Введение
Когда идет речь об экономическом росте нашей страны, то необходимо понимать, что, чтобы осмыслить феномен экономических реформ XXI столетия, необходимо расширить временные рамки анализа, и выявить уникальность или общность данного периода с другими экономическими преобразованиями в нашей истории.
Нужно вспомнить этапы экономической истории России предыдущих столетий, обратиться к действиям экономистов XIX и XX веков, способствовавших улучшению основных показателей российской экономики. Таковыми, на наш взгляд, в XIX столетии являлись – Николай Семенович Мордвинов, изменивший основы банковской и кредитной систем; Егор Францевич Канкрин, осуществивший денежную реформу в 1830-х гг., укрепившую российский рубль; Михаил Христофорович Рейтерн, способствовавший изданию закона о таможенном тарифе в 1868, который обеспечил успешное развитие российской промышленности, а также преобразовавший податную систему и систему торговых и промысловых сборов; Николай Христианович Бунге, способствовавший внедрению закона о повсеместном создании акцизных частных банков и проведший финансовую реформу, которая впоследствии расширила экономические права крестьян; Иван Алексеевич Вышнеградский, добившийся бездефицитного бюджета и увеличивший запасы золота и металлического фонда страны. Эти деятели не просто добились экономического процветания России, они обеспечили преемственность и последовательность реформ, проводившихся их предшественниками.
Подводя итог экономическому развитию нашей страны в предшествующие периоды, можем в очередной раз констатировать, что мало рождается тех, кто в состоянии заглянуть в будущее, понять, к чему может привести решительная ломка привычного течения жизни. Основной удел российских реформаторов – непонимание, с которым они столкнулись со стороны современников. В дискуссии «Реформы по-русски», проводимой фондом Егора Гайдара и Европейского университета в Санкт-Петербурге в 2017 году, прозвучал вопрос: «Возможны ли вообще в России реформы или наша страна безнадежна для всяких преобразований?» [1,2]. Казалось бы, страна начинает реформу, осуществляются экономические преобразования, происходит модернизация, и вдруг страна срывается в революцию и задерживается в своем развитии. Так было и после Великих реформ 60-х годов XIX столетия, вызвавших, революционную волну террора, подобное случилось и в 1905 году, а потом и в 1917 г. Случайность это или закономерность? Никита Соколов (заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина) отвечая на данный вопрос, отметил следующее: «Все революции были неизбежны и вызваны они были внутренними причинами».
На наш взгляд, здесь дело не только в том, что Николай II не захотел продолжать реформы своего великого деда, а в том, что государство не должно опаздывать с ними. Вовремя проведенные реформы предотвращают революции, а если государство запаздывает с реформами, революции неизбежны. «Если бы поспели, пусть не в 1880-х, но хотя бы в 1903 году, то, может быть и управились бы. Но когда Столыпин взялся за дело реформирования, уже после кровопролития, когда резко изменились отношения к насилию в обществе, когда оно стало мыслиться как возможное и допустимое, конечно, то уже очень трудно что-то изменить», – подчеркнул Н. Соколов».
Наше общество находится сейчас на такой ступени развития, что главным сейчас является не разработка и произведение продукта, а выгодная и прибыльная его продажа. И это ключевой момент нашего времени. Разработка и произведение промышленного продукта является очень затратным, это связано с большими вложениями и большими рисками невозврата или умножения прибыли. А продажа готового продукта приносит огромный доход, прирастание которого обеспечивают представители самых разных новомодных профессий – маркетологи, мерчендайзеры, промоутеры. Но при этом, они принадлежат к поколению, которое ничего само не производит, а использует то, что придумали другие.
Как известно, «единственный урок истории в том, что никто не извлекает уроков». Наша страна находится сейчас на пороге больших перемен. И возвращение к своим корням, к историческим ценностям прошлого, как никогда нужно россиянам. Во-первых, потому что мы были и остаемся самой большой страной в мире и самой богатой по наличию природных ресурсов, а значит, и больших потенциальных возможностей. Во-вторых, в России живут народы, которые приспосабливаются и адаптируются к любым трудностям. Наконец, в- третьих, исторические особенности и современное экономическое состояние России требуют глубокого осмысления прошлого, в сущности которого немало примеров выдающихся людей, которые желали стране постоянного роста и экономического процветания.
Говоря о перспективах экономического развития России, необходимо отметить следующее. У нашей страны есть ресурсный потенциал, при помощи которого можно производить конкурентную продукцию. За счет использования только имеющихся производственных мощностей, производство может быть увеличено на 35-40 % [3,4]. Однако имеются и препятствия на пути к активации имеющегося ресурсного потенциала. К ним относится недостаточность внутреннего, как потребительского, так и инвестиционного спроса; недостаток у предприятий собственных оборотных средств; недоступность долгосрочных заимствований из российских источников. Нам необходимо понимать, что, несмотря на общие экономические законы и прямые заимствования у стран Запада, России следует искать свои пути социально-экономического развития. В этом и заключается основной вектор развития нашей экономической системы.
Цель исследования – представить инструментарий обеспечения экономической безопасности в условиях новой реальности.
Материалы и методы исследования
Проблема обеспечения экономической безопасности России сегодня как никогда актуальна: реальный ущерб, целенаправленно наносимый стране извне, а также масштабы нарастающих угроз в экономической, политической, военной и других сферах ставят под вопрос не просто ее устойчивое ускоренное развитие, но даже выживание. Защита и продвижение национальных интересов в экономике в числе прочего требует целостного понимания возможностей используемых для этого инструментов и механизмов.
Экономическая безопасность – важный интегральный качественный параметр экономической системы страны, детерминирующий наличие нормальных условий жизни ее населения, ресурсов для расширенного воспроизводства в масштабах нации, потенциала для реализации государственных интересов [5,6]. Ее обеспечение – это сложный, многогранный, непрерывно осуществляющийся процесс, требующий существенного ресурсного обеспечения, базирующийся на учете многообразных экономических интересов, потребностей и ценностей различных субъектов развития. С одной стороны, он зависит от качества состояния и динамики этих субъектов, с другой стороны – формирует условия их функционирования, влияя на факторы внутренней и внешней среды, угрозы и риски (рис. 1).
Сложная структура этого процесса, состоящего из множества взаимообусловленных элементов, требует системного подхода к его осуществлению.
Для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации применяются разнообразные инструменты, подразделяемые на организационные, экономические и правовые меры, которые в совокупности призваны:
- защищать национальную экономику от внутренних и внешних угроз;
- нейтрализовать возникающие угрозы через механизмы государственного и рыночного регулирования;
- упреждать возникновение критических ситуаций в социально- экономической, политической, информационной сферах;
- активизировать компенсационный потенциал развития для преодоления возникающих и действующих угроз;
- обеспечивать условия для реализации прав и свобод граждан страны; повышения их жизненного уровня.
Применение экономических инструментов обеспечения экономической безопасности России базируется на:
- постоянном мониторинге комплекса социально-экономических параметров развития РФ, выявлении и прогнозировании рисков для экономической безопасности страны;
- разработке системы нормативных показателей социально- экономического развития и установлении их пороговых значений, превышение которых чревато возникновением критических ситуаций.
В структуре инструментов обеспечения экономической безопасности особое место занимают экономические инструменты, применение которых имеет специфическую направленность на внутреннем и внешнем экономическом пространстве страны (рис. 2).
Рис. 1. Укрупненная схема обеспечения экономической безопасности субъектов развития Источник: составлено авторами на основе источников [7-9]
Рис. 2. Направления применения экономических инструментов обеспечения экономической безопасности России.
На внутреннем экономическом пространстве страны государством проводятся целенаправленные преобразования экономики, призванные в числе прочего предотвратить, устранить и сократить ущерб от разнообразных угроз экономической безопасности. Их основными направлениями являются: структурные преобразования, преобразования в социальной, научно-технической, инвестиционной сферах, сфере финансов и кредитно-денежных отношений, региональная политика, а также борьба с преступлениями в сфере экономики.
Инструментарий структурных преобразований экономики направлен на:
- регулирование совокупного спроса, стимулирующее развитие или замедляющее активность в отдельно взятой отрасли (сфере);
- варьирование нормой сбережений, изменяющей склонность экономических агентов к инвестициям;
- регулирование структуры и объема экспорта, способствующее перераспределению деловой активности в отраслях экономики и отдельных видах деятельности;
- регулирование структуры и объема импорта, стимулирующее повышение конкурентоспособности отечественных товаров или защищающее национальных товаропроизводителей;
- селективная поддержка развития отдельных экономических субъектов, чья деятельность является значимой для экономической безопасности страны.
Инструментарий преобразований в социальной сфере направлен на:
- создание условий для удовлетворения потребностей живущего поколения, не ущемляющих интересы будущих поколений;
- сокращение социального расслоения в обществе посредством системы трансфертов.
Инструментарий преобразований в научно-технической сфере включает:
- создание условий для развития научно-технического потенциала, стимулирование научно-технических разработок в различных областях жизнедеятельности, формирование стратегического резерва наукоемких технологий и научно-технической продукции;
- создание условий для активного включения отечественных экономических субъектов в мировые рынки наукоемких технологий.
Инструментарий преобразований в инвестиционной сфере направлен на:
- создание условий для роста инвестиционной активности;
- привлечение инвестиций в экономику.
Инструментарий преобразований в сфере финансов и кредитно-денежных отношений направлен на:
- налоговое регулирование деятельности экономических субъектов в соответствии текущими и стратегическими задачами;
- обеспечение сбалансированности бюджета методами наиболее эффективными для текущего и стратегического развития национальной экономики;
- перераспределение финансовых ресурсов в экономике в соответствии с приоритетами национального развития;
- оптимизация непроизводительных расходов;
- обеспечение устойчивости национальной валюты;
- обеспечение стабильности системы внутренних и внешних расчётов в экономике;
- регулирование валютных операций субъектов экономических отношений;
- регулирование величины золотовалютных резервов РФ. Экономический инструментарий региональной политики направлен на:
- структурные преобразования экономики регионов с преобладанием отраслей добывающей промышленности;
- создание условий для активного использования имеющегося потенциала в агропромышленных регионах;
- стимулирование деловой активности в регионах с депрессивной экономикой;
- расширение и укрепление межрегиональных связей.
Количественно-качественная оценка процессов, влияющих на состояние экономической безопасности РФ, осуществляется с использованием системы показателей, объединяемых в две группы (рис. 3).
В структуре показателей, характеризующих результат функционирования экономики, можно условно выделить две группы показателей:
- масштаба и устойчивости экономики;
- экономического обеспечения жизненного уровня населения.
Первая группа включает индексы ВВП, национального богатства, валового располагаемого дохода, внешнего и внутреннего госдолга, а также сбалансированность госбюджета. Эти показатели отражают интенсивность развития экономики, ее производственный потенциал, уровень благосостояния населения, степень финансовой независимости государства.
Рис. 3. Структура показателей оценки экономической безопасности РФ
Вторая группа включает уровни обеспеченности населения основными товарами, безработицы, расслоения населения по уровню доходов, индекс среднедушевых доходов. Эти показатели отражают уровень благосостояния населения и его материальную основу – доходы населения.
В структуре показателей, характеризующих системообразующие факторы экономики и эффективность их использования, можно условно выделить четыре группы показателей:
- сбалансированности экономики;
- ресурсной обеспеченности развития;
- самодостаточности экономики;
- финансовые показатели.
Первая группа включает разнородные по содержанию показатели: производительность труда, норму абсолютной прибавочной стоимости, уровень экономической интеграции субъектов РФ, объем отходов всех классов опасности на единицу ВВП. Эти показатели характеризуют различные аспекты обеспечения равновесного состояния экономики страны.
Вторая группа включает уровни обеспеченности экономики природными ресурсами, их воспроизводства, обеспеченности внутренних нужд энергией, трудовыми ресурсами, стратегически важными материалами и материально- техническими средствами, продовольствием. Эти показатели рассчитываются по всем стратегически значимым видам ресурсов.
Третья группа включает уровень зависимости экономики от импорта, от конъюнктуры мировых рынков, удельные веса углеводородного сырья и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта и в ВВП, долю активов экономики, принадлежащих нерезидентам. Эти показатели отражают возможности развития в условия закрытости экономики.
Четвертая группа включает уровень монетизации экономики, инфляции, использования внутренних инвестиционных ресурсов, платежное сальдо, сальдо внешнеторгового баланса, долю вывоза капитала в общем объеме ВВП, показатели финансового состояния предприятий (ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости). Эти показатели характеризуют наиболее важные финансовые факторы, сдерживающие или стимулирующие развитие экономики страны.
На внешнем экономическом пространстве государством предпринимаются действия, отвечающие стратегическим приоритетам развития Российской Федерации, защищающие и продвигающие национальные интересы. Обеспечение экономической безопасности осуществляется в соответствии со «Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» (от 13. 05.2017), в которой прописаны основные угрозы экономической безопасности РФ в различных сферах.
Экономический инструментарий внешнеэкономической политики государства направлен на:
- обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере;
- содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг;
- интеграцию России в глобальную транспортную систему и реализацию транзитного потенциала российской экономики;
- повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов;
- формирование интегрированного евразийского экономического пространства;
- создание в России международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте;
- усиление роли России в решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка.
Количественно-качественная оценка процессов, влияющих на состояние внешнеэкономической безопасности РФ, осуществляется с использованием системы показателей, включающих:
- удельный вес ВВП РФ в мировом ВВП;
- объем и динамика внешнего долга;
- внешняя миграция капитала (динамика и соотношение экспорта и импорта);
- уровень интеграции субъектов РФ в мировую экономику;
- доля золотовалютных запасов РФ в совокупном объёме импорта;
- сальдо торгового баланса;
- удельный вес импорта в совокупном объёме товарных ресурсов (по отдельным видам и группам товаров).
Анализ ключевых показателей экономической безопасности РФ за последние пять лет позволяет констатировать ряд важных моментов.
Развитие экономики РФ характеризуется застойными явлениями, обусловленными как низкой эффективностью производства, так и низким уровнем развития отечественных технологий, ставших особенно ощутимыми с введением санкций против России.
Несмотря на позитивную динамику ВВП на душу населения, он не достигает порогового значения, к тому же существенно отстает от аналогичных показателей, рассчитанных по наиболее развитым странам мира.
В последние годы сформировалась тенденция «проседания» как экспорта, так и импорта (в основном, по причине введения санкций против России и ответных контрсанкций, хотя значимое падение было обусловлено общим сокращением внешней торговли в мире в период пандемии COVID, а также снижением темпов роста мировой экономики).
На эти негативные тенденции накладываются структурные деформации экспорта и импорта, формирующие зависимость РФ от нескольких десятков товарных позиций (в числе прочего – высокая – до 80% – импортозависимость от лекарств). К тому же в условиях введения западными странами ценовых ограничений на углеводороды из РФ существенно возрастает риск падения важных для экономики сырьевых доходов, сворачивания добычи нефти и газа, замораживание инвестиций в развитие этих отраслей.
За последние пять лет профицит бюджета сменился дефицитом, в динамике которого наметилась тенденция роста, и размер которого приблизился к пороговому значению.
При положительной динамике объема внешнего долга его величина по отношению к ВВП превышает пороговое значение.
Высокая колеблемость показателей инфляции, формируя негативные ожидания в обществе, замедляет экономическое развитие.
Остается высокой значимость теневого сектора экономики в ВВП, чему способствует в числе прочего усиление налоговой нагрузки на бизнес. Следствием этого становится как снижение эффективности государственного управления экономикой, так и сокращение доходов государства в части налоговых поступлений, ослабление рыночных механизмов конкуренции.
Рис. 4. Матрица основных рисков экономической безопасности РФ
Медленно решаются проблемы развития собственной технологической базы, обеспеченности наукоемкими технологиями, что существенно тормозит развитие экономики с закрытием доступа к соответствующим западным ресурсам. Расходы на науку в динамике растут медленно, существенно отставая от порогового значения. Инерционным изменениям научной базы сопутствует медленное обновление и производственной базы, крайне опасное с учетом высокой степени износа основных производственных фондов в целом ряде значимых для экономики России отраслей (прежде всего, ТЭК и энергетики).
Нестабильность политической ситуации в стране и за ее пределами усиливает нестабильность инвестиционного рынка, повышает инвестиционные риски, что отражается на сокращении инвестиций в основной капитал, существенно отстающих от порогового значения, угрожающем сокращением производства.
С началом специальной военной операции на Украине и нелегитимным отъемом западными правительствами активов у целого ряда российских бизнесменов отток капитала за границу сократился практически до выплат по внешнему долгу. Это позитивная тенденция. Однако, чтобы получить от нее положительный эффект для отечественной экономики, необходимо повышать инвестиционную привлекательность последней.
Важный индикатор экономической безопасности – уровень доходов населения – демонстрирует в целом устойчивую тенденцию роста. Однако рост замедляется, при этом остается высоким, выше порогового значения, удельный вес населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения. Это отражается на динамике платежеспособного спроса, не оказывая позитивного влияния на экономику.
Уровень безработицы остается в пределах пороговых значений, хотя ее высокая колеблемость отражает нестабильность экономического развития.
Темпы развития сельского хозяйства, получившего значительный импульс к развитию в результате проводимой с 2014 г. политики импортозамещения, остаются, тем не менее, низкими.
Усиливают эффект сформировавшихся к настоящему времени негативных тенденций ключевых показателей экономической безопасности РФ возрастающие риски деструктивного влияния на российскую экономику недружественных стран, ослабления позиций России на мировом экономическом пространстве.
Категоризируем наиболее значимые угрозы экономической безопасности РФ с помощью матрицы рисков (рис. 4).
Анализ позволяет сделать вывод о снижении уровня экономической безопасности РФ. В ближайшем будущем наиболее высокую угрозу для нее представляют нелегитимные ограничения в отношении экономики России, применяемые некоторыми недружественными странами и межгосударственными объединениями; низкие темпы развития экономики; выраженные диспропорции в структуре экспорта; высокая зависимость от импорта технологий; ослабление позиций России на мировом экономическом пространстве.
Выводы
В условиях растущих рисков экономической безопасности государства в принципиальное значение имеет решение следующих задач:
- обеспечение способности экономики РФ к расширенному воспроизводству;
- обеспечение внутреннего производства наиболее значимых для экономики страны товаров;
- поддержание на достаточном уровне стратегических ресурсов развития;
- обеспечение устойчивости финансовой системы, возможности ее стабильной работы в автономных (относительно мирового финансового рынка) условиях;
- поддержание на высоком уровне научно-инновационного потенциала;
- повышение связности экономического пространства России, поступательное освоение незаселенных территорий.
Статья содержит результаты исследований, проводимых в рамках государственного задания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.