Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

IMPROVING THE TAX POLICY OF BANKS

Bakirova R.R. 1 Sagadeeva E.F. 2 Abzalov I.I. 3
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Ufa branch
2 Bashkir State Agrarian University
3 PJSC Bank Uralsib
The article is devoted to the issues of improving the tax policy of banks. Theoretical and methodological foundations for improving the tax policy of banks are considered. The classification of the existing system of taxes and fees of credit institutions is given. The strengths and weaknesses of the tax policy of banks are indicated. The main problems of the tax policy of banks in the modern economy are described, which include the inequality of taxation and the limited ability of banks to choose the place of their activity. The international practice of applying new methods of bank taxation is analyzed, which allows creating an effective tax system for banks and other financial institutions. The probable risks and problems of taxation of the banking sector are indicated. The article outlines possible ways to improve the tax policy of banks.
banks
taxation
tax policy
profit
risks

Введение

Банки оказывают стимулирующее воздействие на экономическую деятельность любой страны. Налогообложение банковской деятельности имеет решающее значение, поскольку его роль в формировании государственного бюджета неоспорима. Банки являются движущими силами экономического роста в стране. В последние годы банки играют все возрастающую роль в формировании бюджета. Отношения между налоговыми органами и банками строятся по трем направлениям: во-первых, независимый налогоплательщик; во-вторых, посредничество между государством и налогоплательщиком означает, что налогоплательщики платят налоги через банки или банки предоставляют налоговым органам необходимую информацию о налогоплательщиках; в-третьих, налоговый агент. Взаимоотношения между банками и налоговыми органами важны в системе налогообложения, поскольку они затрагивают интересы не только банков, но и налогоплательщиков [2,6]. Как и у других налогоплательщиков, у банков также есть права и обязанности, определенные налоговым законодательством. В целях предотвращения нарушения налогового законодательства банки и кредитные организации, осуществляющие различные виды банковских операций, несут обязательства.

Цель исследования состоит в разработке направлений совершенствования налоговой политики банков в условиях постоянного реформирования налоговой системы государства.

Материал и методы исследования

В работе были использованы следующие методы исследования:

− теоретические (анализ, синтез, обобщение, построение гипотез);

− эмпирические (наблюдение, тестирование);

− экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты).

Эмпирической основой статьи являются результаты авторского исследования, направленного на изучение теоретических подходов и практических мер по развитию налогообложения коммерческих банков.

Результаты исследования и их обсуждение

Текущая налоговая политика банков может отличаться в зависимости от страны и юрисдикции, в которой банк действует. Однако, в общих чертах можно выделить некоторые особенности налогообложения банков, которые встречаются практически повсеместно[3].

Первой и наиболее распространенной формой налогообложения банков является налог на прибыль. Этот налог взимается с прибыли, полученной банком от своей деятельности, и может быть представлен как процент от общей суммы прибыли или как фиксированная сумма. Некоторые страны также могут применять налог на активы банков, который рассчитывается на основе размера активов банка и может составлять определенный процент от общей суммы [4].

В Российской Федерации налоговая политика банков основывается на следующих налогах и сборах:

1. Налог на прибыль – это основной налог, который взимается с прибыли банка. Ставка налога на прибыль для банков в России составляет 20%. Однако, для малых банков (т.е. банков, активы которых не превышают 1 млрд рублей) ставка налога на прибыль может быть снижена до 15%.

2. Налог на добавленную стоимость (НДС) – банки обязаны уплачивать НДС на свои услуги, которые они предоставляют клиентам. Ставка налога на добавленную стоимость для банков составляет 20%.

3. Единый социальный налог (ЕСН) – этот налог уплачивается банками с зарплаты своих сотрудников. Ставка ЕСН для банков составляет 30% и применяется к зарплате более 1 млн рублей в год.

4. Налог на имущество – банки обязаны уплачивать налог на недвижимое имущество и землю, которые они владеют. Ставка налога на имущество зависит от региона и может составлять до 2,2% от кадастровой стоимости имущества.

Кроме того, существует ряд других налогов и сборов, которые могут быть применены к банкам в России, например, налог на использование водных ресурсов или экологический сбор [5].

Анализ сильных и слабых сторон текущей налоговой политики банков может помочь понять, какие аспекты налогообложения банков нужно усовершенствовать, чтобы обеспечить более эффективную и справедливую налоговую политику.

Сильные стороны текущей налоговой политики банков:

1. Налог на прибыль является основным и наиболее распространенным налогом для банков.

2. Существует система налоговых льгот для банков, которые осуществляют инвестиционную деятельность в определенных отраслях экономики.

Банки также получают возможность списывать определенные расходы на налоги, что снижает их налоговую нагрузку и улучшает их финансовое положение [7].

Однако, также существуют слабые стороны текущей налоговой политики банков:

1. Некоторые виды банковской деятельности не облагаются налогами или облагаются налогами слишком низкой ставкой.

2. Некоторые налоги на банковскую деятельность могут быть слишком высокими, что увеличивает налоговую нагрузку на банки и снижает их прибыльность.

3. Некоторые виды налогов могут быть неэффективными или несправедливыми в отношении банков.

4. Сложность налоговой системы и большое количество налогов, которые применяются к банкам, могут привести к тому, что банки тратят много времени и ресурсов на уплату налогов и сборов.

5. Некоторые налоговые законы и правила могут быть недостаточно прозрачными и понятными для банков, что может приводить к неопределенности в отношении налоговых расходов..

6. В некоторых случаях, налоговые ставки для банков могут быть неадекватными в свете изменений в экономической и финансовой среде.

В современной экономике налоговая политика банков сталкивается с несколькими проблемами, которые могут оказывать негативное влияние на финансовые показатели банков и экономическую среду в целом. Основные проблемы налоговой политики банков в современной экономике включают в себя:

1. Неравенство налогообложения.

2. Ограниченная возможность банков выбирать место своей деятельности.

3. Налоговые преференции, которые создают административные барьеры.

4. Недостаточная гибкость налоговой системы.

5. Сложности в реализации налоговых изменений.

6. Сложность налоговой системы и ее непрозрачность.

7. Отсутствие координации налоговой политики.

6. Риск двойного налогообложения.

7. Негативное влияние на инвестиции.

8. Проблемы с международным налогообложением.

Для совершенствования налоговой политики банков можно рассмотреть следующие возможные пути:

1. Изменение ставок налогов. Это может снизить налоговую нагрузку для некоторых банков и сделать налогообложение более справедливым.

2. Изменение методов налогообложения. Это может создать более эффективную налоговую систему для банков и сделать ее более сбалансированной.

3. Внедрение налоговых льгот для банков, осуществляющих определенные виды деятельности. Это может стимулировать банки к инвестированию в развивающиеся отрасли экономики и способствовать социальной ответственности банков.

4. Упрощение налоговой системы. Это может улучшить финансовое планирование банков и упростить их бизнес-процессы.

5. Сотрудничество между налоговыми органами и банками. Это может снизить налоговые риски для банков и повысить их доверие к налоговым органам.

6. Развитие международных налоговых соглашений. Это может снизить риск двойного налогообложения и создать более прозрачную и предсказуемую налоговую среду для банков, которые работают за границей.

7. Улучшение прозрачности налоговой системы. Это может снизить неопределенность и риск для банков и улучшить условия для финансового планирования.

8. Совершенствование механизмов контроля за налоговым уклонением.

9. Поддержка малых и средних банков.

Развитие механизмов для учета социальных и экологических факторов. Это может стимулировать банки к инвестированию в социально ответственные и экологически устойчивые проекты и способствовать устойчивому развитию экономики [8].

Некоторые страны уже успешно применили новые методы налогообложения для банков и добились положительных результатов. Ниже приведены примеры:

1. Великобритания. В 2015 году Великобритания ввела новый налог на банковские активы (Bank Levy), который заменил предыдущий налог на банковские прибыли. Этот налог облагает банки на основе их размера и размера их баланса, что создает более справедливую налоговую систему для банков.

2. Франция. Франция ввела налог на финансовые транзакции (FTT), который облагает финансовые операции, такие как покупка и продажа акций и облигаций. Этот налог помогает собирать дополнительные средства для правительства и снижает налоговую нагрузку на другие секторы экономики.

3. США. В США введен новый налог на финансовые институты (Financial Crisis Responsibility Fee), который облагает банки и другие финансовые институты в зависимости от их размера и уровня риска.

4. Австралия. В Австралии введен налог на дополнительный капитал (Major Bank Levy), который облагает крупные банки на основе их размера и размера их баланса. Этот налог помогает собирать дополнительные средства для правительства и снижает налоговую нагрузку на другие секторы экономики.

Эти примеры показывают, что новые методы налогообложения могут быть успешно применены в разных странах и создать более справедливую и эффективную налоговую систему для банков и других финансовых институтов.

Заключение

Совершенствование налоговой политики банков является важным аспектом развития экономики и создания более справедливой и эффективной налоговой системы. Рассмотрение возможных путей улучшения налоговой политики для банков, таких как изменение ставок налогов, изменение методов налогообложения, внедрение налоговых льгот и упрощение налоговой системы, может привести к более прозрачной, справедливой и предсказуемой налоговой системе для банков.

Однако, совершенствование налоговой политики банков также может создавать риски и вызывать определенные проблемы, такие как неравномерность налогообложения, увеличение административных расходов и создание дополнительных бюрократических процедур. Правительства должны учитывать эти риски при рассмотрении возможных путей улучшения налоговой политики банков.