Введение
В стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года [1] описаны основные проблемы предпринимательства и пути их решения, одна из которых может быть сформулирована как недостаточное использование предпринимательского потенциала, под которыми подразумеваются интегральные предпринимательские способности носителей общественно-полезной деятельности, имеющих в качестве конечной цели удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в экономических благах.
Проблема недостаточного использования предпринимательского потенциала совокупности населения, проживающего на отдельно взятой территории, требует оперативного решения, начальным этапом которого является наличие эффективной системы индикаторов и алгоритма оценки предпринимательского потенциала города.
Целью исследования является развитие методического инструментария, применяемого в оценке предпринимательского потенциала территории с учетом современного состояния институциональной среды как совокупности основополагающих условий, которые локализуют город в качестве уникальной территориальной экономической единицы, относящейся структурно к национальной институциональной системе.
Материалы и методы исследования
В процессе проведения исследования были использованы материалы публикаций отечественных и иностранных ученых, научные интересы которых сосредоточены в области анализа и оценки предпринимательского потенциала. В качестве методов исследования применялись классические аналитические подходы, такие как, индексный, агрегирования критериев, декомпозиции.
Результаты исследования и их обсуждение
Дефиниция «предпринимательский потенциал» в отечественной экономической мысли появилась относительно недавно, что породило множественность интерпретации данной категории и наделение ее несистемными характеристиками, отражающими понимание отдельными исследователями. Например, М.А. Гаврилова и В.М. Шепелев трактуют предпринимательский потенциал как «совокупность ресурсной, результативной и структурно-институциональной составляющих» [2], а И.Е. Чепляева – «как экономическое явление, которое представляет социально-детерминированный комплекс возможностей и способностей для экономического субъекта и реализации предпринимательской деятельности его носителями» [3].
Рассматривая дефиницию «предпринимательский потенциал» нельзя не отметить различные уровни исследовательского интереса. Так, Доронина И.Э. [4] выделяет три уровня для рассмотрения определения предпринимательского потенциала: микроуровень, мезоуровень и макроуровень и указывает на влияние институциональной структуры в его развитии. Э.А. Фияксель и Е.С. Логачева и Н.Г. Шубнякова [5] рассматривают предпринимательский потенциал как экономическое явление, функционирующее на уровнях: личности; организации; региона.
Несмотря на множественность интерпретаций, большинство исследователей сходятся во мнении, что определяющим фактором в формировании характеристик предпринимательского потенциала выступает социально-экономическая среда локальной территории, административно зафиксированной границами населенного пункта.
Оптимальным пространственным объектом, в границах которого формируется и реализуется предпринимательский потенциал, выступает город, то есть территория, фиксируемая административными пределами, обладающая развитой жилой, социальной, промышленной и коммерческой инфраструктурой, а также имеющая установленный финансово-экономический потенциал, в границах которой реализуются публично-властные полномочия органов государственной власти федерального и регионального уровней и местного самоуправления [6].
Вектор развития социально-экономической среды города обусловливает направление прогресса предпринимательского потенциала, формируемого посредством его институциональных характеристик. Между предпринимательским потенциалом города и его конкурентоспособностью установлена прочная взаимосвязь, на которую влияют многие факторы. В этой связи встает вопрос об идентификации системы факторов и их количественная характеристика для целей оценки предпринимательского потенциала.
Институциональная среда города является основой создания и развития экономических отношений, и формирование предпринимательского потенциала осуществляется под воздействием социально-экономических условий, географических и исторических факторов, оптимальных логистических маршрутов, кадрового обеспечения и маркетинговых мероприятий, которые локализуют город как уникальную территориальную экономическую единицу, относящуюся структурно к национальной институциональной системе. Экспликация институциональной среды города представлена на рисунке.
Под маркетинговым потенциалом города подразумевается совокупность ресурсов локальной территории, обеспечивающая ее конкурентоспособность относительно схожих с ним городских поселений. Маркетинговый потенциал города описывается, как правило, в сценарии городского развития, характеризуется официально зарегистрированными торговыми марками и включает в себя разного рода маркетинговые мероприятия. Ведущим индикатором, который идентифицирует уровень маркетингового потенциала города, выступает российский региональный инновационный индекс (РРИ-индекс) [7].
Совокупность частных индикаторов, являющихся составными элементами РРИ-индекса, представлена в таблице 1.
Экспликация институциональной среды города
Таблица 1
Перечень составных элементов РРИ-индекса, характеризующих маркетинговый потенциал города
Индикатор |
Показатель |
1. Сценарий городского развития |
Стратегия развития города |
2. Наличие официально утвержденного бренда города |
Паспорт бренда |
3. Зарегистрированные торговые марки |
Количество свидетельств |
4. Отгруженная на экспорт технологическая и нетехнологическая продукция за прошедший год |
Оборот в млн руб. |
5. Выставочные международные мероприятия федерального значения |
Количество мероприятий в городе за отчетный период |
6. Коммерческие организации с участием иностранного капитала |
Количество организаций |
7.1 Наличие региональных институтов развития (фондов, бизнес-инкубаторов) 7.2 Некоммерческие фонды |
Количество фондов, бизнес-инкубаторов и некоммерческих фондов |
Инновационное развитие города |
РРИ-индекс |
Таблица 2
Параметры городской логистики (транспортно-логистической системы)
Индикатор |
Показатель |
Оснащенность транспортной системы |
общая длина путей сообщения (по видам) |
густота путей сообщения |
|
количество инфраструктурных сооружений |
|
густота инфраструктурных сооружений |
|
количество транспортных единиц (по видам) |
|
состояние транспортного парка (по видам транспорта) |
|
Транспортная работа |
объем перевозок (груза, пассажиров) |
время в пути |
|
грузо(пассажиро)оборот |
|
среднее расстояние перевозки на единицу груза (пассажира) |
|
среднее время в пути единицы груза (пассажира) |
|
Эффективность использования [8]: − путей сообщения, − транспортных средств, − инфраструктурных сооружений |
пропускная способность (мощность) |
провозная способность |
|
интенсивность использования |
|
степень использования грузоподъемности транспортного средства |
|
скорость движения транспортных средств |
|
количество рейсов |
|
количество грузов |
|
общий пробег |
|
груженый пробег |
|
затраты на содержание (путей, транспорта, сооружений) |
|
затраты на транспортную работу |
Логистический потенциал города понимается как совокупность территориальных условий и объектов транспортно-коммуникационной инфраструктуры, содействующих реализации мер, направленных на оптимизацию материально-вещественных потоков в части выполнения стратегических задач территориального обеспечения.
Любой город можно представить в виде логистической системы, элементы которой «соединены» потоками, к которым в первую очередь можно отнести людей и грузы.
Параметры этих потоков и их распределение по территории города неодинаковы и зависят от большого количества факторов. Так в выходные и праздничные дни в центральных районах города потоки людей масштабнее, чем на окраинах. А грузовые потоки занимают основную долю в рабочие дни в производственных районах города. Таким образом, в центральных и производственных районах потоки в целом масштабнее, чем на «дачных» окраинах и в «спальных» районах.
Для перемещения потоков людей и грузов необходимы определенные средства (транспорт) и условия (сеть дорог), поэтому городскую логистику можно охарактеризовать через показатели транспортно-логистической системы.
Помимо потоков людей и грузов, по территории города перемещаются и специфические виды материальных потоков (электро- и теплоэнергия, газ, вода), финансовые потоки и потоки информации. Для их перемещения необходимы особые подсистемы и инфраструктура.
Таким образом, логистические параметры города можно качественно и количественно охарактеризовать через индикаторы и показатели, представленные в таблице 2 и 3.
По аналогии с транспортно-логистической системой города характеризуется подсистема, связанная с перемещением специфических видов потоков, обеспечивающих электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение (таблица 3).
Характеристика подсистемы, обеспечивающей движение финансовых и информационных потоков, будет зависеть от их текущего воплощения. Если рассматривать финансовый и информационный поток в материальной форме (наличные деньги, документы), то они будут являться частью грузов, перемещаемых с помощью транспортно-логистической системы. Если рассматривать финансовый и информационный поток в нематериальной (электронной) форме, то они войдут в состав потоков особых подсистем.
Территориальные условия местности представляют собой ее положение относительно поверхности земли и прочих объектов, с которыми он может находиться во взаимосвязи. Таким образом, местоположение города описывается с помощью географических координат (широты и долготы). Однако такое описание для города является недостаточным, поэтому территориальные условия города принято описывать с точки зрения экономической географии, т.е. фиксируя его экономико-географическое положение.
Территориальные условия города чаще всего определяют как «выгодное экономико-географическое положение» или «невыгодное экономико-географическое положение» в зависимости от присущих городу условий, формирующих «его положение относительно узлов-фокусов социально-экономического пространства, экономических линий и ареалов» [9]. Следовательно, современные трансформационные изменения, сопряженные с ускоренным развитием цифровых и транспортных технологий, которые снижают издержки взаимодействия агентов, сопряжены с оценкой географического положения города через отражение стоимостной оценки возможных выгод.
Таблица 3
Параметры городской логистики (особые подсистемы)
Индикатор |
Показатель |
Оснащенность системы |
общая длина электросети |
общая длина трубопроводной сети |
|
густота сетей |
|
количество инфраструктурных сооружений |
|
густота инфраструктурных сооружений |
|
состояние сетей |
|
Эффективность использования системы |
пропускная способность (мощность) сетей |
интенсивность использования сетей |
|
затраты на содержание сетей |
|
затраты на эксплуатацию сетей |
Таблица 4
Параметры экономико-географического положения города
Индикатор |
Показатель |
Транспортно-географическое положение |
Наличие объектов соответствующей сферы (транспортной промышленной и т.д.); Количество объектов соответствующей сферы; Расстояние до/между объектами: − геодезическое (воздушное), − фактическое, − экономическое (затраты), − топологические. |
Промышленно-географическое положение |
|
Инновационно-географическое положение |
|
Агрогеографическое положение |
|
Рыночное (снабженческо-сбытовое) географическое положение |
|
Рекреационно-географическое положение |
|
Демогеографическое положение |
Общая численность жителей Структура население Трудоспособное население Естественное движение населения Миграция и т.п. |
Потенциал экономико-географического положения (ЭГП) |
Интегральный индекс |
Потенциальное взаимодействие городов |
Индекс взаимодействия двух городов |
Для определения «выгодности/невыгодности» экономического положения могут быть использованы следующие индикаторы и показатели (табл. 4).
Под цифровым потенциалом города понимается наличие на локальной территории поселения необходимых ресурсов (нормативных, организационно-административных, научно-образовательных, технико-технологических, инфраструктурных, информационных, компетентностных и финансовых [10]) и компетенций для создания и использования цифровых продуктов и сервисов, активизирующих процессы цифровых преобразований экономических субъектов, реализующих свою профессиональную деятельность в качестве единицы местного бизнес-сообщества.
Таким образом, условия городского пространства, в совокупности, способствуют развитию цифровой среды. Цифровой потенциал города формируется согласно взаимосвязям между структурными элементами. Цифровизация города интегрирует умное образование, умную медицину, умный транспорт, умное управление, умные технологии и умную среду к единообразной институциональной системе, которая оказывает влияние на развитие предпринимательского потенциала.
Согласно методики, разработанной Минстроем России совместно с МГУ им. Ломоносова в рамках проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город», цифровой потенциал города, оценивается через ряд индикаторов городского управления, интеллектуальных систем общественной безопасности, интеллектуальных систем социальных услуг, интеллектуальных систем экологической безопасности, сетевых инфраструктур связи, инвестиционного климата. [11].
Совокупность индикаторов и показателей, позволяющих оценить цифровой потенциал города, представлена в табл. 5.
Цифровой потенциал города идентифицируется как совокупность активных и пассивных трудовых ресурсов, обладающих универсальными и профессиональными компетенциями, приобретенными в процессе общего обучения и в рамках обучения профессии, и обладающие устойчивой мотивацией к осуществлению к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации экономики локальной территории [12].
Кадровый потенциал определяет социально-экономическое благосостояние города в части обеспечения его трудоспособным населением сфер территориальной экономики. Основные характеристики кадров городской экономики проявляются в обладании набором компетенций для осуществления трудовых функций с применением новейших технологий, а также быстрой адаптации к динамично меняющейся трудовой среде, что сопряжено с необходимостью быстрой обучаемости и умением применять новые знания на практике.
Таблица 5
Параметры цифрового потенциала города
Индикатор |
Показатель |
Уровень цифровизации местной телефонной сети, % |
Индекс цифровизации телефонной сети |
Число абонентов фиксированного широкополосного доступа в интернет на 100 человек населения |
Индекс абонентов широкополосного интернета |
Число абонентов мобильного широкополосного доступа в интернет на 100 человек населения |
Индекс доступа в интернет |
Удельный вес пользователей сети Интернета в общей численности населения |
Индекс пользователей сети |
Удельный вес занятых в секторе ИКТ в общей численности занятого населения, % |
Индекс занятых в секторе ИКТ |
Доля организаций, использовавших средства защиты информации, передаваемой по глобальным сетям – шифрование, электронная подпись, цифровая подпись |
Индекс организаций, использующих средства защиты информации |
Доля организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций |
Индекс организаций, осуществляющих технологические инновации |
Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения, получившего услуги, % |
Индекс населения, получивших электронные государственные услуги |
Доля электронного документооборота между органами государственной власти |
Индекс документооборота |
Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг |
Индекс населения, получивших электронные государственные услуги |
Доля организаций, использовавших ERP-системы, % |
Индекс пользователей ERP |
Доля организаций, использовавших CRM-системы, % |
Индекс пользователей CRM |
Доля организаций, использовавших системы электронного документооборота, % |
Индекс пользователей системы электронного документооборота |
Доля организаций, использовавших электронный обмен данными с внешними информационными системами по форматам обмена, % |
Индекс электронного обмена |
Доля организаций, использовавших SCM-системы в общем числе обследуемых организаций, % |
Индекс пользователей SCM-системами |
Доля организаций, размещавших заказы на товары (работы, услуги) в интернете |
Индекс продавцов электронной торговли |
Доля организаций, получавших заказы на товары (работы, услуги) в интернете |
Индекс покупателя электронной торговли |
Таблица 6
Параметры кадрового потенциала города
Индикатор |
Показатель |
Удельный вес людей в возрасте 25-64 лет, имеющих среднее специальное образование (СПО) |
Индекс специалистов, имеющих СПО |
Удельный вес людей в возрасте 25-64 лет, имеющих высшее образование (ВО) |
Индекс специалистов, имеющих ВО |
Удельный вес трудоустроенных выпускников, получивших образование по программам СПО и ВО |
Индексы трудоустройства |
Направления подготовки по приоритетным направлениям развития национальной экономики |
Количество направлений |
Удельный вес специальностей и направлений обучения, по которым внедрен демонстрационный экзамен по стандартам национального чемпионата по профессиональному мастерству |
Индекс профессий, по которым внедрен демонстрационный экзамен по стандартам национального чемпионата по профессиональному мастерству |
Совершенствование институтов кадрового потенциала способствует развитию предпринимательского потенциала. Система оценки кадрового потенциала включает ряд параметров, отражающий уровень профессионализма трудоспособного населения, показатели трудоустройства, количество приоритетных направлений и т.д. Параметры кадрового потенциала представлены в табл. 6.
Определив цифровые значения частных индикаторов можно воспользоваться специализированным графическим методом «радара», в рамках которого строится многоугольник уровня предпринимательского потенциала, векторами которого будут выступать индикаторы мониторингового наблюдения. Таким образом можно определить обобщенную величину степени реализации предпринимательского потенциала города по сравнению с эталонным значением уровня развития предпринимательского потенциала (максимальные оценочные значения показателей частных потенциалов), рассчитав соотношение площади соответствующего ему многоугольника и площади оценочного круга.
Заключение
Применение предлагаемого подхода к оценке предпринимательского потенциала локальной территории, административно идентифицируемого как город, позволяет осуществлять эффективный мониторинг его реализации. Результаты мониторинга дают информацию для выявления «узких» мест в институциональной среде города и обоснования управленческих решений по разработке мероприятий, направленных на развитие предпринимательского потенциала локальной территории и преодоление негативных факторов городского пространства.