Введение
Рынок труда является динамично развивающейся системой, подверженной влиянию внешних и внутренних факторов, поэтому происходящие изменения являются реакцией изменение среды и условий его функционирования. Пандемия коронавирусной инфекции в 2020 году привела к росту безработицы, снижению уровня занятости населения, замедлению темпов роста доходов домашних хозяйств, изменения моделей их потребительского поведения. В наибольшей степени пострадала сфера услуг, обслуживания. М.Ф. Мизинцева и А.Р. Сардарян в своем исследовании также отмечают тот факт, что пандемия COVID-19 усилила цифровые тенденции на рынке труда, многие сотрудники перевелись на дистанционный формат работы [1, с.105].
Однако пережив последствия коронакризиса российская экономика и рынок труда столкнулись с влиянием факторов иного характера: беспрецедентный масштаб санкционного давления со стороны ряда зарубежных стран, направленное на создание политических, экономических и социальных последствий. Как правило, в условиях кризиса российские предприятия и организации стремятся сохранить свои кадровые ресурсы и потенциал. В краткосрочной перспективе последствия санкционного давления в аспекте функционирования и состояния рынка труда будут зависеть напрямую от глубины падения экономики в целом, а в среднесрочной перспективе скоростью адаптации предприятий и отраслевых комплексов к новым реалиям и условиям функционирования [2, с.57]. В сложившейся социально-экономической и геополитической обстановке вопросы развития и функционирования российского рынка труда приобретают особую важность и значимость, поскольку именно кадровые ресурсы и потенциал являются одними из драйверов развития отраслей и сфер экономики, реализации политики импортозамещения, повышения научно-технического и производственного потенциалов.
Цель исследования – проведение оценки динамики развития российского рынка труда в условиях пандемии коронавирусной инфекции и введении санкций со стороны ряда зарубежных стран.
Материал и методы исследования
Проведение данного исследования основывается на использовании информационно-аналитических и экономико-статистических данных, нормативно-правовых актов официальных сайтов Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы, Министерства экономического развития Российской Федерации. Авторами рассматривается динамика показателей, характеризующих динамику состояния трудовых ресурсов, занятости и безработицы российского рынка труда, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников за 2018–2022 годы, доли неформального сектора в общей занятости в российской экономике, распределения общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения, доли заработной платы в ВВП Российской Федерации за 2017–2021 годы.
Результаты исследования и их обсуждение
Рынок труда является составляющим элементом экономики, который в наибольшей степени отражает характер и масштабы происходящих изменений, выражающийся в таких процессах и явлениях как безработица, движение рабочей силы, конъюнктура рынка труда, уровень занятости во полу, возрасту, видам экономической деятельности, квалификации. Во время кризисных явлений и ситуации в экономике рабочая сила определенным образом реагирует на происходящие изменения. Например, путем смены работы, квалификации, профессии, увеличении количества отработанного времени, изменение формата осуществления трудовых функций т.д. Фактором иного характера, оказывающим прямое влияние на конъюнктуру рынка труда, является цифровизация. Как отмечает Козлова Е.И., под влиянием цифровизации в перспективе могут происходить как изменения количественных параметров рынка труда, так и модификация практического формата взаимодействия между работниками и работодателями. Такого рода изменения сопряжены с возрастанием роли человеческого капитала в соответствующих отраслях экономики и обесцениваем в других [3, с.75]. В таблице отражена динамика показателей, характеризующих динамику состояния трудовых ресурсов, занятости и безработицы российского рынка труда за 2018–2022 годы.
В 2018–2022 годах отмечается снижение числа безработных в российской экономике более чем на 19%. Однако также наблюдается снижение рабочей силы на 1,58%, что во многом обусловлено влиянием демографического фактора: с 2017 по 2021 годы средний возраст населения в Российской Федерации увеличился на 1,76% и достиг отметки в 40,4 года, а суммарный коэффициент рождаемости снизился на 7,16% и в 2021 году составил 1,5. Также увеличивается нагрузка на пенсионную систему: доля численности населения в возрасте старше трудоспособного в общей структуре населения составляет 25,3% [5, с.373].
Эффективное функционирование рынка труда формируется при балансе спроса и предложения на рабочую силу. Спрос на рабочую силу образуется со стороны работодателей, предъявляющих определенные требования к количеству и качеству рабочей силы. Сторона предложения характеризуется численностью трудоспособного населения, уровнем квалификации, набором компетенций рабочей силы, а также влиянием демографических факторов. Сокращение занятости молодых граждан влечет за собой появление ряда рисков развитию и функционированию рынка труда, проявляющиеся в снижении производительности, темпов экономического роста, инновационной и предпринимательской активности, мобильности рабочей силы [6].
Динамика показателей, характеризующих динамику состояния трудовых ресурсов, занятости и безработицы российского рынка труда за 2018–2022 годы
Показатель |
Год |
Изменение |
|||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2022г. к 2021г., % |
2022г. к 2018г., % |
|
Численность рабочей силы в возрасте 15–72 лет в целом по Российской Федерации, тыс. человек |
76011,4 |
75225,7 |
74776,8 |
75222,4 |
74809,2 |
-0,55 |
-1,58 |
Уровень участия в рабочей силе населения в возрасте 15–72 лет, % |
68,9 |
68,0 |
67,6 |
68,2 |
68,2 |
0,00 |
-1,02 |
Численность безработных в возрасте 15–72 лет, тыс. человек |
3657,0 |
3461,2 |
4316,0 |
3624,6 |
2948,3 |
-18,66 |
-19,38 |
Уровень безработицы населения в возрасте 15–72 лет, % |
4,8 |
4,6 |
5,8 |
4,8 |
3,9 |
-18,75 |
-18,75 |
Потенциальная рабочая сила в возрасте 15 лет и старше, тыс. человек |
1099,8 |
1572,5 |
1659,2 |
1234,5 |
1010,1 |
-18,18 |
-8,16 |
Совокупный показатель уровня безработицы и потенциальной рабочей силы населения в возрасте 15 лет и старше, % |
6,2 |
6,5 |
7,8 |
6,4 |
5,2 |
-18,75 |
-16,13 |
Источник: составлено авторами по данным [4].
Рис. 1. Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в российской экономике за 2018–2022 гг., рублей Источник: составлено авторами по [4]
Рис. 2. Динамика распределения занятых по сферам экономики в Российской Федерации за 2017–2021 гг., % Источник: составлено авторами по [4]
Одним из ключевых показателей в сфере рынка труда является динамика темпов роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, которая за 2018–2022 годы представлена на рисунке 1.
В 2018-2022 годах среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в российской экономике увеличилась более чем на 46%, что является положительной динамикой в аспекте обеспечения роста денежных доходов населения. Невысокая плотность и имеющая по многим факторам существенная дифференциация населения являются негативными условиями, влияющими на состояние рынка труда и экономики в целом. В связи с чем теоретически территорию нашей страны можно разделить на несколько зон: эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы стремятся в наиболее развитые экономические регионы, с развитой инфраструктурой, промышленностью, сферой услуг. К зоне иммиграции трудовых ресурсов исследователи относят юг европейской части, а также Урал. При этом к зоне эмиграции уверенно следует отнести «Север» и «Восток» страны [7, с.57]. Также стоит отметить, что в 2017 году среднемесячные затраты на рабочую силу составляли 59 902,2 рубля, из которых 75% это заработная плата. В 2021 году значение данного показателя достигло отметки в 90 058,9 рублей, а доля заработной платы увеличилась до 76,4% [4]. Для более детального рассмотрения ситуации на рынке труда необходимо также рассмотреть динамику занятости работников по сферам экономики, которая за 2017–2021 годы отражена на рисунке 2.
В 2017–2021 годах в российской экономике отмечается незначительное увеличение доли занятых в сфере услуг за счет соответствующего по размеру снижения занятых в промышленности. Стоит отметить тот факт, что наибольшую долю в общем объеме занятых занимает сфера услуг. В среднесрочной временной перспективе факторами роста российской экономике в аспекте развития рынка труда выступают реализация государственных программ «Содействие занятости населения», национальных проектов «Демография», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов [8, с.18]. На рисунке 3 отражена динамика доли заработной платы в ВВП Российской Федерации за 2017–2021 годы.
В 2017–2021 годах доля заработной платы в валовом внутреннем продукте Российской Федерации сократилась на 6,5% в абсолютном выражении. Реализуемая государственная политика, направленная на развитие экономики и рынка труда, по предварительным расчетам должна в 2024 году увеличить численность занятого населения до 72,4 млн человек. Драйверами роста в данном аспекте будут выступать цифровизация, роботизация производства, внедрение новых технологий. Реализация такого рода мер позволит не только сбалансировать спрос и предложение на трудовые ресурсы, но и способствовать увеличению трудовых доходов населения, домашних хозяйств и других категорий хозяйствующих субъектов.
Также одним из явлений, характерным для российского рынка труда, является неформальная занятость, выражающаяся в трудовых отношениях между работником и работодателем, основанных на устной договоренности без заключения трудового договора. При таком формате трудовых отношений работники лишены социальных и правовых гарантий и характеризуются высокой степенью нестабильности и определенности относительно будущих периодов профессионального развития [9]. Если рассматривать неформальную занятость по видам экономической деятельности, то наибольшая доля отмечается в оптовой и розничной торговле, ремонте транспортных средств и мотоциклов, сельское и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство, обрабатывающее производство, строительство, транспортировка и хранение [10]. На рисунке 4 отражена динамика доли неформального сектора в общей занятости в российской экономике за 2017–2021 годы:
В 2017–2021 годах отмечается увеличение доли неформального сектора на 2,5%. Иными словами, по итогам 2021 года в российской экономике каждый пятый работает неформально без официального оформления трудовых отношений с работодателем. Исследователи в своих работах выделяют несколько групп мер борьбы с неформальной занятостью: «мягкие» и «жесткие».
Рис. 3. Динамика доли заработной платы в ВВП Российской Федерации за 2017–2021 гг., % Источник: составлено авторами по [4]
Рис. 4. Динамика доли неформального сектора в общей занятости в российской экономике за 2017–2021 гг., % Источник: составлено авторами по [4]
Рис. 5. Динамика распределения общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения в Российской Федерации в 2017–2021 гг., % Источник: составлено авторами по [4]
Первая группа мер направлена на улучшение общей экономической ситуации, повышение качества и эффективности использования кадровых ресурсов и человеческого потенциала. В свою очередь, вторая группа мер направлена на создание условий, когда функционирование неформального сектора затрудняется мерами-санкциями и превентивными мерами [11, с.68]. Неформальную занятость также стоит рассматривать с точки зрения стремления работников увеличить уровень своего дохода за счет уклонения от налогообложения, уплаты страховых и пенсионных взносов. Следовательно, для более детального анализа конъюнктуры рынка труда в аспекте неформальной занятости необходимо рассмотреть динамику распределения общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения в Российской Федерации в 2017–2021 годы, которая представлена на рисунке 5.
В целом, в 2017-2021 годах общая картина по распределению общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения не изменилась. Высокая дифференциация доходов населения выступает одним из сдерживающих факторов в социально-экономическом развитии Российской Федерации: соотношение доходов 10% высокодоходного и 10% населения с низкими доходами по состоянию на 2021 год составляет 15,1 раз. Неравенство в доходах на рынке труда влечет за собой активизацию процессов трудовой миграции населения из периферии в наиболее экономически развитые регионы и территории, что усиливает степень дифференции регионов по уровню экономического развития, снижает их степень инвестиционной привлекательности за счет оттока квалифицированных кадровых ресурсов.
Заключение
На функционирование российского рынка сегодня оказывают влияние ряд внешних и внутренних факторов, к числу которых прежде всего стоит отнести: внешнее санкционное давление, цифровизация, технологическое развитие, демографическая ситуация в стране, неформальная занятость, дифференция населения по уровню доходов. Одной из ключевых угроз функционированию и развития российского рынка труда сегодня являются именно происходящие демографические процессы: сокращение трудоспособного населения, старение населения. Решение данной проблемы во многом лежит в реализации соответствующих государственных программ, стимулирование рождаемости, улучшение социально-экономического положения населения. Неформальная занятость представляет собой угрозу по большей степени бюджетной системе и соответствующим внебюджетным фондам, поскольку работники и работодатели при данном виде трудовых отношений уклоняются от уплаты обязательных платежей. Другого рода фактором, оказывающим влияние на функционирование российского рынка труда, является трудовая миграция: кадровые ресурсы, как правило высококвалифицированные и мобильные, стремятся в наиболее экономически развитые регионы, за счет чего усиливается дифференция территорий по уровню развития и кадровому потенциалу. На современном этапе социально-экономического развития приоритетом является решение вопросов демографии, а также повышение качества подготовки кадров для функционирования в условиях инновационного, цифрового и технологического развития Российской Федерации в условиях санкционного давления.