Долгие годы отечественный фармацевтический рынок характеризовался неоднозначностью ситуации, связанной с высокой импортозависимостью и низким промышленно-производственным потенциалом химической отрасли страны [1]. Однако изменение внешнеполитической обстановки и ввод антироссийских санкций, коснувшихся многих отраслей, актуализировали задачу по наращиванию внутреннего производственного потенциала в фармацевтической отрасли, с целью повышения уровня лекарственной безопасности страны [2]. Однако сложившая обстановка не позволяла наладить и расширить производство ключевых видов лекарственных препаратов за счет собственных мощностей, поэтому одним из решений стала локализация импортных производства на территории страны [3]. Это во многом позволило нивелировать влияние на отрасль таможенных ограничений и возможных перебоев с поставками, а также получить экономический эффект, поскольку завозить компоненты и производить конечный продукт на территории страны дешевле, чем оплачивать ввозные пошлины на импорт готовой продукции [4]. В результате уже в 2019 году доля импортных ЛП снизилась более чем на 10%, что благоприятно отразилось на национальной безопасности [5]. Однако состояние аптечного сегмента, отражающегося доступностью лекарственного обеспечения до конечных потребителей, еще после первой волны санкций в 2014-2015 гг. ухудшилось – пропадают препараты и растут цены [6].
Вместе с тем настоящим испытанием, но вместе с тем и катализатором развития, для отечественного фармацевтического рынка стала начавшаяся в 2020 года пандемия на фоне COVID-19, что привело к кратному росту спроса на фармацевтическую и сопутствующую продукцию в рамках борьбы с распространением вируса [7]. Ожидаемым итогом повышенного спроса на рынке стал существенный, местами даже спекулятивный, рост цен, особенно по ряду направлений, таких как противовирусные и антибактериальные препараты, иммуностимуляторы, СИЗ органов дыхания. Кроме того, на фармацевтическом рынке появилось принципиально новое направление, связанное с производством специфических вакцин против SARS-CoV-2 [8]. Несмотря на то, что к середине 2021 года-началу 2022 года эпидемиологическая ситуация была стабилизирована, цены на фармацевтическом рынке остались на достаточно высоком уровне, что в условиях снижения уровня жизни и реальных доходов населения привело к падению физического спроса, а также структурным преобразованиям в пользу снижения спроса на дорогостоящие и импортные препараты [9].
Цель исследования – провести оценку тенденций развития фармацевтического рынка России в период до и после пандемии, выявить сложившиеся под влиянием кризисных явлений последних лет тенденции и их причины.
Материал и методы исследования
В ходе исследования использовались аналитические данные DSM Group о состоянии фармацевтического рынка в России в 2018-2022 гг. [10]. На первом этапе исследования дается оценка динамики общего объема фармацевтического рынка в стоимостном выражении в национальной и иностранной валютах, что актуально в условиях нестабильности курса валют. На втором этапе исследования рассматривается структура фармацевтического рынка в разрезе его основных сегментов, а также в контексте территориального происхождения лекарственных препаратов и их оригинальности. В качестве базисного периода выбран 2018 год, предшествующий началу процессов локализации фармацевтических производств на территории страны и отражающий «доковидное» положение дел. В качестве отчетного периода выбран 2022 год, характеризующий наиболее актуальную ситуацию, в том числе в условиях усиления санкционного давления на фоне принятых политических решений. Исследование проводилось с использованием целого ряда методов и подходов, в том числе: интеллектуальный анализ данных и общенаучные инструменты анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Общий объем фармацевтического рынка в России в стоимостном выражении сохраняет динамику к росту в исследуемом периоде: если в 2018 году показатель составлял 1,68 трлн руб., то уже в 2020 году превысил 2 трлн руб. В 2021 году отмечен прирост на уровне 13% – до 2,29 трлн руб., а к 2022 году еще на 12% – 2,57 трлн руб. При этом общий прирост за последние 5 лет составил около 53%, а общий объем рынка вырос на 890 млрд руб. (рисунок 1).
В свою очередь, емкость рынка в исследуемом периоде сохраняет устойчивую динамику к снижению: если в 2018 году было продано 6,36 млрд упаковок ЛП, то уже к 2020 году показатель снизился практически до 6 млн уп., к 2021 году – до 5,6 млн уп., а к 2022 году – до 5,2 млн уп. Стоит отметить, что за 2018-2020 гг. снижение емкости рынка составило 5,4% или 345 млн уп., а в последние 2 года отмечено усиление динамики к сокращению емкости фармацевтического рынка до 13% или 807 млн уп. по сравнению с уровнем 2020 года. В результате, можно говорить о том, что последние 2 года на отечественном фармацевтическом рынке характеризуются инфляционным ростом цен на ЛП и одновременным снижением физического объема продаж.
При этом оценка данных в иностранной валюте показала, что в 2018-2021 гг. объем рынка составлял 23-26 млрд евро или 27-31 млрд долл., а к 2020 году вырос до 36 млрд евро или 38 млрд долл. При этом стоит отметить, что объем рынка в евро растет более динамично, чем в долларах: только за последний год прирост составил 38,5%, в то время как в долларах всего лишь 22,6% (рисунок 2).
Фармацевтический рынок традиционно представлен 3-мя основными сегментами: государственным и двумя коммерческими – лекарственных препаратов (ЛП) и парафармацевтики (ПФ). Оценка объемов продаж на рынке в разрезе данных ключевых сегментов в стоимостном выражении показывает устойчивую динамику к росту: при этом самые высокие темпы в последние 5 лет показывает государственный сегмент – объем сектора вырос практически вдвое с 452 до 896 млрд руб., что обусловлено ростом объемов госзакупок в условиях пандемии и модернизации здравоохранения.
Рис. 1. Динамика общего объема фармацевтического рынка России в натуральном и стоимостном выражении в 2018-2022 гг.
Рис. 2. Общий объем фармацевтического рынка России в иностранной валюте в 2018-2022 гг.
В свою очередь коммерческий сектор ПФ за первые 3 года вырос на 16,3% до 279 млрд руб., а за последние 2 – еще на 17,2% до 327 млрд руб. Коммерческий сектор ЛП является самым крупным в структуре фармацевтического рынка и если в базисном периоде его объем составлял 992 млрд руб., то уже в 2019 году превысил 1 трлн руб., а к 2022 году составил 1,35 трлн руб., что выше уровня базисного периода на 36%. Оценка структуры фармацевтического рынка показала, что доля коммерческого сектора ЛП снизилась с 59% до 52% за счет динамичного роста объема государственного сектора ЛП с 27% до 35%. При этом удельный вес коммерческого сектора ПФ практически не изменился и составляет менее 15%.
В условиях сохранения инфляционного роста цен важное значение имеет оценка емкости фармацевтического рынка в разрезе основных сегментов, поскольку именно это дает возможность выявить наиболее динамичные направления. Так, объем госпитальных закупок за 5 лет сократился практически вдвое – в 948 до 550 млн уп., при этом резкий спад отмечен именно в 2022 году по сравнению с уровнем предыдущего года – на 35%. В свою очередь в секторе льготного лекарственного обеспечения сохраняется общая положительная динамика к росту числа упаковок со 158,2 млн до 183,6 млн к 2022 году, хотя период 2020-2021 гг. отмечен спадом (таблица).
В коммерческом секторе ЛП общей тенденцией является снижение объемов продаж: так, в базисном периоде показатель составлял 5219 млн уп., а к 2020 году снизилась до 5002 млн уп., что свидетельствует о спаде на уровне 4,2%. Вместе с тем уже в 2021 году объем продаж в коммерческом сегменте снизился на 9% – до 4555 млн уп., а в 2022 году – еще на 2% до 4477 млн уп. При этом в структуре продаж в натуральном выражении подавляющая доля приходится на коммерческий сегмент – более 80%, при этом сохраняется динамика к росту доли данного сегмента до 86%. В свою очередь удельный вес госпитальных закупок снизился на 4% – до 11%, а доля льготного лекарственного обеспечения не превышает 5%.
В целом, можно говорить о том, что сегодня, как и прежде, коммерческий сегмент занимает центральное место на фармацевтическом рынке как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Также стоит отметить, что на фоне ухудшения эпидемиологической ситуации и последующей борьбы с пандемией, доля государственного сектора в стоимостном выражении выросла, но при этом в натуральном – сократилась, что обусловлено ростом стоимости закупаемых лекарственных препаратов, а их физический объем сократился.
В структуре фармацевтического рынка по критерию происхождения ЛП в стоимостном выражении плоть до 2020 года сохранялась сильно доминирующая позиция импортных ЛП – их доля превышала 70%, в то время как на отечественные приходилось не более 30%. Однако уже в 2020 году структура рынка сильно изменилась: доля импорта снизилась до 56% при одновременном росте отечественных ЛП до 44%, что связано с ориентацией на импортозамещение в сфере лекарственного обеспечения. Это было достигнуто за счет локализации импортных производств на территории страны, в результате чего к категории импортных теперь относятся только те, что произведены и ввезены как импорт.
Изменение структуры фармацевтического рынка России в разрезе основных сегментов в стоимостном и натуральном выражении в 2018-2022 гг.
Значение |
Изменение, % |
||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
В 2020 г. к 2018 г. |
В 2022 г. к 2022 г. |
|
Фармацевтический рынок в стоимостном выражении по основным сегментам, млрд руб. |
|||||||
Государственный сектор ЛП |
452 |
560 |
634 |
840 |
896 |
40,3 |
41,3 |
Коммерческий сектор ПФ |
240 |
262 |
279 |
289 |
327 |
16,3 |
17,2 |
Коммерческий сектор ЛП |
992 |
1021 |
1128 |
1166 |
1350 |
13,7 |
19,7 |
Доля, % |
|||||||
Государственный сектор ЛП |
27 |
30 |
31 |
37 |
35 |
4,2 |
3,8 |
Коммерческий сектор ПФ |
14 |
14 |
14 |
13 |
13 |
-0,6 |
-1,0 |
Коммерческий сектор ЛП |
59 |
55 |
55 |
51 |
52 |
-3,6 |
-2,8 |
Фармацевтический рынок в натуральном выражении по основным сегментам, млн уп. |
|||||||
Госпитальные закупки |
948 |
854 |
841 |
845 |
550 |
-11,3 |
-34,6 |
Льготное лекарственное обеспечение |
158,2 |
195,4 |
175 |
163,6 |
183,6 |
10,6 |
4,9 |
Коммерческий сегмент ЛП |
5219 |
5124 |
5002 |
4555 |
4477 |
-4,2 |
-10,5 |
Доля, % |
|||||||
Госпитальные закупки |
15 |
14 |
14 |
15 |
11 |
-1 |
-3 |
Льготное лекарственное обеспечение |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
- |
1 |
Коммерческий сегмент ЛП |
83 |
83 |
83 |
82 |
86 |
1 |
3 |
Рис. 3. Структура фармацевтического рынка России в разрезе происхождения ЛП в 2018-2022 гг.
Но при этом произведенные на территории страны ЛП даже импортными компаниями теперь включаются в состав локальных ЛП. В результате, в 2021-2022 гг. доля импортных ЛП варьировала в пределах 55-56%, а удельный вес локальных ЛП составлял 45-44%, но по-прежнему ниже, чем удельный вес импортных.
Оценка структуры фармацевтического рынка в натуральном объеме показала, что подавляющую долю от числа проданных упаковок составляют отечественны ЛП, удельный вес которых в 2018-2019 гг. составлял 61%, а к 2020 году вырос до максимальных 69%. В последние 2 года отмечается снижение показателя до 67-68%. В целом, можно отметить тот факт, что преобладание отечественных ЛП в структуре рынка в натуральном выражении обусловлено их относительной дешевизной по сравнению с импортными, что формирует более высокий спрос и особенно актуально в условиях снижения реальных доходов населения (рисунок 3).
Рис. 4. Структура фармацевтического рынка России в разрезе оригинальности ЛП в 2018-2022 гг.
Говоря о дженериках, являющихся более дешевыми аналогами оригинальных брендовых ЛП, стоит отметить их преобладание на рынке как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Так, в базисном периоде 61% от общего объема выручки приходилось на дженериковые ЛП, а в 2020-2021 гг. отмечено снижение их доли до 56% при одновременном росте удельного веса оригинальных ЛП до 44%, что также связано с повышенным спросом на отдельные ЛП в рамках борьбы с пандемией. В 2022 году на фоне улучшения эпидемиологической ситуации отмечен рост доли дженериков в объеме продаж на фармацевтическом рынке до 60% (рисунок 4).
Оценка данных в натуральном выражении показала, что удельный вес дженериков в общем объеме проданных упаковок превышает 80%, а к 2021 году выросла до 87%, в то время как доля оригинальных ЛП снизилась до 13%, что обусловлено их более высокой стоимостью.
Заключение
В 2022 году российский фармацевтический рынок сохранил тенденции предыдущих лет, связанные с ростом стоимостного объема рынка до 2,57 трлн руб., при этом физический объем рынка сохранил динамику к снижению до 5,2 млрд уп. Это обусловлено инфляционным ростом цен на фармацевтическом рынке на фоне экономического кризиса и пандемии, и одновременном снижении реальных доходов населения, что приводит к вынужденной экономии среди населения, в том случае, если это возможно. Как и прежде центральным звеном фармацевтического рынка является коммерческий сегмент, хотя и сектор госзакупок показал динамику к росту стоимостного объема. Вместе с тем в структуре продаж лидируют импортные ЛП, на которые приходится 56% выручки, при этом по числу проданных упаковок лидируют локализованные ЛП, доля которых составляет 68%. Также сохранилась и тенденция прошлых лет в части лидирующих позицию дженериковых ЛП по сравнению с оригинальными, что также является следствием существенной ценовой дифференциации оригинальных и дженериковых ЛП, что в условиях удушения уровня жизни населения в последние годы все более актуально. В результате, можно говорить о том, что сегодня физической основой продаж на фармацевтическом рынке являются локально произведенные дженерики, при этом основу выручки, как и прежде, составляют оригинальные импортные ЛП, что обусловлено их крайне высокой стоимостью и зачастую отсутствием более доступного и вместе с тем равного по эффективности аналога.