Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

CONCEPTUAL CHARACTERISTICS OF THE DIGITAL ECONOMY AT THE PRESENT STAGE

Konovalova E.E. 1 Gubanova N.V. 2 Grishchenko N.V. 3
1 Russian State University of Tourism and Service
2 Moscow Polytechnic University
3 The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia
The article discusses the conceptual characteristics of the digital economy at the present stage. It is established that the development of electronic business has changed the processes of functioning, interconnection and interaction in the environment of economic systems. It is determined that the digital economy sector acts as a sphere in which the processes of digitalization, informatization of the country’s economy and its industries are carried out. It was found out that the economy, due to the introduction of digitalization processes, has a direct impact on the development and functioning of all other sectors and spheres of economic life: agriculture, mining, processing industry, transport, tourism, finance, communications and other sectors of the national economy. It is proved that the digital economy is a new sector of economic functioning in which the main means of production are digital devices, data, innovations, technologies and communications. It is determined that the main basic elements of the digital economy are the subjects of the digital economy sector, directly producing, developing digital technologies and ensuring the implementation of digitalization processes, as well as being direct participants in relations in digital business. It is established that the formation and implementation of the digital technology sector requires significant financial and investment support, necessary both for the creation of new technological developments, innovations, and for their implementation.
concept
characteristics
digital economy
investment
technology
business
digitalization
finance
industry
innovation

Основной целью цифровизации экономики является перестройка производства, повышение гибкости и приспособленности к изменениям рыночных условий, что будет обеспечивать рост конкурентоспособности государства в мире цифровых технологий. В то же время целью цифровизации экономики является переход на новый уровень технико-технологического развития экономических систем и развитие производственных отношений на основе активного применения цифровых средств коммуникаций и технологий с целью обеспечения нового уровня общественно-экономического развития.

При этом структура цифровой экономики состоит из трех основных компонент: инфраструктуры электронного бизнеса, включающей оборудование, сети, программное обеспечение, коммуникации и др.; электронного бизнеса, заключающегося в осуществлении основных бизнес-процессов с применением сети Интернет; и электронной коммерции, обеспечивающей реализацию товаров и услуг с применением сети Интернет.

Различным проблемам развития цифровой экономики посвящены труды А.А. Безвесильной [1], М.А. Гладких [2], Г.И. Гумеровой [3], Г.Е. Зорина [4], Н.И. Ломакина [9], М.А. Мирошниченко [10], Ч. Уссаева [11] и др. В то же время анализ научных трудов позволяет сделать вывод о том, что концептуальным характеристикам цифровой экономики на современном этапе уделено недостаточно внимания.

В то же время сбалансированность основных компонент структуры цифровой экономики может быть обеспечена развитием инфраструктуры сетей, систем, технических, технологических и программных средств, что позволяет обеспечить активное внедрение бизнес-процессов и осуществлять управление производственными, маркетинговыми, финансовыми и другими процессами с применением цифровых технологий.

В то же время формирование и функционирование цифровой инфраструктуры и внедрение электронного бизнеса приведет к росту объемов использования электронной коммерции и соответственно обеспечит повышение экономической рыночной активности как производителей, субъектов рыночных отношений так и покупателей, изменит общественно-экономические основы функционирования внутреннего рынка, приведет к росту рыночной интеграции и глобализации.

Активное развитие и применение Интернета произошло в корпоративном секторе, что видоизменило отношения с поставщиками, партнерами, потребителями и привело к появлению и динамичному развитию в мире электронного бизнеса. Ведущие компании, внедряющие системы электронного бизнеса, создавали собственные бизнес-модели, используя предоставленные интернет-технологиями возможности. Поэтому сетевые интернет-модели развития электронного бизнеса становятся доминирующими.

Отметим, что развитие электронного бизнеса изменило процессы функционирования, взаимосвязи и взаимодействия в среде экономических систем и их функционирования, видоизменило и интегрировало их деятельность [5, 7, 16]. В общем, сектор цифровой экономики выступает сферой, в которой осуществляются процессы цифровизации, информатизации экономики страны и ее отраслей. Прежде всего, сектор цифровой экономики представляет собой отдельную сферу экономического функционирования, составляющую долю в структуре ВВП страны.

Кроме того, экономика вследствие внедрения процессов цифровизации осуществляет непосредственное влияние на развитие и функционирование всех других секторов и сфер экономической жизни: сельского хозяйства, добывающей, перерабатывающей промышленности, транспорта, туризма, финансовой сферы, связи и других отраслей народного хозяйства. При этом цифровая экономика является новым сектором экономического функционирования, в котором основными средствами производства являются цифровые устройства, данные, инновации, технологии и коммуникации, которая формирует долю в структуре ВВП, и в то же время, вследствие внедрения процессов цифровизации осуществляет непосредственное влияние на функционирование всех других традиционных секторов и сфер, трансформируя их из потребляющей экономики в экономику, создающую ресурсы, обеспечивая новое качество экономического воспроизводства, добавленной стоимости, конкурентоспособности и эффективности.

Основными базовыми элементами цифровой экономики выступают субъекты сектора цифровой экономики, непосредственно продуцирующие, развивающие цифровые технологии и обеспечивающие внедрение процессов цифровизации, а также являющиеся непосредственными участниками отношений в цифровом бизнесе – это бизнес-структуры – предприятия, субъекты хозяйствования, организации, цифровые компании, инновационные компании, учебные заведения и научно-исследовательские структуры, венчурные компании, фонды, финансовые организации, выступающие как производителями так и потребителями продуктов цифровых технологий [8, 13, 15].

К дополнительным элементам мы относим частных потребителей электронных услуг и продуктов, пользователей Интернет, которые одновременно могут продуцировать информацию и быть поставщиками и участниками цифрового рынка. Государство также является непосредственным участником, субъектом сектора цифровой экономики благодаря осуществлению институционального обеспечения и государственного регулирования. Также оно выступает как заказчик технологий и продуктов их разработки, как пользователь или потребитель на платформах государственного администрирования и регулирования.

В пределах указанного сектора основными продуктами, которые продуцируются и реализуются цифровой экономикой, являются, прежде всего, средства коммуникаций, технологии управления через сети Интернет [6, 12, 14]. Эти продукты обеспечивают развитие цифровой экономики по основным направлениям: непосредственно развитие самих коммуникаций, инфраструктуры; развитие услуг электронной торговли; развитие электронных платформ и технологий управления с применением бизнес-процессов, то есть технологии электронного бизнеса, позволяющие с применением коммуникаций, программного обеспечения и использования сети Интернет планировать, реализовать и контролировать производственные, управленческие, сервисные, маркетинговые и другие бизнес-процессы.

Отметим, что основными объектами, на которые осуществляют влияние субъекты сектора цифровой экономики в рамках реализации соответствующих функций являются методические наработки, фундаментальные и прикладные исследования НИОКР в цифровой сфере, концепции, идеи, технологии, технические решения, позволяющие имплементировать лучший мировой опыт развития цифровых технологий. При этом объектом здесь выступает электронный бизнес на принципах внедрения бизнес-процессов, а также электронная коммерция как новая сфера экономической деятельности и рыночных отношений в интерактивном пространстве.

Основными потребителями продуктов сектора цифровой экономики являются ее основные субъекты: бизнес, корпоративный сектор, компании, предприятия субъекты хозяйствования, частные потребители продуктов и услуг и государственные органы власти, а также местное самоуправление. В то же время особенности сектора цифровой экономики и значительный уровень интегрирования были использованы в развитии моделей для формирования платформ электронного бизнеса, что является качественно новым уровнем рыночных отношений и технологией позиционирования продуктов и услуг.

Практика показала, что необходимыми, неотъемлемыми составляющими развития сектора цифровой экономики является наличие и качество его институционального обеспечения, а именно сформированность институционально-правовых основ, наличие, полнота и действенность принятых законодательных и нормативных актов в сфере внедрения государственной стратегии и государственной политики цифровизации экономики страны, регламентирующих, определяющих стратегические векторы и регулирующих деятельность в секторе цифровой экономики.

Важным также является наличие и сформированность государственных институтов, государственных органов, учреждений и организаций, обеспечивающих регулирование, стимулирование, содействие развитию цифровых технологий, негосударственных общественных институтов, союзов, ассоциаций субъектов сферы цифровых технологий, обеспечивающих негосударственные рыночные механизмы регулирования и развития, распространения цифровых технологий, их диффузий и широкого применения во всех сферах жизнедеятельности общества.

При этом формирование и развитие сектора цифровых технологий невозможны без достаточного ресурсного обеспечения. Основными поставщиками такого ресурсного обеспечения выступают непосредственно бизнес-среда и потребители, однако важным является государственное вмешательство и ресурсное обеспечение в направлениях действия государственных программ и реализации государственной концепции.

Развитие цифровых технологий требует технико-технологического обеспечения в виде программных сервисов, аппаратного обеспечения, технико-технологических средств, устройств и систем, оборудования, необходимых для создания технико-технологической базы развития сектора цифровых технологий. Другим важным ресурсом являются люди и интеллектуально-кадровые ресурсы, их достаточность, необходимый уровень знаний, компетенций и образования, объем кадровых ресурсов всех уровней.

Важным также является создание методологии: методов и средств применения, адаптации, имплементации соответствующих технологий и научно-практического инструментария их применения, поскольку результатом деятельности сектора цифровой экономики может являться распространение, концентрация и использование технологических знаний и информации, формирующих высокотехнологичный продукт экономической деятельности.

В то же время формирование и внедрение сектора цифровых технологий требует значительного финансового и инвестиционного обеспечения, необходимого как для создания новых технологических разработок, инноваций, так и для их внедрения; развития поддерживающей инфраструктуры, функционирования институтов поддержки развития цифрового сектора, обеспечения человеческими, техническими, технологическими ресурсами, и в целом инвестирования в создание новых технологий, технических и технологических средств, реализации проектов и программ цифровизации экономики, внедрения механизмов и инструментов венчурного инвестирования.

Подводя итоги можно отметить, что внедрение цифровых технологий в значительной степени зависит от технико-технологического уровня развития сопутствующей инфраструктуры, что обеспечивает их функционирование на необходимом технико-технологическом уровне. Это и наличие, и развитие сетей и коммуникаций, развитие телекоммуникаций, наличие, техническое состояние и достаточность техники, оборудования, необходимого для технологического покрытия, наличие программного обеспечения, необходимого для развития сектора цифровых технологий, и доступ к нему пользователей.