Введение
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в условиях влияния внешних и внутренних факторов является практически невозможным без внедрения инноваций и новых технологических решений. В данном аспекте уровень инновационной активности государства выступает в качестве одного из ключевых факторов экономического роста, обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности на мировых рынках [1, с.86]. Ученые и исследователи в своих работах отмечают необходимость в обновлении институтов инновационного развития, создании инновационно развивающихся организаций, соответствующей инфраструктуры их сетевого взаимодействия, системы управления кадрами [2, с.1383–1384]. Определение необходимых траекторий и стратегий инновационного развития является одним из важнейших приоритетов, создании соответствующей корпоративной культуры, предрасполагающей к новаторству. На сегодняшний день кадровая составляющая становится одним из ключевых элементов инновационного развития как отдельно взятого хозяйствующего субъекта, так и всей экономики в целом [3, с.246]. Инновации выступают не только как отдельно взятые изобретения и нововведения, но и как инструмент, позволяющий открыть новые возможности и перспективы развития для бизнеса, снизить уровень производственных и транзакционных издержек, повысить качество производимой продукции и оказываемых услуг, выйти на новые рынки, обеспечивать свою конкурентоспособность и экономическую безопасность.
В рамках прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года к числу ключевых внешних вызовов для инновационного развития Российской Федерации относятся ускорение технологического развития мировой экономики, повышение уровня конкурентной борьбы за высококвалифицированную рабочую силу, инвестиционные ресурсы, проблемы в области демографии, здравоохранения [4, с.119]. В целях достижения необходимого уровня технологического и инновационного развития российской экономики необходимо учитывать характер и масштабы влияния факторов внешнего и внутреннего характера, должным образом реагировать на возникающие угрозы и вызовы.
Цель исследования – проведение экономико-статистического и факторного анализа развития российской экономики в контексте инновационной составляющей в условиях влияния факторов внешнего и внутреннего характера.
Материал и методы исследования
Проведение данного исследования основывается на использовании нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, информационно-аналитических и статистических материалов Федеральной службы государственной статистики, единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. Авторами рассматривается динамика доли продукции высокотехнологичных отраслей в валовом внутреннем продукте, затрат на технологические инновации организаций, зарегистрированных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выявленных результатов интеллектуальной деятельности в Российской Федерации за 2017–2021 годы. Для достижения поставленных целей исследования авторами используются общенаучные методы проведения исследования, экономико-статистический анализ, обзор и обобщение научной практики, синтез, дедукция, индукция.
Результаты исследования и их обсуждение
На траектории и направления инновационного и технологического развития российской экономики оказывает влияние большое число факторов внутреннего и внешнего характера. Так, пандемия коронавирусной инфекции в 2020 году привела к серьезным изменениям на макроэкономическом уровне, повлияв на конъюнктуру рынка труда, занятости, изменив условия ведения экономической деятельности для хозяйствующих субъектов. По мнению Терешкиной Н.Е., пандемия COVID-19 значительно ухудшила экономические условия, привела к изменению внутренней политики на государственном уровне, повысила значимость сферы здравоохранения и научных исследований, привела к появлению новых моделей поведения потребителей и домашних хозяйств, усилила роль и значения онлайн-сервисов и платформ, обусловила переход бизнеса к различным видам цифрового взаимодействия, а также усилила конкурентную борьбу за клиентов. Сложившиеся условия привели к ускорению инновационного развития с использованием возможностей перехода на следующий технологический уклад [5, с.1292–1294]. Одним из ключевых показателей, отражающим уровень инновационного развития экономики является доля продукции высокотехнологичных отраслей в валовом внутреннем продукте, динамика которого за 2017–2021 годы в Российской Федерации отражена на рисунке 1.
В 2017–2021 годах доля продукции высокотехнологичных отраслей в валовом внутреннем продукте Российской Федерации увеличилась на 1,8% в абсолютном выражении и достигла отметки в 23,6%. Наибольшее значение рассматриваемого показателя отмечается в 2020 году. Для Российской Федерации развитие науки, внедрение новых технологий и инноваций является не только задачей по укреплению глобальных конкурентных позиций, но и по диверсификации структуры экономики, снижению ее ресурсной зависимости, поисков новых источников для экономического роста, обеспечению технологической безопасности и улучшения социально-экономического положения населения [7].
Рис. 1. Динамика доли продукции высокотехнологичных отраслей в валовом внутреннем продукте Российской Федерации за 2017–2021 гг., %
Источник: составлено авторами по данным [6]
Рис. 2. Динамика затрат на технологические инновации организаций Российской Федерации за 2017–2021 гг., млн рублей Источник: составлено авторами по данным [6]
Влияние инновационной деятельности на экономику можно охарактеризовать как эффект мультипликатора. Прямо или косвенно инновации способствуют обеспечению экономического роста на местном и региональном уровнях. В данном аспекте ключевую роль играет имеющийся потенциал и состояние инфраструктуры, обеспечивающей инновационную деятельность, развитие которой протекает под влиянием взаимодействия между заинтересованными сторонами данной сферы [8, с.104]. Для достижения вышеперечисленных эффектов необходимо выделение значительных объемов финансовых и инвестиционных ресурсов в данную область. На рисунке 2 отражена динамика затрат на технологические инновации организаций Российской Федерации за 2017–2021 годы.
В 2017–2021 годах объем затрат на технологические инновации организаций в Российской Федерации увеличился более чем на 69%, что является положительной динамикой в аспекте обеспечения инновационного и технологического развития российской экономики. За соответствующий промежуток времени отмечается увеличение объема продаж через Интернет более чем в 3 раза, а также ускоренное развитие дистанционных каналов и системы бесконтактных платежей. Как отмечают Карпунина Е.К., Галиева Г.Ф. и Федотова Е.В. развитие российского цифрового сегмента не только повышают уровень обеспечения экономической безопасности, но и влекут за собой риски появления новых угроз и вызовов, например, киберпреступность, утечка информации, кибершпионаж и сбой программного обеспечения [9, с.93-95]. Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности организаций является одним из ключевых в сфере экономической безопасности, для чего необходимо проведение анализа факторов, определяющих привлекательность рынка [10, с.287]. Одним из такого рода факторов является количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, динамика которых за 2017–2021 годы в Российской Федерации представлена на рисунке 3.
В 2017-2021 годах в Российской Федерации отмечается снижение общего числа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 10,36%. Однако в общей структуре наблюдается значительный прирост опытно-конструкторских, проектных и технологических работ (+119,34%). Реализуемая государственная инновационная политика представляет собой композицию мер различной направленности, учитывает существенную специфичность национальных инновационных политик [12, с.78-79].
Рис. 3. Динамика зарегистрированных НИОКР в Российской Федерации за 2017–2021 гг., единиц Источник: составлено авторами по данным [11]
Рис. 4. Динамика числа выявленных результатов интеллектуальной деятельности в Российской Федерации за 2017–2021 гг., единиц Источник: составлено авторами по данным [11]
Российская государственная инновационная политика во многом направлена на рост эффективности национального производства за счет инновационной деятельности, технологического развития, повышение конкурентоспособности наукоемкой продукции, государственное регулирование инновационной деятельности, концентрация государственных финансовых ресурсов на стимулировании и поддержки инновационной деятельности, создание благоприятных рыночных отношений в инновационной сфере, укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности [13, с.155-156]. Исследователи и ученые отмечают тот факт, что цифровизация экономических процессов является также одним из важнейших направлений государственной политики: развитие цифровой экономики стимулирует инновационную деятельность, что подразумевает работы с данными, производства соответствующей продукции, взаимодействие с окружающей средой [14, с.113-114]. Одним из ключевых экономических выражений инновационного развития являются выявленные результаты интеллектуальной деятельности, динамика которых за 2017–2021 годы в Российской Федерации отражена на рисунке 4.
В 2017-2021 годах общее количество выявленных результатов интеллектуальной деятельности в Российской Федерации увеличилось на 3,29%. Наибольший прирост отмечается по количеству программ, алгоритмов и баз данных (+30,93%). Для дальнейшего стимулирования развития инновационной, технологической и научной сфер необходимо привлечение частных инвестиций, совершенствование нормативно-правового регулирования данных сфер, развитие соответствующей инфраструктуры, дальнейшая интеграция с реальным сектором экономики, рынком труда, повышение уровня инновационной активности организаций, формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научной технологического развития Российской Федерации [15, 16].
Привлечение государственных финансовых ресурсов и частных инвестиций в инновационную сферу является важнейшим фактором роста региональных экономик, причем в большей степени это проявляется в регионах с высоким уровнем специализации в секторах обрабатывающего производства и сфере услуг [17, с.2335]. На современном этапе развития российской экономики в аспекте инновационного и технологического развития кадры становятся ключевым фактором роста. Унтура Г.А. в своем исследовании отмечает важность финансирования ВУЗов, пространственной близости регионов, схожести производств, адаптационных способностей кадров [18, с.126-127].
Заключение
Инновационное развитие российской экономики протекает в условиях влияния факторов внешнего и внутреннего характера. Пандемия коронавирусной инфекции и усиление внешнего санкционного давления со стороны ряжа зарубежных стран в отношении Российской Федерации стали одними из такого рода внешних факторов, обусловившими условия функционирования, характер и траектории ее инновационного и технологического развития. За рассматриваемый промежуток времени доля продукции высокотехнологичных отраслей в валовом внутреннем продукте Российской Федерации увеличилась на 1,8% в абсолютном выражении и достигла отметки в 23,6%, а объем затрат на технологические инновации организаций увеличился более чем на 69%, снижение общего числа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 10,36%, при этом в общей структуре наблюдается значительный прирост опытно-конструкторских, проектных и технологических работ (+119,34%). На современном этапе необходимым является совершенствование нормативно-правового регулирования, переход к цифровым, интеллектуальных и производственных технологий в экономике, создание возможностей для выявления талантливой молодежи, формирование эффективной интеграции между реальным сектором экономики, наукой, инновационными кластерами и центрами.