Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PROGRAM-TARGETED APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES IN MODERN CONDITIONS

Mikhailov S.V. 1 Babkin A.V. 2 Mikhailov V.V. 3
1 Stroyprom Plant LLC
2 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University,
3 Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny
The program-targeted approach to the development of defense industry enterprises is based on strategic production planning, on the use of digital technologies necessary to solve defense and social problems. The commissioning of digital equipment makes it possible to upgrade the fixed production assets of enterprises, ensure an increase in the output of defense products and the transition of the defense industry to the next stage of digital transformation. Entering this stage will make it possible to more fully and within the required timeframe meet the military and economic needs for military products, achieve an increase in their tactical and technical characteristics and reduce costs to the level of regulatory requirements.The movement of enterprises in this direction is determined by the patterns of development of productive forces from the achieved to the present level of requirements imposed by the recipients of equipment and weapons. In addition, the digitalization process is accelerating under the influence of such factors as a special military operation, hostilities and the introduction of martial law in a number of Donbas territories. The need for a transition to a new stage of technological development is increasing under the influence of such factors as economic sanctions from countries unfriendly to us, the rise in the cost of natural resources, and the increase in the cost of manufacturing military products.
development of defense industry enterprises
program-targeted approach
development factors
strategic planning
centralized management
financing of orders
radio-electronic industry
space engineering
collective management bodies

Объективные потребности обеспечения национальной безопасности страны и государства требуют программно-целевого подхода к развитию ОПК. Целевой подход направлен на обновление материальной базы производства, обеспечивающей изготовление и поставку в войска техники и вооружений необходимого объема и качества. Кроме того, такой подход включает построение эффективной системы взаимодействия между органами государственного и военного управления, заказчиками вооружений различных видов и родов войск и исполнителями заказов. Развитие обеспечивается на основе совершенствования планирования и организации работ на различных стадиях производственного процесса.

Актуальность: современные тенденции развития производительных сил требуют новых концептуальных подходов к управлению, основанному на стратегическом планировании промышленного производства и его составной части оборонно-промышленного комплекса, от технико-экономического состояния которого зависит решение первоочередных задач. В комплексе эти задачи решаются при программно-целевом подходе к развитию предприятий ОП, обеспечивающих реализацию запланированных целей и сроки их выполнения. Для успешного решения этих задач необходимо использование положений и выводов военно-экономической науки о таких факторах повышения эффективности военно-экономического процесса, как централизация управления, концентрация материальных и финансовых средств и специализация предприятий на главных направлениях развития военного производства.

Программно-целевой подход в качестве средств достижения целей предполагает отраслевую перестройку ОПК в пользу передовых отраслей технического прогресса, опережающее финансирование заказов на изделия радиоэлектронной промышленности и космического машиностроения, обеспечение окупаемости и рентабельности их производства. Программно- целевой подход к развитию предприятий ОПК предполагает смену экономических парадигм, когда под влиянием объективных обстоятельств на мену либеральной модели управления приходит модель централизованного управления, отвечающая потребностям не ограниченной группе лиц, а интересам страны и государства.

Изученность проблемы: в военно-экономической литературе обращается внимание на развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса, однако научно-теоретические и практические исследования развития ОПК отстают от потребностей, вызванных современным состоянием производительных сил и предъявляемых к ним требованиям со стороны органов государственного и военного управления. Предприятия и промышленные кластеры при выполнении заказов ориентируются в основном, получение прибыли, тогда как оперативно-стратегическая обстановка требует первостепенного внимания к объемам и номенклатуре заказов. В этой связи требуется обобщение опыта предприятий, мобилизованных с самого начала специальной военной операции на выполнение заказов по задачам, решаемым на основе программно-целевого планирования производственной деятельности предприятий. В эту работу вовлечены головные исполнители и соисполнители заказов, непосредственно взаимодействующие с заказчиками. Увеличение заказов требует их научной обоснованности, предложений и рекомендаций по эффективному использованию производственных ресурсов, их обновления на основе внедрения цифровых технологий, обеспечивающих тактико-технические характеристики вооружений.

Целесообразность разработки темы: материал статьи позволяет оценить напряженность военно-экономической обстановки сделать научно обоснованные выводы о разработке предложений и рекомендаций, направленных на обеспечение успеха проводимой спецоперации и ограниченного ввода военного положения Основное содержание статьи – трансформация производительных сил, отвечающих современным потребностям и текущей обстановке. Доказывается, что преимущественное финансирование предприятий радиоэлектронной и космической отраслей промышленности, взамен торговли и индустрии развлечений, могло бы увеличить приток производственных работников и специалистов, создать спрос на иностранные инвестиции в производство изделий специального назначения и преодолеть их возникший дефицит.

Научная новизна: в отличие от других публикаций на оборонную тему, материал статьи посвящен программно-целевому подходу к развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса, выполняющего важную государственную задачу по обеспечению специальной военной операции на Донбассе. Новизна проявляется в том, что частные сдвиги в материально-технической базе оборонных предприятий рассматриваются сквозь призму общих закономерностей развития производительных сил на этапе их использования в интересах проводимой специальной операции и ведения боевых действий.

Специфические особенности проводимой операции заключаются в нанесении огневого поражения противнику при одновременном обеспечении минимальных потерь среди личного состава военнослужащих и лиц из числа гражданского персонала. Эти ограничения, накладываемые на ход и исход операции побуждают к обновлению материальной базы оборонных предприятий на основе цифровизации производственных процессов, начиная со стадии исследования и разработки и заканчивая серийным производством продукции и сдачей ее заказчику.

Цифровизация производственных процессов требует трансформации планирования и организации на всех уровнях формирования заказов от центров принятия решений до их исполнения предприятиями, либо объединениями. В условиях ведения боевых действий принципиально новым предложением является многоуровневая оценка выполнения таких решений, отвечающих интересам заказчика и исполнителя. При централизованной форме поставок главными показателя следует считать необходимые объемы поставок, номенклатуру и сроки поставок Стоимость поставок отодвигается на задний план. Предлагается ввести в субъекты военно-экономических отношений положительно зарекомендовавший себя в период Великой Отечественной войны такой орган управления, как Государственный Комитет Обороны (ГКО).

Цель и задачи исследования: заключается в том, чтобы раскрыть преимущества программно-целевого подхода, его отличия от либеральных подходов, недооценивающих преимущества стратегического планирования деятельности оборонных предприятий в условиях ведения боевых действий и наличия рисков недопоставок продукции оборонного назначения частям и соединениям. В системе материального обеспечения войск рассмотрены задачи заказчиков и исполнителей заказов. Одна из задач исследования заключалась в том, чтобы определить преобладающие тенденции развития оборонных предприятий, изучить закономерности трансформации их материально-технической базы, необходимой для успешного завершения спецоперации. Задача исследования заключалась также в раскрытии противоречий между темпами внедрения цифровых технологий и военно-экономическими потребностями в них.

Научная и практическая значимость: в соответствии с методологией научного анализа определены место и роль обновления материально-технической базы оборонных предприятий в выполнении заказов на новейшие образцы техники и вооружений, поставляемых по Гособоронзаказу Использование методологии научного анализа позволяет выявить тенденции и закономерности перехода от одного типа техники и вооружений к другому, созданному на основе цифровых технологий. Под влиянием объективно действующих факторов в условиях проведения спецоперации появляются модели управления, адекватно отражающие военно-экономическую обстановку. Они отличаются от либеральных моделей управления, нацеленных на получение прибыли и конкурентную борьбу во имя прибыли.

Геополитические сдвиги вызвали спрос на другую модель управления, в основе которой лежит централизованное планирование, государственное распределение ресурсов в интересах национальной безопасности, защиты интересов страны, государства и личности. Эта же модель защищает интересы получателей от возможных рисков, от недопоставки и дефицита материальных средств, обеспечивает потребности получателей техники и вооружений необходимого объема и качества, подтверждая преимущества программно-целевого подхода к разработке и производству вооружений на практике.

Основное содержание статьи: экономическая теория является основой выбора направления развития оборонных предприятий. Направление исследования касается в первую очередь материально– технической базы предприятий, позволяющих судить о производственных возможностях предприятий, выполняющих военные заказы. В боевых условиях получатели техники и вооружений убеждаются в надежности и безотказности отечественных образцов и ее преимуществах по сравнению с зарубежными образцами. Вместе с тем по результатам выполнения отдельных заданий возникает немало вопросов к разработчикам и изготовителям техники и вооружений относительно дальнейшего улучшения их тактико-технических характеристик, обеспечивающих решение задач, вызванных действием противника. Трансформация материально-технической базы предприятий ОПК в направлении цифровизации ее основного звена – технологического оборудования – становится объективной необходимостью. Ее реализация позволяет решить многие вопросы военной экономики, развитие которой зависит от многих факторов, среди которых программно-целевой подход к развитию материальной базы на цифровой основе занимает ведущее место.

Основания для такого вывода следующие: программно-целевой подход основывается на стратегическом планировании, на долгосрочных планах развития предприятий промышленности как ведущей отрасли экономики, нашедшей отражение в программе «Цифровая экономика России», утвержденной в 20017 году Президентом страны.

Стратегическое планирование ориентирует предприятия ОПК на организацию производства, способствующую цифровизации технологических процессов при выполнении заданий по предприятию в целом и по отдельным видам работ, требующих применения специального оборудования и технологии. Выполнение этих работ на уровне предприятий и его подразделений предполагает их организацию как необходимого условия управления всей производственной деятельностью предприятия вплоть до завершения производственного процесса и сдачи готовой продукции заказчику. Задания, поступающие от заказчика, в соединении с планированием и организацией производств на предприятии, представляют собой специфическую модель управления производством оборонного предприятия, обеспечивающую потребности получателя, заказчика и исполнителя заказа в целом и на определенные образцы техники и вооружений с заранее заданными характеристиками.

Такая модель обладает конкретными преимуществами по сравнению с либеральной моделью управления предприятиями гражданского сектора экономики, является составной частью стратегического планирования, отражает особенности военного производства и застрахована от рисков недовыполнения оборонных заказов. При использовании этой модели части и соединения получают технику и вооружения требуемого качества, в необходимом объеме и предусмотренные сроки. Либеральная модель управления не отвечает этим требованиям, так как отражает интересы хозяйственных сторон в продукции , предназначенной главным образом для потребительских нужд населения.

Централизация управления позволяет устранить недостатки либеральной модели управления в связи с объективными потребностями, обеспечить защиту интересов страны личности и государства. Перераспределение ресурсов в пользу радиотехнической, электронной и других авангардных отраслей промышленности отвечает интересам получателей современной техники и вооружений и предприятий ОПК. Программно-целевой подход к росту производству техники и вооружений на цифровой основе отражает интересы получателей этой техники и общества.

Предприятия ОПК трансформируют свою деятельность в соответствии с Программой «Цифровая экономика России», отражающей объективные потребности промышленности на данном этапе ее технологического развития. С научной точки зрения приобретают интерес вопросы методологии формирования принимаемых решений по трансформации материально-технической базы оборонных предприятий. Обеспечение выпуска высокоточных образцов вооружений и в необходимом объеме обеспечивается внедрением цифрового оборудования на основе стратегического плана технического перевооружения оборонных отраслей и среди них в первоочередном порядке развитием радиотехнической и электронной промышленности. Увеличение выпуска продукции этих отраслей необходимо в первую очередь в связи с принятыми санкциями в отношении России и удорожанием поставок но параллельному импорту. Трансформация материально-технической базы оборонных предприятий требует разработки и реализации программно-целевого подхода в рамках Программы «Цифровая экономика России» Теоретическое обоснование необходимости трансформации материально-технической базы оборонных предприятий в направлении цифровизации производственных процессов создает импульс для активизации практических решений по обеспечению частей и соединений перспективными образцами техники и вооружений.