Введение
В современный период наша страна столкнулась с жесточайшими санкциями со стороны коллективного Запада, который преследует свою извечную цель по ослаблению и ликвидации российского государственного суверенитета. В таких внешних условиях чрезвычайно тяжело добиваться систематического повышения уровня доходов населения, что приумножает актуальность исследования приоритетных направлений ускоренного и высокоэффективного развития отечественной экономики, всех её отраслей и комплексов, на всех территориях с учетом их природных, экономических ресурсов, с учетом демографической ситуации.
Российская Федерация, как социальное государство, имеет конституционную обязанность повышения уровня и качества жизни населения и борьбы с бедностью. На современном этапе развития нашей страны возросла актуальность существенного сокращения бедности, уменьшения численности и удельного веса малодоходных групп населения. К малодоходным группам населения относятся семьи, где среднедушевой доход находится около величины прожиточного минимума, а к бедному населению относятся семьи, где среднедушевой доход составляет менее величины прожиточного минимума.
Таким образом, рассчитанные по утвержденной методике величины прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ) определяют, в конечном итоге, размеры и объёмы государственных социальных пособий, объем государственных социальных обязательств, нагрузку на федеральный бюджет, а также на региональные и местные бюджеты [1]. Вследствие этого необходимо проводить углубленные исследования ресурсов повышения уровня жизни и доходов населения в результате совершенствования механизмов государственного регулирования экономики, в особенности, агропродовольственного комплекса. В нашей стране наиболее высокий удельный вес бедного населения среди сельских жителей, кроме того, на селе выше безработица как полная, так и скрытая, частичная, менее развита инфраструктура и сфера услуг [2]. Cложившиеся за предшествующие десятилетия положения важнейшим направлением борьбы с бедностью является сокращение удельного веса бедных слоев среди сельского населения за счет всех имеющихся ресурсов и источников, как производственного, так и социального характера.
Цель исследования – выявить источники дополнительных доходов населения на основе совершенствования методов государственного регулирования агропродовольственного комплекса.
Материалы и методы исследования
В работе исследовались труды отечественных ученых по вопросам источников дополнительных доходов населения, формирования эффективного продовольственного обеспечения, государственного регулирования агропродовольственного комплекса. В ходе исследования задействованы экономико-статистические методы, анализа, что позволило охарактеризовать современное состояние обеспечения экономической доступности продовольствия для всех доходных групп населения, в том числе и малодоходных и бедных групп населения.
Результаты исследования и их обсуждение
Одной из основных задач по эффективному функционированию агропродовольственного комплекса региона является увеличение числа рабочих мест для всех групп трудоспособного сельского населения, в том числе и маломобильных, с целью увеличения их доходов и обеспечению качественными и недорогими продуктами питания. Поэтому эффективное функционирование агропродовольственного комплекса региона возможно на основе оптимального распределения и перераспределения доходов от производства продовольственных товаров между основными секторами комплекса и занятыми в их группами населения [3].
В современный период подавляющая доля производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия переходит к крупнейшим сельскохозяйственным организациям (СХО), в том числе, к агрохолдингам, и всё меньшая сумма доходов достаётся крестьянским (фермерским) хозяйствам (КФХ), а также происходит процесс сокращения и полной ликвидации многих личных подсобных хозяйств населения (ЛПХ). Эти процессы не способствуют уменьшению численности бедных слоев сельского населения.
Крупные сельскохозяйственные организации в состоянии в одиночку обеспечить население страны достаточными объёмами продовольственных товаров, но при этом останется нерешённой задача по росту доходов маломобильных групп сельского населения, а также лиц предпенсионного возраста, которые не смогут трудоустраиваться в новых высокотехнологичных предприятиях [4].
В Продовольственной программе, сформулированы три наиболее важные государственные задачи в агропродовольственном комплексе. Прежде всего, это обеспечение физической доступности основных видов продовольственных товаров на всей территории страны, во-вторых это обеспечение экономической доступности продуктов питания для всех доходных групп населения, и, третья задача, это недопущение производства и реализации низкокачественных и вредных для здоровья населения продуктов питания [5].
Первую задачу точнее называть продовольственной независимостью страны, когда подавляющая доля продовольствия производится на территории нашей страны, но при этом одновременно необходимо ускоренно сокращать зависимость по всем производственным ресурсам для предприятий агропродовольственной сферы на основе импортозамещения.
Процесс импортозамещения зарубежных продуктов питания на отечественные достиг уже необходимых высоких уровней, но продолжает оставаться неприемлемой зависимость по некоторым производственным компонентам – семенному и посадочному материалам, ветмедикаментам, кормовым добавкам, племенным животным, оборудованию для ферм и пищевых предприятий, отдельным видам техники. По этим направлениям необходимо продолжать работу, так как процесс импортозамещения производственных ресурсов способствует расширению рынков сбыта для отечественных предприятий, тем самым увеличивает доходы населения и многократно умножает совокупный платежеспособный спрос [6].
Второй задачей продовольственной безопасности является обеспечение экономической доступности продовольствия для всех доходных групп населения, в особенности, это касается малодоходных и бедных групп населения. В этих группах около половины получаемых доходов затрачивается на продукты питания, однако рацион их питания не всегда является достаточным и сбалансированным. В малодоходные группы входят, к сожалению, семьи с детьми, в том числе, многодетные семьи. Сокращение бедности позволяет успешнее преодолевать демографические проблемы, для их решения предпринимаются меры по увеличению социальных пособий на детей, а также по увеличению размера и направлений использования материнского капитала. Задачи по сокращению бедности необходимо решать также за счёт стабилизации цен на основные продовольственные товары, а также на основе адресной продовольственной помощи малодоходным группам населения. Этот эффективный метод адресной продовольственной помощи так и остаётся не реализованным в нашей стране, хотя трудно понять, чем же он по своему существу отличается от льготных транспортных услуг для пенсионеров. Необходимо отметить, что при полном переходе производства продовольствия в крупные сельскохозяйственные организации с высокой производительностью труда остаётся трудноразрешимая задача повышения уровня доходов маломобильных групп сельского населения, кроме как преимущественно за счет социальных пособий.
Следует подчеркнуть, что высокоинтенсивные технологии в растениеводстве и в животноводстве изначально предполагают применение не только биологических, но и разнообразных синтетических материалов, что отражается на качестве продукции, негативно влияет на здоровье потребителей. Таким образом, на основе высокоинтенсивных технологий в растениеводстве и в животноводстве, которые являются высокорентабельными для крупного агробизнеса, невозможно решить полностью и третью задачу Продовольственной безопасности страны по росту качества продуктов питания.
В современный период в стране происходит концентрация земельных ресурсов, поголовья продуктивных животных, а также и капиталов в крупных сельскохозяйственных организациях и агрохолдингах, где объединяются процессы производства, хранения, переработки и реализации, в том числе на экспорт, продовольственных товаров. Такой процесс усиливает монополизацию рынков продуктов питания со всеми присущими отрицательными последствиями, но этой тенденции необходимо противопоставлять возрастающую государственную поддержку средних и малых предприятий различных организационно-правовых форм, а также личных подсобных хозяйств населения [7].
Совершенствование государственной поддержки, увеличение объемов бюджетных средств и инструментов их предоставления позволит увеличивать производство продовольственных товаров в малых формах хозяйствования, но, самое главное, это позволяет значительно увеличивать доходы сельских жителей, и, тем самым, расширять потребительский спрос на непродовольственные товары и отечественные товары производственного назначения. Необходимо отметить, что при покупке сельскими жителями продуктов питания в торговых сетях, они из своего бюджета оплачивают затраты на переработку, упаковку, транспортировку продукции и торговую наценку, что сокращает их потребительские возможности. Таким образом, дальнейшее развитие малых форм хозяйствования создаёт конкурентную среду для крупных агрохолдингов, в том числе, по качеству продукции и по ценам [8].
Можно выделить действие двух макроэкономических факторов, которые препятствуют резкому подъему цен на продукты питания и способствуют их стабилизации [9]. Первым фактором является ограниченный потребительский спрос на высококачественные и дорогие продукты питания, а высококачественная мясная и молочная продукция не может продаваться по сниженной цене, так как нижняя её граница в решающей степени определяется ценами используемых производственных ресурсов, в том числе ценами на энергоносители. Чтобы реализовать натуральное мясо и молоко и обеспечить необходимую минимальную рентабельность в колбасные и молочные продукты добавляются более дешевые заменители и наполнители, тем самым снижается удельный вес натуральных продуктов. В малодоходных группах населения вынуждены предпочтение отдавать более дешевым продуктам с меньшей долей высококачественной и натуральной продукции. Формирующийся таким образом спрос рождает дополнительные разнообразные предположения со стороны товаропроизводителей [10].
Вторым фактором, сдерживающим рост цен на продукты питания, является конкуренция товаропроизводителей и их стремление к увеличению своих объемов продажи за счет понижения цен и вытеснения с рынков конкурентов. В этих целях применяются разнообразные методы повышения эффективности производственной деятельности и снижения себестоимости продовольствия. Решение задачи по снижению себестоимости продуктов питания начинается на стадии производства сельскохозяйственной продукции на основе использования современных высокоинтенсивных индустриальных технологий в растениеводстве и в животноводстве, которые предполагают резкий рост урожайности культур и продуктивности животных за счет повышенного применения разнообразных ингредиентов и препаратов, полученных химическим путем.
Отрицательным результатом при таких технологиях является загрязнение окружающей среды и негативное воздействие на здоровье людей.
Альтернативным направлением для индустриальных технологий является расширение объемов производства органической продукции, или экологически чистой продукции, при производстве которой применятся минимальное количество химических препаратов. В этом случае опора делается на регулирование биологических процессов в агробиоценозах, и в окружающей природной среде. В Республике Мордовия в настоящее время увеличивается количество предприятий и объемы производимых ими органических продуктов питания, спрос на которые возрастает в крупных мегаполисах. Необходимо отметить, что практически вся продукция малых форм хозяйствования может быть произведена по органическим технологиям без применения химических средств. Кроме того, в малых формах хозяйствования применяются не иностранные, а все виды отечественных средств производства, что создает дополнительные рынки сбыта промышленным предприятиям [11].
Одним из эффективных направлений обеспечения недорогим продовольствием малодоходных групп могут стать социальные продовольственные карточки или талоны. Эти названия вызывают негативную реакцию из-за продовольственных проблем предшествующих периодов, но суть метода в повышении социальной справедливости и улучшении питания детей в малодоходных группах населения.
Наиболее значимыми для сбалансированного рациона питания населения являются продукты из животноводческого сырья – это молоко и молочные продукты, мясо и мясные продукты. Эти же продукты являются и наиболее дорогостоящими, оказывают существенное влияние на семейные бюджеты. В структуре потребления мясных продуктов питания предпочтение получает мясо птицы при сокращении потребления более дорогой говядины.
Очень существенно изменилась в последнее десятилетие структура производства мясной продукции, доля говядины и телятины (в убойном весе) снизилась с 15,0% до 5,5%, доля свинины снизилась с 27,3% до 24,4% при увеличении объемов ее производства в 1,6 раза, а доля мяса птицы возросла с 57,0% до 70,0% при двукратном увеличении объемов ее производства. В Республике Мордовия более половины производимой сельскохозяйственной продукции и продуктов питания направляется в другие регионы и на экспорт, а население потребляет лишь одну треть продукции от общего объема, вследствие этого в структуре производства мясной продукции возрастает доля мяса птицы как наиболее доходной, скороспелой и наиболее адаптированной продукции в рыночных условиях для агробизнеса [12].
В условиях жесткой конкуренции на насыщенном агропродовольственном рынке становится затруднительно развиваться малому бизнесу. Однако производство животноводческой продукции за пятилетие в крестьянских (фермерских) хозяйствах значительно возросло: молока – в 1,2 раза, выращивание скота и птицы (в живом весе) – в 1,7 раза, производство яиц – в 5,4 раза. В этот же период в личных подсобных хозяйствах населения производство животноводческой продукции существенно сокращается, поголовье коров сократилось на одну треть, а объём выращивания скота и птицы на мясо сократился на 56,8%. Вследствие этого, доля ЛПХ в общих объёмах выращивания скота и птицы на мясо сократилась с 16,4% до 4,4%.
Одним из негативных результатов данных процессов является не уменьшение объёмов собственного продовольствия в сельских домохозяйствах, а резкое сокращение их доходов. Для сокращения уровня бедности на селе в современных условиях требуется дополнение системы государственного регулирования агропродовольственного рынка новыми механизмами и институциональной базой. Важнейшим направлением является, на наш взгляд, более полное, всестороннее и последовательное регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств населения [13].
Для решения комплекса производственных и социальных задач на селе перспективным является формирование нового института регулирования агропродовольственного рынка по содержанию своей деятельности такого же, как корпорации в машиностроительных отраслях. Эти создаваемые новые продовольственные корпорации должны по контрактам закупать продовольствие у малого и среднего бизнеса и направлять его на государственные нужды для школ, больниц, пансионатов, а возможно и на другие государственные нужды – для армии, МВД, МЧС. Синергетический эффект должен возникать при объединении всех видов государственной финансовой поддержки малых предприятий в одном институте, а затем в направлении полученного продовольствия по стабильным ценам на государственные нужды, в том числе, это может быть фондом для оказания продовольственной помощи малодоходным группам населения. Без формирования продовольственных фондов практически невозможно реализовать метод льготных продовольственных карт, который, на наш взгляд, является наиболее эффективным методом использования бюджетных средств для борьбы с бедностью.
В современный период произошло полное насыщение продовольственного рынка всеми необходимыми для повсеместного рационального питания товарами отечественного производства [14]. Однако платежеспособный спрос населения на продукты питания намного ниже, чем существующее предложение товаров. Происходит излишнее затоваривание торговых сетей, увеличивается масса просроченных товаров и их ликвидация. Недополученные товаропроизводителями и торговлей средства означают сокращение объемов прибыли и налогов с неё, сокращение фонда заработной платы, уменьшение инвестиционных ресурсов. Важной задачей является сокращение таких непроизводительных расходов и объёмов потерь, для чего необходима разработка более гибких подходов и корректировка методов государственного регулирования как торговли, так и производства продуктов питания.
В условиях перенасыщенного продовольственного рынка малодоходные группы населения затрачивают около половины своих доходов на продукты питания, кроме того, значительно увеличиваются расходы семей на непродовольственные товары и услуги, тем более что основная масса товаров и жилищно-коммунальных услуг является обязательной к оплате. Эти факторы влияют на стремление малодоходных групп населения к потреблению более дешёвых продуктов питания, а товаропроизводителей к увеличению в пищевых продуктах доли заменителей вместо дорогостоящих натуральных продуктов, что зачастую оказывает негативное влияние на здоровье людей [15].
В настоящее время в большинстве стран отмечается рост заболеваемости работающих, что характеризуется увеличением расходов на оплату периодов нетрудоспособности. Несбалансированное питание, наряду с загрязнением природной среды и продуктов, оказывает ощутимое влияние на возрастание заболеваемости населения, что выдвигает задачу увеличения объемов производства органической продукции с минимальным применением химических средств как на стадии производства сельскохозяйственной продукции, так и на стадии производства пищевых продуктов. Особое значение органические продукты имеют для школьного питания, для больниц и реабилитационных центров, санаториев, домов отдыха, домов для ветеранов и т.д. Закупки продуктов питания для таких учреждений осуществляются за бюджетные средства, вполне логично государственным органам по закупкам иметь согласованные контракты с товаропроизводителями, в особенности, со средними и малыми предприятиями, но лучшим вариантом будет контраст с продовольственной корпорацией, которая должна организовать ветеринарный и санитарный контроль.
Контрактная система закупок позволяет одновременно решать эти задачи, так как наряду с ростом объёмов гарантированной органической продукции для государственных нужд малый бизнес получает главный фундамент безубыточного развития – это реализация по согласованным ценам и объёмам. В таких условиях все усилия предпринимателей будут направлены на повышение качества продукции, снижение её себестоимости и повышение эффективности использования всех своих производственных ресурсов.
Негативным является резкое сокращение поголовья животных и производства животноводческой продукции в личных подсобных хозяйствах населения, что приводит к сокращению внутридеревенского оборота, а продукты питания сельские жители всё в больших объемах покупают в торговых сетях. Это приводит к увеличению доли расходов на питание в общих расходах домохозяйств и сокращению суммы расходов на непродовольственные товары и услуги. За анализируемый пятилетний период в Республике Мордовия в ЛПХ производили молока в начале периода в 1,6 раза больше потребления всех сельских жителей, а в конце периода лишь 70,0% от потребления, по мясной продукции в начале периода производили до 80,0% от потребления, а в конце периода лишь одну третью часть. Если пересчитать недополученную животноводческую продукцию в ЛПХ в действующих ценах предшествующих периодов, то это составит около четырех миллиардов рублей, которые из доходов сельских жителей перешли в доходы сельскохозяйственных организаций. На такую сумму сельские домохозяйства вместо собственных продуктов закупили продукты питания в торговых сетях. Объективно к сокращению объемов производства в ЛПХ приводит чрезмерный отток молодежи из села и старение населения. Вследствие этих процессов сокращаются объемы и удельный вес доходов от личного подсобного хозяйства в общей сумме доходов сельских жителей.
Заключение
В современный период в Республике Мордовия резко возросли объёмы производства животноводческой продукции в агрохолдингах и на крупных животноводческих комплексах, где в основу новейших технологий положено широкое применение разнообразных биодобавок, витаминов и стимуляторов роста, что приводит к резкому росту продуктивности животных и повышению производительности труда работающих. В новейших автоматизированных комплексах для достижения проектной окупаемости инвестиций крайне необходимо иметь наивысшую продуктивность животных, так как стоимость одного скотоместа многократно превышает его стоимость на существующих фермах. Если комплексы будут работать на уровне средней продуктивности по фермам, то себестоимость продукции у них будет выше, а показатели рентабельности ниже.
Таким образом, ускоренный переход основных объёмов производства продовольствия в крупные сельскохозяйственные организации и агрохолдинги имеет отрицательные стороны, так как сокращается экономическая доступность продовольствия для отдельных групп сельского населения, ухудшается качество продовольствия в результате расширенного применения всевозможных химических препаратов, а также возрастают экологические, экономические и политические риски. Сохраняющаяся необходимость импортных поставок отдельных компонентов производственных ресурсов усложняет обеспечение продовольственной независимости нашей страны. Следует подчеркнуть, что последовательное развитие малых форм хозяйствования на селе позволяет укреплять продовольственную независимость, расширяет спрос на отечественные средства производства, является базой для производства высококачественной органической продукции, решает важнейшую социальную задачу по повышению доходов сельских жителей.