Основные направления развития расчетно-платежных отношений в России на текущий момент времени складываются под влиянием ужесточения геополитических санкций и стремительного развития индустрии цифровых финансовых технологий. В этой связи основными задачами развития платежной сферы являются следующие [6]:
1. развитие цифровых платежных сервисов для всех хозяйствующих субъектов от граждан до государства;
2. защита российского платежного суверенитета;
3. обеспечение конкурентоспособности российских платежных систем, технологий и цифровых сервисов.
Целью данной работы является исследование влияния геополитических рисков и достижений индустрии финансовых технологий на развитие платежной системы Российской Федерации и ее основных компонентов.
1. Национальная система платежных карт на современном этапе
Системно и социально значимым элементом российской экономики является Национальная система платежных карт (НСПК), созданная в 2014 г. Она выполняет функции оператора и расчётного агента по операциям с картами «МИР» и Системы быстрых платежей (СБП) [2].
В текущих условиях высоких геополитических рисков Система показала высокую эффективность, бесперебойность и устойчивость. Основные характеристики НСПК представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели деятельности НСПК на 01.01.2023 г.
№ |
Показатель |
Значение |
1 |
Число банков, предлагающих приложение MirPay клиентам |
156 |
2 |
Количество карт, зарегистрированных в программе лояльности системы |
80 млн |
3 |
Страны, принимающие карты «Мир» |
9 |
4 |
Доля в общей эмиссии российских карт |
41,2% |
5 |
Прирост доли карт в общей эмиссии по сравнению с 01.01.2022 г. |
8,7% |
6 |
Доля в объеме внутрироссийских операций |
41,3% |
7 |
Прирост доли в общем объеме внутрироссийских операций по сравнению с 4 кв. 2021 г. |
15,6% |
8 |
Количество карт «Мир» |
182,3 млн |
Источник: данные Банка России.
Данные таблицы 1 позволяют сделать вывод о том, что на современном этапе НСПК позволяет обеспечить надежность расчетов, а также устойчивость урегулирования денежных требований и обязательств экономических агентов.
Важным представляется анализ динамики количества выпущенных карт «Мир» за 2022 г. (табл. 2).
Анализ динамики эмиссии карт «Мир» в 2022 г. (табл. 2) демонстрирует высокий уровень роста объемов выпуска. В целом, за анализируемый период показатель вырос 60,5%. Основной причиной является уход из России розничных международных платежных систем: VISA, Mastercard, AMEX, JCB и ряда других.
Таблица 2
Динамика эмиссии карт «Мир» за 2022 г.
№ |
млн шт. |
прирост, % |
01.01.2022 |
113,6 |
- |
01.04.2022 |
125,5 |
10 |
01.07.2022 |
139,8 |
11 |
01.10.2022 |
161 |
15 |
01.01.2023 |
182,3 |
13 |
Источник: данные Банка России.
Ключевыми направлениями развития НСПК, указанными в Стратегии развития на 2023-2024 гг. являются [2]:
- продвижение Системы быстрых платежей;
- развитие финансовых и нефинансовых сервисов платежной системы Мир;
- расширение программ лояльности.
2. Система быстрых платежей как ключевой канал онлайн-транзакций
Особое внимание российский регулятор уделяет Системе быстрых платежей, сервису, обеспечивающему онлайн-переводы и платежи в режиме 24/7/365. Следует отметить основные достижения СБП в текущих условиях:
1. предоставляются сервисы C2C (customer – to – customer), C2B (customer – to – business), B2C (business– to – customer), B2B (business– to – business), C2G (customer – to – government);
2. реализована возможность трансграничных переводов с участием иностранных банков;
3. внедрено приложение СБПэй.
Основные характеристики СБП представлены в таблице 3.
Интересным представляется анализ динамики объема платежей сегмента C2B в Системе быстрых платежей за 2022 г. (табл. 4).
Как видно из данных таблицы 4, в 2022 г. СБП продемонстрировала беспрецедентные показатели роста сегмента C2B, что свидетельствует о высоком уровне проникновения данного сервиса, его удобстве, массовой доступности, дешевизне. Преимущества системы и ее распространенность обусловливают развитие малого и среднего бизнеса в России, что в условиях внешнего давления является важным фактором развития национальной экономики и обеспечения экономического роста [4].
Таблица 3
Показатели деятельности СБП на 01.01.2023 г.
№ |
Показатель |
Значение |
1 |
Совокупная стоимость операций за год |
14 трлн руб. |
2 |
Прирост совокупной стоимости операций по сравнению с 2021 г. |
3 раза |
3 |
Число торгово-сервисных предприятий, подключенных к Системе |
559 тыс. |
4 |
Прирост числа торгово-сервисных предприятий, подключенных с начала 2022 г. |
3 раза |
5 |
Объем платежей в сегменте C2B в 4-м кв. 2022 г. |
315 млрд руб. |
6 |
Прирост объема платежей в сегменте C2B в 4-м кв. по сравнению с 3-м кв. 2022 г. |
47% |
Источник: данные Банка России.
Таблица 4
Квартальная динамика объема платежей сегмента C2B в 2022 г.
№ |
млрд руб. |
прирост, % |
1 кв. |
63 |
- |
2 кв. |
129 |
105 |
3 кв. |
214 |
66 |
4 кв. |
315 |
47 |
Источник: данные Банка России.
Банк России ставит следующие приоритетные задачи перед СБП [2]:
- стимулирование платежей сегмента C2B посредством развития бесконтактной технологии NFC (New Field Communication) и распространения комплекса сервисов по «Подписке»;
- внедрение программ лояльности;
- развитие трансграничных переводов.
Применение СБП для реализации трансграничных операций становится возможным при интеграции подобных систем разных стран. В мире уже имеется опыт такого международного взаимодействия. Таиланд и Сингапур построили единую инфраструктуру для осуществления международных расчетов через национальные системы мгновенных переводов.
3. Система передачи финансовых сообщений и перспективы ее развития
Важнейшим элементом Национальной платежной системы России является созданная в 2014 г. Система передачи финансовых сообщений (СПФС), которая представляет собой аналог системы SWIFT, и позволяет российским компаниям осуществлять рублевые платежные операции, в том числе в рамках внешней торговли. В текущих условиях СПФС является ключевым каналом обмена финансовой информацией между банками. Система стремительно развивается, о чем свидетельствуют показатели, представленные в таблице 5.
Таблица 5
Показатели деятельности СПФС на 01.01.2023 г.
№ |
Показатель |
Значение |
1 |
Пользователи Системы |
более 480 |
2 |
Количество подключенных нерезидентов |
117 |
3 |
Страны, с которыми организовано взаимодействие |
14 |
4 |
Число заключенных договоров оказания услуг СПФС через сервис-бюро |
9 |
5 |
Количество обработанных платежных сообщений |
более 112 млн |
6 |
Прирост числа обработанных сообщений по сравнению с 2021 г. |
3,2 раз |
7 |
Число подключенных в 2022 г. нерезидентов |
70 |
8 |
Прирост числа подключенных нерезидентов в 2022 г. |
2,7 раз |
9 |
Общий трафик сообщений в 4-м квартале 2022 г. |
53,3 млн |
10 |
Прирост общего трафика сообщений в 4-м квартале 2022 г. по сравнению с 3-м квартале 2022 г. |
1,5 раз |
Источник: данные Банка России.
Данные таблицы 5 показывают стремительное развитие и продвижение СПФС в текущих условиях, что свидетельствует о высокой степени востребованности данного сервиса как во внутреннем, так и внешнем платежном периметрах. Интересным представляется анализ динамики трафика СПФС, наглядно демонстрирующий положительный тренд (табл. 6).
Таблица 6
Квартальный трафик СПФС в 2022 г.
№ |
млн сообщений |
прирост, в разах |
1 кв. |
10,1 |
- |
2 кв. |
13,4 |
1,3 |
3 кв. |
35,6 |
2,7 |
4 кв. |
53,3 |
1,5 |
Источник: данные Банка России.
Анализ квартального трафика Системы передачи финансовых сообщений показывает рост количества транзакций, обработанных СПФС. Так, в условиях ужесточения геополитических санкций в 2022 г. [1] трафик Системы в 4 квартале по сравнению с 1 кварталом вырос в 5,3 раза. Говоря о важных задачах СПФС следует выделить следующие:
- расширение иностранных участников;
- интеграция с аналогичными системами дружественных стран;
- перевод трафика внутри страны на российские системы.
Необходимо отметить, что альтернативные системы передачи финансовых сообщений имеются у таких дружественных нам стран, как Китай (CIPS) и Индия (SFMS). Следовательно, потенциал данного механизма предполагает подключение российских банков к системам других стран и возможность взаимодействия этих систем. На текущий момент к российской СПФС подключены страны ЕАЭС.
4. Цифровой рубль – третья форма национальной валюты
Приоритетным направлением развития платежной сферы России является проект «цифровой рубль». Согласно документам, подготовленным Центробанком РФ, цифровой рубль будет выступать третьей формой национальной валюты и являться обязательством Банка России. При этом, сам регулятор будет выступать оператором Платформы цифрового рубля. Полагается, что все три формы национальной валюты: наличные, безналичные и цифровые рубли будут равноценны. Граждане самостоятельно будут выбирать какой формой пользоваться.
Цифровому рублю присущи следующие особенности [3]:
- на платформе Банка России будут открываться цифровые счета (кошельки) клиентам;
- доступ к цифровому кошельку будет возможен через любой банк, который является участником Платформы;
- для всех участников и операций будут действовать единые правила и тарифы.
Приведем PESTEL – анализ тестирования и внедрения цифрового рубля (табл. 7).
Банк России разработал дорожную карту внедрения цифрового рубля в российский платёжный оборот, которая включает в себя несколько этапов [3]:
- 1 этап (10.2020 г.) – опубликован Общественный доклад;
- 2 этап (04.2021 г.) – сформулирована Концепция цифрового рубля по итогам общественных консультаций;
- 3 этап (12.2021 г.) – создан прототип Платформы;
- 4 этап (06.2022 г.) – проведено тестирование Платформы с банками пилотной группы операций С2С, С2В, В2С;
- 5 этап (09.2022 г.) – проведено тестирование клиентского пути;
- 6 этап (04.2023 г.) – реализуется пилот на ограниченном количестве клиентов пилотных банков (операции С2С, С2В, В2С). В проекте задействованы 15 банков-участников. Планируется, что 13 банков смогут реализовать пилотный проект на реальных деньгах. Следует подчеркнуть, что в Государственную думу Российской Федерации внесен пакет законопроектов, касающихся внедрения и широкомасштабного использования цифрового рубля, которые в настоящее время находятся на рассмотрении.
Реализация проекта цифровой рубль имеет следующие преимущества (табл. 8).
Важным является исследование текущего этапа реализации проекта цифровой рубль, который начался в апреле 2023 г. и представляет собой пилот, осуществляемый на ограниченном количестве клиентов банков (на 01.04.2023 г. их число составляло 15). Планируется протестировать следующие операции:
- открытие и закрытие цифровых кошельков банкам, гражданам и компаниям;
- перевод денежных средств между цифровыми кошельками граждан;
- осуществление оплаты товаров и услуг по QR коду;
- возможность возврата оплаты.
Планируется постепенная реализация данного этапа с целью отработки необходимых операций для дальнейшего массового внедрения цифрового рубля в качестве удобного платежного средства.
После завершения этапа Банк России планирует реализовать пилот с реальными цифровыми рублями на основе расширенного списка банков-участников и развития функционала Платформы. Важнейшей задачей регулятора является возможность реализации трансграничных расчетов на основе цифрового рубля [5].
Таблица 7
PESTEL – анализ тестирования и внедрения цифрового рубля
Политические факторы |
• Правительство России и Центральный банк РФ поддерживают развитие цифрового рубля как новой формы национальной валюты. • Правительство внесло в Госдуму законопроект о регулировании использования и оборота цифрового рубля. • Введение цифрового рубля позволит России закрепить позиции мирового лидера с точки зрения технологии, инфраструктуры, а также активизирует использование рублевых инструментов. • Усиление контроля за движением финансовых потоков, в том числе с целью борьбы с коррупцией и теневой экономикой. |
Экономические факторы |
• Цифровой рубль призван снизить транзакционные издержки для физических и юридических лиц, что может стимулировать экономический рост. • Успешное внедрение цифрового рубля может повысить финансовую доступность. • У Банка России появляется возможность проводить более эффективную и гибкую денежно-кредитную политику. • Эмиссия цифровой валюты характеризуется быстротой и дешевизной. • Усиливается контроль за использованием бюджетных средств и повышается прозрачность финансовых транзакций. • Возможность развития высокотехнологичной инфраструктуры финансовой системы. • Цифровой рубль будет доступен как в режиме онлайн, так и в режиме офлайн (независимо от доступа к Интернету). • По оценкам экспертов в среднесрочной перспективе банки могут терять комиссионные доходы в связи с сокращением интерчейнджа и ростом издержек для привлечения ресурсов. Это, в свою очередь, обусловит ухудшение условий политики лояльности (отказ от кешбэков и других бонусов). • Потенциально, рост доходов могут наблюдать ретейлеры в связи со снижением комиссий банков за эквайринг. |
Социальные факторы |
• Введение цифрового рубля повлияет на трансформацию взглядов экономических агентов на денежные отношения. • Простота, скорость, удобство и круглосуточная доступность цифровых кошельков может привести к более широкому внедрению цифровых методов оплаты, особенно среди молодого поколения. |
Технологические факторы |
• Разработка и тестирование платформы цифрового рубля требуют передовой технологической инфраструктуры и опыта. • Интеграция цифрового рубля в существующие банковские системы и мобильные приложения требует значительных инвестиций в технологии. • Цифровой рубль обеспечит высокие стандарты информационной безопасности. • Офлайн-режим позволит осуществлять безопасные цифровые транзакции без доступа к интернету. |
Экологические факторы |
• Тестирование и внедрение цифрового рубля не оказывает прямого воздействия на окружающую среду, однако расширение использования цифровых платежей может привести к сокращению бумажных отходов и выбросов углекислого газа, связанных с операциями с физической формой наличных денег. |
Правовые факторы |
• Успешное внедрение цифрового рубля требует принятия новых нормативных актов для определения его правового статуса и рамок использования и оборота. • Хотя законопроект с необходимыми поправками был внесен в Госдуму в конце 2022 г., он пока не принят. • Правовой статус цифрового рубля и его соотношение с существующими методами платежей могут потребовать разъяснений. |
Источник: составлено автором.
Таблица 8
Преимущества цифрового рубля
№ |
Категория |
Описание |
1 |
Для граждан и бизнеса |
- доступ к цифровому кошельку можно осуществить через любой банк, являющийся участником Платформы; - для граждан предусмотрено бесплатное пользование цифровым рублем; - для компаний – комиссия при проведении операций с цифровым рублем будет установлена на уровне комиссии СБП. |
2 |
Для финансового рынка |
- повышение конкуренции; - формирование новой высокотехнологичной платежной инфраструктуры; - создание инновационных продуктов и сервисов [5]. |
3 |
Для государства |
- стремительное развитие цифровизации экономики; - снижение издержек на администрирование платежей. |
4 |
Для международного сотрудничества |
- реализация инновационного механизма трансграничных расчетов; - исключение посредников. |
Источник: данные Банка России.
Среди мер поддержки национальной платежной системы России можно выделить:
- эффективное технологическое развитие НСПК, СБП, СПФС, проекта «цифровой рубль».
- разработка проектов построения международных платежных механизмов с ключевыми торговыми партнерами (страны ЕАЭС, Индия, Китай и т.д.).
Непрерывная работа регулятора в данном направлении позволит российской экономике минимизировать последствия политики санкций, укрепить свои позиции на мировой арене, обеспечить конкурентоспособность экономики и востребованность российского рубля в международных расчетах [6].
Таким образом, драйвером современного развития расчетно-платежных отношений в Российской Федерации являются геополитические санкции, обусловившие трансформацию как внешнего, так и внутреннего периметров реализации расчетных операций. Ключевым фактором развития эффективной национальной системы платежей является обеспечение ее технологического суверенитета, поиск надежных партнеров и инструментов урегулирования денежных требований и обязательств, в том числе альтернативного характера.
Статья подготовлена при поддержке Программы развития МГИМО «Приоритет-2030».