В последнее время мировое сообщество переживает период некоторой неопределенности. Распространение инновационных технологий, сокращающих расстояния, цифровизация создают условия огромному числу людей из разных регионов получать доступ к информационным ресурсам, товарам и услугам всего мира [1]. Глобальная экономическая, социальная, политическая и технологическая трансформация влечет за собой растущие ежедневно процессы миграции и мобильности населения [2]. Соответственно, вопросы международной миграции становятся весьма актуальными и обсуждаемыми среди ученых, социологов, экономистов и политиков.
В странах Центральной Азии произошли реформы социального и трудового характера [3]. В результате стала развиваться миграция, повлиявшая на процессы аккультурации молодежи, изменений во внешней политике государств, расслоения общества на очень богатых и, мягко говоря, бедных людей. Центрально-азиатских мигрантов отличает отсутствие языковых навыков, неосведомленность в сфере миграционных прав и обязанностей, пассивность в интеграции с миграционными сообществами. Возвращаясь к себе домой, многие из них долгое время остаются безработными и пытаются начать работу в частном предпринимательстве. Большинство растрачивает собранные сбережения на повседневные расходы, и только 5-7% инвестируют в свой бизнес. Экономический дисбаланс и недостаточная инфраструктура не дают им возможности проявить потенциал и развиваться [4].
Международная миграция стала активно развиваться и на территории Узбекистана, хотя менталитету народа Узбекистана всегда была свойственна «оседлая» жизнь, сильная привязанность к дому, семье, родственным связям. В Узбекистане образовалась необычная ситуация с миграцией населения. В мире количество внутренних мигрантов обычно втрое больше международных. В Узбекистане же численность выехавших людей превосходит количество перемещающихся по самой республике.
По текущим данным Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан численность постоянного населения составила на 1 января 2023 г. 36024,9 тыс. человек. Количество прибывших в Узбекистан на постоянное место проживания из-за рубежа составило 2322 человека, из них 35% прибыли из России, 32,8% – из Казахстана, 6,7% – из Таджикистана, 4,8% – из Кыргызстана, 1,6% – из Туркменистана и остальные 19,1% из других стран. А количество выбывших из Республики Узбекистан на постоянное место проживания в зарубежные страны составило 8 790 человек. По подсчетам 79,5% выбывших направились в Казахстан, 16,4% – в Россию, 0,7% – в Кыргызстан, 0,5% – в Таджикистан, 0,3% в Туркменистан и 2,6% уехали в другие страны. Итого число прибывших составило 214,8 тыс. человек и выбывших – 221,3 человека. По гендерному признаку определили, что 39,8% прибывших были мужчины, а 60,2% – женщины. Подобная картина наблюдается и среди выбывших: 39,9% – мужчины, а 60,1 % – женщины [5].
Как известно, на количество эмиграции (выселение) влияют уровень безработицы, высокая рождаемость, бедность, экономическая стагнация и другие проблемы. А иммиграции (заселение) предшествуют нехватка рабочей силы, быстрое экономическое развитие, рост занятости.
Исследования показали относительное снижение сальдо межгосударственной миграции в 2021 г. по сравнению с 2000 г. в Узбекистане в 3,64 раза, со странами СНГ – в 2,95 раза, и с другими странами – в 10,7 раза.
Сальдо Межгосударственной миграции (разница между числом прибывших в страны СНГ на постоянное место жительство и числом выбывших; человек)
Годы |
Узбекистан |
Со странами СНГ |
С другими странами |
2000 |
-66592 |
-52790 |
-4337 |
2005 |
-101608 |
-95998 |
-1814 |
2010 |
-44083 |
-39167 |
-588 |
2011 |
-47584 |
-46939 |
-645 |
2012 |
-40952 |
-40439 |
-513 |
2013 |
-34566 |
-33818 |
-748 |
2014 |
-38562 |
-37513 |
-1049 |
2015 |
-29299 |
-28281 |
-1018 |
2016 |
-26248 |
-25395 |
-853 |
2017 |
-18599 |
-17967 |
-632 |
2018 |
-14729 |
-14086 |
-643 |
2019 |
-10687 |
-10379 |
-308 |
2020 |
-12543 |
-11414 |
-1129 |
2021 |
-18265 |
-17862 |
-403 |
Примечание: разработано авторами на основе данных Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан.
Сальдо Межгосударственной миграции (разница между числом прибывших в страны СНГ на постоянное место жительство и числом выбывших; человек) (разработано авторами на основе данных Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан)
Как видно из таблицы, сальдо межгосударственной миграции по всем позициям имеет отрицательное значение, что свидетельствует об улучшении социальных, экономических, политических и технологических условий в стране, а также о повышении качества жизни населения. На сегодняшний день отдельные направления, связанные с трудовой миграцией выезжающих из Узбекистана, регулируются и управляются государством, а миграция по некоторым другим направлениям носит более нерегулярный характер. Большая часть трудовых мигрантов из Узбекистана уезжает в Россию, по оценкам Международной организации по миграции, их количество составляет около 2 млн человек [6]. Графическое отображение результатов исследования показаны на рисунке.
Эти тенденции имеют значительные социальные последствия для будущего экономического развития Узбекистана. В республике активно проводятся мероприятия в рамках постановления Президента страны «О мерах по внедрению системы безопасной, упорядоченной и легальной миграции» от 15 сентября 2020 г., а также в целях проведения агитационно-пропагандистской работы по вопросам внешней трудовой миграции, нежелательных последствий нелегальной миграции, противодействия торговле людьми. В соответствии с принятым документом полномочия по содействию в получении работы, совершенствованию механизмов осуществления трудовой деятельности за рубежом, обеспечению социальных прав наших соотечественников, упорядочению этих процессов возложены на Агентство по внешней трудовой миграции.
Одной из ключевых проблем для стран Центральной Азии с населением более 70 млнчеловек является миграция молодежи. С этой точки зрения во всех странах региона можно наблюдать общие черты. Из уехавших из страны на работу за границу 1450,4 тыс. человек заняты в России, 366,3 тыс. – в Казахстане, 144,7 тыс. – в Турции, 47,4 тыс. – в Южной Корее и 348,2 тыс. – в других странах. Через службы внешней трудовой миграции выехало более 111 тыс. человек, из них более 32 тыс. – молодые люди в возрасте до 30 лет. Среди них люди с разным уровнем знаний и навыков составляют большинство [7].
По возрастному составу имеются некоторые наблюдения относительно преобладающего среди мигрирующего населения молодого населения. Это связано, прежде всего, с недостаточными условиями для всестороннего развития и интеллектуального роста молодежи в Узбекистане.
Ежегодно у молодых людей, считающихся самыми мобильными среди населения, появляется все больше возможностей для переезда в другие страны с целью улучшения качества своей жизни [8]. А современная молодежь, как известно, сильно стремится к этому, будь то в своей стране или за рубежом. Они имеют, к сожалению, совершенно другую идеологию по отношению к Отечеству, нежели их родители в былом прошлом.
Международная миграция будет развиваться, пока есть разница между уровнем доходности, обеспеченностью рабочими местами и не только. Экономическую активность молодежи и уровень занятости связывают в первую очередь с уровнем образования, поскольку именно оно характеризует качество рабочей силы. Практика показала, что образование и рынок труда действуют друг на друга двусторонне, т.е., с одной стороны, благодаря учреждениям образования пополняются ряды квалифицированной рабочей силы, с другой стороны, рынок труда формирует спрос на те или иные типы профессий и уровень образования.
В соответствии с официальными статистическими данными, в Узбекистане уровень грамотности молодого поколения достигает максимального 100%-го значения. Однако, исследования показывают, что качество образования в Узбекистане необходимо повышать. Многие работодатели не удовлетворены уровнем знаний молодых специалистов. Выпускники университетов устраиваются на работу не по своей специальности, в связи с чем поступают недовольства о недостатке их навыков работы, которые они должны были приобрести в учебном процессе.
Предположив, что среди выезжающих из страны за рубеж с целью учебы большую долю составляют представители молодого поколения, мы видим, что общая численность выезжающих для получения образования в Узбекистане из года в год неуклонно растет, что можно трактовать в двух значениях. Во-первых, это может свидетельствовать о низком качестве образования и профессиональной подготовки кадров внутри страны, а во-вторых, это подтверждает рост возможностей населения, связанных с отправкой своих детей в зарубежные учебные заведения. Однако удельный вес выезжающих с целью учебы не достигает и 1%. То есть причина выезда из страны заключается в поиске работы с высоким доходом.
Одним из направлений современной молодежной миграции можно считать интеллектуальную миграцию, также известную как “brain drain” (“утечка мозгов”). Под термином интеллектуальной миграции подразумевается процесс миграции, при которой массово уезжают квалифицированные кадры и ученые для работы за пределами своей страны [9]. Более широкое значение интеллектуальной миграции – это трансграничное перемещение научно-технических специалистов, творческой интеллигенции и студентов, получающих образование за рубежом и пожелавших там остаться на продолжительное время. Таким образом можно сделать вывод, что интеллектуальная миграция включает в себя миграцию не только с целью поиска работы, но и с целью получения образования. Согласно данным, Индекс “утечки мозгов” в регионах Центральной Азии составляет (максимальный показатель – 10):
- Казахстан – 4.3;
- Туркменистан – 4.4;
- Узбекистан – 5.1;
- Таджикистан – 5.5;
- Кыргызстан – 6.7.
Обычно основными причинами “утечки умов” являются экономические факторы, невостребованность научных кадров ввиду отставания государства в НТП, стремление развитых стран привлекать специалистов через соответствующие программы, кризис национальных систем образования, обострение политической ситуации и также социально-правовые проблемы.
Предположив, что среди выезжающих из страны за рубеж с целью учебы большую долю составляют представители молодого поколения, мы видим, что общая численность выезжающих для получения образования в Узбекистане из года в год неуклонно растет, что можно трактовать в двух значениях. Во-первых, это может свидетельствовать о низком качестве образования и профессиональной подготовки кадров внутри страны, а во-вторых, это подтверждает рост возможностей населения, связанных с отправкой своих детей в зарубежные учебные заведения.
В Узбекистане, по оценкам экспертов, доля молодежи среди мигрантов составляет от 20 % до 70 %. По некоторым данным, из 1,5 млн рабочих-мигрантов из Узбекистана в России в 2017 г. 60 % составляла молодежь в возрасте до 30 лет. Так, по данным опроса молодежи, из 1000 респондентов 65 подтвердили, что в ближайшее время планируют покинуть Узбекистан, а 87 человек придерживались нейтральной позиции в этом вопросе. Из планирующих уехать за рубеж – 26,5% с целью получения образования и в таком же количестве, 26,5%, с целью трудоустройства [9].
Например, в 2021-2022 гг. 86 159 студентов из Узбекистана обучались за рубежом. Из них 48 700 студента (60%) обучались в России, 89 300 – в Казахстане, 77 600 – на Украине, 63 600 – в Туркмении, 23 000 – в Беларуси, 13 000 – в Киргизии, 1 074– в Южной Корее и 1 025 – в Латвии и т. д. [10].
В Узбекистане в последнее время активно поднимается гендерный вопрос. Среди занятого населения преобладает мужская половина, а женщины чаще заняты домашним хозяйством, уходом за детьми. Особенно сильно это проявляется в сельской местности. Отсюда вытекает зависимость низкого уровня образованности и отсутствия постоянного места работы у молодых женщин. Если выпускник школы провалив экзамены в университет, повторно пробует поступить на следующий год, то девушка, которая не смогла поступить на учебу в вуз, чаще выходит замуж и уже отказывается от светлого карьерного будущего. Учитывая такую тенденцию, с 2022-2023 учебного года всем девушкам, поступившим на учебу в магистратуру в государственные вузы Узбекистана, государство безвозмездно финансирует оплату контракта.
Исследования молодежного рынка труда показали, что увеличение численности молодежи, имеющей высшее образование на 20% и снижение удельного веса молодежи, выехавшей за границу, до 15% в 2026 г. против 30,7% в 2020 г., влечет за собой необходимость правительством страны принимать кардинальные меры по созданию новых рабочих мест, поскольку это может привести к новой волне безработицы на молодежном рынке труда и усугублению всех сопутствующих ей негативных процессов.
Активно внедряется и цифровое образование в Узбекистане [11], что позволяет гражданам страны учиться в зарубежных вузах, не покидая национальные границы.
Также один из важных вопросов – это планы студентов после завершения обучения. Согласно данным проведенных опросов, 76% студентов указали, что если бы они обучались за рубежом, то после завершения учебы остались бы в стране обучения и работали на временной или постоянной основе. Поэтому одна из главных целей государства – это удержание молодых ученых, специалистов и абитуриентов внутри страны такими способами, как:
- усиление интеллектуального потенциала молодежи, создание условий для получения ею высшего, а также средне-специального образования, профессиональных умений и навыков. Например, за последние годы в Узбекистане идет активная работа по привлечению ведущих зарубежных вузов к открытию филиалов в Узбекистане. На данный момент по всей республике функционирует 154 высшее учебное заведение (808 400 студентов), из которых 31 – филиалы иностранных вузов [12];
- повышение оплаты труда высококвалифицированной молодежи, как занимающейся интеллектуальным, так и занимающейся физическим трудом. Это позволит снизить миграционные оттоки молодого поколения в другие страны;
- дальнейшее увеличение объемов общественного производства и количества вновь созданных предприятий, что возможно за счет дополнительного привлечения инвестиций, повышения конкурентоспособности продукции, эффективного использования бюджетных средств, направляемых на финансирование экономики, максимальное использование конкурентных преимуществ республики.
Для рационального регулирования миграционными процессами на международном уровне требуется увеличение инвестиций в человеческий капитал в интегрирующейся стране. В странах, где не уделяется достаточно внимания проблемам нелегальной и легальной миграции, которые также являются важными факторами развития в мировой экономике, увеличиваются недовольства среди мигрантов и местного коренного населения, повышается риск потери политической и экономической стабильности в стране, может даже появиться межэтническое и межрелигиозное насилие. Международная миграция непосредственно взаимосвязана с глобализацией всех стран мирового сообщества.
Однозначно принято, что мигранты по возращению становятся двигателями перемен и инноваций, практикуют новые знания, навыки и предпринимательские идеи, которые необходимы стране в период трансформации экономики. Несмотря на то, что вопрос международной миграции все еще остается достаточно малоизученным, его актуальность с каждым годом только растет.
Либерализация внешней трудовой миграции позволяет узбекским трудовым мигрантам стать полноправными участниками международного рынка труда. В частности, принятые нормативно-правовые акты включают двусторонние межправительственные соглашения в сфере организации безопасной, упорядоченной и законной трудовой миграции. На основе международных стандартов разрабатываются новые законы и вносятся изменения в существующие. Своевременное решение вопросов международной миграции, несомненно, обеспечит Узбекистану устойчивый экономический рост и переход к инновационному развитию.
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».