Основной целью цифровизации экономики является перестройка производства, повышение гибкости и приспособленности к изменениям рыночных условий, что будет обеспечивать рост конкурентоспособности государства в мире цифровых технологий. В то же время целью цифровизации экономики является переход на новый уровень технико-технологического развития экономических систем и развитие производственных отношений на основе активного применения цифровых средств коммуникаций и технологий с целью обеспечения нового уровня общественно-экономического развития.
При этом структура цифровой экономики состоит из трех основных компонент: инфраструктуры электронного бизнеса, включающей оборудование, сети, программное обеспечение, коммуникации и др.; электронного бизнеса, заключающегося в осуществлении основных бизнес-процессов с применением сети Интернет; и электронной коммерции, обеспечивающей реализацию товаров и услуг с применением сети Интернет.
Различным проблемам развития цифровой экономики посвящены труды А.А. Безвесильной [1], М.А. Гладких [2], Г.И. Гумеровой [3], Г.Е. Зорина [4], Н.И. Ломакина [9], М.А. Мирошниченко [10], Ч. Уссаева [11] и др. В то же время анализ научных трудов позволяет сделать вывод о том, что концептуальным характеристикам цифровой экономики на современном этапе уделено недостаточно внимания.
В то же время сбалансированность основных компонент структуры цифровой экономики может быть обеспечена развитием инфраструктуры сетей, систем, технических, технологических и программных средств, что позволяет обеспечить активное внедрение бизнес-процессов и осуществлять управление производственными, маркетинговыми, финансовыми и другими процессами с применением цифровых технологий.
В то же время формирование и функционирование цифровой инфраструктуры и внедрение электронного бизнеса приведет к росту объемов использования электронной коммерции и соответственно обеспечит повышение экономической рыночной активности как производителей, субъектов рыночных отношений так и покупателей, изменит общественно-экономические основы функционирования внутреннего рынка, приведет к росту рыночной интеграции и глобализации.
Активное развитие и применение Интернета произошло в корпоративном секторе, что видоизменило отношения с поставщиками, партнерами, потребителями и привело к появлению и динамичному развитию в мире электронного бизнеса. Ведущие компании, внедряющие системы электронного бизнеса, создавали собственные бизнес-модели, используя предоставленные интернет-технологиями возможности. Поэтому сетевые интернет-модели развития электронного бизнеса становятся доминирующими.
Отметим, что развитие электронного бизнеса изменило процессы функционирования, взаимосвязи и взаимодействия в среде экономических систем и их функционирования, видоизменило и интегрировало их деятельность [5, 7, 16]. В общем, сектор цифровой экономики выступает сферой, в которой осуществляются процессы цифровизации, информатизации экономики страны и ее отраслей. Прежде всего, сектор цифровой экономики представляет собой отдельную сферу экономического функционирования, составляющую долю в структуре ВВП страны.
Кроме того, экономика вследствие внедрения процессов цифровизации осуществляет непосредственное влияние на развитие и функционирование всех других секторов и сфер экономической жизни: сельского хозяйства, добывающей, перерабатывающей промышленности, транспорта, туризма, финансовой сферы, связи и других отраслей народного хозяйства. При этом цифровая экономика является новым сектором экономического функционирования, в котором основными средствами производства являются цифровые устройства, данные, инновации, технологии и коммуникации, которая формирует долю в структуре ВВП, и в то же время, вследствие внедрения процессов цифровизации осуществляет непосредственное влияние на функционирование всех других традиционных секторов и сфер, трансформируя их из потребляющей экономики в экономику, создающую ресурсы, обеспечивая новое качество экономического воспроизводства, добавленной стоимости, конкурентоспособности и эффективности.
Основными базовыми элементами цифровой экономики выступают субъекты сектора цифровой экономики, непосредственно продуцирующие, развивающие цифровые технологии и обеспечивающие внедрение процессов цифровизации, а также являющиеся непосредственными участниками отношений в цифровом бизнесе – это бизнес-структуры – предприятия, субъекты хозяйствования, организации, цифровые компании, инновационные компании, учебные заведения и научно-исследовательские структуры, венчурные компании, фонды, финансовые организации, выступающие как производителями так и потребителями продуктов цифровых технологий [8, 13, 15].
К дополнительным элементам мы относим частных потребителей электронных услуг и продуктов, пользователей Интернет, которые одновременно могут продуцировать информацию и быть поставщиками и участниками цифрового рынка. Государство также является непосредственным участником, субъектом сектора цифровой экономики благодаря осуществлению институционального обеспечения и государственного регулирования. Также оно выступает как заказчик технологий и продуктов их разработки, как пользователь или потребитель на платформах государственного администрирования и регулирования.
В пределах указанного сектора основными продуктами, которые продуцируются и реализуются цифровой экономикой, являются, прежде всего, средства коммуникаций, технологии управления через сети Интернет [6, 12, 14]. Эти продукты обеспечивают развитие цифровой экономики по основным направлениям: непосредственно развитие самих коммуникаций, инфраструктуры; развитие услуг электронной торговли; развитие электронных платформ и технологий управления с применением бизнес-процессов, то есть технологии электронного бизнеса, позволяющие с применением коммуникаций, программного обеспечения и использования сети Интернет планировать, реализовать и контролировать производственные, управленческие, сервисные, маркетинговые и другие бизнес-процессы.
Отметим, что основными объектами, на которые осуществляют влияние субъекты сектора цифровой экономики в рамках реализации соответствующих функций являются методические наработки, фундаментальные и прикладные исследования НИОКР в цифровой сфере, концепции, идеи, технологии, технические решения, позволяющие имплементировать лучший мировой опыт развития цифровых технологий. При этом объектом здесь выступает электронный бизнес на принципах внедрения бизнес-процессов, а также электронная коммерция как новая сфера экономической деятельности и рыночных отношений в интерактивном пространстве.
Основными потребителями продуктов сектора цифровой экономики являются ее основные субъекты: бизнес, корпоративный сектор, компании, предприятия субъекты хозяйствования, частные потребители продуктов и услуг и государственные органы власти, а также местное самоуправление. В то же время особенности сектора цифровой экономики и значительный уровень интегрирования были использованы в развитии моделей для формирования платформ электронного бизнеса, что является качественно новым уровнем рыночных отношений и технологией позиционирования продуктов и услуг.
Практика показала, что необходимыми, неотъемлемыми составляющими развития сектора цифровой экономики является наличие и качество его институционального обеспечения, а именно сформированность институционально-правовых основ, наличие, полнота и действенность принятых законодательных и нормативных актов в сфере внедрения государственной стратегии и государственной политики цифровизации экономики страны, регламентирующих, определяющих стратегические векторы и регулирующих деятельность в секторе цифровой экономики.
Важным также является наличие и сформированность государственных институтов, государственных органов, учреждений и организаций, обеспечивающих регулирование, стимулирование, содействие развитию цифровых технологий, негосударственных общественных институтов, союзов, ассоциаций субъектов сферы цифровых технологий, обеспечивающих негосударственные рыночные механизмы регулирования и развития, распространения цифровых технологий, их диффузий и широкого применения во всех сферах жизнедеятельности общества.
При этом формирование и развитие сектора цифровых технологий невозможны без достаточного ресурсного обеспечения. Основными поставщиками такого ресурсного обеспечения выступают непосредственно бизнес-среда и потребители, однако важным является государственное вмешательство и ресурсное обеспечение в направлениях действия государственных программ и реализации государственной концепции.
Развитие цифровых технологий требует технико-технологического обеспечения в виде программных сервисов, аппаратного обеспечения, технико-технологических средств, устройств и систем, оборудования, необходимых для создания технико-технологической базы развития сектора цифровых технологий. Другим важным ресурсом являются люди и интеллектуально-кадровые ресурсы, их достаточность, необходимый уровень знаний, компетенций и образования, объем кадровых ресурсов всех уровней.
Важным также является создание методологии: методов и средств применения, адаптации, имплементации соответствующих технологий и научно-практического инструментария их применения, поскольку результатом деятельности сектора цифровой экономики может являться распространение, концентрация и использование технологических знаний и информации, формирующих высокотехнологичный продукт экономической деятельности.
В то же время формирование и внедрение сектора цифровых технологий требует значительного финансового и инвестиционного обеспечения, необходимого как для создания новых технологических разработок, инноваций, так и для их внедрения; развития поддерживающей инфраструктуры, функционирования институтов поддержки развития цифрового сектора, обеспечения человеческими, техническими, технологическими ресурсами, и в целом инвестирования в создание новых технологий, технических и технологических средств, реализации проектов и программ цифровизации экономики, внедрения механизмов и инструментов венчурного инвестирования.
Подводя итоги можно отметить, что внедрение цифровых технологий в значительной степени зависит от технико-технологического уровня развития сопутствующей инфраструктуры, что обеспечивает их функционирование на необходимом технико-технологическом уровне. Это и наличие, и развитие сетей и коммуникаций, развитие телекоммуникаций, наличие, техническое состояние и достаточность техники, оборудования, необходимого для технологического покрытия, наличие программного обеспечения, необходимого для развития сектора цифровых технологий, и доступ к нему пользователей.