Введение
В эпоху цифровой трансформации, развития искусственного интеллекта (ИИ) и его внедрения повсеместно все сферы нашей жизни трансформируются с нарастающей экспоненциальной скоростью. Кроме того, последние три года (2020–2023) турбулентная внешняя среда – это пандемия Covid-19 и специальная военная операция (СВО), создает новые вызовы для государства и бизнеса. В совокупности данные явления формируют некоторую дихотомию, в экономическом аспекте. С одной стороны, проявляется разрушающий характер таких явлений как нарушение логистических цепочек, напряженная геополитическая ситуация, кризисные проявления экономики, в том числе разорение компаний, сокращение численности персонала, снижение уровня жизни людей и т. д. С другой стороны, имеется цифровой прорыв, который в совокупности с кризисными явлениями создает условия для создания новых продуктов, бизнесов, развития более выгодных отношений с новыми партнерами, внедрения более эффективных цифровых продуктов в работу компании, пересмотра стратегии и возможного снижения издержек, а также формированию новых привычек потребителя. Каждый из перечисленных элементов можно рассмотреть в позитивном и негативном аспекте, однако, ясно точно, что все явления требуют активного изменения структуры и взаимодействия общества, бизнеса и государства. Образование – есть ключевая сфера, требующая преобразований и постоянных изменений. В данной статье рассмотрена трансформация образовательных программ по направлению «Менеджмент» и тенденции ее изменений, так как именно от компетентности менеджера и принятых им решений зависит «прогорит» компания, выживет или же нарастит свою «мощь» в условиях неопределенности.
Важно понимать, что несмотря на уровень, на котором менеджер находится в организации, менеджер – комплексный специалист, принимающий управленческие решения. Следовательно, он должен иметь представление обо всех процессах, происходящих в организации. Актуальность данной проблемы выражается тем, что за короткий срок обучения (4–6 лет) будущий менеджер должен освоить:
1) Перечень предметов общего развития студента (философия, история, безопасность жизнедеятельности и т. д.);
2) Базовые знания принципа работы экономики, банков и финансов на макро- и микроуровне;
3) Навыки математического анализа, высшей математики и умения их применять на практике;
4) Навыки коммуникации и soft-skills;
5) Теорию управления организацией и методы ее анализа;
6) Прикладные знания, соответствующие специальности менеджера;
7) Углубленно освоить цифровые инструменты, активно использующиеся на практике в работе предприятий;
8) Иностранный язык (уровень освоения зависит от специфики и программ обучения);
9) Навыки этики, развитие в области культуры и здорового образа жизни;
10) Навыки реализации проектов в командах, такие как управление проектами в междисциплинарной среде.
Настоящий перечень включает в себя множество различных дисциплин и большой объем планируемой работы для освоения в процессе обучения. Кроме того, следует обратить внимание, что образовательная программа должна учитывать потребности студента и в личном времени и отдыхе, а также и тот факт, что каждый навык требует практического закрепления, что еще усложняет процесс организации программы.
Система образования в России в последние годы меняется и трансформируются, однако, в большинстве случаев, инновации внедряются недостаточно качественно, часто даже поспешно, а иногда вводимые изменения не отвечают современным вызовам рынка труда. В частности, система подготовки современных менеджеров в России требует корректировки и изменения в большинстве вузов. Актуальность данной проблемы, кроме развития множества компетенций за относительно короткий срок, упомянутых выше, также подчеркивается тем фактом, что лишь небольшой процент студентов способен внедрить полученные навыки в управленческой среде компании и реализовать их на практике.
Эффективное построение образовательной программы (ОП) с постоянными изменениями под запросы времени и работодателя обеспечит выпуск высококвалифицированных менеджеров на рынок труда, которые будут способны принимать креативные и эффективные управленческие решения, создавая тем самым систему бизнеса, способную реагировать на дестабилизирующие факторы микро- и макросреды.
Целью данного исследования является разработка и обоснование плана ОП по направлению «Менеджмент», в соответствии с которым обучение современных управленцев будет наиболее эффективно. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
− анализ научных публикаций, тенденций и проблем по ОП «Менеджмент» в вузах;
− проведение анализа ОП с привлечением студентов, выявление основных проблемных зон;
− построение модели (плана) образовательной программы подготовки менеджеров;
− обоснование результатов исследования и практической значимости.
Материалы и методы исследования
В статье использовались данные исследований по разработке образовательных программ в вузах с учетом современных тенденций [1, 2], обращение Президента к Федеральному Собранию [3, 4], а также данные из других исследований и источников. Для изучения данной темы использовались следующие методы исследования – анализ, синтез, индукция, использование научных теорий, проверенных практикой, моделирование, систематизация найденной информации, сравнение, SWOT-анализ.
Мы занимаемся улучшением учебного процесса на протяжении последних нескольких лет. В данном исследовании также подразумевается, что ОП будет составляться с учетом тенденций, принципов и моделью обучения, разработанной авторами ранее [1]. Здесь была исследована проблема трансформации образования с учетом современной неопределенности. На основе изучения проблем в современных вузах и потребностей студентов нами выделен ряд принципов, на основе которых должна строиться современная образовательная система и ОП, в их числе преподавательский коучинг, нацеленность на быстрый вход на рынок труда, цифровая интегрированность и т.д. Также исследованы тренды и разработана модель обучения с элементами, которые обязаны включаться в развитие современной ОП. Данная модель состоит из трех блоков «Мотивация», «Индивидуализация обучения», «Обратная связь» каждый из которых состоит из соответствующих элементов, представленных на рис.4 исследования [1]. Наше виденье вопроса подтверждается в исследовании [2], где поднимается проблема цифрового прорыва в высшем образовании и соответственно рассматривается трансформация инфраструктуры вузов, которая влечет за собой видоизменение взаимосвязей и взаимозависимостей субъектов образовательного процесса. Авторы здесь разрабатывают схему (рис. 1), отражающую элементы, которые формируют единое цифровое образовательное пространство вуза, взаимодействующие между собой и друг с другом в условия развития цифрового образования.
Любая современная ОП по подготовке Менеджеров, несомненно, должна ориентироваться на активное применение цифровых инструментов, особенно в тех случаях, где применение этих инструментов не только оправдано, но и содействует более глубокому погружению студентов в процесс обучения. Элементы исследования [2] также будет отражены в разработке модели ОП «Менеджмент» данного исследования. Также стоит учесть, что Президент РФ в послании к Федеральному Собранию заявил о реформе высшего образования [3, 4].
Рис. 1. Цифровое взаимодействие в ВУЗе [2]
Несмотря на то, что реформирование образования происходит непрерывно, в свете событий 2022 г., СВО, санкционное давление других стран и разрыв партнерских отношений с зарубежными ВУЗАМИ стали катализатором и даже ключевым драйвером коренных преобразований в образовательной системе. К ряду планируемых изменений, согласно [3, 4], относятся:
− срок обучения бакалавриата будет варьироваться в пределах от 4 до 6 лет;
− в рамках одной специальности будут разработаны и предложены программы разные по сроку подготовки в зависимости от конкретной профессии;
− если специальность требует дополнительной подготовки, то студент может продолжить обучение в магистратуре;
− аспирантура будет нацелена на подготовку кадров в научной и преподавательской деятельности.
Резюмируя, в данный период проблема реформирования и трансформации образовательной системы становится все более значимой целью государства и проблемным полем исследователей. Изменчивая внешняя среда, растущий цифровой прогресс создают новые вызовы как для работодателей, так и для вузов и государства. Только проанализировав лучшие практики и опыт предыдущих лет, а также создавая систему, где студент, работодатель, государство, и вуз находятся в непосредственном непрерывном диалоге, образуя единую экосистему, можно создать уникальную образовательную систему и разработать эффективные образовательные программы, создающие перспективы для развития квалифицированных кадров.
Результаты исследования и их обсуждение
В процессе создания модели ОП авторами был проведен анализ исследований, который уже включает в себя тренды, принципы, цифровые элементы образовательной системы и некоторые направления государственной политики по отношению к ней, что стало фундаментальным элементом данной модели. Следующим этапом нами был проведен SWOT-анализ современных образовательных программ «Менеджмент». Данные были систематизированы и представлены в виде SWOT-анализа (таблица).
SWOT-анализ текущей ОП «Менеджмент». Составлено авторами на основе [1–8]
Сильные стороны |
Слабые стороны |
− Широкий спектр программ − Компетентный преподавательский состав − Разнообразие форматов обучения (дистанционное, смешанное, очное обучение) − Большинство программ составлены из предметов, формирующих навыки необходимые современным менеджерам. Программы ориентированы на составление с учетом университетов-лидеров в области «Менеджмента» |
− Устаревшие методы преподавания «Менеджмента» в большинстве ВУЗов − Слабый уровень привлечения цифровых технологий в процесс обучения студентов − Дублирование обучения навыкам в условиях ограниченности времени освоения предмета − Недостаточный уровень практического получения навыков − Недостаток специалистов, ПО и прикладных предметов для обучения применения навыков «Менеджмента» в цифровом пространстве − Слабый уровень индивидуализации обучения − Недостаточное сотрудничество с бизнесом |
Возможности |
Угрозы |
− В текущей ситуации работодатели заинтересованы в «выращивании» компетентных менеджеров; возможность привлекать экспертов в процесс обучения − Вовлечение студентов и преподавателей в развитие исследований в менеджменте, с учетом динамично нарастающего отечественного опыта последних лет − Внедрение цифровых технологий, VR, программ ИИ, бизнес симуляторов и т. д. в процесс обучения − Создание ОП по обмену с университетами из числа стран потенциальных партнеров РФ − Проанализировать «лучшие практики» в период COVID-19 и СВО и внедрить знания в области кризис-менеджмента − Развитие онлайн-образования. Делегирование общих, междисциплинарных курсов на цифровые платформы − Развитие узкоспециализированных программ |
− Уменьшение количества стран-партнеров в области образовательных программ по обмену − Диплом по «Менеджменту», полученный в РФ, может быть не действительным за рубежом в силу нормативных ограничений стран − Отсутствие возможности обновления цифровых технологий в рамках отдельных университетов по финансовым и другим причинам − Невозможность привлечения предпринимателей практиков в некоторые университеты РФ по региональным и другим причинам − Низкая привлекательность программ из-за высокой конкуренции и недостаточного спроса и финансирования со стороны государства − Низкий уровень обучения языкам в университетах |
С помощью данного анализа можно увидеть ключевые слабые места современной ОП «Менеджмент» и использовав сильные стороны и возможности, а также данные полученные в ходе исследования разработать новую концепцию ОП «Менеджмент». Авторское представление ОП и его обоснование представлено ниже на рис. 2.
Предполагается, что программа будет освоена за четыре года – уровень «Бакалавриат». Для продолжения обучения и совершенствование своих навыков можно будет продолжить обучение в магистратуре продолжительностью два года. Каждый год разделен на смысловые уклоны, благодаря которым студент в рамках семестра изучает предметы, связанные между собой, которые дополняют друг друга, способствую полному погружению студента и исключают дублирование информации на следующих этапах. Кроме того, смысловые уклоны составлены так, что при обучении студента новому навыку, он будет обладать инструментами для его полноценного освоения исключая возможность появления коллизий или отсутствия знаний для освоения нового навыка. Зеленым цветом выделены основные блоки формирующие управленческие умения. Коричневым цветом выделены не менее важные навыки, которым на данном этапе уделяется недостаточное внимание в области менеджмента. Такие предметы как иностранный язык и предметы, связанные с освоением цифровых компетенций, должны осваиваться непрерывно в течении всего периода обучения, однако их формат и уклон могут быть более гибкими и составляются для студентов индивидуально в соответствии с возможностями вуза. Кроме того, после окончания каждого семестра вуз должен обеспечивать практическое закрепление навыков на предприятии, а также развитию навыка «разработки и исследований» путем написания курсовых работ.
Рис. 2. Авторское преставление ОП «Менеджмент» в современных условиях
Внизу схемы желтым цветом обобщенно представлены элементы входящие в общую систему обучения на различных ее уровнях и являющиеся составной частью любого элемента схемы и интегрированные между собой. Также на схеме голубым цветом выделены инновационные решения, в частности: анализ цифрового следа студентов – внедрение в университет цифровой платформы с интеграцией достижений в области искусственного интеллекта, позволяющей студентам оцифровывать данные о предпочтениях, успешности и вовлеченности студентов в учебный процесс, а также предоставлять возможности по поддержке студентов и вовлечению их в образовательный процесс. Динамические модели компетенций предполагают развитие индивидуальной образовательной траектории за счет сторонних и онлайн курсов, майноров и т.д. Ключевым элементом является развитие межпрограммного обучения в целях получения практики реализации реальных проектов, путем формирования проектных команд с участием других институтов и работодателей. В качестве примера можно привести «ядерные проекты», реализуемые на некоторых программах менеджмента в УрФУ. Студенты, объединяясь в проектные группы из разных институтов УрФУ реализуют различные инфраструктурные проекты, взаимодействуя с работодателями и муниципальным управлением городов.
Научным результатом исследования являются SWOT-анализ типичной для российских вузов ОП по направлению «Менеджмент» и соответственно разработанная авторами модель и программа для подготовки менеджеров, включающая в себя структуру, методику и типовые предметы и отвечающая на вызовы динамично меняющейся российской экономики и трансформации современного рынка труда. Данная модель включает в себя лучшие практики обучения менеджером, но отличается принципом фокусирования внимания на определенный уклон в каждом году обучения совместно с интеграцией цифровых технологий, бизнес-сообщества, работодателей, зарубежных партнёров и научного сообщества, исключая возможность противоречивости, повторяемости и недостаточности информации.
Данные SWOT-анализа и разработанная модель может быть использована в разработке ОП по направлению подготовки «Менеджмент» и адаптирована под конкретные возможности ВУЗа, а также для анализа и корректировки и модернизации действующей образовательной программы.
Заключение
Таким образом, стоит отметить, что современная динамичная экономика и трансформация взаимоотношений между государствами, а также между государством и обществом требует от менеджеров высокой квалификации, обладанием навыками и умениями анализировать сложные экономические ситуации и принимать взвешенные решения, что обеспечивается инновационными подходами к образовательному процессу и грамотной разработке ОП. Данные аспекты включают в себя партнерство с другими вузами в том числе и зарубежными, сотрудничество с бизнес-сообществом и учреждениями, а также работодателями, которые могут предоставить доступ к практическим знаниям и опыту ведения бизнеса в динамичной экономике. Все это должно быть подкреплено применением цифровых технологий, при условии, что данные технологии ускоряют образовательный процесс и повышают эффективность усвоения материала. Образовательная программа должна содержать предметы, которые способствуют освоению навыков, востребованных на рынке. Возможный вариант ОП представлен авторами в тексте статьи. В целом, совершенствование ОП подготовки менеджеров является важным фактором успеха в современной экономике, который способствует повышению конкурентоспособности бизнеса и развития страны в целом.