий уровень развития малого предпринимательства с каждым годом снижается, а динамика количества субъектов среднего бизнеса остается нестабильным.
Сложившаяся ситуация диктует необходимость новых подходов и соответствующих инструментов к развитию малого и предпринимательства во взаимосвязи со стратегией развития территории. Одним из таких инструментов является кластер.
Автором предлагается кластерный подход к финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства. В контексте государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства кластерный подход представляет собой следующий процесс: государство может предоставлять субсидии, налоговые льготы и другие меры поддержки не только отдельным предприятиям, но и группам предприятий в рамках кластеров. Такой подход позволит стимулировать сотрудничество между предприятиями, улучшить качество и конкурентоспособность их продукции и услуг, а также повысить эффективность использования ресурсов и инфраструктуры.
Таким образом, кластерный подход будет являться одним из инструментов государственной финансовой поддержки малого предпринимательства, который позволит сосредоточить усилия на формировании сильных и конкурентоспособных кластеров, способных привлекать инвестиции.
Кластерный подход к определению необходимости государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства будет формироваться по следующей последовательности этапов:
1. Определение отраслевых кластеров;
2. Исследование проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия в каждом отраслевом кластере;
3. Определение приоритетных направлений ГФП для каждого кластера на основе выявленных проблем и потенциала для развития;
4. Разработка механизмов ГФП для каждого приоритетного направления;
5. Оценка эффективности ГФП для каждого кластера на основе установленных показателей.
В ряде исследований существуют некоторое обоснования кластеров малого и среднего предпринимательства, но как правило внимание заостряется именно на региональном уровне, именно поэтому мной предлагается распространить кластерный подход на уровне муниципалитета. На данный момент муниципальные образования являются выгодоприобретателями от развития предпринимательской деятельности, поэтому совершенствование сферы малого и среднего предпринимательства на данном уровне является важным. Исходя из этого, введение кластерного подхода, по моему мнению, является новым и интересным.
В связи с этим, можно выделить следующие преимущества кластерного подхода: повышение эффективности работы участников на базе лучших условий материально-технического снабжения, развитие внутреннего рынка труда, диффузия инноваций, повышение экономической устойчивости малого предпринимательства, обмен информацией, возможность совместного решения масштабных функциональных и производственных задач, а также сокращение трансакционных издержек.
Таблица 2
Примеры муниципальных отраслевых кластеров
Кластеры |
Описание |
Автомобильный кластер |
Включает производителей автомобилей, автозапчастей и компании, связанные с логистикой и транспортировкой |
IT – кластер |
Включает компании, занимающиеся разработкой и продажей программного обеспечения, ИТ-услугами и другими информационными технологиями |
Медицинский кластер |
Включает компании, занимающиеся производством медицинского оборудования, фармацевтическими компаниями и медицинскими учреждениями |
Сельскохозяйственный кластер |
Включает объединение компаний и организаций, которые занимаются производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, а также предоставляют услуги |
Источник: составлено автором.
Далее для полного понимания определим отраслевые кластеры, которые представлены в таблице 2.
Таким образом, согласно таблице 2, можно выделить 4 основных отраслевых кластера: автомобильный, информационный, медицинский и сельскохозяйственный. Каждый кластер объединяет компании, занимающиеся схожей деятельностью, что создает условия для повышения эффективности их работы и совместного развития. Для малых предприятий, работающих внутри каждого кластера, может быть необходима государственная финансовая поддержка в виде субсидий, льготных кредитов или налоговых льгот, чтобы повысить их конкурентоспособность и способность к инновациям. То есть использование кластерного подхода может помочь государству определить направления развития малого предпринимательства и сосредоточить ресурсы на наиболее перспективных отраслях экономики.
Таблица 3
Проблемы, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия в каждом отраслевом кластере и пути их решения
Проблемы |
Пути решения |
Автомобильный кластер |
|
Высокая стоимость производства автомобилей и запчастей |
Внедрение более эффективных технологий производства. |
Сложности с логистикой и транспортировкой |
Оптимизация логистических процессов и снижение затрат на транспортировку |
IT-кластер |
|
Высокая конкуренция в отрасли. |
Развитие собственных конкурентных преимуществ и уникальных продуктов |
Сложности с поиском квалифицированных кадров. |
Обучение существующих сотрудников и поиск новых квалифицированных кадров |
Медицинский кластер |
|
Сложности с получением лицензий на производство медицинских изделий |
Упрощение процедур получения лицензий и снижение бюрократических барьеров |
Высокие издержки на исследование и разработку новых лекарств |
Развитие партнерских отношений с научными центрами и университетами. Поиск и внедрение новых эффективных методов исследования и разработки лекарств |
Сельскохозяйственный кластер |
|
Недостаток доступных финансовых ресурсов и кредитования |
Развитие микрофинансирования и привлечение инвестиций |
Ограниченный доступ к рынкам сбыта |
Создание сетей поставок для сбыта продукции |
Источник: составлено автором.
Рис. 4. Инструменты государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства при кластерном подходе Источник: составлено автором
Кроме того, применения кластерного подхода позволяет выявлять проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются предприятия, и разрабатывать инновационные решения для их решения. В связи с этим, определим проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия в каждом отраслевом кластере и приведет соответствующие им пути решения (таблица 3).
Учитывая эти проблемы, можно предположить, что малые предприятия в каждом отраслевом кластере нуждаются в различных формах государственной поддержки. Например, в автомобильном кластере может потребоваться поддержка для снижения стоимости производства, в энергетическом кластере – поддержка для развития альтернативных источников энергии, а в ИТ кластере – поддержка для привлечения иностранных инвесторов.
Выделим инструменты государственной поддержки, которые будут необходимы каждому из кластеров при применении кластерного подхода (рисунок 4).
На основе данных, представленных на рисунке 4, можно сделать вывод о том, что государство при использовании кластерного подхода может предоставлять специфические инструменты для финансовой поддержки малого предпринимательства в различных кластерах, чтобы стимулировать экономический рост и развитие. Эти инструменты могут включать налоговые льготы, программы финансовой поддержки, предоставление земельных участков и объектов недвижимости для строительства производственных помещений и инфраструктуры, а также финансовую поддержку через гранты и инвестиционные программы. Определенные инструменты могут различаться в зависимости от специфического развития кластера и сферы, на которой оно основывается, например, автомобильный кластер может получать налоговые льготы на приобретение оборудования и инвестиции в исследования и разработки.
Исходя из этого, проведём оценку эффективности государственной финансовой поддержки для каждого муниципального кластера (таблица 4).
Можно сделать вывод о том, что все меры поддержки, приведенные в таблице 4, имеют потенциал для достижения положительных результатов. Мера поддержки «Создание технопарка» для IT-кластера оказалась наиболее успешной, имея только положительные результаты.
Таблица 4
Оценка эффективности государственной финансовой поддержки для каждого кластера
Муниципальный кластер |
Мера поддержки |
Успех (положительный результат) |
Автомобильный |
Создание государственного фонда для финансирования МСП |
Увеличение количества производителей компонентов для авто |
Льготные кредиты и налоговые каникулы для МСП авто |
Увеличение числа малых автомобильных компаний и рост объемов продукции |
|
ИТ |
Центр поддержки инновационных стартапов |
Увеличение количества успешных стартапов в сфере информационных технологий |
Гранты на научно-исследовательские проекты |
Рост количества научно-технических разработок в области IT |
|
Медицинский |
Субсидии на производство и закупку медицинского оборудования и расходных материалов |
Рост доступности и улучшение качества медицинской помощи |
Программа поддержки малых медицинских учреждений и клиник |
Улучшение условий для развития медицинской инфраструктуры в регионах |
|
Сельскохозяйственный |
Субсидии на развитие сельского хозяйства |
Субсидии на развитие сельского хозяйства могут помочь фермерам улучшить качество продукции, повысить урожайность и эффективность использования ресурсов, что может привести к увеличению доходов и сокращению затрат. Кроме того, субсидии могут стимулировать инновации и технологический прогресс в сельском хозяйстве. |
Налоговые льготы |
Налоговые льготы могут стимулировать развитие сельскохозяйственных предприятий, увеличение инвестиций и создание новых рабочих мест. Это может привести к повышению производительности и улучшению экономической ситуации в регионах, где находятся сельскохозяйственные предприятия. |
Источник: составлено автором.
В пищевом кластере создание центра логистики и складирования пищевых продуктов доказало свою эффективность, однако предоставление льготных кредитов для развития транспортной и логистической инфраструктуры пока не привело к явным успехам.
В строительном кластере все меры поддержки имеют потенциал для достижения положительных результатов, однако на данный момент они пока не доказали свою эффективность полностью. В целом, для эффективной поддержки кластеров необходимо продолжать работу над мерами, которые пока не дали желаемых результатов, и пересматривать их в соответствии с изменяющимися условиями. Также, можно проводить дополнительное исследование для оценки факторов, которые могут влиять на результативность мер поддержки.
Итак, формирование кластеров малых и средних предприятий позволит значительно повысить результативность поддержки малого и среднего бизнеса, снизить ограничения и риски данного вида деятельности, регулировать его развитие в соответствии со стратегическим видением и целями территорий.
Следует отметить, что существующий финансовый механизм управления развитием экономики не соответствует требованиям принципов и критериев государственной финансовой поддержки и требует соответствующего совершенствования. Основными негативными характеристиками такого механизма является ориентация преимущественно на прямые методы финансового воздействия путем прямого бюджетного финансирования или предоставления субсидий из бюджета конкретным субъектам хозяйствования. Кроме того, применение названных бюджетных инструментов имеет бессистемный и выборочный характер, причем селективный подход в финансовой поддержке базируется далеко не на научно обоснованных критериях и показателях.
Таким образом, применение кластерного подхода к определению сущности и необходимости государственной финансовой поддержки малого предпринимательства может помочь сосредоточиться на развитии наиболее важных отраслей экономики страны, где малые предприятия будут иметь потенциал для роста и конкурентоспособности.
Также важно подчеркнуть, что при реализации данного подхода к определению сущности и необходимости государственной финансовой поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне может принести ряд преимуществ. Использование кластерного подхода на уровне муниципалитетов позволит сосредоточить государственные средства на поддержке предприятий в определенных сферах, где они могут быть наиболее эффективны, что в свою очередь приведет к более благоприятному воздействию на экономику, чем если бы эти средства были распределены между отдельными предприятиями без какой-либо стратегической направленности.
Заключение
В заключение хотелось бы сказать, что при использовании кластерного подхода государственная финансовая поддержка может направляться на развитие определенных кластеров, где малые предприятия смогут взаимодействовать как между собой, так и с большими компаниями для обеспечения более эффективной производственной цепочки. Это будет способствовать росту производительности, улучшению качества продукции и снижению затрат. Кроме того, основной целью кластерный подход будет являться создание благоприятных условий для малых предприятий, таких как доступ к инфраструктуре, совместному использованию ресурсов и обмену знаниями и опытом. Однако, эффективность внедрения кластерного подхода к определению необходимости государственной финансовой поддержки малого предпринимательства может быть оценена только на практике, с учетом конкретных условий и особенностей каждой отрасли и региона.