Основные направления развития расчетно-платежных отношений в России на текущий момент времени складываются под влиянием ужесточения геополитических санкций и стремительного развития индустрии цифровых финансовых технологий. В этой связи основными задачами развития платежной сферы являются следующие [6]:
1. развитие цифровых платежных сервисов для всех хозяйствующих субъектов от граждан до государства;
2. защита российского платежного суверенитета;
3. обеспечение конкурентоспособности российских платежных систем, технологий и цифровых сервисов.
Целью данной работы является исследование влияния геополитических рисков и достижений индустрии финансовых технологий на развитие платежной системы Российской Федерации и ее основных компонентов.
1. Национальная система платежных карт на современном этапе
Системно и социально значимым элементом российской экономики является Национальная система платежных карт (НСПК), созданная в 2014 г. Она выполняет функции оператора и расчётного агента по операциям с картами «МИР» и Системы быстрых платежей (СБП) [2].
В текущих условиях высоких геополитических рисков Система показала высокую эффективность, бесперебойность и устойчивость. Основные характеристики НСПК представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели деятельности НСПК на 01.01.2023 г.
| 
 №  | 
 Показатель  | 
 Значение  | 
| 
 1  | 
 Число банков, предлагающих приложение MirPay клиентам  | 
 156  | 
| 
 2  | 
 Количество карт, зарегистрированных в программе лояльности системы  | 
 80 млн  | 
| 
 3  | 
 Страны, принимающие карты «Мир»  | 
 9  | 
| 
 4  | 
 Доля в общей эмиссии российских карт  | 
 41,2%  | 
| 
 5  | 
 Прирост доли карт в общей эмиссии по сравнению с 01.01.2022 г.  | 
 8,7%  | 
| 
 6  | 
 Доля в объеме внутрироссийских операций  | 
 41,3%  | 
| 
 7  | 
 Прирост доли в общем объеме внутрироссийских операций по сравнению с 4 кв. 2021 г.  | 
 15,6%  | 
| 
 8  | 
 Количество карт «Мир»  | 
 182,3 млн  | 
Источник: данные Банка России.
Данные таблицы 1 позволяют сделать вывод о том, что на современном этапе НСПК позволяет обеспечить надежность расчетов, а также устойчивость урегулирования денежных требований и обязательств экономических агентов.
Важным представляется анализ динамики количества выпущенных карт «Мир» за 2022 г. (табл. 2).
Анализ динамики эмиссии карт «Мир» в 2022 г. (табл. 2) демонстрирует высокий уровень роста объемов выпуска. В целом, за анализируемый период показатель вырос 60,5%. Основной причиной является уход из России розничных международных платежных систем: VISA, Mastercard, AMEX, JCB и ряда других.
Таблица 2
Динамика эмиссии карт «Мир» за 2022 г.
| 
 №  | 
 млн шт.  | 
 прирост, %  | 
| 
 01.01.2022  | 
 113,6  | 
 -  | 
| 
 01.04.2022  | 
 125,5  | 
 10  | 
| 
 01.07.2022  | 
 139,8  | 
 11  | 
| 
 01.10.2022  | 
 161  | 
 15  | 
| 
 01.01.2023  | 
 182,3  | 
 13  | 
Источник: данные Банка России.
Ключевыми направлениями развития НСПК, указанными в Стратегии развития на 2023-2024 гг. являются [2]:
- продвижение Системы быстрых платежей;
- развитие финансовых и нефинансовых сервисов платежной системы Мир;
- расширение программ лояльности.
2. Система быстрых платежей как ключевой канал онлайн-транзакций
Особое внимание российский регулятор уделяет Системе быстрых платежей, сервису, обеспечивающему онлайн-переводы и платежи в режиме 24/7/365. Следует отметить основные достижения СБП в текущих условиях:
1. предоставляются сервисы C2C (customer – to – customer), C2B (customer – to – business), B2C (business– to – customer), B2B (business– to – business), C2G (customer – to – government);
2. реализована возможность трансграничных переводов с участием иностранных банков;
3. внедрено приложение СБПэй.
Основные характеристики СБП представлены в таблице 3.
Интересным представляется анализ динамики объема платежей сегмента C2B в Системе быстрых платежей за 2022 г. (табл. 4).
Как видно из данных таблицы 4, в 2022 г. СБП продемонстрировала беспрецедентные показатели роста сегмента C2B, что свидетельствует о высоком уровне проникновения данного сервиса, его удобстве, массовой доступности, дешевизне. Преимущества системы и ее распространенность обусловливают развитие малого и среднего бизнеса в России, что в условиях внешнего давления является важным фактором развития национальной экономики и обеспечения экономического роста [4].
Таблица 3
Показатели деятельности СБП на 01.01.2023 г.
| 
 №  | 
 Показатель  | 
 Значение  | 
| 
 1  | 
 Совокупная стоимость операций за год  | 
 14 трлн руб.  | 
| 
 2  | 
 Прирост совокупной стоимости операций по сравнению с 2021 г.  | 
 3 раза  | 
| 
 3  | 
 Число торгово-сервисных предприятий, подключенных к Системе  | 
 559 тыс.  | 
| 
 4  | 
 Прирост числа торгово-сервисных предприятий, подключенных с начала 2022 г.  | 
 3 раза  | 
| 
 5  | 
 Объем платежей в сегменте C2B в 4-м кв. 2022 г.  | 
 315 млрд руб.  | 
| 
 6  | 
 Прирост объема платежей в сегменте C2B в 4-м кв. по сравнению с 3-м кв. 2022 г.  | 
 47%  | 
Источник: данные Банка России.
Таблица 4
Квартальная динамика объема платежей сегмента C2B в 2022 г.
| 
 №  | 
 млрд руб.  | 
 прирост, %  | 
| 
 1 кв.  | 
 63  | 
 -  | 
| 
 2 кв.  | 
 129  | 
 105  | 
| 
 3 кв.  | 
 214  | 
 66  | 
| 
 4 кв.  | 
 315  | 
 47  | 
Источник: данные Банка России.
Банк России ставит следующие приоритетные задачи перед СБП [2]:
- стимулирование платежей сегмента C2B посредством развития бесконтактной технологии NFC (New Field Communication) и распространения комплекса сервисов по «Подписке»;
- внедрение программ лояльности;
- развитие трансграничных переводов.
Применение СБП для реализации трансграничных операций становится возможным при интеграции подобных систем разных стран. В мире уже имеется опыт такого международного взаимодействия. Таиланд и Сингапур построили единую инфраструктуру для осуществления международных расчетов через национальные системы мгновенных переводов.
3. Система передачи финансовых сообщений и перспективы ее развития
Важнейшим элементом Национальной платежной системы России является созданная в 2014 г. Система передачи финансовых сообщений (СПФС), которая представляет собой аналог системы SWIFT, и позволяет российским компаниям осуществлять рублевые платежные операции, в том числе в рамках внешней торговли. В текущих условиях СПФС является ключевым каналом обмена финансовой информацией между банками. Система стремительно развивается, о чем свидетельствуют показатели, представленные в таблице 5.
Таблица 5
Показатели деятельности СПФС на 01.01.2023 г.
| 
 №  | 
 Показатель  | 
 Значение  | 
| 
 1  | 
 Пользователи Системы  | 
 более 480  | 
| 
 2  | 
 Количество подключенных нерезидентов  | 
 117  | 
| 
 3  | 
 Страны, с которыми организовано взаимодействие  | 
 14  | 
| 
 4  | 
 Число заключенных договоров оказания услуг СПФС через сервис-бюро  | 
 9  | 
| 
 5  | 
 Количество обработанных платежных сообщений  | 
 более 112 млн  | 
| 
 6  | 
 Прирост числа обработанных сообщений по сравнению с 2021 г.  | 
 3,2 раз  | 
| 
 7  | 
 Число подключенных в 2022 г. нерезидентов  | 
 70  | 
| 
 8  | 
 Прирост числа подключенных нерезидентов в 2022 г.  | 
 2,7 раз  | 
| 
 9  | 
 Общий трафик сообщений в 4-м квартале 2022 г.  | 
 53,3 млн  | 
| 
 10  | 
 Прирост общего трафика сообщений в 4-м квартале 2022 г. по сравнению с 3-м квартале 2022 г.  | 
 1,5 раз  | 
Источник: данные Банка России.
Данные таблицы 5 показывают стремительное развитие и продвижение СПФС в текущих условиях, что свидетельствует о высокой степени востребованности данного сервиса как во внутреннем, так и внешнем платежном периметрах. Интересным представляется анализ динамики трафика СПФС, наглядно демонстрирующий положительный тренд (табл. 6).
Таблица 6
Квартальный трафик СПФС в 2022 г.
| 
 №  | 
 млн сообщений  | 
 прирост, в разах  | 
| 
 1 кв.  | 
 10,1  | 
 -  | 
| 
 2 кв.  | 
 13,4  | 
 1,3  | 
| 
 3 кв.  | 
 35,6  | 
 2,7  | 
| 
 4 кв.  | 
 53,3  | 
 1,5  | 
Источник: данные Банка России.
Анализ квартального трафика Системы передачи финансовых сообщений показывает рост количества транзакций, обработанных СПФС. Так, в условиях ужесточения геополитических санкций в 2022 г. [1] трафик Системы в 4 квартале по сравнению с 1 кварталом вырос в 5,3 раза. Говоря о важных задачах СПФС следует выделить следующие:
- расширение иностранных участников;
- интеграция с аналогичными системами дружественных стран;
- перевод трафика внутри страны на российские системы.
Необходимо отметить, что альтернативные системы передачи финансовых сообщений имеются у таких дружественных нам стран, как Китай (CIPS) и Индия (SFMS). Следовательно, потенциал данного механизма предполагает подключение российских банков к системам других стран и возможность взаимодействия этих систем. На текущий момент к российской СПФС подключены страны ЕАЭС.
4. Цифровой рубль – третья форма национальной валюты
Приоритетным направлением развития платежной сферы России является проект «цифровой рубль». Согласно документам, подготовленным Центробанком РФ, цифровой рубль будет выступать третьей формой национальной валюты и являться обязательством Банка России. При этом, сам регулятор будет выступать оператором Платформы цифрового рубля. Полагается, что все три формы национальной валюты: наличные, безналичные и цифровые рубли будут равноценны. Граждане самостоятельно будут выбирать какой формой пользоваться.
Цифровому рублю присущи следующие особенности [3]:
- на платформе Банка России будут открываться цифровые счета (кошельки) клиентам;
- доступ к цифровому кошельку будет возможен через любой банк, который является участником Платформы;
- для всех участников и операций будут действовать единые правила и тарифы.
Приведем PESTEL – анализ тестирования и внедрения цифрового рубля (табл. 7).
Банк России разработал дорожную карту внедрения цифрового рубля в российский платёжный оборот, которая включает в себя несколько этапов [3]:
- 1 этап (10.2020 г.) – опубликован Общественный доклад;
- 2 этап (04.2021 г.) – сформулирована Концепция цифрового рубля по итогам общественных консультаций;
- 3 этап (12.2021 г.) – создан прототип Платформы;
- 4 этап (06.2022 г.) – проведено тестирование Платформы с банками пилотной группы операций С2С, С2В, В2С;
- 5 этап (09.2022 г.) – проведено тестирование клиентского пути;
- 6 этап (04.2023 г.) – реализуется пилот на ограниченном количестве клиентов пилотных банков (операции С2С, С2В, В2С). В проекте задействованы 15 банков-участников. Планируется, что 13 банков смогут реализовать пилотный проект на реальных деньгах. Следует подчеркнуть, что в Государственную думу Российской Федерации внесен пакет законопроектов, касающихся внедрения и широкомасштабного использования цифрового рубля, которые в настоящее время находятся на рассмотрении.
Реализация проекта цифровой рубль имеет следующие преимущества (табл. 8).
Важным является исследование текущего этапа реализации проекта цифровой рубль, который начался в апреле 2023 г. и представляет собой пилот, осуществляемый на ограниченном количестве клиентов банков (на 01.04.2023 г. их число составляло 15). Планируется протестировать следующие операции:
- открытие и закрытие цифровых кошельков банкам, гражданам и компаниям;
- перевод денежных средств между цифровыми кошельками граждан;
- осуществление оплаты товаров и услуг по QR коду;
- возможность возврата оплаты.
Планируется постепенная реализация данного этапа с целью отработки необходимых операций для дальнейшего массового внедрения цифрового рубля в качестве удобного платежного средства.
После завершения этапа Банк России планирует реализовать пилот с реальными цифровыми рублями на основе расширенного списка банков-участников и развития функционала Платформы. Важнейшей задачей регулятора является возможность реализации трансграничных расчетов на основе цифрового рубля [5].
Таблица 7
PESTEL – анализ тестирования и внедрения цифрового рубля
| 
 Политические факторы  | 
 • Правительство России и Центральный банк РФ поддерживают развитие цифрового рубля как новой формы национальной валюты. • Правительство внесло в Госдуму законопроект о регулировании использования и оборота цифрового рубля. • Введение цифрового рубля позволит России закрепить позиции мирового лидера с точки зрения технологии, инфраструктуры, а также активизирует использование рублевых инструментов. • Усиление контроля за движением финансовых потоков, в том числе с целью борьбы с коррупцией и теневой экономикой.  | 
| 
 Экономические факторы  | 
 • Цифровой рубль призван снизить транзакционные издержки для физических и юридических лиц, что может стимулировать экономический рост. • Успешное внедрение цифрового рубля может повысить финансовую доступность. • У Банка России появляется возможность проводить более эффективную и гибкую денежно-кредитную политику. • Эмиссия цифровой валюты характеризуется быстротой и дешевизной. • Усиливается контроль за использованием бюджетных средств и повышается прозрачность финансовых транзакций. • Возможность развития высокотехнологичной инфраструктуры финансовой системы. • Цифровой рубль будет доступен как в режиме онлайн, так и в режиме офлайн (независимо от доступа к Интернету). • По оценкам экспертов в среднесрочной перспективе банки могут терять комиссионные доходы в связи с сокращением интерчейнджа и ростом издержек для привлечения ресурсов. Это, в свою очередь, обусловит ухудшение условий политики лояльности (отказ от кешбэков и других бонусов). • Потенциально, рост доходов могут наблюдать ретейлеры в связи со снижением комиссий банков за эквайринг.  | 
| 
 Социальные факторы  | 
 • Введение цифрового рубля повлияет на трансформацию взглядов экономических агентов на денежные отношения. • Простота, скорость, удобство и круглосуточная доступность цифровых кошельков может привести к более широкому внедрению цифровых методов оплаты, особенно среди молодого поколения.  | 
| 
 Технологические факторы  | 
 • Разработка и тестирование платформы цифрового рубля требуют передовой технологической инфраструктуры и опыта. • Интеграция цифрового рубля в существующие банковские системы и мобильные приложения требует значительных инвестиций в технологии. • Цифровой рубль обеспечит высокие стандарты информационной безопасности. • Офлайн-режим позволит осуществлять безопасные цифровые транзакции без доступа к интернету.  | 
| 
 Экологические факторы  | 
 • Тестирование и внедрение цифрового рубля не оказывает прямого воздействия на окружающую среду, однако расширение использования цифровых платежей может привести к сокращению бумажных отходов и выбросов углекислого газа, связанных с операциями с физической формой наличных денег.  | 
| 
 Правовые факторы  | 
 • Успешное внедрение цифрового рубля требует принятия новых нормативных актов для определения его правового статуса и рамок использования и оборота. • Хотя законопроект с необходимыми поправками был внесен в Госдуму в конце 2022 г., он пока не принят. • Правовой статус цифрового рубля и его соотношение с существующими методами платежей могут потребовать разъяснений.  | 
Источник: составлено автором.
Таблица 8
Преимущества цифрового рубля
| 
 №  | 
 Категория  | 
 Описание  | 
| 
 1  | 
 Для граждан и бизнеса  | 
 - доступ к цифровому кошельку можно осуществить через любой банк, являющийся участником Платформы; - для граждан предусмотрено бесплатное пользование цифровым рублем; - для компаний – комиссия при проведении операций с цифровым рублем будет установлена на уровне комиссии СБП.  | 
| 
 2  | 
 Для финансового рынка  | 
 - повышение конкуренции; - формирование новой высокотехнологичной платежной инфраструктуры; - создание инновационных продуктов и сервисов [5].  | 
| 
 3  | 
 Для государства  | 
 - стремительное развитие цифровизации экономики; - снижение издержек на администрирование платежей.  | 
| 
 4  | 
 Для международного сотрудничества  | 
 - реализация инновационного механизма трансграничных расчетов; - исключение посредников.  | 
Источник: данные Банка России.
Среди мер поддержки национальной платежной системы России можно выделить:
- эффективное технологическое развитие НСПК, СБП, СПФС, проекта «цифровой рубль».
- разработка проектов построения международных платежных механизмов с ключевыми торговыми партнерами (страны ЕАЭС, Индия, Китай и т.д.).
Непрерывная работа регулятора в данном направлении позволит российской экономике минимизировать последствия политики санкций, укрепить свои позиции на мировой арене, обеспечить конкурентоспособность экономики и востребованность российского рубля в международных расчетах [6].
Таким образом, драйвером современного развития расчетно-платежных отношений в Российской Федерации являются геополитические санкции, обусловившие трансформацию как внешнего, так и внутреннего периметров реализации расчетных операций. Ключевым фактором развития эффективной национальной системы платежей является обеспечение ее технологического суверенитета, поиск надежных партнеров и инструментов урегулирования денежных требований и обязательств, в том числе альтернативного характера.
Статья подготовлена при поддержке Программы развития МГИМО «Приоритет-2030».

