Введение
Экологическая политика тесно связана с политической конъюнктурой и завоеванием лидирующего положения национального государства. Тема экологии и защиты окружающей среды напрямую затрагивает экономическую составляющую любой страны. Очевидно, что в жесточайшей борьбе за ресурсы любое государство разрабатывает экологическую повестку, так как она является драйвером развития и политической гегемонии в мировом масштабе. Одни под прикрытием сохранения окружающей среды покрывают дефициты своих бюджетов, другие развиваю бизнес по продаже энергосберегающего оборудования. И для тех, и для других тема климата должна регулярно освещаться, быть мейнстримом национальной экологической политики. Европейский союз проводит активную экологическую политику и является лидером по проведению экологической проектов. Разработано значительное количество законодательных актов, которые регулируют вопросы экологии. Развитые страны продвигают свою экологическую повестку для того, чтобы способствовать повышению эффективности своих компаний. У России экологический интерес требует последовательной проработке. Однако, существуют серьезные факторы развития, которые могут стать стимулом сотрудничества в этой сфере. Для Российской Федерации международное сотрудничество может позволить улучшить и модернизировать экономику путем привлечения современных технологий, например, в отрасли, которые характеризуются высокой энергетической интенсивностью. Также сотрудничество в данной области сможет смягчить общее политическое напряжение, политическую обстановку и станет хорошей основой для дальнейшего развития «зеленых» проектов. Ратификация Россией Парижского соглашения, подписанного 22 апреля 2015 года, требует значительных вложений, введение различных ограничительных мер, в частности пограничных компенсационных мер, реализуемых в форме налога на иностранные компании, которые не следуют по пути зеленого развития и не применяют экологические сборы.
Авторы стремятся провести анализ текущего состояния в области разработки экологической повестки зарубежных стран. Выяснить по каким направлениям Россия ведет сотрудничество с международным сообществом и международными организациями. Охарактеризовать перспективы и последствия, которые могут дать импульс для Российской Федерации. Рассмотреть способы воздействия на экономику регионов, на ведущих игроков рынков, где достижения экологических вопросов могут способствовать повышению эффективности природопользования и хозяйствования.
Материалы и методы исследования
В исследовании используется сравнительный анализ показателей развития крупных территориальных агломераций в различных частях света, межтерриториальный баланс политических интересов, статистический корреляционно-регрессионный анализ базы данных официальных источников международных организаций и органов государственной власти, программно-целевой подход. В исследовании используются публикации научных изданий, ресурсы Internet, аналитические публикации ведущих университетов и аналитиков.
Результаты исследования и их обсуждения
В последнее время значение понятий «зеленый мир» и «зеленая экономика» трансформировались очень сильно, превратившись из теоретической концепции и девиза Green Peace (Гринпис) в суть глобального плана действий, подразумевающего практические меры по спасению человечества и оздоровления мировой экономики.
По нашему мнению, решения имеют два аспекта: политические и экономические.
Во-первых, для изменения традиционных моделей потребления необходимо улучшить понимание общественностью важности экономических факторов. Для этого необходимо включить вопросы экологической ответственности в планы национальных, наднациональных и региональных стратегий. Примечательно, что такой подход соответствует цели устойчивого сотрудничества.
Во-вторых, зеленая трансформация требует экономических стимулов. Внедрение зеленых принципов в процессе производства и торговли должны стать выгодным. Тогда появится шанс трансформирования существующего фактора экономического роста. Поэтому необходимо выработать новые модели создания управления международными производственно-сбытовыми цепочками. Воссоздание среды обитания человека в соответствии с целью устойчивого развития.
Таким образом, переход к зеленой экономике – это одновременно и достойная цель, и серьезная задача, которая, так или иначе, требует от международного сообщества объединения, усилий, координации политик.
Регулирование экологической безопасности на международном уровне относится к попытке контролировать загрязнение и истощение природных ресурсов в рамках устойчивого развития. Вопросы экологического благополучия обсуждаются на самом высоком международном уровне и естественно находят свое отражение в международных соглашениях.
Большинство международных соглашений адаптируются на локальном уровне, так как это действительно крайне обширная тема. Важно отметить, что многое уже было сделано.
В качестве основных примеров можно привести: национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Белоруссии на период до 2030 года; концепцию перехода к зеленой экономике на период до 2050 года в Казахстане, программы климатической доктрины развития энергетики в Российской Федерации.
О приоритете зеленой экономики объявили многие другие государства мира. Например, Китай объявил достижение углеродно-нейтрального баланса к 2060 году. Президент Си Цзиньпин подчеркнул стратегической важностью экологических инвестиций и технологических инноваций как ключевых основ зеленой трансформации в Китае [1].
Российские трансграничные Сибирские и Дальневосточные регионы осуществляют экономическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в различных секторах экономики: горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, сельском и лесном хозяйстве, атомной энергетике, транспорте и других отраслях. В то же время экологические риски такого сотрудничества не всегда оцениваются. Об этом свидетельствует ухудшающаяся экологическая ситуация в рассматриваемых регионах.
Европейский Союз направляет свои усилия на совокупность мер, которые будут обеспечивать долгосрочную безопасность не только в качестве сохранения природы, но и для развития экономических возможностей и социальных благ всего общества в целом. Поэтому можно говорить о целом направлении государственной деятельности, которое осуществляется в рамках наднационального регулирования и связано с социально-экономическим, политическим равновесием в национальных государствах союза.
Опыт ЕС может быть полезен, так как структура наднационального института создает механизм нивелирования неравномерного внедрения «зеленых» производств и экономического потенциала стран – членов. Подчеркнем тот факт, что экологическая политика согласовывается ими всеми, так как оформление проводится путем созданием директив, соответствующих программ. Однако страны – члены вправе и самостоятельно разрабатывать необходимые меры или формировать ограничения для защиты собственных производителей. Тем не менее, рынок остается одним, в связи с максимальной компактностью территориального размещения. Так и в Российской Федерации на федеральном уровне формируются рамочные условия для экологической повестки, а Субъекты Федерации обладают законодательной инициативой, соразмерной собственным потребностям.
Не секрет, что Франция, Германия, Италия, Испания, страны BENELUX (БеНиЛюкс) являются индустриальными локомотивами ЕС. Концентрация производственных мощностей и расположение штаб – квартир крупных машиностроительных гигантов подразумевает и более высокие экологические риски. Любая техногенная катастрофа приведет к загрязнению окружающей среды, а соответствующие издержки будут перенаправляться национальным правительствам, страны – члены которых задействованы в общих логистических цепочках поставок. Ответственность при этом, ложиться на правительство штаб – квартиры. Защита от такой ситуации рассматривается как унификация норм и требований к производствам на протяжении всей логистической цепочки создания продукции для единого европейского рынка. А раз так, то и качество продукции для ЕС так же унифицировано. Что создает возможность повышения уровня качества жизни для всех граждан членов союза. Экологический переход создает не только административные барьеры, но и помогает трансформировать производство от «старого» типа к «новому» безопасному для потребителей и окружающей среды. Единая Европа диктует условия импорта и экспорта для своих торговых партнеров. Товары и продукты, произведённые с нарушением стандартов ЕС не получают возможности доступа на европейский рынок. Те же, кто соблюдают стандарты, получают финансирование в виде льготного кредитования, инвестирования за пределами союза. Помощь может быть получена и в виде грантов и налоговых льгот, чтобы стимулировать переход к «зеленой» деятельности.
Позитивные тенденции в долгосрочной перспективы не так явственны из за увеличения издержек производства, необходимых для совершенствования технологии и дополнительного оборудования для очистки от вредных веществ. Такая тенденция приводит к удорожанию продукции, что сказывается на цене для конечного потребителя.
Мы уже отмечали, что экологическая политика играет важную роль в социально – экономической жизни общества, вместе с тем, в странах Европы «зеленая» повестка оказывает жесткое влияние на формирование политической конъюнктуры и даже смена парадигмы и стратегии национальных правительств, как например в ФРГ. События последнего года явственно показывают, какие возможности существуют для популяризации личностей и лидеров. Современное коалиционное правительство средства пропаганды по-разному квалифицируют, от «неолиберальных борцов за экологически безопасную среду» до «марионеточного проводника проамериканского влияния. Правительство Германии состоит из трех партий, а не из двух как раньше: Свободной демократической партии Германии, Социал-демократической партии и Партии «Зеленых». Основной причиной отвоевывания голосов избирателей было связано с миграционным кризисом в Европе, а так же цель молодых партий в переходе экономики на энергоресурс сберегающую технологию. Одна треть из 1,8 трлн евро инвестиций в рамках Плана восстановления Next Generation EU [2] и семилетнего бюджета ЕС предусмотрена на финансирование Европейского зеленого соглашения.
Для Российской Федерации при разработке экологической политики необходимо принимать во внимание, что сосредоточение только на предотвращении экологических рисков недостаточно. Общемировой тренд на энергосберегающие технологии и производства будут требовать серьезных структурных изменений в промышленности, сельском хозяйстве, политической направленности, которая обеспечит устойчивость функционирования всех ветвей власти. Проблема переноса затратной компоненты на налогоплательщиков в условиях санкционного давления замедлит темпы перехода, однако меры социальной поддержки общества нельзя осуществлять без их учета.
Рассмотрим более подробно направления, по которым Россия сотрудничает с международным сообществом и какие обязательства выполнены в настоящее время.
Можно выделить три основополагающих документа, которые регулируют сохранение окружающей среды в современных условиях:
1. Документ, подписанный в Рио-де-Жанейро в 2012 году, который называется довольно просто, но весьма амбициозно – «Будущее, которого мы хотим». В данном документе было четко заявлено, что развитие человечества связано с переходом, с формированием индустриального общества;
2. Документ саммита Организации объединенных Наций, принятый в 2015 году Генеральной Ассамблеей – повестка дня на 2030 год, то есть каким образом развиваться человечеству – цели устойчивого развития (17 целей, свыше 160 задач и 230 индикаторов). То есть на наш взгляд произошла именно количественная интерпретация понятия устойчивое развитие для человечества и отдельных стран;
3. Парижское соглашение по изменению климата 12 декабря 2015 года в рамках Рамочной конвенции ООН, где было сказано, что человечество должно развиваться на основе устойчивого развития, низко-углеродного развития. На сегодняшний день данное соглашение является основным документом в рамках международной борьбы с изменением климата. Углеродно-нейтральное общество – Ускорение трансформационных изменений, необходимых для достижения и превышения канадской цели по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ) к 2030 году в соответствии с Парижским соглашением и достижения чистого нуля выбросов к 2050 году, потребует более глубокого понимания социальной и поведенческой стороны декарбонизации.
Парижский договор – обязательство сокращения на 70 % выбросов в атмосферу от уровня 1990 года. Парижский договор представляет собой намерения стран снизить выбросы и держать глобальную температуру в пределах +2 градуса по отношению к доиндустриальному уровню.
Парижское соглашение было подписано Россией 22.04.2015 года и вступило в силу 4.11.2016 года.
Необходимо понимать, что уровень выбросов парниковых газов из России составил 52 % от уровня 1990 года: 1990 год – 100 %; 2018 год – 52 %; 2030 год – 70 %.
Данный документ не ограничивает выбросы парниковых газов, не устанавливает плату за соответствующие выбросы, а лишь предполагает их инвентаризацию.
Мы полагаем, что усилия остальных стран по борьбе с изменениями климата будут способствовать тому, что Россия проявит решительность в сокращении выбросов парниковых газов.
Нефть, газ и уголь не попадают под соответствующее регулирование Европейского Союза и за импорт не нужно платить дополнительно углеродный налог. Но нужно понимать, что 2026 году Европейский союз оставляет за собой возможность пересмотра, как импортируемых Европейским Союзом товаров, которые принадлежат данному регулированию так и механизмы расчеты углеродного следа.
С сентября 2022 года в Сахалинской области действует эксперимент по квотированию выбросов парниковых газов. То есть данный эксперимент предполагает квотирование выбросов для крупных эмитентов СО2 с выбросами более 50 тыс. тонн в год [3].
В соответствии с международной практикой в Российской Федерации планируется опробовать систему торговли углеродными единицами. Такие углеродные единицы могут быть получены компаниями, которые выбрасывают парниковых газов меньше, чем по предоставленной им квоте. Соответственно полученные таким образом углеродные единицы можно будет перепродать тем компаниям, которые выбрасывают парниковых газов больше, чем по предоставленной им квоте. Таким образом, основная цель эксперимента достичь углеродной нейтральности Сахалинской области до конца 2025 года.
Основные страны по добыче и экспорту нефти в 2022 году: США – 11,8 млн баррелей в сутки; Российская Федерация – 10,8 млн баррелей в сутки; Саудовская Аравия – 10,02 млн баррелей в сутки [4].
Основные страны по добыче и экспорту газа в 2022 году: США – 934,2 млрд. кубометров в год; Российская Федерация – 701,7 млрд. кубометров в год; Иран – 256,7 млрд. кубометров в год.
Таким образом, планы крупнейших экономик мира – основных эмитентов парниковых газов по движению в сторону углеродной нейтральности напрямую скажутся на спросе традиционных ископаемых, основным поставщиком которых является Российская Федерация. Спрос на ископаемое топливо будет со временем снижаться.
Россия – главная страна, которая обладает самой длинной протяженной акваторией арктических морей. Северный Морской Путь неразрывно связан с международной регуляторикой. Ст. 234 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) определяет, что прибрежные государства, у которых находится Ледовый покров более 6 месяцев в году, могут вводить отдельное регулирование [5]. В Арктике железнодорожных путей практически нет, также достаточное количество ограничений по постройке таких путей. Соответственно единственный маршрут – море.
Таким образом, Северный Морской Путь является единственной дорогой, по которой возможен ввоз грузов. Поэтому говоря о динамике Северного Морского Пути, мы неразрывно связываем с развитием арктических проектов. В настоящее время Российская Федерация занимает лидирующие позиции по развитию арктических проектов. По данным 2023 года Российская Федерация достигла очередного рекорда по российским грузам, а именно – 34,1 млн тонн [6].
Заключение
Для совершенствования зеленой политики в условиях санкций со стороны Запада, Российская Федерация должна задавать свои собственные тренды и внедрять их в – уже устоявшие.
В настоящее время в Российской Федерации происходит активизация экологической политики. Однако, по отношению к Европейскому союзу, Россия уступает по экологическим технологиям. Стоит руководствоваться ведущими зарубежными индикаторами.
Необходимо двигаться по направлению сокращения выбросов парниковых газов и климатической нейтральности. Что предусматривает адаптивность к уязвимости изменения климата (таяние арктических массивов, повышение уровня мирового океана, природные катаклизмы).
Внедрять новые методы в экономике и энергоресурсное сбережение трансформировать в производство замкнутого цикла. Такой подход обеспечит нулевое загрязнение воздуха, воды, почвы, бытовых, промышленных и радиационных отходов. Российская Федерация в области атомной энергетики задает высокий уровень качества строительства объектов, что высоко ценится партнерами в Турции, Китае, странах Латинской Америки
Усилия необходимы и в информационной области. Значительную роль должны играть просвещение граждан и выработка привычек экологически рационального поведения, начиная с системы начального образования.