Введение
Банки оказывают стимулирующее воздействие на экономическую деятельность любой страны. Налогообложение банковской деятельности имеет решающее значение, поскольку его роль в формировании государственного бюджета неоспорима. Банки являются движущими силами экономического роста в стране. В последние годы банки играют все возрастающую роль в формировании бюджета. Отношения между налоговыми органами и банками строятся по трем направлениям: во-первых, независимый налогоплательщик; во-вторых, посредничество между государством и налогоплательщиком означает, что налогоплательщики платят налоги через банки или банки предоставляют налоговым органам необходимую информацию о налогоплательщиках; в-третьих, налоговый агент. Взаимоотношения между банками и налоговыми органами важны в системе налогообложения, поскольку они затрагивают интересы не только банков, но и налогоплательщиков [2,6]. Как и у других налогоплательщиков, у банков также есть права и обязанности, определенные налоговым законодательством. В целях предотвращения нарушения налогового законодательства банки и кредитные организации, осуществляющие различные виды банковских операций, несут обязательства.
Цель исследования состоит в разработке направлений совершенствования налоговой политики банков в условиях постоянного реформирования налоговой системы государства.
Материал и методы исследования
В работе были использованы следующие методы исследования:
− теоретические (анализ, синтез, обобщение, построение гипотез);
− эмпирические (наблюдение, тестирование);
− экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты).
Эмпирической основой статьи являются результаты авторского исследования, направленного на изучение теоретических подходов и практических мер по развитию налогообложения коммерческих банков.
Результаты исследования и их обсуждение
Текущая налоговая политика банков может отличаться в зависимости от страны и юрисдикции, в которой банк действует. Однако, в общих чертах можно выделить некоторые особенности налогообложения банков, которые встречаются практически повсеместно[3].
Первой и наиболее распространенной формой налогообложения банков является налог на прибыль. Этот налог взимается с прибыли, полученной банком от своей деятельности, и может быть представлен как процент от общей суммы прибыли или как фиксированная сумма. Некоторые страны также могут применять налог на активы банков, который рассчитывается на основе размера активов банка и может составлять определенный процент от общей суммы [4].
В Российской Федерации налоговая политика банков основывается на следующих налогах и сборах:
1. Налог на прибыль – это основной налог, который взимается с прибыли банка. Ставка налога на прибыль для банков в России составляет 20%. Однако, для малых банков (т.е. банков, активы которых не превышают 1 млрд рублей) ставка налога на прибыль может быть снижена до 15%.
2. Налог на добавленную стоимость (НДС) – банки обязаны уплачивать НДС на свои услуги, которые они предоставляют клиентам. Ставка налога на добавленную стоимость для банков составляет 20%.
3. Единый социальный налог (ЕСН) – этот налог уплачивается банками с зарплаты своих сотрудников. Ставка ЕСН для банков составляет 30% и применяется к зарплате более 1 млн рублей в год.
4. Налог на имущество – банки обязаны уплачивать налог на недвижимое имущество и землю, которые они владеют. Ставка налога на имущество зависит от региона и может составлять до 2,2% от кадастровой стоимости имущества.
Кроме того, существует ряд других налогов и сборов, которые могут быть применены к банкам в России, например, налог на использование водных ресурсов или экологический сбор [5].
Анализ сильных и слабых сторон текущей налоговой политики банков может помочь понять, какие аспекты налогообложения банков нужно усовершенствовать, чтобы обеспечить более эффективную и справедливую налоговую политику.
Сильные стороны текущей налоговой политики банков:
1. Налог на прибыль является основным и наиболее распространенным налогом для банков.
2. Существует система налоговых льгот для банков, которые осуществляют инвестиционную деятельность в определенных отраслях экономики.
Банки также получают возможность списывать определенные расходы на налоги, что снижает их налоговую нагрузку и улучшает их финансовое положение [7].
Однако, также существуют слабые стороны текущей налоговой политики банков:
1. Некоторые виды банковской деятельности не облагаются налогами или облагаются налогами слишком низкой ставкой.
2. Некоторые налоги на банковскую деятельность могут быть слишком высокими, что увеличивает налоговую нагрузку на банки и снижает их прибыльность.
3. Некоторые виды налогов могут быть неэффективными или несправедливыми в отношении банков.
4. Сложность налоговой системы и большое количество налогов, которые применяются к банкам, могут привести к тому, что банки тратят много времени и ресурсов на уплату налогов и сборов.
5. Некоторые налоговые законы и правила могут быть недостаточно прозрачными и понятными для банков, что может приводить к неопределенности в отношении налоговых расходов..
6. В некоторых случаях, налоговые ставки для банков могут быть неадекватными в свете изменений в экономической и финансовой среде.
В современной экономике налоговая политика банков сталкивается с несколькими проблемами, которые могут оказывать негативное влияние на финансовые показатели банков и экономическую среду в целом. Основные проблемы налоговой политики банков в современной экономике включают в себя:
1. Неравенство налогообложения.
2. Ограниченная возможность банков выбирать место своей деятельности.
3. Налоговые преференции, которые создают административные барьеры.
4. Недостаточная гибкость налоговой системы.
5. Сложности в реализации налоговых изменений.
6. Сложность налоговой системы и ее непрозрачность.
7. Отсутствие координации налоговой политики.
6. Риск двойного налогообложения.
7. Негативное влияние на инвестиции.
8. Проблемы с международным налогообложением.
Для совершенствования налоговой политики банков можно рассмотреть следующие возможные пути:
1. Изменение ставок налогов. Это может снизить налоговую нагрузку для некоторых банков и сделать налогообложение более справедливым.
2. Изменение методов налогообложения. Это может создать более эффективную налоговую систему для банков и сделать ее более сбалансированной.
3. Внедрение налоговых льгот для банков, осуществляющих определенные виды деятельности. Это может стимулировать банки к инвестированию в развивающиеся отрасли экономики и способствовать социальной ответственности банков.
4. Упрощение налоговой системы. Это может улучшить финансовое планирование банков и упростить их бизнес-процессы.
5. Сотрудничество между налоговыми органами и банками. Это может снизить налоговые риски для банков и повысить их доверие к налоговым органам.
6. Развитие международных налоговых соглашений. Это может снизить риск двойного налогообложения и создать более прозрачную и предсказуемую налоговую среду для банков, которые работают за границей.
7. Улучшение прозрачности налоговой системы. Это может снизить неопределенность и риск для банков и улучшить условия для финансового планирования.
8. Совершенствование механизмов контроля за налоговым уклонением.
9. Поддержка малых и средних банков.
Развитие механизмов для учета социальных и экологических факторов. Это может стимулировать банки к инвестированию в социально ответственные и экологически устойчивые проекты и способствовать устойчивому развитию экономики [8].
Некоторые страны уже успешно применили новые методы налогообложения для банков и добились положительных результатов. Ниже приведены примеры:
1. Великобритания. В 2015 году Великобритания ввела новый налог на банковские активы (Bank Levy), который заменил предыдущий налог на банковские прибыли. Этот налог облагает банки на основе их размера и размера их баланса, что создает более справедливую налоговую систему для банков.
2. Франция. Франция ввела налог на финансовые транзакции (FTT), который облагает финансовые операции, такие как покупка и продажа акций и облигаций. Этот налог помогает собирать дополнительные средства для правительства и снижает налоговую нагрузку на другие секторы экономики.
3. США. В США введен новый налог на финансовые институты (Financial Crisis Responsibility Fee), который облагает банки и другие финансовые институты в зависимости от их размера и уровня риска.
4. Австралия. В Австралии введен налог на дополнительный капитал (Major Bank Levy), который облагает крупные банки на основе их размера и размера их баланса. Этот налог помогает собирать дополнительные средства для правительства и снижает налоговую нагрузку на другие секторы экономики.
Эти примеры показывают, что новые методы налогообложения могут быть успешно применены в разных странах и создать более справедливую и эффективную налоговую систему для банков и других финансовых институтов.
Заключение
Совершенствование налоговой политики банков является важным аспектом развития экономики и создания более справедливой и эффективной налоговой системы. Рассмотрение возможных путей улучшения налоговой политики для банков, таких как изменение ставок налогов, изменение методов налогообложения, внедрение налоговых льгот и упрощение налоговой системы, может привести к более прозрачной, справедливой и предсказуемой налоговой системе для банков.
Однако, совершенствование налоговой политики банков также может создавать риски и вызывать определенные проблемы, такие как неравномерность налогообложения, увеличение административных расходов и создание дополнительных бюрократических процедур. Правительства должны учитывать эти риски при рассмотрении возможных путей улучшения налоговой политики банков.