Объективные потребности обеспечения национальной безопасности страны и государства требуют программно-целевого подхода к развитию ОПК. Целевой подход направлен на обновление материальной базы производства, обеспечивающей изготовление и поставку в войска техники и вооружений необходимого объема и качества. Кроме того, такой подход включает построение эффективной системы взаимодействия между органами государственного и военного управления, заказчиками вооружений различных видов и родов войск и исполнителями заказов. Развитие обеспечивается на основе совершенствования планирования и организации работ на различных стадиях производственного процесса.
Актуальность: современные тенденции развития производительных сил требуют новых концептуальных подходов к управлению, основанному на стратегическом планировании промышленного производства и его составной части оборонно-промышленного комплекса, от технико-экономического состояния которого зависит решение первоочередных задач. В комплексе эти задачи решаются при программно-целевом подходе к развитию предприятий ОП, обеспечивающих реализацию запланированных целей и сроки их выполнения. Для успешного решения этих задач необходимо использование положений и выводов военно-экономической науки о таких факторах повышения эффективности военно-экономического процесса, как централизация управления, концентрация материальных и финансовых средств и специализация предприятий на главных направлениях развития военного производства.
Программно-целевой подход в качестве средств достижения целей предполагает отраслевую перестройку ОПК в пользу передовых отраслей технического прогресса, опережающее финансирование заказов на изделия радиоэлектронной промышленности и космического машиностроения, обеспечение окупаемости и рентабельности их производства. Программно- целевой подход к развитию предприятий ОПК предполагает смену экономических парадигм, когда под влиянием объективных обстоятельств на мену либеральной модели управления приходит модель централизованного управления, отвечающая потребностям не ограниченной группе лиц, а интересам страны и государства.
Изученность проблемы: в военно-экономической литературе обращается внимание на развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса, однако научно-теоретические и практические исследования развития ОПК отстают от потребностей, вызванных современным состоянием производительных сил и предъявляемых к ним требованиям со стороны органов государственного и военного управления. Предприятия и промышленные кластеры при выполнении заказов ориентируются в основном, получение прибыли, тогда как оперативно-стратегическая обстановка требует первостепенного внимания к объемам и номенклатуре заказов. В этой связи требуется обобщение опыта предприятий, мобилизованных с самого начала специальной военной операции на выполнение заказов по задачам, решаемым на основе программно-целевого планирования производственной деятельности предприятий. В эту работу вовлечены головные исполнители и соисполнители заказов, непосредственно взаимодействующие с заказчиками. Увеличение заказов требует их научной обоснованности, предложений и рекомендаций по эффективному использованию производственных ресурсов, их обновления на основе внедрения цифровых технологий, обеспечивающих тактико-технические характеристики вооружений.
Целесообразность разработки темы: материал статьи позволяет оценить напряженность военно-экономической обстановки сделать научно обоснованные выводы о разработке предложений и рекомендаций, направленных на обеспечение успеха проводимой спецоперации и ограниченного ввода военного положения Основное содержание статьи – трансформация производительных сил, отвечающих современным потребностям и текущей обстановке. Доказывается, что преимущественное финансирование предприятий радиоэлектронной и космической отраслей промышленности, взамен торговли и индустрии развлечений, могло бы увеличить приток производственных работников и специалистов, создать спрос на иностранные инвестиции в производство изделий специального назначения и преодолеть их возникший дефицит.
Научная новизна: в отличие от других публикаций на оборонную тему, материал статьи посвящен программно-целевому подходу к развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса, выполняющего важную государственную задачу по обеспечению специальной военной операции на Донбассе. Новизна проявляется в том, что частные сдвиги в материально-технической базе оборонных предприятий рассматриваются сквозь призму общих закономерностей развития производительных сил на этапе их использования в интересах проводимой специальной операции и ведения боевых действий.
Специфические особенности проводимой операции заключаются в нанесении огневого поражения противнику при одновременном обеспечении минимальных потерь среди личного состава военнослужащих и лиц из числа гражданского персонала. Эти ограничения, накладываемые на ход и исход операции побуждают к обновлению материальной базы оборонных предприятий на основе цифровизации производственных процессов, начиная со стадии исследования и разработки и заканчивая серийным производством продукции и сдачей ее заказчику.
Цифровизация производственных процессов требует трансформации планирования и организации на всех уровнях формирования заказов от центров принятия решений до их исполнения предприятиями, либо объединениями. В условиях ведения боевых действий принципиально новым предложением является многоуровневая оценка выполнения таких решений, отвечающих интересам заказчика и исполнителя. При централизованной форме поставок главными показателя следует считать необходимые объемы поставок, номенклатуру и сроки поставок Стоимость поставок отодвигается на задний план. Предлагается ввести в субъекты военно-экономических отношений положительно зарекомендовавший себя в период Великой Отечественной войны такой орган управления, как Государственный Комитет Обороны (ГКО).
Цель и задачи исследования: заключается в том, чтобы раскрыть преимущества программно-целевого подхода, его отличия от либеральных подходов, недооценивающих преимущества стратегического планирования деятельности оборонных предприятий в условиях ведения боевых действий и наличия рисков недопоставок продукции оборонного назначения частям и соединениям. В системе материального обеспечения войск рассмотрены задачи заказчиков и исполнителей заказов. Одна из задач исследования заключалась в том, чтобы определить преобладающие тенденции развития оборонных предприятий, изучить закономерности трансформации их материально-технической базы, необходимой для успешного завершения спецоперации. Задача исследования заключалась также в раскрытии противоречий между темпами внедрения цифровых технологий и военно-экономическими потребностями в них.
Научная и практическая значимость: в соответствии с методологией научного анализа определены место и роль обновления материально-технической базы оборонных предприятий в выполнении заказов на новейшие образцы техники и вооружений, поставляемых по Гособоронзаказу Использование методологии научного анализа позволяет выявить тенденции и закономерности перехода от одного типа техники и вооружений к другому, созданному на основе цифровых технологий. Под влиянием объективно действующих факторов в условиях проведения спецоперации появляются модели управления, адекватно отражающие военно-экономическую обстановку. Они отличаются от либеральных моделей управления, нацеленных на получение прибыли и конкурентную борьбу во имя прибыли.
Геополитические сдвиги вызвали спрос на другую модель управления, в основе которой лежит централизованное планирование, государственное распределение ресурсов в интересах национальной безопасности, защиты интересов страны, государства и личности. Эта же модель защищает интересы получателей от возможных рисков, от недопоставки и дефицита материальных средств, обеспечивает потребности получателей техники и вооружений необходимого объема и качества, подтверждая преимущества программно-целевого подхода к разработке и производству вооружений на практике.
Основное содержание статьи: экономическая теория является основой выбора направления развития оборонных предприятий. Направление исследования касается в первую очередь материально– технической базы предприятий, позволяющих судить о производственных возможностях предприятий, выполняющих военные заказы. В боевых условиях получатели техники и вооружений убеждаются в надежности и безотказности отечественных образцов и ее преимуществах по сравнению с зарубежными образцами. Вместе с тем по результатам выполнения отдельных заданий возникает немало вопросов к разработчикам и изготовителям техники и вооружений относительно дальнейшего улучшения их тактико-технических характеристик, обеспечивающих решение задач, вызванных действием противника. Трансформация материально-технической базы предприятий ОПК в направлении цифровизации ее основного звена – технологического оборудования – становится объективной необходимостью. Ее реализация позволяет решить многие вопросы военной экономики, развитие которой зависит от многих факторов, среди которых программно-целевой подход к развитию материальной базы на цифровой основе занимает ведущее место.
Основания для такого вывода следующие: программно-целевой подход основывается на стратегическом планировании, на долгосрочных планах развития предприятий промышленности как ведущей отрасли экономики, нашедшей отражение в программе «Цифровая экономика России», утвержденной в 20017 году Президентом страны.
Стратегическое планирование ориентирует предприятия ОПК на организацию производства, способствующую цифровизации технологических процессов при выполнении заданий по предприятию в целом и по отдельным видам работ, требующих применения специального оборудования и технологии. Выполнение этих работ на уровне предприятий и его подразделений предполагает их организацию как необходимого условия управления всей производственной деятельностью предприятия вплоть до завершения производственного процесса и сдачи готовой продукции заказчику. Задания, поступающие от заказчика, в соединении с планированием и организацией производств на предприятии, представляют собой специфическую модель управления производством оборонного предприятия, обеспечивающую потребности получателя, заказчика и исполнителя заказа в целом и на определенные образцы техники и вооружений с заранее заданными характеристиками.
Такая модель обладает конкретными преимуществами по сравнению с либеральной моделью управления предприятиями гражданского сектора экономики, является составной частью стратегического планирования, отражает особенности военного производства и застрахована от рисков недовыполнения оборонных заказов. При использовании этой модели части и соединения получают технику и вооружения требуемого качества, в необходимом объеме и предусмотренные сроки. Либеральная модель управления не отвечает этим требованиям, так как отражает интересы хозяйственных сторон в продукции , предназначенной главным образом для потребительских нужд населения.
Централизация управления позволяет устранить недостатки либеральной модели управления в связи с объективными потребностями, обеспечить защиту интересов страны личности и государства. Перераспределение ресурсов в пользу радиотехнической, электронной и других авангардных отраслей промышленности отвечает интересам получателей современной техники и вооружений и предприятий ОПК. Программно-целевой подход к росту производству техники и вооружений на цифровой основе отражает интересы получателей этой техники и общества.
Предприятия ОПК трансформируют свою деятельность в соответствии с Программой «Цифровая экономика России», отражающей объективные потребности промышленности на данном этапе ее технологического развития. С научной точки зрения приобретают интерес вопросы методологии формирования принимаемых решений по трансформации материально-технической базы оборонных предприятий. Обеспечение выпуска высокоточных образцов вооружений и в необходимом объеме обеспечивается внедрением цифрового оборудования на основе стратегического плана технического перевооружения оборонных отраслей и среди них в первоочередном порядке развитием радиотехнической и электронной промышленности. Увеличение выпуска продукции этих отраслей необходимо в первую очередь в связи с принятыми санкциями в отношении России и удорожанием поставок но параллельному импорту. Трансформация материально-технической базы оборонных предприятий требует разработки и реализации программно-целевого подхода в рамках Программы «Цифровая экономика России» Теоретическое обоснование необходимости трансформации материально-технической базы оборонных предприятий в направлении цифровизации производственных процессов создает импульс для активизации практических решений по обеспечению частей и соединений перспективными образцами техники и вооружений.