Введение
В 1993 году термин «экосистема» появился в бизнес-лексиконе благодаря статье американского ученого Джеймса Мура «Хищники и жертва: новая экология конкуренции» [1], в которой он представил модель объединения компаний для решения общей стратегической задачи.
Крупнейшие компании и банки во всем мире начинают активно развивать собственные экосистемы. По данным McKinsey & Company уже к 2025 г общий доход экосистем во всем мире может достигнуть 60 трлн долларов. При этом 30% глобального корпоративного дохода будут генерировать также экосистемы. Российские компании идут по схожему пути. Согласно исследованию Высшей школы экономики 80% обследованных организаций используют цифровые экосистемы и платформы для взаимодействия с поставщиками и партнерами [2].
Цифровые экосистемы стали неотъемлемой частью современной экономики. Вокруг них формируются новые рынки и способы взаимодействия, они способствуют усилению инновационной активности, становятся одним из ключевых факторов успеха предпринимательской деятельности.
Построение собственных цифровых экосистем и эффективное использование возможностей уже существующих их представителей требует четкого понимания тех выгод и угроз, которые связаны с данными процессами, что подчеркивает актуальность проблемы, рассмотренной в настоящей статье.
Целью настоящей статьи является проведение обзора преимуществ, которые получают различные участники цифровой экосистемы и предоставляемых ею возможностей по снижению асимметрии информации.
Материал и методы исследования
Для достижения поставленной цели был проведен анализ существующих зарубежных и отечественных исследований по данной проблеме, принадлежащих таким авторам, как Д. Мур [1], Р. Эднер, Д. Айзенберг [3], М. Якобидес [4], Р. Раменская [5], П. Самиев [6], Н. Морщинина [7], М. Штиллер [8], Г. Клейнер [9], Ю. Березкин [10], Л. Дробышевская [11] и др. Кроме этого, в работе были использованы результаты исследований, проведенных экспертами Центрального банка РФ [12] и Высшей школы экономики [2].
Статья построена по следующе логике: определение основных подходов к определению экосистемы, обзор преимуществ для участников экосистемы, анализ ее информационной эффективности с точки зрения информационной асимметрии. В работы были использованы такие научные методы, как анализ литературы, синтез, системный подход и др.
Результаты исследования и их обсуждение
Существует несколько определений экосистемы. Некоторые исследователи рассматривают ее как частный случай межорганизационной сети, при этом акцентируя внимание на аффиляции с целевой фирмой или платформой. Другие, включая Р. Эднера и его последователей, описывают экосистему как «согласованную структуру множественной совокупности партнеров, которым необходимо взаимодействовать для реализации основного ценностного предложения» [3].
За последние 25-30 лет экосистемная бизнес-модель эволюционировала. В начальный период под экосистемой понималось объединение конкурирующих поставщиков и производителей вокруг одного продукта. Примерами могут служить разработчики клиентского ПО для компьютеров Apple или производители аппаратных компонентов для ПК IBM. В то время преобладала классическая платформенная модель, направленная на расширение и максимизацию ассортимента клиентских продуктов или составляющих компонентов одного продукта.
В настоящее время экосистемы приобрели более сложный, сетевой характер. Бизнес-экосистема выполняет роль источника ресурсов и знаний для развития компаний-участников. Синергетический эффект от участия в экосистеме проявляется в намного большем объеме. Продукты и сервисы этой бизнес-модели обогащают друг друга технологиями, функциями и операционными данными.
Можно выделить ряд глобальных технологических сервисов и подходов, которые являются важными для создания экосистем [13]:
1. Сервисы, которые позволяют обеспечивать омниканальность. Это означает, что клиенты должны иметь доступ к единому набору сервисов, независимо от того, какой канал взаимодействия они используют. Это также включает в себя единый аналитический и операционный CRM.
2. Единая учетная запись, где клиенты имеют единый ID и клиентский профиль. Важным принципом экосистемы является максимизация знаний о клиенте. Для этого необходимо иметь уникальный идентификатор клиента, который был бы единым для всех информационных систем и сервисов в рамках экосистемы. Взаимный обмен данными о клиентах между сервисами также является важным.
3. Доступность основных сервисов и функций через API. API представляет собой совокупность методов, механизмов и инструментов, с помощью которых разные программы могут взаимодействовать друг с другом, обмениваться данными и выполнять различные задачи, используя набор протоколов и определений.
4. Централизованный клиентский биллинг экосистемы. Участники экосистемы должны иметь возможность оплатить различные сервисы с помощью одного инструмента.
5. Ориентация на событийную модель интеграции. Компании используют «перекрестное» обогащение знаниями о клиенте, чтобы создавать сложные механизмы анализа клиентского поведения. Эти механизмы помогают предвосхищать желания и потребности клиентов и предлагать релевантную продукцию – товары, контент и услуги.
Экосистема, как организационная форма ведения бизнеса, имеет схожие черты, в том числе и с точки зрения выгод для своих участников, с такими явлениями, как кластер и цифровая платформа. Поэтому, для ее выделения в отдельную сущность, нужно определить ее отличия от последних.
Впервые понятие «кластер» применительно к экономической концентрации применил М. Портер, дав ему следующее определение: «кластер – сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу» [14]. То есть кластер относится к географической концентрации взаимосвязанных предприятий, поставщиков и ассоциированных учреждений в определенной отрасли.
Ключевое различие между цифровой экосистемой и кластером заключается в том, что цифровая экосистема не привязана к физическому местоположению, в отличие от кластера. Цифровая экосистема может включать организации и действующих лиц из разных уголков мира, которые взаимодействуют и обмениваются ценностями через цифровые платформы и каналы, не будучи ограниченными географической близостью. Цифровая платформа – это особый тип коммуникационных технологий, который облегчает обмен товарами, услугами или информацией и включает в себя, в первую очередь, двух игроков: поставщика услуг и получателя услуг.
Цифровая экосистема, является более сложной структурой и может охватывать множество отраслей, объединяя между собой, в том числе и разные цифровые платформы. Экосистема, как платформа, предоставляет возможность всем своим субъектам действуют в едином информационном пространстве, но также позволяет осуществлять и кроссплатформенное взаимодействие.
Рассмотрим преимущества экосистемы для ее участников. Анализ работ, приведенных выше, позволяет нам выделить следующие выгоды, которые, во многом свойственны и кластерам, и цифровым платформам:
1. Для компаний экосистема обеспечивает доступ к новым рынкам, клиентам и ресурсам. Компании могут получать доступ к технологиям, инновациям, знаниям и опыту других участников. Это может способствовать улучшению производительности, развитию новых продуктов и услуг, а также снижению затрат на исследования и разработки. Ряд авторов, в частности Н. Морщинина [7] считают, что центральным звеном экосистемы является ее инновационная составляющая.
2. Развитие одних бизнес-элементов экосистемы дает положительный внешний эффект другим ее составляющим.
3. Относительно большой масштаб экономики экосистемы в целом, делает в ней возможным более глубокий уровень специализации бизнеса.
4. Эксосистема предоставляет производителям инфраструктуру, которая требует значительных инвестиций, а также многочисленные сопутствующие сервисы. За счет эффекта от использования платформ экосистемы для производителя оказывается более выгодным, чем самостоятельное выстраивание цепочки создания стоимости.
5. Для потребителей экосистема обеспечивает доступ к широкому спектру продуктов и услуг, которые предоставляются различными компаниями-участниками. Это может приводить к повышению качества продуктов и услуг, улучшению опыта клиентов и более конкурентоспособным ценам, благодаря низким издержкам переключения.
6. В рамках экосистемы потребитель получает уже отобранный перечень провайдеров и услуг, что обеспечивает ему удобство и комфорт, исключая необходимость самостоятельного поиска информации. Получение экосистемой данных о действиях и покупках клиента позволяет сформировать адресное предложение, подходящее конкретно ему, что может значительно экономить время клиента, затрачиваемое на поиск и покупку нужных товаров и услуг. Однако, это может привести и к ценовой дискриминации.
Объединение нескольких платформ в экосистему в сочетании с дополняющими их офлайновыми сервисами дает клиентам новое качество опыта: они больше не нужно регистрироваться на каждой платформе отдельно, вводить дополнительные данные – экосистема использует единый сквозной идентификатор клиента, и все онлайн-сервисы доступны в едином мобильном приложении.
Отметим, что экосистема также может принимать на себя роль регулятора в отношениях между участниками, предоставляя механизмы разрешения споров и конфликтов. Это может способствовать улучшению доверия между участниками и повышению общей эффективности функционирования экосистемы.
В целом, экосистемы представляют собой важный инструмент для улучшения конкурентоспособности отдельных участников, а также для повышения эффективности функционирования рынков в целом. Они позволяют сокращать трансакционные издержки, повышать качество продуктов и услуг, упрощать процессы принятия решений для потребителей и предоставлять участникам экосистемы новые возможности для взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, экосистемы могут принимать на себя некоторые функции, ранее отводившиеся государству, что позволяет повысить эффективность рыночных отношений и повысить общественную полезность экономических процессов. Особенно это важно для рынков, объединяющих участников из разных государства и рынок с высокой долей теневого сектора.
Мы считаем, что главной ценностью, которую привносит развитие цифровых экосистем в хозяйственную среду, является повышение ее информационной прозрачности. Экосистема, как уже было отмечено, обладает информационной эффективностью, свойственной кластерам и цифровым платформам, и вместе с тем, создает новые возможности по снижению асимметрии информации.
Внутри кластера, за счет географической близости компаний и создания среды сотрудничества, в которой участники могут обмениваться ресурсами, опытом и познаниями, повышается эффективность в обмене явной и неявной информации в профессиональной сфере. Кроме того, кластеры могут предоставлять свои участникам общие информационные ресурсы и инфраструктуру для создания новых знаний, такие как базы данных, исследовательские центры, испытательные лаборатории или специализированное оборудование.
Цифровые платформы могут обеспечить прозрачность за счет следующих возможностей:
1.Информация о продуктах, услугах, ценах и качестве становится доступной для всех пользователей системы. Цифровые платформы могут стандартизировать информацию о продуктах и услугах, облегчая пользователям сравнение и оценку различных вариантов.
2.Система сбора отзывов и оценок о товарах и услугах. Такая обратная связь может помочь уменьшить информационную асимметрию, предоставляя потенциальным покупателям представление о качестве продукта или услуги.
3.Обработка пользовательских данных. Цифровые платформы могут собирать и анализировать пользовательские данные, которые могут быть использованы для предоставления персонализированных рекомендаций и улучшения пользовательского опыта.
В целом, цифровая платформа может помочь уменьшить информационную асимметрию, предоставляя пользователям доступ к информации, которая ранее была недоступна или труднодоступна.
Вдобавок к вышесказанному, экосистема позволяет предоставлять потребителю свой кредитный и покупательский рейтинг и информацию о себе сразу во всех подсистемы экосистемы. Это дает преимущества добросовестным клиентам, позволяя им распространить «заработанное» доверие к себе на отношения с контрагентами в разных сферах своей жизни. Единый информационный профиль и открытость информации, дают возможность сделать тоже самое и поставщикам товаров и услуг. В результате все существующие и потенциальные участники цифровых экосистем имеют стимулы к сохранению и улучшению своего имиджа в цифровом пространстве. При этом чем больше различных аспектов жизнедеятельности охвачено экосистемой, тем меньше становится асимметрия информации. То есть, в отличие от отдельной цифровой платформы, экосистема создает комплексный механизм снижения асимметрии информации. Именно этой свойство цифровых экосистем позволяет ей включить в себя субъектов из разных территорий и построить между ними доверительные отношения.
Заключение
Экосистема, как организационная форма ведения бизнеса, имеет схожие черты, в том числе и с точки зрения выгод для своих участников, с такими явлениями, как кластер и цифровая платформа. Ключевое различие между цифровой экосистемой и кластером заключается в том, что цифровая экосистема не привязана к физическому местоположению, в отличие от кластера. Экосистема, как и платформа, предоставляет возможность всем своим субъектам действуют в едином информационном пространстве, но также позволяет осуществлять и кроссплатформенное взаимодействие. В целом, экосистемы представляют собой не только важный инструмент для улучшения конкурентоспособности отдельных участников, но также и для повышения эффективности функционирования рынков в целом.
Мы считаем, что главной ценностью, которую привносит развитие цифровых экосистем в хозяйственную среду, является повышение ее информационной прозрачности. Экосистема, как уже было отмечено, обладает информационной эффективностью, свойственной кластерам и цифровым платформам, и вместе с тем, создает новые возможности по снижению асимметрии информации.
Экосистема позволяет предоставлять участникам свой кредитный и покупательский рейтинг и информацию о себе сразу во всех подсистемы экосистемы. В результате все существующие и потенциальные участники цифровых экосистем имеют стимулы к сохранению и улучшению своего имиджа в цифровом пространстве.